Екатерина Великая.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Кислая Анна Алексеевна

Урок окружающего мира. "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekaterina_velikaya.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру по теме «Екатерина Великая». 4 класс.

Цели: сформировать представления о жизни в России во времена правления           Екатерины II;

Развивать устную речь;

Воспитывать интерес к истории;

                  Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомиться с историей России.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Работа в тетради «Проверь себя». С. 31 – 32.

Проверка учителем.

А) был правителем России. Провёл важные преобразования. Основал новую столицу. При нём Россия стала империей. Кто это?

(Пётр Великий).

Б)великий русский учёный 18 века. По его предложению был открыт Московский университет, который носит его имя. Кто это?

(Михаил Ломоносов).

В) назовите места, связанные с именем М. Ломоносова.

( Холмогоры, С. – Петербург, Москва, Киев)

Г) какие явления природы интересовали Ломоносова в детстве?

(почему день сменяется ночью, северное сияние, стрелка компаса.)

А задание под звёздочкой я проверю сама.

  1. Ответьте на следующие вопросы:

- Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания?

 - В чём были трудности учёбы в то время?

 - Какие заслуги М. Ломоносова в развитии науки и культуры?

III. Введение в тему урока.

  1. Работа в группах. Разгадывание кроссворда.

- Кто продолжил дело Петра I?

  1. Какое слово получилось в выделенных клетках?

IV. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя: Молодцы! Сегодня на уроке пойдёт речь о Екатерине Великой, продолжательнице дел Петра I. Почему её так назвали? И справедливо ли Екатерину II назвали Великой?
  2. Рассказ учителя об Екатерине Великой.

Послушайте сказку. Жила была в небольшом немецком Ангальт Цербстского княжестве жила принцесса София – Фредерика Августа, домашние её называли Фике. Была она хороша собой, стройна, обладала весёлым нравом и добрым сердцем. Принцесса получила очень хорошее образование. Когда ей исполнилось 14 лет приехали послы из России и пригласили в гости . В то время царствовала Елизавета Петровна – дочь Петра I. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы. И её сосватали за племянника Елизаветы – наследника престола Петра III. Готовясь к свадьбе, Фике много сил и времени отдавала изучению русского языка и проникновению в премудрости православного богословия, чем крайне расположила к себе Елизавету Петровну и многих придворных. 28 июня произошло крещение Софии – Фредерики – Августы в православную веру под именем Екатерины Алексеевны. Даже после свадьбы Екатерина продолжала постигать различные науки, усвоила обычаи и дух русского народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки и писала на нём сочинения. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя « Как бы поступил в таком случае Пётр?». Всё время её правления было наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Она славилась искусством управлять государством и выбирать себе приближённых.

  1. Рассказ о сподвижниках Екатерины. ( подготовленные ученики).

Поэт Гаврила Романович Державин. Екатерина сама писала пьесы и издавала журнал «Всякая всячина», а для своих внуков в воспитательных целях  она написала большой труд « Записки касательно российской истории». Державин, писавший, в том числе, похвальные оды императрице, считался одним из лучших поэтов в России.

Екатерина Романовна Демакова, замечательная женщина – учёный. Она стояла во главе двух академий – Императорской и Российской, занимавшейся изучением русского языка.

Иван Иванович Бецкой был попечителем Московского и Петербургского воспитательных домов, президентом академии художеств.

Алексей Григорьевич Орлов, одержавший победы на морях.

Адмирал Василий Яковлевич Чичагов командовал балтийским флотом.

Григорий Александрович Потёмкин и Пётр Александрович Румянцев – известные военачальники.

  1. – Так почему Екатерину назвали Великой? Справедливо ли?
  2. Работа по учебнику. с. 106 – 107.

- Прочитайте текст.

 - Какие изменения произошли в Петербурге при Екатерине II?

  1. Рассказ учителя о Зимнем дворце.

- набережная, на которой стоит Зимний дворец, называется Дворцовой. Это огромное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра – императрицы Елизаветы Петровны. Правда, пожить в нём она так и не успела. При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей. Главная парадная лестница дворца называется Посольской, а парадный подъезд – Иорданским. Посольская – потому, что по этой лестнице входили послы иностранных государств. А Иорданский подъезд назван так, потому что под Рождество напротив него во льду вырубалась Иорданская Купель, в день Рождества её освещали, а потом в неё окунались все желающие.

 - А что в наши дни находится в Зимнем дворце? ( Эрмитаж).

Это один из крупнейших в мире музеев. В нём хранится огромное число экспонатов: от глубокой древности до наших дней.

  1. Работа по учебнику. С. 107 – 108.

- Мы уже выяснили ,что Екатерина по праву называлась Великой . а всем ли хорошо жилось при её правлении?

Прочитайте текст в учебнике на стр. 107 – 108 и ответьте на мой вопрос.

 - Кто такие были дворяне?

 - Кто такие были крепостные крестьяне?

 - Как жилось крепостным крестьянам?

 - Кто такой Емельян Пугачёв?

  1. Работа по учебнику.  С 108 – 109 .

- Прочитайте текст.

 - Почему они были знаменитыми?

 - Назовите личные качества этих военачальников.

  1. Дополнительный материал о военачальниках. ( Выступление подготовленных учеников).

 Фёдор Фёдорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил манёвренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провёл Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.

Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет прослужил он простым солдатом, а в 1754 году был произведён в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро - Невской лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать».

V. Закрепление изученного.

 - Кто стал продолжателем Петра I ?

 - Сколько лет царствовала Екатерина II?

 - Как её стали называть?

 - Чем отличалась Екатерина?

 - Какой редкий дар был у Екатерины?

 - какие изменения произошли в Санкт – Петербурге при Екатерине Великой?

 - Назовите знаменитых военачальников того времени.

VI. Домашнее задание.

Прочитать с 105 – 110. Зад. №2 с. 111

  1. В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников?
  2. Кто был его первым учителем?
  3. Кем был его отец?
  4. В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину?
  5. В какой стране за границей учился Ломоносов?
  6. Около какого города родился Ломоносов?
  7. Ломоносов был выдающимся …………. .
  8. Он открыл атмосферу на планете………… .
  9. Название судна Ломоносова.

                        ОТКРЫТЫЙ   УРОК

       ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.

ТЕМА: « ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ».

                                                                                                      Подготовила и      

                                                                                      Провела: Кислая А.А.

                      Средняя школа Чехов – 3.

                             2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Екатерина Великая" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Екатерина Великая

Презентация разработана в соответствии с программой по окружающему миру УМК «Школа России», 4 класс. Работа содержит дополнительный материал, помогающий детям более глубоко усвоить данную тему и позна...

Презентация "Екатерина Великая" к уроку окружающего мира в 4 классе

Презентация для урока окружающего мира по теме:"Выдающиеся люди разных эпох. Екатерина Великая"...

презентация к уроку кубановедения "Екатерина Великая"

Материал может быть использован для подготовки к урокам кубановедения  об основании города Краснодара, о Екатерине II, о прошлом и настоящем Краснодара. При создании презентации использовался мат...

Урок окружающего мира в 4 классе "Екатерина Великая"

Тема «Екатерина Великая».Цель: показ личности Екатерины II в истории России и            Краснодарского края...

Презентация "Екатерина Великая"

Этот материал мы использовали на уроке окружающего мира в 4 классе...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Екатерина Великая" (4 класс)

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Екатерина Великая" (УМК "Школа России"). Необходимо соединить части презентации для просмотра....