Черное золото Кузбасса
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) по теме

Пышнова Алла Васильевна

Внеклассное занятие по окружающему миру, посвященное 70-летию Кемеровской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_na_konkurs.zip1.65 МБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 99»

г.Новокузнецк, Кемеровской области

Факультативное занятие по окружающему миру по теме

 «Черное золото Кузбасса»,

3 класс

                                                                         Автор: Пышнова Алла Васильевна,

                                                                          учитель начальных классов

                                                                           pushnowaal@mail.ru 

Тема: Черное золото Кузбасса

(устный журнал с элементами исследовательской и частично-поисковой работы))

Цели: 1.Познакомить обучающихся  с одним из самых распространенных полезных ископаемых Кемеровской области – углем.

2. Расширить представление о профессиях , наиболее востребованных в регионе.

3. Воспитывать чувство гордости за людей , работающих в угольной отрасли и стремление быть похожими на них

Задачи: 1.Вовлечение в воспитательную и профориентационную работу с классом родителей, работающих на предприятиях ЕВРАЗа,

2. Создание условий для активизации  поисковой деятельности обучающихся;

3. Обучение работе в команде, умению  слушать и слышать  окружающих , совместно проводить исследовательскую работу и анализировать её результат

Оборудование и материалы: коллекции угля;  кусочки угля для практической работы, стаканы с водой, молоток, лупы, штатив  для хим опытов, спиртовка, мультимедийный проектор, компьютер, карта «Полезные ископаемые  Кемеровской области», барабан для викторины, бейджики с названием  и эмблемой  команды у каждого ученика,  призы для детей и подарки для гостей

Предварительная подготовка: дети заранее разделены на 4 команды, выбраны капитаны. Изготовлены  и вручены приглашения для родителей-шахтеров.

Форма проведения: Устный журнал с элементами исследовательской и частично-поисковой работы.

Место проведения: Учебный кабинет

План:

  1. Происхождение угля.
  2. Как добывают уголь
  3. Люди героической профессии  – шахтеры ( встреча с представителями  шахтеров)
  4. Свойства угля. Практическая работа.
  5. Применение угля
  6. Знатоки угольной промышленности (викторина)
  7. Итог. Награждение победителей и гостей.
  8. Задание для следующего занятия.

Ход урока:

  1. Оргмомент

Здравствуйте, Ребята. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие. А путешествие будет не простое. Совершить нам его помогут наши гости – ваши родители. Итак, в путь!

Закройте глазки,  представьте, что мы садимся в огромную машину времени (Звучит музыка). Открывайте! Что мы видим?

Мы с вами оказались в древнем лесу. А почему мы тут оказались?  Оказывается, именно здесь, в этом  густом, влажном лесу  природой  были созданы все условия, чтобы появился такой необходимый нам  продукт.

  1. Происхождение угля (Слайд 1 – 3 )

Сообщение ребенка «Откуда взялся уголь».

Образование каменного угля характерно для всех геологических систем начиная от силура и девона, очень широко Каменный уголь распространены в отложениях каменноугольной, пермской и юрской систем. Залегают Каменный уголь в виде пластов различной мощности (от долей м и до нескольких десятков и более м). Глубина залегания углей различна — от выхода на поверхность до 2000—2500 м и глубже. При современном уровне горной техники добыча каменного угля может производиться открытым способом до глубины 350 м.

Для образования угля необходимо обильное накопление растительной массы. В древних торфяных болотах, начиная с девонского периода, накапливалось органическое вещество, из которого без доступа кислорода формировались ископаемые угли. Большинство промышленных месторождений ископаемого угля относится к этому периоду, хотя существуют и более молодые месторождения. Возраст самых древних углей оценивается примерно в 350 миллионов лет.

Уголь образуется в условиях, когда гниющий растительный материал накапливается быстрее, чем происходит его бактериальное разложение. Идеальная обстановка для этого создается в болотах, где стоячая вода, обеденная кислородом, препятствует жизнедеятельности бактерий и тем самым предохраняет растительную массу от полного разрушения. На определенной стадии процесса выделяемые в ходе его кислоты предотвращают дальнейшую деятельность бактерий. Так возникает торф — исходный товар для образования угля. Если затем происходит его захоронение под другими наносами, то торф испытывает сжатие и, теряя воду и газы, преобразуется в уголь.

Под давлением толщи осадков мощностью в 1 километр из 20-метрового слоя торфа получается пласт бурого угля толщиной 4 метра. Если глубина погребения растительного материала достигает 3 километров, то такой же слой торфа превратится в пласт каменного угля толщиной 2 метра. На большей глубине, порядка 6 километров, и при более высокой температуре 20-метровый слой торфа становится пластом антрацита толщиной в 1,5 метра.

  1. Как добывают уголь. (Слайды 5-17)

(Сообщение ученика)

История добычи угля в России.

   Российский император Петр I  впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода  в районе нынешнего г. Шахты (до революции Александровск-Грушевск). Во время отдыха на берегу Кальмиуса   царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», — сказал Пётр I.   Рудознавец  крепостной крестьянин Григорий Капустин в 1721 году  открыл каменный уголь близ притока Северского Донца  — реки Курдючьей и доказал его пригодность для использования в кузнечном и железоделательном производствах. В декабре 1722 года Пётр I именным указом послал Капустина за пробами угля, а затем было предписано снаряжение специальных экспедиций для разведки угля и руды.     В 1722 году  Берг-коллегия предложила В. И. Геннину, ведавшему уральскими  и сибирскими  заводами, «иметь старание о прииске каменного угля как и в прочих европейских государствах обходятся дабы оным лесам теми угольями было подспорье».    Группа С. Костылева в 1720 —1721 годах вела поиски полезных ископаемых в северных предгорьях Алтая.  В феврале 1722 года  М. Волков сделал заявку на железную руду,   найденную им в Томском уезде, и уголь, обнаруженный им в «горелой горе» в семи верстах от Верхотомского острога, на территории современного города Кемерово.    Становление угольной промышленности в России относится к первой четверти XIX в,   когда уже были открыты основные угольные бассейны.

А как же сейчас добывают уголь? Давайте послушаем людей такой героической профессии, как шахтеры.  Это люди, которые каждый день спускаются под землю, рискуя своей жизнью, чтобы нам с вами было всегда тепло и  светло.  Слово предоставляется вашим папам!

Рассказ шахтеров. (слайды 18- 30)

В рассказе отражены способы добычи угля, трудности профессии, обязательное соблюдение техники безопасности, интересные истории из практики.

( Во время рассказа Слайд-шоу «Шахты Новокузнецка»)

Очень тяжелым является труд шахтера, много опасностей в шахте: сопутствующий газ метан может взорваться от малейшей искры, и тогда гибнут сотни людей от огня, дыма и завалов.  С 1920 года в шахтах Кузбасса погибло 15 200 шахтеров.  В память о погибших шахтерах в Кузбассе построено множество храмов и часовен. Люди помнят тех, кто делает нашу жизнь теплее и лучше. Давайте почтим память о погибших шахтерах минутой молчания.

(дети встают. Минута молчания)(слайды 31- 35)

Мы с вами тоже можем стать причастными к трудной работе шахтеров. Давайте проведем исследовательскую работу и узнаем, какими свойствами обладает уголь, добытый вашими отцами и дедами таким тяжелым трудом.

  1. Практическая работа «Свойства угля» (Работа в группах)

Перед вами лежат кусочки угля. Рассмотрите их . Для того, чтобы узнать, какими свойствами обладает уголь, необходимо провести практическую работу. Каждая группа будет исследовать различные свойства угля. Для этого на столе у вас лежат инструкции. Следуя этим инструкциям, каждая группа исследует какое-то одно свойство угля, а затем отчитается о проделанной работе, заполнив исследовательский лист

(отчет групп о проделанной работе)

А с главным свойством угля мы познакомимся все вместе, проведя следующий опыт. (На штативе закреплен кусочек угля, под ним – горящая спиртовка.)  Уголь нагревается. Дети наблюдают за результатом. Делают вывод, что при высоких температурах уголь сначала раскаляется, а потом загорается. (слайд 36)

  1. Использование угля (Слайды 37 - 38)

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности, а также для извлечения из него редких и рассеянных элементов. Угольная, коксохимическая промышленность, отрасли тяжелой промышленности осуществляют переработку каменного угля методом коксования. Коксование- промышленный метод переработки угля путем нагревания до 950-1050 С без доступа воздуха. Основными коксохимическими продуктами являются: коксовый газ, продукты переработки сырого бензола, каменноугольной смолы, аммиака.

Из коксового газа углеводороды извлекают промывкой в скрубберах жидкими поглотительными маслами. После отгонки от масла, разгонки из фракции, очистки и повторной ректификации получают чистые товарные продукты, как-то: бензол, толуол, ксилолы и др. Из непредельных соединений, содержащихся в сыром бензоле, получают кумароновые смолы, использующиеся для производства лаков, красок, линолеума и в резиновой промышленности. Перспективным сырьем является также циклопентадиен, который также получают из каменного угля. Каменный уголь – сырье для получения нафталина и других индивидуальных ароматических углеводородов. Важнейшими продуктами переработки являются пиридиновые основания и фенолы.

Путем переработки в общей сложности можно получить более 400 различных продуктов, цена которых, по сравнению  с ценой самого угля, возрастает в 20-25 раз, а побочные продукты, получаемые на коксохимических заводах, превосходят цену самого кокса.

Очень перспективным является сжигание (гидрогенизация) угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3 т каменного угля. Из каменных углей получают искусственный графит. Используются они в качестве неорганического сырья. При переработке каменного угля, из него в промышленных масштабах извлекают ванадий, германий, серу,  галлий, молибден, цинк, свинец.  Зола от сжигания углей, отходы добычи и переработки используются в производстве стройматериалов, керамики, огнеупорного сырья, глинозема, абразивов. С целью оптимального использования угля производится его обогащение (удаление минеральных примесей).

  1. Викторина «Знатоки угольной промышленности»

Игра по принципу «Поле чудес»

От каждой команды выходит капитан и вращает барабан.  Первыми отвечать на вопрос имеют право члены той команды, капитан которой вращает барабан. Если они отвечают неправильно, право переходит к другой команде. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов за правильные ответы.

Вопросы викторины:

  1. Из чего образовался уголь?
  2. Кто способствовал началу промышленной разработки угля в России?
  3. Какие существуют способы добычи угля?
  4. Какие компании в современной России занимаются промышленной добычей угля?
  5. Для чего используется уголь?
  6. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать в шахте?
  7.  Какой сопутствующий газ  является очень опасным?  

  1.  Итог урока. Награждение

Наш урок подошел к концу.

Что интересного вы узнали сегодня? Что запомнилось особенно сильно? Все ребята славно потрудились.  Поэтому каждый из вас за такую активную работу получает сладкий приз.

  1. Задание для поисковой работы:Но наша работа на этом не заканчивается. Предлагаю продолжить  исследовательскую работу. В нашей школе у многих ребят родители работают на предприятиях угольной промышленности. Давайте создадим в школе галерею славы. Для этого нужно найти всех родителей, которые работают на шахтах, разрезах и ЦОФах, сфотографировать их и провести анкетирование. А затем мы все вместе оформим «ГАЛЕРЕЮ СЛАВЫ» нашей школы. Кто хочет участвовать в такой работе? Итак, старт дан, работа начинается!!!
  2. Анализ итогов мероприятия:

     Внеклассное мероприятие проведено к 70-летию  образования Кемеровской области.  На мероприятие приглашены родители – работники угледобывающей промышленности города. Занятие носило практическую направленность: дети не только теоретически изучили свойства и особенности добычи угля, но и услышали рассказ людей, непосредственно  участвующих в добыче угля. Кроме того, была организована последующая  поисковая работа   и в классе создана галерея  Славы, которую посетили учащиеся других классов, которых заинтересовала проводимая классом работа.

Приложения:

  1. Инструкция по изучению свойств угля:

№ п\п

 Действие команды

результат

1.

Рассмотри кусочек угля при помощи лупы, что ты видишь?

  1. Цвет –

Черный, бурый, серый, блестящий

  1. Структура –

Твердый, жидкий газообразный

Однородная

Пористая

Неоднородная

  1. Наличие примесей

Есть ли вкрапления другого цвета?

да - нет

2.

Попробуй отломить кусочек угля, что ты наблюдаешь?

А теперь стукни по кусочку молотком.

1.Прочность

Ломается – не ломается

2. хрупкость

Разбивается – не разбивается

3.

Опусти кусочек угля в стакан с водой. Что  ты наблюдаешь?

  1. Тяжесть

  1. Наличие газов

Тонет в воде – не тонет в воде

Выделяются пузырьки – не выделяются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кузбасс - мой край родной

Программа по краеведению и статья о патриотическом воспитании младших школьников с применением ИКТ...

Кузбасс - мой край родной. Растения и животные. Реки и озера.

Интерактивное пособие для учащихся начальных классов, содержащее задачи краеведческого характера, короткие статьи о растениях, животных, реках и озерах Кузбасса....

игра поле чудес "Мой край родной Кузбасс!"

Данное мероприятие проходит в форме игры, основной целью которого является знакомство с историей и традициями Кузбасса; воспитание любви, гордости и уважения к малой родине....

«Мой Кузбасс » спецкурс

Программа для учащихся начальной школы...

Урок окружающего мира "Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу. Цель урока: ознакомить с многообразием растений Кузбасса, занесённых в Красную книгу.Задачи урока:...

70 лет Кузбассу

Данное мероприятие проходит в форме игры, основной целью которого является знакомство с историей и традициями Кузбасса; воспитание любви, гордости и уважения к  родине....

Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе по программе "Наш удивительный Кузбасс" по теме "Города Кузбасса большие и малые".

   Данное занятие знакомит обучающихся с городами Кузбасса: Новокузнецком, Ленинск-Кузнецким, Междуреченском, Анжеро-Судженском (с их местоположением на карте области, с историей обра...