Рабочая программа предмет факультатив "Я - гражданин России", 4 класс, автор курса Н. Я. Чутко
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Планирование факультатива "Я - гражданин России", 4 класс, автор курса Н. Я. Чутко (система Л. В. Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_fakultativ_ya_-_grazhdanin_rossii.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3» г. Рубцовска

«ПРИНЯТО»

Руководитель МО

________________________

Протокол № __ от _________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Гимназия №3» _____________________________

приказ ____ от _______________

Рабочая программа

 Предмет ____факультатив «Я – гражданин России»___________

 Класс   ___4 - Б__ 

 

Срок реализации   2013…-  2014… учебный год

Количество часов: 32__; в неделю _1_ час

Планирование составлено на основе  программы начального____ общего образования по изобразительному искусству  (автор Н. Я Чутко)_____________ федерального___ компонента государственного стандарта  общего________ образования (система Л. В. Занкова) Самара:_Издательский дом ФЕДОРОВ Издательство «Учебная литература»,  2010 _______________

Учебник  __________________________________________________________

Составитель _Захарова Л. В.

учитель начальных классов

высшей квалификационной карегории

(Ф.И.О. учителя, предмет,

квалификационная категория)

Рубцовск, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Я – гражданин России

Автор

Н. Я. Чутко

В системе Л.В. Занкова существенная роль в процессе расширения возможностей активизации школьников в усвоении знаний, в их личностном становлении и развитии отводится интегративным курсам, рассчитанным на укрепление межпредметных связей и содействие целостному отражению действительности.

Интегрированный курс «Окружающий мир» объединяет естествоведческие и обществоведческие знания, содействуя органическому взаимопроникновению знаний по географии, биологии и истории, формируя в сознании ребенка целостную картину мира (чему Л.В. Занков, раскрывая общее развитие младших школьников, придавал особое значение).

Своеобразие и определенная сложность проблематики курса «Окружающий мир» обосновывает необходимость создания факультативных курсов, в частности, факультативного курса «Я - гражданин России».

Цель курса - расширить общественно значимые знания ребенка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному устройству России, дать представление о социальном начале человека, о его становлении и развитии и, в конечном итоге, способствовать социализации ребенка.

Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний (на данном этапе - на уровне представлений), тем быстрее он займет необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения, тем более адекватно и активно действовать в сложной, противоречивой, далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».

Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:

■        содействие ребенку в понимании особенности общественных отношений в семье, городе или деревне, в стране, входящей в систему стран всего мира;

■        воспитание патриотизма через осознание ребенком сопричастности истории своей страны;

■        помощь в понимании своей причастности государству, представляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; воспитание основ правового сознания;

■        воспитание толерантности, уважения к ценностям иных народов, культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;

■        обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребенком социальных ценностей, определенных норм морали, нравственности.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном - в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления - при их осмыслении - содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей).

Курс «Я - гражданин России» состоит из двух частей. Первая часть изучается в 3 классе. Для учащихся составлен учебник-хрестоматия «Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир)», в котором авторский текст соединен с отрывками из документальных источников, литературных произведений, рассказов, сказок, мифов.

Вторая часть курса изучается в 4 классе. Здесь линию углубленного знакомства школьников с окружающим миром продолжает учебник-хрестоматия «Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое)», который может быть использован на уроках, непосредственно посвященных окружающему миру, но в основном на факультативных занятиях.        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4класс (32 часа)

Раздел 1. Древняя Русь  (6 часов)

        Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы, Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (в отдельных примерах).

        Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар.

Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере.

        Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Раздел 2. Московское государство (6 часов) 

        Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Фёдоров.

        «Смутное время» . Защита отечества от иноземных захватчиков в начале XII века. Минин и Пожарский, Иван Сусанин. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке.

Раздел 3. Российская империя (5 часов)

        Пётр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Новая столица России. Полтавская битва.

        Послепетровская Россия. Екатерина II. М. Ломоносов, А. Суворов. Культура России XVII.

Раздел 4. XIX век России (5 часов)

        Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. Кутузов. Николай I и декабристы.

        Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь и быт. Культура России.

Раздел 5. XX – XXI. История и современность (8 часов)

        Конец Российской империи. падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. образование СССР.

        Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла.

        Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. Культура России.

        Новая Россия – государственное устройство (Российская Федерация, президент, правительство, Федеральное Собрание). Государственные символы (герб, флаг, гимн)

Заключение (1 час)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ЧЕТВЁРТОГО  КЛАССА

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

  • владеть общеучебными умениями:

 - наблюдения, слушания, чтения;

 - классификации и обобщения;

 - самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно содержательным особенностям учебной деятельности);

 - пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;

 - установление причинно – следственных связей, закономерностей;

  • знать/ понимать

- значения ключевых слов, раскрывающих курс: государство,  гражданин России, гражданин мира. Государственные символы; искусство, культура; значение поворотных моментов в истории государства и наиболее важных событий материальной и духовной культуры страны;

  • уметь:

- использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

 - ориентироваться в периодах нашей предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);

 - пользоваться картой (определение границ России, крупных её городов);

 - рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трёх), ряда других стран, родного края (не менее трёх);

 - различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).

Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:

  1. Чутко Н. Я.  Я – гражданин России (Моё настоящее и далёкое прошлое):. Учебное пособие для 4 класса - Самара: Учебная литература: «Фёдоров».

Работа по данному курсу обеспечивается УМК для учащихся:

  1. Чутко Н. Я. , Авдейчук Н. Г.  Методические пояснения к учебнику – хрестоматии «Я – гражданин России». 4 кл.  - Самара: Учебная литература: «Фёдоров

Тематическое планирование

Название раздела программы

Количество  часов

Сроки изучения раздела

Кол-во лабораторных и практических работ

Кол-во контрольных работ

Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи

1.

Введение

1

Древняя Русь  

6

2.

Московское государство

6

3.

Российская империя

5

4.

XIX век России

5

5.

XX – XXI. История и современность

8

6.

Заключение

1

Итого:

32

6.

Резерв

2

Календарное  планирование

№ урока

Дата

Корректировка программы

Тема урока

Количество  часов

Применение ЦОР

Используемое оборудование

2

1

Введение

Зачем мне история?

1

хрестоматия

2

Древняя Русь  

Восточные славяне и их соседи.  Образование Древнерусского государства. Крещение Руси.

1

видеофрагмент

проектор

3.

Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый.

1

карта

4.

 Основание Москвы, Юрий Долгорукий.  Культура древности, родной край в древности. (в отдельных примерах)

1

видеофрагмент

проектор

5  

Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар.

1

ЭОР

проектор

6

Новгородская Русь Александр Невский. Невская битва на Чудском озере.

1

видеофрагмент

проектор

7

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

1

карта

8

Московское государство

Первый русский царь Иван Грозный.

1

ЭОР

проектор

9

Расширение границ государства.

1

ЭОР

проектор

10

Жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Федоров.

1

ЭОР

проектор

11

«Смутное время»

1

хрестоматия

12

Защита отечества от иноземных захватчиков в начале VII века. Минин и Пожарский. Иван Сусанин.

1

видеофрагмент

проектор

13  

Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в VII веке.

1

видеофрагмент        

проектор

14

Российская империя

Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту).

1

видеофрагмент

проектор

15  

Новая столица России.

1

видеофрагмент

проектор

16

Полтавская битва.

1

ЭОР

проектор

17.

Послепетровская Россия. Екатерина II М. Ломоносов. А. Суворов.

1

ЭОР

проектор

18.

XIX век России

Культура России XVIII века.

1

ЭОР

проектор

19

XIX век России

Отечественная война 1812 года.

1

карта

20

Бородинское сражение. М. Кутузов.

1

видео-фрагмент

проектор

21

Николай I и и декабристы.

1

Видеофрагмент

проектор

22

Российская империя во второй половине XIX века.

1

хрестоматия

23

Отмена крепостного права. Жизнь и быт. Культура России.

1

ЭОР

проектор

24

XX – XXI. История и современность

Конец Российской империи. Падение царской власти.

1

видеофрагмент

проектор

25

Октябрьская революция. Гражданская война.

1

видеофрагмент

проектор

26

Образование СССР.

1

видеофрагмент

проектор

27

Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла.

1

видеофрагмент

проектор

28

Послевоенное восстановление хозяйства страны.

1

видеофрагмент

проектор

29

Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. Культура России.

1

видеофрагмент

проектор

30

Новая Россия - Государственное устройство (Российская Федерация, президент, правительство, Федеральное Собрание).

1

ЭОР

проектор

31

Государственные символы (герб, флаг, гимн)

1

ЭОР

проектор

32

Заключение

1

хрестоматия

Итого: 32 часа

33.

34

Резерв

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмет литературное чтение, 4 класс, авторы курса В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова

Планирование программы по литературному чтению, 4 класс, автор учебника Н. А. Чуракова (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа предмет русский язык, 4 класс, автор курса А. В. Полякова

Планирование уроков русского языка, 4 класс, автор учебника А. В. Полякова (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа предмет окружающий мир, 4 класс, авторы курса Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков

Планирование уроков окружающего мира, 4 класс, авторы учебника Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа предмет физическая культура, 4 класс, авторы курса В. И. Лях, А. А. Зданевич

Планирование уроков физической культуры, 4 класс, авторы курса В. И. Лях, А. А. Зданевич (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по "Литературному чтению" 3 класс, автор курса Е. И. Матвеева (система Эльконина-Давыдова)

Программа разработана в соответствии ФГОС и примерной авторской программой "Литературное чтение" Е. И. Матвеевой 3 класс...

Рабочая программа кружка "Я гражданин России" для 2 класса. Горский. ПНШ.

Рабочая программа кружка "Я гражданин России" с КТП для 2 класса и УДД. Горский. ПНШ....

Рабочая программа кружка "Я-гражданин России". 1 класс.

Рабочая программа кружка "Я-гражданин России". 1 класс....