Словарь для учащихся 4 класс «Окружающий мир»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Чуканова Любовь Михайловна

В словаре представлены основные понятия, которые должны знать учащиеся 4 класса в рамках курса "Окружающий мир"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарь для учащихся  4 класс  «Окружающий мир»

 Составила учитель географии  Чуканова Л.М.     2013-2014г.

Тема 2.Планета Земля

  1. Планета- небесное тело ,которое не излучает свет.
  2. ЗЕМЛЯ, планета, на которой мы живем; третья от Солнца и пятая из крупнейших планет в Солнечной системе.
  3. Звезда- небесное тело ,которое  излучает собственный  свет.
  4. Вселенная – это весь существующий мир. Она бесконечна во времени и пространстве.
  5. Галактика- огромное скопление звезд( Млечный путь)
  6. Солнце- это звезда пылающий газовый шар, вокруг которого вращаются планеты.
  7. Солнечная система – Солнце, планеты, спутники, кометы, астероиды. Как полагают, Солнечная система сформировалась из вихревых газово-пылевых облаков ок. 5 млрд. лет назад
  8. Луна – спутник  Земли в 1969 г. Нил  Амстронг «вступил»  на поверхность Луны.  Под влиянием притяжения Солнца, Луны и других планет на протяжении года форма орбиты и конфигурация Земли слегка меняются, а также возникают приливы.

Сила земного притяжения, или гравитация, удерживает Луну на орбите, а атмосферу – вблизи земной поверхности.

  1. Земная ось – это воображаемая прямая, проходящая через центр и полюса Земли.
  2. Орбита – путь, по которому движутся планеты вокруг Солнца. орбита Земли это эллипс
  3. Геоид – форма планеты Земля
  4. Земля вращается вокруг своей оси. Хотя это движение и не заметно на поверхности, точка на экваторе перемещается со скоростью ок. 1600 км/ч. Земля совершает один оборот вокруг оси за 23 ч 56 мин 4,09 с. – сутки.  Вращение происходит с запада на восток, т.е. против часовой стрелки (если смотреть со стороны Северного полюса)
  5. Земля также обращается вокруг Солнца по орбите со средней скоростью 29,8 км/с, Ось вращения Земли наклонена к плоскости орбиты под углом 66°,5 благодаря чему происходит смена времен года.

Когда Солнце находится над Северным тропиком --- в Северном полушарии начинается лето, при этом Земля располагается дальше всего от Солнца.

В Южном полушарии лето начинается, когда Солнце поднимается над Южным тропиком   В это время в Северном полушарии начинается зима.

  1. Среднее расстояние до Солнца 149 598 тыс. км
  2. Глобус - Уменьшенная модель земного шара .
  3. 22 декабря – день зимнего солнцестояния.
  4. 23 сентября – день осеннего равноденствия
  5. 21 марта - день весеннего  равноденствия
  6. 22 июня день летнего солнцестояния.
  7. Площадь поверхности Земли = 510 млн км² из них 361 млн. км2 приходится на воду.
  8. Еще в 3 в. до н.э. греческий ученый Эратосфен довольно точно рассчитал радиус Земли.
  9. Расстояние от центра Земли до экватора = 6 378 км

                                                  до полюсов = 6 356 км

  1. Длина экватора = 40 000 км
  2. Длина 1 градуса по меридиану = 111 км.
  3. Земля представляет собой сферу,

 состоящую из трех слоев – твердого (литосферы),

жидкого (гидросферы) и газообразного (атмосферы). Плотность пород, слагающих литосферу, увеличивается по направлению к центру. Так называемая «твердая Земля» включает ядро, выполненное главным образом железом, мантию, состоящую из минералов более легких металлов (например, магния), и относительно тонкую твердую кору. Местами она раздроблена (в областях разломов) или смята в складки (в горных поясах).

Тема 3.Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта

  • Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Большая часть суши расположена в Северном полушарии.

  • Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
  • Части света: Америка, Африка, Антарктида, Европа, Азия, Австралия.
  1. Градусная сетка- Изображение параллелей и меридианов на глобусе и карте
  2. Экватор- Окружность , которая проводится на одинаковом расстоянии от полюсов .
  3. Параллель- Линии окружности, проведенные параллельно экватору к северу и югу от него
  4. Меридианы -Линии окружности проведенные от одного полюса к другому 
  5. Тропики – ( Северный, или тропик РАКА, и Южный, или тропик КОЗЕРОГА)область прилегающая к экватору, где хоть раз в году Солнце бывает в зените.( на северном тропике 22 июня; на южном тропике -22 декабря.)
  6. Полярные круги – воображаемая линия, ограничивающая область, где полярная ночь или полярный день. 
  7. Географический полюс- Точка, через которую проходит воображаемая ось земли
  8. План местности-  Чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе на плоскости с помощью условных знаков
  9. Географическая карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
  10. Масштаб  - Показывает во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении его на бумаге .
  11. Горизонт-  Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности .
  12. Линия горизонта -  Граница видимого пространства, где нам кажется , что небо сходится с землей ( СТОРОНА ГОРИЗОНТА , КОТОРАЯ ИМЕЕТ АЗИМУТ 90 градусов)
  13.  (Полюс холода Земли - (греч. polos — ось) — области с наименьшими температурами данного полушария. В северном полушарии полюс холода расположен в понижениях Верхояно-Колымских гор, где континентальный воздух Сибирского антициклона неподвижно остается на большое время. Так, в бассейнах озерами Яны и Индигирки (метеостанции Верхоянск и Оймякон) зарегистрированы температуры воздуха в -68° и -72°С, а средняя за январь -48° и -50°С. До -65°С снижаются температуры и на ледяном щите Гренландии. Для южного полушария отмечен полюс холода в восточной части Антарктиды на высоте 3500 м -89°С.)
  14. Ориентироваться - Значит уметь определить свое местонахождение по отношению к окружающим предметам

Основные стороны горизонта:

  1. восток – направление на восход Солнца,
  2. запад – направление на закат Солнца,
  3. север – направление на Полярную звезду,
  4. юг – направление на Солнце в полдень.
  1. Азимут - Угол , направленный на север и на какой-либо предмет

Тема 4.Формы земной поверхности ( Литосфера)

Литосфера- Твердая каменная оболочка Земли . К литосфере относят земную кору и верхнюю часть мантии.

 Плотность пород, слагающих литосферу, увеличивается по направлению к центру. Так называемая «твердая Земля» включает ядро, выполненное главным образом железом, мантию, состоящую из минералов более легких металлов (например, магния), и относительно тонкую твердую кору. Местами она раздроблена (в областях разломов) или смята в складки (в горных поясах). 

  1. Земная кора – тонкая внешняя оболочка Земли средней мощностью 32 км. Наиболее тонкая она под океанами (от 4 до 10 км), а наиболее мощная – под материками (от 13 до 90 км). На кору приходится примерно 5% объема Земли.
  2. Гора-Часть земной поверхности, высоко поднятая над равниной и сильно расчлененная
  3. Пик – Остроконечная  вершина  горы
  • Горные системы:

1.Гималаи-г.Джомолунгма,

2.Кордильеры- г.Мак-Кинли,

3.Анды-г.Аконкагуа,,

4.Альпы-г.Монблан,

5.Кавказ-г. Эльбрус,,

6.Урал-г. Народная,

7.Аппалачи,

8.Атлас-г.Тубкаль,

9.Большой водораздельный хребет-г. Косцюшко,

10.Тянь-Шань,

11.Саяны,

12.Алтай-г. Белуха,

13.Тибет.

  1. Вулканы: Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи, Эребус (Антарктида), Этна, Фудзияма Вулкан -  Конусообразная , куполовидная гора с углублением на вершине, через некоторое происходит извержение магмы
  2. Равнина - Обширные участки суши с ровной или холмистой поверхностью (часть земной поверхности с различием относительных высот неровностей на ней не более 200 м)
  3. РАНИНЫ по высоте: низменности – 200м.; возвышенности – 500м. ; плоскогорья – 1000м.
  • Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины, Амазонская низменность, Среднерусская возвышенность, Прикаспийская низменность, пустыня Сахара, пустыня Калахари, Индо-Гангская низменность, Месопотамская низменность, Большая пустыня Виктория, пустыня Гоби.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.

  1. Движение земной коры- Природное явление , происходящие в твердой оболочке земли
  2. Сейсмограф- Прибор, фиксирующий колебания земной коры
  3. Землетрясение - Резкие колебания земной коры, возникающие в результате смещений в земной коре
  4. Выветривание - Разрушение и изменение горных пород под воздействием колебаний t, влаги , живых организмов , ветра
  5. Рельеф- Все неровности земной поверхности
  6. Горные породы –природное тело,  состоящее из 1 или нескольких минералов.
  7. Минералы - Однородное образование (Природное тело) из которых состоят  горные породы 
  8. Полезные ископаемые -  Горные породы, которые человек добывает и использует в хозяйственной деятельности
  9. самая высокая точка на Земле – гора Джомолунгма (Эверест) в Гималаях (8848 м над уровнем моря),
  10.  самая низкая – на дне впадины Челленджер в Марианском желобе вблизи Филиппин (11 033 м ниже у.м.).
  11. Глубина на суше: 
  • в золотоносные рудники ЮАР ( АФРИКА) глубина свыше 3 км,
  • нефтяная  скважина Техас  (С.Америка) глубина ок. 8 км
  • самая  глубокая  в мире – более 12 км – Кольская  буровая экспериментальная  скважина (Россия).

**** Всё ниже и ниже.

По мере приближения к центру Земли объекты располагаются следующим образом

  1. Дно Мертвого моря
  2. Дно Марианской впадины
  3. Забой сверхглубокой скважины на севере Австралии
  4. Поверхность ледника на Южном полюсе
  5. Поверхность ледников на Северном полюсе

Тема 5.Атмосфера – воздушная оболочка Земли

  1. Атмосфера – Воздушная (Газообразная) оболочка

 воздушная оболочка Земли, состоящая из пяти концентрических слоев – тропосферы, стратосферы, мезосферы, термосферы и экзосферы.

  1. Воздух-  естественная смесь газов, составляющая атмосферу Земли( АЗОТ-78%, КИСЛОРОД- 21% 1%- АРГОН,ВОДЯНОЙ ПАР,ОЗОН,УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ и др.)
  2. Озоновые дыры – участки в атмосфере, где содержание озона меньше.
  3. Парниковый эффект – свойство атмосферы  ( в основном водяного  пара  и углекислого газа) пропускать солнечное тепло на земную поверхность, но задерживать тепло от нагретой Земли.
  4. Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении из области высокого давления в область низкого давления.
  5. Пояса освещенности – части поверхности Земли ограниченные тропиками и полярными кругами различающиеся по условиям освещенности (ПОЛЯРНЫЙ, УМЕРЕННЫЙ, ТРОПИЧЕСКИЙ).
  6. Тепловые пояса – пояса Земли с определенными условиями температурного режима (ЖАРКИЙ, УМЕРЕННЫЙ, ХОЛОДНЫЙ, ПОЯС ВЕЧНОГО МОРОЗА).
  7. Погода – состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данной местности.
  8. Климат – многолетний режим погоды.

Тема 6.Гидросфера

  1. Круговорот воды в природе -  Процесс перемещения воды из океана на сушу, и с суши в океан
  2. Гидросфера - Водная оболочка 

Почти 98% гидросферы составляют соленые воды океанов и морей, покрывающих ок. 71% земной поверхности.

Части Мирового океана- море,залив,пролив,остров,полуостров,архипелаг.

  1. Пролив- Неширокое водное пространство, ограниченное с 2-х сторон берегами материков или остров

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский, Мозамбикский, Суэцкий канал, Панамский канал.

  1. Залив-Часть океана(моря) глубоко вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский, Гудзонов, Финский.

  1. Море- Часть океана отделенная сушей

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское, Аравийское, Филиппинское, Карское, Азовское, Восточно-сибирское, Мертвое, Мраморное.

  1. Соленость -Кол-во граммов веществ, растворенных в одном литре воды. Морская вода представляет собой раствор, содержащий в среднем 3,5% минеральных веществ (ее соленость обычно выражается в промилле, ‰).

Основным компонентом морской воды является хлористый натрий, присутствуют также хлорид и сульфат магния, сульфат кальция, бромид натрия и др.

Некоторые внутренние моря благодаря поступлению огромного количества пресной воды имеют менее высокую соленость

(например, максимальная соленость Балтийского моря 11‰), тогда как другие внутренние моря и озера отличаются очень высокой соленостью ( Мертвое море – 260–310‰, Большое Соленое озеро( Северная Америка) – 137–300‰).

 СУША В ОКЕАНЕ

  1. Острова- Небольшие участки суши со всех сторон окруженные водой
  2. Архипелаг- (итал. arcipelago), группа островов, расположенных близко друг от друга
  3. Атолл- Результат деятельности коралловых полипов, отмирая их известковые  скелеты образуют твердую основу острова  (- кольцеобразный коралловый остров в виде узкой гряды, окружающий  или  полуокружающий  неглубокую лагуну (не глубже 100 м). Эта коралловая постройка иногда достигает 2000 м мощности  в тропических широтах Индийского и Тихого океанов. Она постепенно нарастает на возвышенностях океанического дна и часто на потухших вулканах. Атоллы могут достигать 50 км в поперечнике при высоте до 4-5 м над уровнем воды, а их скопления вдоль берегов образуют барьерные рифы)

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия, Филиппинские, Гавайские, Шри-Ланка, Великобритания, Новая Земля.

  1. Полуостров - Суша, далеко вдающаяся в океан

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска, Калифорния, Таймыр, Флорида.

  1. Река – это постоянный водный поток , текущий в углублении(Русло)
  2. Озёра – скопление воды в углублении на суши.
  3. Исток – начало реки.
  4. Устье – место впадения реки( в океан, в море, в озеро, в другую реку)
  5. Болото – это переувлажненные участки местности.
  • Реки: Нил, Конго,  Амазонка, Миссисипи, Енисей, Волга, Дунай, Днепр, Лена, Обь-Иртыш, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы, Тигр, Евфрат, Амур, Муррей,
  • Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера, Чад, Ладожское, Танганьика, Эйр (Австралия).
  •  Водопады: Ниагарский (С.А.), Виктория (Африка), Анхель (Ю.А.).

Тема 7.Биосфера

  1. Биосфера- Сфера возникновения и развития жизни на земле. Термин введен в 1875г. австрийским геологом Зюссом.
  2. Человеческая  раса-
  3. Страна-территория имеющая границы, независима или находится под властью другого государства ( колония).
  4. Почва – рыхлый плодородный слой земной коры.
  5. Природная зона - крупный природный комплекс, с одинаковой температурой, влажностью, почвой , растениями, животными.
  6. Географическая оболочка – целостная ,непрерывная оболочка Земли, среда обитания человека, охватывающая взаимно проникающие друг в друга и взаимодействующие нижние слои АТМОСФЕРЫ,ГИДРОСФЕРУ, БИОСФЕРУ, верхние толщи ЛИТОСФЕРЫ.
  7. Экология – наука о взаимодействии общества и природы.
  8. Народ (этнос) - от греч.ἔθνος — Народ  — группа людей, объединённая общими признаками, (происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.)

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз, Норвегия, Финляндия, Украина, Белоруссия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, КНДР, Япония, Грузия,  Казахстан, Монголия, Азербайджан, Египет, Алжир, Бразилия, Аргентина, Ливия, Франция, Италия, Испания, Германия, Греция, Турция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Окна в окружающий мир"(строение глаза) презентация к уроку 4 класс окружающий мир

К уроку Окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А. презентация по теме "Окна в окружающий мир" поможет детям лучше усвоить строение глаза человека....

Проверочная работа по окружающему миру на тему «Карта – наш экскурсовод», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему "Карта-наш экскурсовод", 4 класс, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой ("Перспектива")...

Проверочная работа по окружающему миру на тему «По равнинам и горам», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему «По равнинам и горам», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий природный мир" 2-3 класс, "Окружающий социальный мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)

Календарно-тематическое планирование по предмету: "Окружающий мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)...