Урок по окружающему миру по теме "Семейный бюджет" с презентацией 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок с презентацией и приложением работ детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon okr.mir_.zip1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя: Главатских Надежда Анатольевна. Учитель начальных классов  МБОУ « Кезская средняя общеобразовательная  школа №1»

Предмет: Окружающий мир. Класс  3 . Учебник: Плешаков А.А.

Тема урока: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.

Тип урока: Изучение нового материала.

 Вид урока: нестандартный, с использованием ИКТ.

Продолжительность урока: (1урок - 45 мин.)                                                                                                                                                                         Цель:                                                                                                                                                                                                                            - познакомить с понятиями: “семейный бюджет”, виды дохода – гонорар, прибыль, рента. Для чего нужно составлять семейный бюджет.

Задачи:

1)Определить, из чего складывается семейный бюджет.                                                              2) Расширить словарный запас.                                                                                                     3) Учиться контролировать и корректировать свою работу.                                                                                                               Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, электронная презентация.

   Дидактический материал: карточки самооценки ; карточки с терминами;  

   4 листа А3 с таблицами: доходы, расходы, сбережения для работы в группах

   Планируемые  результаты:

  • Личностные: формирование устойчивой положительной самооценки; устойчивого учебно-познавательного интереса; вырабатывать навыки работы в группе.
  • Метапредметные: извлекать необходимую информацию из текста, осознанно и произвольно строить речевые высказывания, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать своё мнение, анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки рассуждений, выполнять проблемные задания;
  • Предметные: контролировать и корректировать свою работу и работу соседа. Сформировать первоначальное  представление о семейном бюджете и его составляющих частях; содействовать развитию внимания,  мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения составлять семейный бюджет «условной семьи», соотносить «доходы» с «расходами».  Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;
  •   Работать с учебником, выполнять проблемные задания;
  •   Вырабатывать навыки работы в группе.

Ход урока

1.Актуализация  знаний  и мотивация (3 – 4 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Учитель: - Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания. А помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.

- Садитесь.

Всю работу сегодня будем оценивать по карточке: сами себя,  сосед и учитель. За  правильно  выполненное задание ставим «5», за задания с 1  ошибкой  «4». А если что – то ещё вызывает затруднения,  ставьте - ?

(Приложение 1)

Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются.

Садятся на места, настраиваются на урок. Знакомятся с картой самооценки.

Обсуждаем виды работ и критерии оценивания.

Учитель: - На прошлом  уроке мы с вами говорили о … (государственном бюджете).

Что такое гос. бюджет?

(Слайд 1)

- Откуда государство получает доходы?

- Что такое налоги?

- На что государство расходует полученный доход?

(Слайд 2)

- Оцените свою работу

Учащиеся отвечают домашний материал. Ответы сверяются по слайдам на экране.

Оценивание своей работы и работы соседа по карточке.

2. Ориентировочный этап (4 -5 мин)                                                                                    Выявление места и причины затруднения, постановка темы урока.                                                                 Учитель:                                                                                                                                                                       - Спорят два школьника. Один говорит, что бюджет бывает только у государства, у семьи не бывает бюджета. И вообще,  его бюджет  не касается и не интересует. Пусть этим занимаются взрослые. Его товарищ считает, что дети должны быть в курсе доходов и расходов семьи.

-Кто из них прав?

Работа в группе . Дети обсуждают вопросы в паре; затем в группе и  высказывают свое мнение , аргументируют его.

3. Поисково-исследовательский этап (13 -15 мин)

Учитель:

- “Семейный бюджет” - вот тема  урока.
Задача наша – обсудить бюджет семьи,
Зачем он нужен, для чего?
Узнать, как можно распланировать его.
Мы будем  обсуждать, беседовать и спорить,
Искать ответы на эти вот вопросы.

Вывешиваю на доску Цель и задачи урока

(Приложение 2)

(Слайд 3 )

Учитель: - Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? Каким образом?

Работа в парах. Дети читают по карточкам с доски уже знакомые понятия и просматривают слайды. Бюджет семьи. Доходы семьи. Несколько учеников высказываются по заданным вопросам

Учитель: - Какие виды доходов могут быть ещё у семьи?

Работа по учебнику с.77 – 79. Несколько учеников высказываются по заданным вопросам.

- Какие новые виды доходов семьи вы узнали?

     (Слайд 4)

Вывешиваю на доску новые термины (Приложение3)

Дети читают по карточкам с доски новые понятия:

Прибыль - получает работник от работы фирмы

или своего частного хозяйства

Гонорар – это вознаграждение, которое получает писатель за свои книги или артист за свои выступления

Процент – за сбережения, которые хранятся в банке

Рента – это доход за собственность, отданную на временное пользование другому лицу за  регулярную выплату

(это может быть сдача квартиры в аренду, машины, мебели и т.д.)

(Приложение 3)

Учитель: - Сдает ли ваша семья что – нибудь в аренду?

Дети высказываются по вопросу.

- Есть вопросы по доходу семьи? Сделайте вывод – из чего складывается  семейный бюджет.

Учащиеся делают вывод: семейный бюджет состоит из доходов всех её членов.

Учитель: - Оцените свою работу.

Работа в парах, группах. Оценивание своей работы и работы соседа по части доходы семьи.

Учитель: - Тогда давайте разберем расходы семьи. На что семья может тратить свои доходы?

(Слайд  5)

Учитель: - Как, по-вашему, на эти предметы семья тратится каждый день? Каждый месяц? Каждый год?

(Слайд 6 )

Дети высказываются по собственному жизненному опыту и работают со слайдом.

Учитель: - Какие расходы обязательны ежемесячно?

(Слайд 7 )

Работа по учебнику с.79

Учитель: - Сделайте вывод, из чего складывается семейный бюджет.

Закрепление знаний по доходам и расходам семьи.

Учитель: - Оцените свою работу и работу соседа

Учитель: - А как вы полагаете, какой бюджет семьи правильный – где:                                    

доходы = доходам;          

 доходы  > расходов;

или доходы < расходов      

(Слайд 9)    

4. Физкультминутка   (2 мин)

Игра “Знаете ли вы номиналы денег?”.

Учитель называет разные числа, если есть такие номиналы денег, то дети хлопают в ладоши 2 раза; нет – приседают.

5. Практический этап  (9 – 10 мин)

Практический метод – выполнение задания по указанию. Творческое задание                                          Учитель:- Если нет вопросов, попробуем составить бюджет конкретной семьи.                                               - Сегодня у нас в гостях 4 условные семьи:                                                                                                               (Приложение 4)

Учитель называет фамилии семей.  Дети в группах встают, берутся за руки и говорят: «здесь» 1) Петровых                   2) Соловьевых                    3) Веселковых                   4) Васильевых                                                                                                                      Петровы: папа и мама работают, получают за свой труд зарплату;дедушка и бабушка – пенсии;
дети: школьник –
пособие, учащийся в институте – стипендию.                             Соловьевы: папа–предприниматель, владелец кондитерского цеха “Сладкоежка”, получает прибыль от работы фирмы; мама – врач, получает зарплату; бабушка – пенсию;
дети: посещает детский сад -
пособие; школьник – пособие; учащийся колледжа – стипендию.                                                                                                                        Веселковы: мама работает на швейной фабрике – зарплата; папа – писатель, за свои книги получает авторское вознаграждение – гонорар; дети: двое посещают детский сад – пособие;
школьник –
пособие               
Васильевы: мама – продавец в аптеке, получает зарплату; папа – водитель такси, получает зарплату; дедушка и бабушка – пенсии; двое школьников – получают пособие.                        

(Слайд 10)                                                                                                                                         Дети выбирают и записывают в свои таблицы- карточки, какие виды дохода есть в их “семье”. Заполняют  столбик расходов и сбережения.  Затем вывешивают свои работы на стене.  Взаимопроверка работ: подсчет доходов и расходов.

6. Рефлексивно- оценочный этап  (5 – 6 мин)                                                                     Учитель: - Оцените свою самостоятельную работу                                                                                 Оценивание работы по оценочным листам                                                                                                Учитель: - Давайте попробуем сделать вывод по теме сегодняшнего урока.                  

Что же такое семейный бюджет? (Слайд 11)

Учащиеся делают выводы по теме урока.

Учитель: - Как вы понимаете выражение «правильное ведение хозяйства»?

 (Слайд 12)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Дети сравнивают свой вывод с выводом на слайде

Учитель: – Согласны ли вы с тем, что «правильное ведение хозяйства» – это прежде всего умение экономить.              

Высказывания детей.                                                                                                                                        Учитель: - Как можно сэкономить на транспорте?        (Слайд 13)                                                                        Учитель: - На продуктах?               (Слайд 14)

Учитель: - На одежде и обуви?       (Слайд 15)  

Учитель: - Выплату на коммунальные услуги?           (Слайд 16)  

Учитель: - И тогда обязательно  найдутся деньги на  культурно-развлекательные мероприятия и туристические поездки. (Слайды 17 - 19)     

Учитель: - Пригодятся ли вам в жизни знания по семейному бюджету?  

- Оцените свою активность на протяжении всего урока, а также как вы проявили себя при работе в группе.                                                                                                                                                      Оценивание активности на уроке и умение общаться в группе в оценочных листах.                           Учитель: – Кто доволен своей работой сегодня на уроке? Поднимите большой палец руки.            

7. Домашняя работа  ( 3 мин)                                                                                                       (Слайд 20)                                                                                                                                                          1)стр.77 – 80                                                                                                                                                             2)тетрадь стр.41 – 42                                                                                                                                                            3) составить бюджет своей семьи на следующий месяц                                                                          (Слайд 21)                            

  Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по окружающему миру " Кто такие звери?" . 1 класс

Презентация к уроку по окружающему миру  "Кто такие звери?" 1 класс УМК "Школа России"....

Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Деньги" (3 класс, УМК "Школа России")

Всем учителям известно ,что темы по экономике трудны для понимания ребёнком. Поэтому я использую различные приёмы для того, чтобы облегчить детям понимание и запоминание материала. Надеюсь, моя презен...

Презентация к уроку по окружающему миру А.А. Плешаков 3 класс "Экономика и экология"

Цель:       познакомить с двумя сторонами экономики, влиянием экономики на  окружающую среду.                 ...

Презентация к уроку по окружающему миру. Тема: "Охрана животных". 3 класс.

Презентация к уроку по окружающему миру. УМК "Школа России". 3 класс. Тема: "Охрана животных" (по учебнику А. А. Плешакова)....

Презентация к уроку по окружающему миру "Лесные опасности" во 2 классе

Презентация разработана к открытому уроку по окружающему миру по теме "Лесные опасности"....