Сценарий урока окружающего мира, 3 класс "Здоровый образ жизни"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Вахрушева  Татьяна Николаевна

Данный урок разработан для 3 класса по программе "Школа России" (А.Плешаков)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir._stsenariy_uroka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Здоров будешь – всё добудешь

Цели деятельности учителя:

Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с правилами здорового образа жизни; формирования убеждения о необходимости сохранения личного здоровья, позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него; развития гигиенических навыков; обучения изменению установки по отношению к себе и окружающей действительности;  способствовать соблюдению учащимися элементарных правил здоровьесбережения.

Развивающая: способствовать развитию познавательных психических процессов.

Воспитательная: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению предмета.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

II. Постановка учебной задачи.

– Начнем урок с пословицы, зашифрованной в круге. Она станет девизом урока. Стрелка показывает ее начало.

– Подумайте и озвучьте ее. («Здоров будешь – все добудешь!»)

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? Как вы думаете, что для нас дороже всего?

Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете реализоваться в современном мире.

– А что такое здоровье, как его измерить?

По определению  Всемирной  организации  здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. «Жизнь долга, если она полна». Один из главных показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия.

Самая высокая продолжительность жизни сегодня в Японии и Исландии – 80 лет, а самая низкая в Чаде (Африка) – 39 лет. В нашей стране самая короткая продолжительность жизни из стран Европы.

– Ребята, а вы хотите быть здоровыми?

– Сегодня мы с вами отправимся в страну Здоровячков. Жители этой страны ведут здоровый образ жизни (ЗОЖ). Это значит, что все они живут по правилам сохранения и укрепления здоровья и следуют им не от случая к случаю, а постоянно.

– Тема нашего урока будет посвящена здоровому образу жизни.

– В путешествии мы познакомимся с правилами здорового образа жизни. Вы готовы к путешествию?

В путь дорогу собирайтесь,

За здоровьем отправляйтесь!

III. Работа по теме урока. (Работа в группах.)

– Но не так просто попасть в страну Здоровячков – мы не знаем туда дороги. Путешествовать будем группами, их будет пять. Каждой группе предстоит выполнить задание: узнать волшебные слова, которые укажут дорогу в страну Здоровячков. А помогут нам доктора, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора.

– Кто они? Сейчас мы это узнаём. (Доктор Чистота, Доктор Вода, Доктор Здоровая пища, Доктор Режим дня (Доктор Отдых), Доктор Движение.)

1. Знакомство с Доктором Чистота и Доктором Вода.

Вопросы и задания:

– Как умывается кошка? (Она вылизывает себя языком.)

– А как другие животные ухаживают за собой? (Слон из хобота обливает себя водой, обезьяны чистят друг друга.)

– Не выносят грязи и беспорядка барсуки. Весной и осенью они убирают и ремонтируют свои подземные дома. Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.

– Для чего животные купаются и чистят своё тело?

– А зачем моется человек?

– Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – человек плохо дышит. Грязные руки – появляются кишечные заболевания.)

– У доктора Чистоты есть помощники.

– Послушайте и отгадайте загадки:

•  Вафельное и полосатое,

  Гладкое и мохнатое,

  Всегда под рукою.

  Что это такое? (Полотенце.)

•  Целых 25 зубков

  Для кудрей и хохолков.

  И под каждым под зубком

  Лягут волосы рядком.

                                 (Расчёска.)

•  Костяная спинка,

  На брюшке щетинка.

  По частоколу попрыгала –

  Всю грязь повыгнала.

                        (Зубная щётка.)

•  Ей руки, ноги, спину трут.

  Скажите, как её зовут? (Мочалка.)

•  Гладко, душисто, моет чисто,

  Нужно, чтобы у каждого было...

                                            (мыло).

– Как вы заботитесь о чистоте тела?

– Послушайте сказку о микробах:

«Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела,  а микробы остались лежать на столе – на тарелке, на ложках, на хлебе – и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!»

– Что помогает нам победить микробов? (Чистота.)

– Расскажите, как содержать в чистоте своё жилище и одежду.

– Доктор Чистота просит назвать первое правило ЗОЖ и тогда он скажет волшебные слова, которые укажут дорогу в страну Здоровячков.

Содержи в чистоте тело, одежду, жилище.

– А теперь послушаем, что советует Доктор Вода.

Как правильно мыть руки:

•  Сильно намочите руки.

•  Пользуйтесь мылом.

•  Намыливайте руки с обеих сторон.

•  Намыливайте руки между пальцев.

•  Полощите руки чистой водой.

•  Вытирайте руки насухо полотенцем.

Советы Доктора Воды.

•  Раз в неделю мойтесь основательно.

•  Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.

•  Каждый день мой ноги и руки перед сном.

•  Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, после прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.

•  Достаточно мыть тело 1–2 раза в неделю горячей водой с мылом и мочалкой. Во время мытья с кожи человека удаляется 1,5 миллиарда микробов.

– А вот и волшебные слова. Мы их вместе должны произнести.  (Учащиеся читают хором.)

        От простой воды и мыла

        У микробов тают силы.

Физкультминутка

2. Знакомство с Доктором Здоровая пища.

– Продолжим путешествие в страну Здоровячков и познакомимся с доктором Здоровая пища.

– Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

2-я группа – вопросы и задания:

– Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему? (Ответы учащихся.)

– Продолжите сказку:

«Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда…».

– Какая случилась беда с принцессой?

– Посоветуйте королю, как можно вылечить принцессу.

– Какое питание можно считать здоровым?

– Что значит «разнообразное питание»?

– Послушайте стихотворение:

Шёл по городу волшебник,

По прозванью Сизый Нос,

И дарил всем, всем прохожим,

Что в корзинке нёс.

Нёс он фрукты и печенье,

Нёс он вкусное варенье,

Нёс колбаски и творог.

Всех обрадовать он смог.

И ребятам без разбору

Всё, всё, всё он раздавал.

И взамен за угощенье
Ничего не брал.
Все ему «спасибо» говорили,
Много раз благодарили.
Но прошёл всего лишь час,
У ребят, как будто враз,
Заболели, заболели
Очень животы.
Ах и ох! Ах и Ох!
А почему?

– Почему, ребята?

– Объясните, как понимаете пословицу «Овощи – кладовая здоровья».

Слово «витамин» придумал американский учёный-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское  слово  vita  («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям надо съедать в день 600 граммов овощей и фруктов.

Учащиеся читают стихи о витаминах:

                        Витамин А

Кто меня в друзья берёт,
Тот растёт, растёт, растёт.
Дядя Стёпа отчего вырос великаном?
Оттого, что ел морковь, яйца, лук,

сметану.

                        Витамин В

В – в хлебе витамин,
Потому повсюду люди
На обед при первом блюде
Чаще требуют меня.
И скажу без лишних слов:
«Ели щи и борщ отменный
Лишь со мною непременно
И Гагарин, и Титов».

              Витамин С

А ты, картошка, чем богата?
Тебя ведь любят все ребята.
И знают, в моём лице
Представлен витамин здесь
С.

               Витамин D

Ну а витамин, что в рыбьем жире,
В желтке яиц, в голландском сыре,
В молочной свеженькой еде,
Зовётся витамином
D.

Учащимся вручаются в подарок витамины.

– Доктор Здоровая пища просит назвать второе правило ЗОЖ.

Правильно питайся.

Волшебные слова:         Прежде, чем за стол мне сесть,

          Я подумаю, что съесть.

3. Знакомство с Доктором Режим дня (Доктором Отдых).

– Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом.

Учащиеся 3-й группы показывают сценку:

Режим

Действующие лица: ведущая и ученик.

– А ты знаешь, что такое режим?

– Конечно. Режим – куда хочу, туда скачу.

– Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?

– Даже перевыполняю.

– Как же это?

– По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю – четыре.

– Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь. Знаешь, каким должен быть распорядок дня?

– Знаю. Подъём. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед – и в школу.

– Хорошо.

– А можно ещё лучше.

– Как же это?

– Вот так! Подъём. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Ужин. Прогулка и сон.

– Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.

– Не вырастет.

– Это почему же?

– Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим.

– Как это с бабушкой?

– А так: половину я, половину бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.

– Не понимаю – как это?

– Очень просто. Подъём выполняю я, а зарядку выполняет бабушка, умывание – бабушка, уборку постели – бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы с бабушкой, прогулку – я, обед – я.

– И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.

3-я группа – вопросы и задание:

– Расскажите, как правильно сочетать труд и отдых.

– Какими видами отдыха нельзя чересчур увлекаться? (Ответы учащихся 3-й группы.)

– Какое же третье правило здорового образа жизни вы можете назвать?

Правильно сочетай труд и отдых.

Волшебные слова:         Помни твёрдо, что режим

        Людям всем необходим.

4. Знакомство с Доктором Движение.

– Послушайте рассказ: 

Молодые старички

Я знал одного десятиклассника. Когда он проходил мимо моей комнаты, я всегда догадывался, что это он, хотя моя дверь была закрыта. Лишь он один во всем дворе еле волочил ноги, как старый-престарый дед.

А когда этот уже взрослый парень читал книжку, на него было больно смотреть. Он не мог посидеть, чтобы не согнуться, и десяти минут! Сначала подопрет голову одной рукой, потом другой и, наконец, ляжет грудью на стол. Такая немощная была у него спина. В свои семнадцать лет он сгибался так, вроде ему было за шестьдесят.

Почему же он вырос таким хилым?

Только потому, что никогда не занимался спортом и не признавал никакой физической работы. Все шли на субботники – убирать школьный двор или сажать деревья, а он находил причину, чтобы уклониться от работы. Мальчики бежали на физкультуру, а он оставался в классе, показав записку от врача, что его, мол, освобождают – недавно у него был грипп или насморк. Вот так и стал он стариком преждевременно.

Хотел бы ты стать таким? Наверное, нет. А для того чтобы развить и укрепить свое тело, и не только мышцы, а и сердце, легкие, нервную систему, есть три верных способа: утренняя зарядка, спорт и пребывание на свежем воздухе.                                                                    (А. Дорохов.)

4-я группа – вопросы и задания:

– К чему приводит малоподвижный образ жизни?

– Чем надо заниматься? (делать зарядку, играть в подвижные игры на воздухе, заниматься физическим трудом и физкультурой, заниматься спортом.)

– Кто из вас посещает спортивные секции? (Ответы учащихся 4-й группы.)

– Назовите четвертое правило:        Больше двигайся!

Волшебные слова:         Люди с самого рождения

                   Жить не могут без движения.

5. Вредные привычки – препятствие на пути к здоровью.

– Мы приближаемся к стране Здоровячков. Но на нашем пути препятствие – вредные привычки.

5-я группа – вопросы:

– Какие вредные привычки разрушают здоровье? (Ответы учащихся 5-й группы.)

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Многие привычки могут оказать влияние на здоровье человека.

Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Например: чистить зубы, питаться в одно и то же время, спать при открытой форточке.

Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Например: есть много сладостей, долго сидеть у телевизора, читать лежа, разговаривать во время еды.

Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление алкоголя, наркотиков, табака. Под их воздействием поражаются внутренние органы.

Вредными эти привычки называются потому, что от них бывает трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку. От таких привычек трудно избавиться самому.

– Многие люди, живущие на планете, мечтают быть здоровыми и прожить долгую жизнь.

А сейчас я предлагаю вам 9 заповедей здоровья:

 четкий режим дня;

 свежий воздух;

 больше смеха;

 физическая активность;

 правильное питание;

 не пить, не курить;

 личная гигиена;

 любовь к себе и другим;

 занятия по душе.

Пятое правило:      Не заводи вредных привычек.

Волшебные слова:         Дым вокруг от сигарет,

        Мне в том доме места нет.

IV. Итог урока.

– Вот мы и добрались до страны Здоровячков. Жители этой страны ведут здоровый образ жизни. Вы тоже есть среди них.

– Что значит «вести здоровый образ жизни»?

– Назовите главные правила ЗОЖ. (Отвечают учащиеся групп по очереди.) Спасибо добрым докторам!

Здоровье – это самое главное богатство человека. Не случайно поэтому в русском фольклоре столько загадок, столько мудрых пословиц и поговорок о нём.

– Как вы думаете что это? «Чего хочешь – того не купишь, чего не надо – того не продашь». (молодость и старость.) К сожалению, нет на свете человека, который совершенно неподвластен старению. Всё живое стареет и разрушается, но есть на земле одно уникальное животное, которое, согласно китайской поговорке, «Умирает молодым, но в глубокой старости».

– Какое животное, доживая до 300 лет, совершенно не стареет? Ни одного старческого явления не происходит в её организме.

– Это черепаха (показывает иллюстрацию). Пример черепахи даёт надежду учёным, что когда-нибудь удастся разгадать механизм этого явления и, возможно, применить его принципы к людям. Заманчиво будет хоть одним глазком заглянуть в тот удивительный мир, где бабушки и дедушки будут выглядеть, как девушки и юноши. Как говорил великий немецкий поэт И.-В. Гёте: «Не велико искусство старым стать, искусство- старость побороть».

– Надеюсь, что сегодняшний урок не прошёл даром, и вы многое почерпнули из него, ведь «здоров будешь – всё добудешь». Желаю вам здоровья и долголетия!

Домашнее задание: сочинить сказку «Путешествие в страну вредных привычек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Здоровый образ жизни"

Представлена  технологическая карта урока окружающего мира по теме "Здоровый образ жизни"...

Кейс-урок окружающего мира Здоровый образ жизни

Кейс-урок окружающего мира Здоровый образ жизни. Разработка урока 3 класс УМК Школа России...

Урок окружающего мира "Здоровый образ жизни", 2 класс

Урок окружающего мира "Здоровый образ жизни" направлен на формирование понятия "здоровый образ жизни"....

Презентация к уроку окружающего мира "Здоровый образ жизни"

Урок-знакомство со здоровым образом жизни...

Урок окружающего мира "Здоровый образ жизни" в 3 классе

Цель урока:  сформировать у учащихся знания о правилах сохранения и укрепления здоровья. В процессе урока  будут решены следующие задачи:-  формирование убеждения о здоровом о...