Родительный падеж имён существительных множественного числа. Лес.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Богданова Лариса Николаевна

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Лес – природное сообщество.

Родительный падеж мён существительных множественного числа.

Цели: продолжить работу над понятием «природное сообщество», ввести понятие «ярусность леса»; показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса; формировать бережное отношение к природе;

уточнить знания об окончаниях имён существительных во множественном числе, развивать умение правильно использовать эти имена существительные в речи;

совершенствовать орфографическую зоркость учащихся, совершенствовать умение выполнять синтаксический разбор предложения.

 

Оборудование: фонограмма голосов птиц; таблица с зашифрованными названиями кустарников; листочки с двумя кроссвордами для каждого ребенка, корзинки, карточки с заданиями по русскому языку; картинки с изображением зверей, насекомых, птиц, растений, грибов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос:

- Почему луг называют природным сообществом? Подтвердите примерами.

(Луг – это природное сообщество, потому что растения, животные и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые.)

- Какие почвы можно встретить на лугу? Что для них характерно?

- Какие растения можно встретить на лугу?

- Какие живые существа встречаются на лугу?

- Приведите примеры экологических связей луга.

2. Решить кроссворд.

1. Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет. (Бабочка.)

2. Это насекомое луга громко стрекочет, незаметно в зелёной траве. (Кузнечик.)

3. Этот житель луга имеет скрипучий голос. (Коростель.)

4. Эта птица звонко поёт «пить-полоть». (Перепел.)

5. Эта птица постоянно потряхивает хвостиком. (Трясогузка.)

6. Ярко-синий и пушистый цветок на лугу, не душистый. (Василёк.)

7. Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)

8.

Бегает среди камней,

Не угонишься  за ней.

Ухватил за хвост, но – ах! -

Удрала, а хвост в руках.

(Ящерица.)

9. Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку. (Мятлик.)

10. Этот житель луга – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мёртвых животных. (Жук-могильщик.)

11. Земноводное, которое можно встретить на лугу. (Лягушка.)

12. Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон.)

т

к

р

у

я

в

п

м

б

з

к

с

а

а

я

я

л

а

н

о

п

о

с

с

щ

т

ж

я

м

б

е

р

е

г

и

т

е

л

у

г

а

о

ч

о

р

у

л

у

р

и

к

у

х

ч

и

с

е

з

ё

ш

и

к

-

ш

а

к

к

т

п

к

к

ь

ц

м

к

о

а

е

е

а

я

а

о

а

н

л

л

г

ь

с

и

у

л

м

ь

к

щ

а

и

к

III. Вводная беседа

1.

- Ребята, отгадайте загадку.

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает,

Весной опять оживает.

(Лес.)

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой.

(Лес.)

- Итак, мы совершим сегодня путешествие в лес.

- И сегодня к нам на урок, если вы заметили, пришёл лесовичок. Он будет нашим проводником, поможет не заблудиться в лесу и раскрыть, узнать как можно больше лесных тайн.

2. Чистописание.

- Старичок – лесовичок очень заботится о лесе. Он хочет узнать, не навредим ли мы лесу,  и поэтому хочет нас проверить. Какие правила поведения в лесу вам уже известны? ( В лесу нельзя шуметь, нельзя брать с собой детёнышей животных, нельзя сорить.)

- То есть, мы должны быть аккуратными, внимательными, обдумывать каждый свой шаг и хорошо себя вести.

- Ваше первое испытание. Откройте тетради по русскому языку. Число. Классная работа. Чистописание. 

3. Работа с загадкой. Письмо по памяти.

Весной - в цветном платьице, зимой – в белом сарафане.

Летом – в шубе, а зимой в кафтане.

Объяснить орфограммы. Запись по памяти. Проверка самостоятельно..

IV. Повторение пройденного о лесной зоне.  

- Какие вы знаете типы лесов? (Хвойные, широколиственные, смешанные.)

-Какие деревья растут в хвойных лесах? (Хвойные деревья: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта.)

-Какие деревья растут в широколиственных лесах? (Широколиственные деревья: дуб, береза, клен, липа, осина и другие – с листовыми пластинами.)

- Какие деревья растут в смешанных лесах? (В смешанных лесах растут и хвойные, и широколиственные деревья.)

- Каково значение леса в природе?

- Лес – «легкие нашей планеты».

–Лес – защитник водоемов, почвы, воздуха.

– Лес – источник древесины.

– Лес – место для отдыха человека.

– Лес – источник ягод, грибов, лекарственных растений.

– Лес – дом для растений, животных и грибов!

– Мы живем в лесной зоне (показ на карте). Лесная зона тянется широкой полосой от Балтийского моря до берегов Тихого океана. Найдите и покажите на карте наш город. Какие леса встречаются в Московской области? (Лиственные, хвойные, смешанные.)

V. Сообщение темы и целей урока.

- Мы уже изучали лес как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально, как бы рассматривая его под микроскопом. Так что же такое лес?

- Какие объяснения этому слову можно найти в толковом словаре?

(Поиск в толковом словаре Ожегова.)

Лес – множество деревьев, растущих на большом пространстве.

Лес – срубленные деревья как строительный и т.п. материал.

- Какое из этих объяснений подходит для нашего сегодняшнего урока?

 (Первое.)

- Правильно. Хотя такое сухое объяснение значения смыла этого слова очень мало сообщает нам о лесе. Поэтому мы постараемся рассказать о нём как можно больше.

– Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

Чтение текста.

Сказка о художнике, который решил нарисовать лес.

Один художник решил нарисовать лес.

– Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок.

Дорисовал и их художник, но лес все равно стал чахнуть.

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

- Нет, - сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!»

- Итак, что же такое лес? (Лес – целый мир.)

– В нем обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.
– Лес называют
природным сообществом.

- Как вы это понимаете? Что такое сообщество?

Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.

– На какое слово оно похоже? (На слово общество.)

- Как образовано слово сообщество? (С помощью приставки со-.)

- Давайте запишем тему урока в тетради так же, как на доске.

(Запись в тетради по природоведению «Лес – природное сообщество.)

- Как вы думаете, почему лес называют природным сообществом? (Это значит, все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.)

VI. Повторение сведений о множественном числе имен существительных.

- Итак, с чем обычно ходят в лес? (С корзинкой.) 

- А что обычно собирают в корзину? (Грибы, ягоды.) 

- Все подряд можно класть в корзину? Сейчас лесовичок проверит, как вы умеете пользоваться корзиной, выбирать только то, что вам нужно.

- Как определить род у имен существительных во множественном числе?

 1.Сложите карточки с именами существительными  в форме множественного числа в корзины, распределив их в три столбика по родам.

     Деревья, кустарники, травы, птицы, звери, насекомые, ягоды, грибы, глухари, сойки, белки, стаи, гнёзда, хищники, дубы, листва.

- Найдите лишнее слово (листва). Объясните, почему мы не можем положить его ни  в одну корзину.

Запишите эти слова в родительном падеже.

Запись самостоятельно, затем проверка. Выделение окончаний.

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

- С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже?

- Какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже множественного числа?

2.У имён существительных множественного числа определите И.п. и В.п.

Пчёлы не любят медведей. Снегири клевали в кормушке ягоды. Звери любят своих друзей.

3. Спишите словосочетания, заменяя имена прилагательные именами существительными в родительном падеже множественного числа.

Журавлиные стаи, берёзовые почки, медвежьи берлоги, ореховые ароматы, звериные тропы.

VII. Лесные ярусы.

1. Деревья.

- Чтобы убедиться в том, что действительно в лесу все взаимосвязано, обратимся снова к рассказу Юрия Дмитриева «Что такое лес?» и, конечно, к материалам учебника.

- Каждый из вас живет в доме, на каком-либо этаже. В природе тоже существуют лесные «этажи».

- Давайте вспомним того художника из рассказа Дмитриева, который рисовал лес. Какое первое замечание получил он от лесовичка? (Одни деревья – это еще не лес.)

- Давайте исправлять ошибки вместе с художником. Назовите наиболее распространенные деревья в нашем лесу. (Ель, сосна, дуб, береза, осина, липа, клен, ясень.)

- Это верхний ярус.

На доске появляются иллюстрации с изображениями названных деревьев.

– В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд 1, в первой части которого отгадками являются названия деревьев. Я загадываю загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получиться ключевое слово.

Каждый ребенок получает листок с заготовками двух кроссвордов. (1 – растения леса, 2 – животные леса; ключевые фразы не вписаны, но нужные клетки выделены.)

Первая часть кроссворда 1 разгадывается при изучении яруса деревьев (загадки 1–8), вторая – при изучении яруса трав (загадки 9–12); кроссворд 2 – домашнее задание.

Загадки к кроссворду 1 (первая часть)

1. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой расту под горой. (Береза)

2. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед. (Липа)

3. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Летом с него снег –

Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Тополь)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

6. У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

7. Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки

Опадают те иголки. (Лиственница)

8. В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка? (Рябина)

В процессе разгадывания на доску крепятся карточки с изображениями соответствующих деревьев.

– Какое получили ключевое слово? (Растения.)

- Какие изученные словарные слова встретились вам? (Береза, осина, рябина, растения.)

2. Кустарники.

– Да, одни деревья – это еще не лес. За ними художник не увидел леса. Почему? (Он не нарисовал кусты, траву, цветы, а без этого нет леса.)

- Названия представителей этого яруса зашифрованы на доске в таблице. Дети работают самостоятельно. Записывают в тетрадь.

На доске:

Таблица

1

КА

2

СК

3

НА

4

ШИ

5

Т

6

ЛЕ

7

РЕ

8

БЕ

9

ЛИ

10

К

11

ЩИ

12

РУ

Ключи:

1) 6–11–3;

2) 1–9–3;

3) 8–7–2–6–5;

4) 10–12–4–3;

Ответы:

1) лещина;

2) калина;

3) бересклет;

4) крушина.

- Какие вы знаете кустарники? (Малина, шиповник, орешник, бузина, калина, брусника.)

- Это средний ярус.

На доске появляются иллюстрации кустарников.

3. Травы.

– Какие вы знаете травянистые растения? (Кислица, ландыш, копытень, мох, земляника, папоротник, вороний глаз.)

На доске появляются иллюстрации травянистых растений.

- Работаем со второй частью кроссворда.

Дети разгадывают загадки 9–12.

9. Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. (Колокольчик)

10. На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек. (Земляника)

11. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я... (Подосиновик)

12. Беленькие горошки

На зеленой ножке. (Ландыш)

- Какое слово здесь лишнее и почему? (подосиновик – гриб, не растение.)

– Какая фраза получилась?

Д. Растения леса.

4. Грибы.

- Но Лесовичок опять хмурится. Почему ему не нравится лес? Чего не хватает? (Грибов.)

- Да, лес не может быть без грибов. Какие съедобные грибы вы знаете? (Подберезовики, подосиновики, опята, лисички, боровики.)

Учитель дополняет составленную ранее картину иллюстрациями грибов.

– Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков, пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу.

VIII. Разбор слов по составу.

- Подосиновик – это не растение. Он относится к царству грибов, но живет в ярусе трав.

- Почему так назвали этот гриб? (Чаще всего он растет рядом с осинами.)

- Какой корень в этом слове? (-осин-.)

- С помощью чего образовалось это слово? (С помощью приставки под-, суффиксов -ов- и -ик-).

- Название какого гриба образовано похожим способом? (Подберезовик.)

Запись слов в тетради и разбор по составу.

- Какие еще грибы вы знаете?

Дети отвечают. Иллюстрации названных грибов крепятся к плакату.

– Давайте прочитаем о грибах в учебнике на с.179.

Дети читают текст статьи.

– Оказывается, грибы в лесу – это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Но грибы таят в себе и опасность. Какую? Мы уже не раз говорили о правилах, которые необходимо соблюдать при сборе грибов. Давайте еще раз вспомним их.

IX. Продолжение работы над темой окружающего мира.

1. Самый нижний ярус – мхи и лишайники (сфагнум, кукушкин лен). Где они растут? (На земле, на корнях деревьев.)

2.

– Откройте учебник на с.180 и прочитайте статью «О лесной подстилке и микроорганизмах».

Дети читают текст про себя.

– Что образует лесную подстилку? (Опавшие листья, отмершие части растений.)

- Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент? (Да. Это почва.)

- А в почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы. Итак, сколько ярусов выделяют в лесу? (Четыре.)

- Перечислите их. (Деревья, кустарники, травы, мхи.)

- Влияет ли один ярус на другой? Каким образом?

Дети отвечают.

Х. Животный мир.

– Мы подробно поговорили о растительном мире леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе как о природном сообществе?

(О животных.)

- Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества.

- Растения являются средой обитания, жилищем для животных.

– Животные питаются растениями.

– Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.

– С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.

2. Насекомые.

– Вспоминаем содержание рассказа. Несмотря на наличие в лесу «этажей», лес все равно погибал. Почему? (В лесу не было насекомых.)

Учитель помещает на доску изображения насекомых.

- Для чего нужны насекомые лесу? (Они помогают опылению растений.)

3. Птицы.

- Теперь вроде бы все в порядке, но… что опять случилось? Расскажите.

- Цветы, деревья через некоторое время оказались густо покрытыми полчищами жуков и гусениц.

- Почему лес стал голым? (Насекомых развелось так много, что они съели всю листву на деревьях.)

- Кто поможет справиться с полчищами насекомых? (Птицы.)

- Поместим в наш «лес» птиц, живущих в нашей местности. Чтобы наша картина ожила, послушайте голоса птиц.

Учитель включает запись.

По словесному портрету ты скажи нам – кто же это?

1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват…  

   А вечером или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав её песню. Разливается она на все возможные лады». (Соловей.)

2. Уж её-то ни с кем не спутаешь! Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Видно её всегда издалека. Когда летит – то машут её белые с чёрным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока.)

3.  Та самая, что гузкой трясёт, покачивает длинным хвостиком. Стройная, быстрая, ловкая! По кромке воды или по коньку крыши так быстро бегает и ножек её не видно! Словно на велосипеде катит. Ещё на бегу и выпады клювиком вправо и влево – как рапирой. Раз, два – и мухи нет! (Трясогузка.)

4.С ранней весны и до конца лета – это самая обычная птица наших лесов. Куда бы ни пошёл, обязательно услышишь либо её энергичную звонкую песню, либо крик. Иногда громко пинькает: «Пинь-пинь.» Иногда, особенно если погода к дождю, «рюмит»: «Рю-рю-рю.» (Зяблик.)

5. Слышишь ты её постоянно. Скрипит на сырых лугах: «Скрип-скрип, скрип-скрип». Или дёргает: «Дерг-дерг, дерг-дерг». И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дёргает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась!  (Дергач.)

6.  Лазит по веткам, как попугай; и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему всё равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клёст.)

7. Посмотри, какая красавица! А размером со скворца или чуть побольше. Очень скрытная и осторожная птица. Селется высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удаётся не всегда. Песня у неё красивая – звонкое, короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга.)

Найти имена существительные, определить падеж. Синтаксический разбор предложения.

Леса, луга.

Существует множество птиц, которых мы никогда не видим. Мало кто может похвастать, что наблюдал за выпью, иволгой. Да и кукушку большинство людей только слышали в лесу. Иное дело — трясогузка. Эта весёлая птичка настолько часто попадается на глаза, что создаётся впечатление, что она специально играет с людьми. Трясогузка прилетает, как только сойдёт снег. Берега рек и ручьёв — любимое её место. Даже гнездится трясогузка недалеко от воды: в трещинах берегов, под мостами, в дуплах береговых ив. Питается трясогузка насекомыми и их личинками.

С наступлением осенних заморозков трясогузка покидает нас.

4. Звери.

– И все-таки Лесовичок не угомонился. Ненастоящий лес! Почему?

- Мы поселили в него только птиц, а еще нет зверей, земноводных, пресмыкающихся.

На  доске – рисунки с изображениями животных: белка, жираф, лягушка, ласка, заяц, белый медведь.

- Выберите животных лесной полосы.

Дети выполняют задание.

– Населяем лес животными. Расскажите, что вы о них знаете? Как они передвигаются? Чем питаются? Как защищаются от врагов?

– Как животные приспособились к жизни в лесу?

- Шмели живут в норках, собирают нектар, делают мед, им и питаются.

– Белка живет на сосне, питается семенами из шишек сосны.

– Заяц питается растительностью, живет под кустами.

– Волк живет в логове в овраге, питается всеми мелкими животными.

5. Цепи питания.

- Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.)

Доклад ученика.

О растениях – кормильцах и животных – помощниках.

Дуб – величественное, могучее дерево. У него мощный ствол, толстые ветви, тёмная, шершавая кора. Живёт дуб очень долго – 500 лет и больше. А некоторые дубы доживают до 2000 лет!

Осенью на дубе созревают плоды – жёлуди. Внутри каждого жёлудя одно – единственное крупное семя. Созревшие жёлуди опадают на землю. Весной из них начинают расти новые деревца.

Но не все жёлуди сохраняются до весны. Часть их осенью и зимой съедят разные лесные животные. Для этих животных дуб – кормилец!

Не думай, что животные только поедают жёлуди и ничем не помогают дубу. Нет, некоторые из них помогают дубу расселиться. Особенно хорошо это делает сойка.

Сойка довольно крупная птица. Её легко узнать по голубым пёрышкам на крыльях. Осенью сойка прячет жёлуди про запас – в мох, под корни деревьев. Прячет она их почти всегда далеко от дубов. Зимой сойка съедает припрятанные жёлуди, но не все. Многие из них она не находит. Весной эти жёлуди дадут начало новым дубкам. Вот и получается, что сойка расселяет дуб.

Белки и мыши тоже разносят жёлуди.

Как видишь, животным трудно было бы обойтись без дуба – кормильца, а дубу туго пришлось бы без животных - помощников.

Рядом с дубом часто растёт орешник. Это довольно высокий кустарник. У него много тонких, гибких стеблей, кора серая, гладкая. Плоды орешника – орехи. Созревая, они падают на землю под кустом. Расселяться орешнику, как и дубу, помогают животные.

Совсем иначе распространяются плоды клёна, берёзы, липы. Эти плоды лёгкие и имеют особые крылышки. Вот почему их разносит ветер.

Итак, уже сказали, что сойка питается жёлудями и прячет их на зиму. Но почему она уносит жёлуди так далеко от дубов? Дело в том, что возле дубов всегда бывает много мышей и полёвок. Они быстро бы растащили запасы сойки. Вот и несёт сойкам жёлуди в ту часть леса, где растут сосны и ели. Там мышей и полёвок мало, потому что семена сосен и елей высыпаются из шишек только в конце зимы. А в начале зимы мышам здесь нечем поживиться.

Зато среди сосен и елей обычно живут белки. Им ведь нетрудно сорвать шишку прямо на дереве и достать из неё семена. Зимой белки разоряют часть кладовых сойки. Конечно, сойке от этого плохо. Но без белок ей было бы ещё хуже, потому что сойка не умеет доставать жёлуди из-под глубокого снега, а белка умеет. Раскопав снег, белка съедает часть желудей. После неё на разрытое место прилетает сойка и съедает остальные жёлуди. В результате и белка сыта, и сойка.

Но белка кормится не только желудями. Она поедает много семян сосны и ели. Часть шишек белка срывает на деревьях. А остальные подбирает в снегу. Это те шишки, которые сбросили клесты. Оказывается, клесты всегда выедают из шишек только небольшую часть семян. Остальное достаётся белкам.

Но не только белкам! Брошенные клестами шишки иногда подбирает дятел. А ещё чаще их находят и доедают полёвки и мыши.

Вот так тесно связаны между собой разные растения и животные в лесу.

- Проанализируйте, сделайте вывод.

Был случай, когда  в одной стране стало очень много воробьёв. Они клевали зёрна на полях. И люди решили уничтожить всех воробьёв. Но когда они сделали это, на полях размножились насекомые и погубили немалую часть урожая. Почему это произошло? Как должны были бы поступить люди?

Другой пример. В одном месте люди уничтожили всех волков за то, что они охотятся на оленей. Через несколько лет оленей стало так много, что они съели в этом месте весь корм, стали голодать, болеть. Множество оленей погибло. Как ты объяснишь то, что произошло? Что нужно было делать людям?  

Рассмотрите схему на доске.

Дуб  →  кабан →   волк

лось   →   волк

мышь →  лиса, сова, змеи

белка  →  орлы

сойка  →  орлы

жуки-короеды → кукушки  → орлы

- В лесу животные находят пищу.

Давайте рассмотрим цепь питания:

дуб→жуки-короеды → кукушки  → орлы

- Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?

- Для молодых деревьев - это польза, а для старых – вред.

- Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют природное сообщество. Они помогают друг другу. Приведите примеры.

- Белка, запасая себе корм на зиму, уносит жёлуди далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.

- Приведите примеры пищевых цепей.

(Растительностью питается заяц, зайцем – лиса, лиса умирает, ее останки перерабатывают насекомые – трупные жуки и микроорганизмы; образуются минеральные соли, которые используют растения для своей жизни.)

– Растениями питаются насекомые – гусеницы, гусеницами питаются птицы, птиц поедает волк, он умирает, его останки перерабатывают насекомые – трупные жуки и микроорганизмы; образуются минеральные соли, которые используют для своего роста растения.

На доске:

лист ––> гусеница ––> синица

Шишки <–– белка <–– ястреб.

Трава <–– олень <–– волк.

XI. Работа с текстом.

Спишите, вставив пропущенные буквы.

   Через пни и колоды, через высокие з..росш..е коч..ки, через л..сные ..ткрытые п..ляны пр..бирается в своё ж..лище ё.. . П..прятались в землю черви. Скрылис.. юркие ящерицы. В кру..ки (с)вилис.. сколь..кие змеи и чёрные уж..  В ясные ..сен..ие дни готовит себе ё.. зимнюю постел.. – т..скает сухие л..сточ..ки и тонкие веточ..ки.

Обозначьте число и падежи всех имён существительных.

XII. Охрана природы.

Подготовленные ученики читают стихотворение «Это называется природа» Михаила Пляцковского.

Ученик 1.

Светит солнце с высоты.

Рады солнышку цветы,

Рады рощи и поля,

Рада вся земля.

Веселей в лесу шумят

Птичьи голоса,

Песни звонкие летят

Прямо в небеса.

Ученик 2.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь...

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

Ученик 3.

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить...

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Ученик 4.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым...

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

У. Ребята, какой вывод можно сделать, познакомившись со стихотворением М. Пляцковского?

Д. Надо любить природу! Беречь ее! Охранять и приумножать ее богатства.

XIII. Итог урока.

- Итак, у нас получился настоящий лес. Лесовичок остался доволен, потому что в этом лесу есть все: и деревья, и кусты, и трава, и животные.

- В природе разные растения и животные существуют не сами по себе, они связаны между собой. Можно сказать, они соединены невидимыми нитями. Если разорвать нить, нарушится вся цепочка, то есть природное равновесие.

Сегодня на уроке мы говорили о том, что лес – место обитания птиц и зверей. Лес – поставщик кислорода, который сохраняет жизнь на земле. В лес мы приходим в часы отдыха. Древесину заменить можно, а лес, живой лес, заменить ничем нельзя. Я хочу, чтобы с этой мыслью вы ушли с сегодняшнего урока.

- Чему вы научились на уроке? (Лучше понимать жизнь леса как природного сообщества.)

- Как разные животные леса поделили между собой лесные этажи?

- Птицы поселились на деревьях, кустарниках и в траве.

– Звери обитают на траве, (на земле) и на деревьях.

– Насекомые живут во всех ярусах леса.

- Почему лес называют природным сообществом? (Лес называют природным сообществом, потому что все его обитатели тесно связаны между собой.)

- Каких животных леса вы знаете?

- В лесу обитает много животных: дрозды, дятлы, вороны, дикие утки, шмели, жуки, белки, зайцы, лисы, еноты, волки, ежи, лоси, медведи и другие.

- Должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять ее? (Нет, не должен. В лесу все идет по законам природы.)

- Есть ли в лесу полезные и вредные животные? (В природе не существует полезных и вредных животных.)

- Какой вывод из всего сказанного вы можете сделать? (Лес с его обитателями украшает землю. Он воспитывает у человека чувство прекрасного. Надо любить все: зверей, птиц, растения – в этом красота жизни!)

- Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

- Как определить падеж имени существительного?

- Какие окончания имеют имена существительные в родительном падеже множественного числа?

XIV. Домашнее задание

- Дома еще раз прочитайте материал на с. 175–181, составьте пищевые цепочки леса. Желающие могут придумать и написать свои правила поведения на природе.

Правила сбора грибов изобразите на рисунках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе .РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

Урок составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, использованы продуктивные виды деятельности....

Урок русского языка в 4 классе .РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

Урок составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, использованы продуктивные виды деятельности....

Урок по русскому языку: "Родительный падеж имён существительного множественного числа"

Урок по русскому языкуна тему: "Родительный падеж имён существительных множественного числа"Цели:познакомить с особенностями окончаний имен существительных  в родительном падеже множественного чи...

Именительный падеж имён существительных множественного числа.

В этом разделе вы сможете познакомиться с уроками русского языка 4 класс .ФГОС...

презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной

презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...

Трудные случаи образования форм слова. Родительный падеж имен существительных множественного числа.

Данный материал поможет в подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку, научит правильно употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа....

Конспект урока "РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА" Школа России 4 класс

Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных по числам, об окончаниях имен существительных в родительном падеже мн...