"Великий круговорот жизни"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Комбинированный урок для 3-х классов по окружающему миру на тему "Великий круговорот жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikiy_krugovorot.doc831 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир.

Тема: «Великий круговорот жизни»

Цель: ознакомить с круговоротом жизни на Земле.

Задачи:

1. Познакомить с основными звеньями круговорота жизни, его звеньями, составом, их функциями.

2. Развивать умение анализировать текст, делать обобщения, формулировать выводы.

3.Формирование умения работать в группе.

Оборудование:

  1. Карточки для работы с текстом.
  2. Схема круговорота жизни на Земле.
  3. Презентация «Великий круговорот жизни».

Ход урока.

  1. Введение в тему урока.

Наверное, ты знаешь знаменитый мультфильм «Король Лев» или такую книгу. Помнишь, что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?

   «Он сказал:

 - Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп!

 - Но ведь мы едим антилоп! – воскликнул Симба.

 - Верно. Но дай мне объяснить, - сказал Муфаса. – Когда мы умираем, наши тела превращаются  траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»

-Значит, какая тема нашего урока? (Великий круговорот жизни).

Слайд №1.

  1. Активизация знаний

– Чтобы понять, как это происходит, познакомимся с текстом учебника с. 118-119. По ходу чтения выделите ключевые слова.

(самостоятельное чтение текста).

  - Какие ключевые слова вы выделили?

(название звена, состав звена, функция)

Слайд №2.

  - Заполните таблицу. Работа выполняется индивидуально в таблицах.

   

Название звена

Состав звена

Функция

Текст учебника.

  Основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов: производители, потребители и разрушители.

  Организмами-производителями учёные-экологи называют растения. Ведь только они способны, используя энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа и воды.

  Животные потребляют вещества, производимые растениями, поэтому их называют организмами-потребителями.

    Бактерии и грибы разрушают мёртвые остатки растении и животных. Благодаря им, эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается с образованием необходимых растениям солей. Вот почему учёные называют бактерии и грибы организмами-разрушителями.

 

-Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?

(зачитываются слова 1 столбика)

Слайд №3.

Название звена

Состав звена

Функция

Организмы-производители

Организмы-потребители

Организмы-разрушители

-Что входит в состав каждого звена и почему они получили такое название?

(заполняется 2 столбик таблицы)

Слайд № 4

Название звена

Состав звена

Функция

Организмы-производители

Растения

Организмы-потребители

Животные

Организмы-разрушители

Грибы и бактерии

-Какова роль каждого звена в этом круговороте?

(заполняется 3 столбик)

Слайд № 5.

Название звена

Состав звена

Функция

Организмы-производители

Растения

Производят питательные вещества (сахар, крахмал)

Организмы-потребители

Животные

Потребляют вещества

Организмы-разрушители

Грибы и бактерии

Разрушают остатки животных и растений

Прочитайте текст на с.120.

-Какую роль играет почва в круговороте и почему её не включили в таблицу?

Огромную роль в круговороте веществ играет почва. В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения.

Работа в тетради на печатной основе.

Слайд № 6.

 Задание №1 выполняется индивидуально с последующей коллективной проверкой.

3. Открытие новых знаний (взаимосвязь между звеньями цепи)

Работа в группах.

Выполнение задания №2.

Каждой группе выдаются карточки-«помощники».

1. Условия, при которых растения образуют органические вещества.

2. Потребители органических веществ.

3. Причины, по которым мы не видим организмы погибших растений и животных.

4. Роль почвы в этом круговороте.

Выступление представителей групп. Обсуждение составленных схем.

Коллективное обобщение. Слайд № 7

Составление схемы-опоры.

С чего начинается любая цепь питания? (растения)

Организмы-производители

(растения)


-При каких условиях растения образуют органические вещества?

                       Углекислый газ              Солнечный свет                               Вода

Организмы-производители

(растения)


                             

                                      Органические

                                                                                                                       вещества

- Кто потребляет органические вещества?

Углекислый газ              Солнечный свет                               Вода

Организмы-производители

(растения)


                             

                                      Органические

                                                                                                                       Вещества

Организмы-потребители

(животные)

 - Вспомните признаки живой природы. (рождаются, питаются. дышат, размножаются, умирают)

- Почему же мы не видим организмы погибших растений и животных? (работают организмы-разрушители: бактерии и грибы)

Углекислый газ              Солнечный свет                               Вода

Организмы-производители

(растения)


                             

Неорганические

вещества

                                      Органические

вещества

Организмы-разрушители

(грибы, бактерии)

Органические

вещества

Организмы-потребители

(животные)

Слайд № 6.

 Задание №1 выполняется индивидуально с последующей коллективной проверкой.

 -Какую роль играет почва в этом круговороте? Вспомните. Что является главной составляющей почвы?(перегной).

- Из него под воздействием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями  питаются животные

   Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действие организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются животные.

   Вот так вещества и «путешествуют» в природе.  И круг этот разорвётся, если исчезнет почва.

4. Закрепление.

Проводится в тетради на печатной основе «Проверь себя».

5.Самооценка.

 - Оцените свою работу. ( Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Зелёный цвет - всё получилось; жёлтый цвет – есть недочёты, но старался; красный цвет – получилось плохо, не доволен работой; синий цвет – не могу оценить).

Resource id #5934

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. Великий круговорот жизни.

Все живые организмы  и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете. Этот круг разорвется, если исчезнет какое-нибудь звено....

Урок "Великий круговорот жизни"

Герои сказки «Король Лев»  Муфаса и Симба помогают узнать как происходит ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ....

Урок окружающего мира "Великий круговорот жизни"

Конспект урока окружающего мира " Великий круговорот жизни " для 3 класса. Программа " Школа России"....

Тема урока "Великий круговорот жизни".

Предмет "Окружающий мир". Комбинированный урок для 3-х классов. Тема: "Великий круговорот жизни"....

презентация на тему урока "Великий круговорот жизни"

Презентация на тему урока "Великий круговорот жизни" для 3-х классов....