Исследовательская работа учащихся "Наши друзья деревья и кустарники"
опыты и эксперименты по окружающему миру (2 класс) по теме

Галкина Светлана Геннадьевна

Исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx182.3 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.94 МБ
Файл prilozhenie_1.docx15.12 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc989 КБ

Предварительный просмотр:

          МОУ «Сонковская средняя общеобразовательная школа»

Научно-практическая конференция  «Здоровье планеты в наших руках!»

                                         Исследовательская работа

               на тему: « Наши друзья –  деревья и кустарники»

                                                                  Выполнили: учащиеся 2»А» класса

                                                                            Айрапетян Гарик Эдгарович,

                                                                           Воронов Алексей Николаевич,

                                                                           Лясников Артём Михайлович,

                                                                           Сашенков Андрей Игоревич,    

                                                                        Сорокина Виктория Александровна                  

                                                                       

                                                                       Научный руководитель:

                                                             учитель начальных классов I категории

                                                                    Галкина Светлана Геннадьевна

                                                                                                                                                                                                                                                               

                                         

                                              п. Сонково

                                                 2013 год

                                               Содержание                                

Введение……………………………………………………………………  

Глава 1. Деревья и кустарники – «лёгкие планеты» ……………………..  

Глава 2.  Исследовательская работа «Наши друзья – деревья и кустарники»

2.1.  Определение научных названий растущих на территории школы деревьев и кустарников……………………………

2.2.    Анкетирование учащихся начальной школы……………  

2.3.   Создание экологической листовки………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………

Приложения…………………………………………………………………

 

                                         

  Введение

         Актуальность  данной темы обусловлена тем, что многие дети не знают названий деревьев и кустарников, а также не берегут зелёные насаждения: срывая листья, обламывая ветки, срезая кору, не задумываются о том, какой вред тем самым наносят живой природе и самим себе. Возникает ряд вопросов: как учёные назвали наших зелёных друзей и что нужно сделать для того, чтобы защитить их?

     Цель  работы: определить научные названия деревьев и кустарников, растущих на территории школы, и защитить их.

     Задачи:

  • изучить научную литературу и другую информацию по данной теме;
  • с помощью Определителя узнать научные названия деревьев и кустарников, растущих на территории нашей школы;
  • провести анкетирование учащихся начальной школы и обработать полученные данные;
  • разработать экологическую листовку

                   

Глава 1.      Деревья и кустарники – «лёгкие планеты»

Деревьями называют многолетние растения, имеющие один мощный ствол (стебель) и систему побегов разного возраста (ветвей), которые все вместе образуют крону.[1]                                                                                            Кустарники – это растения, которые имеют несколько одревесневших стволиков. Ветвление у них, в отличие от деревьев, начинается от самой земли, а главный ствол либо слабо выражен, либо совсем отсутствует.[2]       

             Деревья и кустарники издавна считаются надёжной и проверенной защитой от загрязнения воздуха, их справедливо называют «лёгкими планеты», «чудесной фабрикой кислорода». [3, 4] Конечно, зелёные насаждения служат украшением городов и посёлков, но прежде всего они играют важную роль в деле оздоровления окружающей среды.

Леса, парки, сады, бульвары и скверы воздействуют на состав атмосферного воздуха. Во время роста и развития  их растительность обогащает воздух кислородом и поглощает углекислый газ. С каждого гектара, занятого деревьями, выделяется в год до 30 кг полезных для человека эфирных масел. 1 га деревьев и кустарников только за один час поглощает весь углекислый газ, выделяемый за это время 200 людьми. В зелёных массивах каждое дерево поглощает в среднем за год 30-40 кг пыли и других твёрдых частиц, а дерево с богатой лиственной кроной до 68 кг. Одно дерево средней величины за сутки восстанавливает столько  кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек. Деревья очищают воздух от выхлопных газов. Каждое взрослое дерево ежегодно поглощает такой объём отработанных газов автомобилей, который выделяется за 25 тысяч км пробега. Листва деревьев активно улавливает пыль: 1 га деревьев хвойных пород задерживает за год 40 тонн пыли, а лиственные - около 100 тонн. Подобными свойствами обладают также сирень, акация,  шиповник и другие кустарники.  Деревья и кустарники (более 500 видов) выделяют в воздух летучие вещества – фитонциды, обладающие способностью убивать микроорганизмы. Активными источниками фитонцидов являются белая акация, берёза, ива, дуб, ель, сосна, тополь, черёмуха и другие. Особенно важно, что фитонциды способны убивать некоторых возбудителей болезней человека и животных. Губительными для болезнетворных микробов являются хвойные леса. Учёные установили, что в хвойном лесу в 2 раза меньше бактерий, чем в лиственном. [5]

      Таким образом, если бы не деревья и кустарники, то атмосфера Земли давно бы истощилась, не говоря уже о том, что очень многие живые существа не смогли бы жить на ней, так как им нечем было бы дышать. Деревья и кустарники отличаются друг от друга точно так же, как и люди. Некоторые из них растут в глухом лесу, за всю жизнь не встретят человеческих существ, животные к ним относятся уважительно, и они проживают долгую жизнь среди себе подобных. Другие растут среди людей, но люди редко проявляют действительную заботу о них. Деревья и кустарники беспощадно вырубаются, страдают от пожаров.

   В настоящее время этой проблемой заинтересовались дети, в частности, школьник из Баварии Феликс Финкбайнер, основатель экологического движения «Plant for the Planet» («Саженцы – планете»). Благодаря этому движению с 2007 года в разных странах мира  посажено 14 миллиардов деревьев! [6]

                          

Глава 2.  Исследовательская работа «Наши друзья –  деревья и кустарники»

2.1.    Определение научных названий деревьев и кустарников, растущих на территории школы

     Для определения растений мы использовали «Определитель деревьев в осенне-зимний период» [1]  и «Определитель кустарников в осенне-зимний период» [2]. С помощью этих пособий мы рассмотрели внешние особенности деревьев и кустарников (стволы, ветви, почки).

Мы определили, что у нас растут деревья:                                                      

  • берёза пушистая;
  • берёза бородавчатая;
  • ель европейская;
  • клён остролистный;
  • липа мелколистная;
  • лиственница европейская;
  • тополь чёрный;
  • ива козья;

Также у нас растут кустарники:

  • боярышник;
  • карагана древовидная;
  • пузыреплодник калинолистный

      Для того чтобы учащиеся узнали научные названия этих растений, мы повязали на них своеобразные опознавательные знаки – ленточки с названиями. Теперь любой ученик может познакомиться с новым другом – деревом или кустарником.

   2.2.      Анкетирование учащихся начальной школы и обработка данных

            Мы провели анкетирование учащихся начальной школы, в котором приняли участие 100 человек. (Приложение 1) Результаты анкетирования мы занесли в таблицу.

  1. Какие деревья и кустарники растут на территории нашей школы?

Берёза

90

Ель

66

Тополь

34

Лиственница

32

Клён

14

Липа

15

Ива козья

12

Боярышник

0

Пузыреплодник

0

Карагана (жёлтая акация)

0

  1. Кто заботится о деревьях и кустарниках, растущих у нашей школы?

Учителя и ученики

42

Садоводы, лесники

4

Никто

54

  1. Делал ли ты шалаш из свежих веток? 

Да

26

Нет

74

  1. Приходилось ли тебе наблюдать, как кто-то ломает ветки живых деревьев и кустов?

Да

71

Нет

29

  1. А ты знаешь о том, какую пользу приносят деревья?          

Да

83

Нет

17

  1. Как ты думаешь, нуждаются ли деревья и кустарники в защите?      

Да

88

Нет

12

Таким образом, мы сделали следующие выводы:

  • не все школьники знают названия деревьев и кустарников, растущих у нашей школы;
  • не все школьники бережно относятся к живой природе.

2.3.   Создание экологической листовки

      Чтобы ребята заботились о насаждениях, мы разработали, распечатали и раздали по классам экологические листовки (Приложение 2). Эти листовки содержат информацию о «лёгких нашей планеты» и призыв беречь деревья и кустарники.

Заключение

     Таким образом, мы

  1. узнали много интересной и полезной информации о деревьях и кустарниках;
  2. определили научные названия деревьев и кустарников, растущих на территории нашей школы;
  3.  выяснили с помощью анкетирования отношение учеников начальных классов к охране деревьев и кустарников;
  4. создали экологическую листовку.

    Считаем, что наша работа станет полезной для  школьников: познакомит их с научными названиями деревьев и кустарников, а также заставит задуматься о бережном к ним отношении. Этой весной мы планируем посадить аллею саженцев на территории нашей школы и впоследствии заботиться и о них.

     

 Список литературы

  1. Боголюбов, А.С. Определитель деревьев в осенне-зимний период/ООО Издательский центр «Вентана-Граф», 2005
  2. А.С. Боголюбов. Определитель кустарников в осенне-зимний период/ООО Издательский центр «Вентана-Граф», 2005
  3. Федотова, О.Н. Окружающий мир [Текст] : 2 кл.: Учебник: в 2 ч./- М.: Академкнига/Учебник, 2012,.- ч.1 :128 с.: ил.
  4. Федотова, О.Н. и др. Окружающий мир [Текст] : 2 кл. : Хрестоматия: в 2 ч./- М. : Академкнига/Учебник, 2012, - 160 с.: ил.
  5. http://zlngrd.ru/clauses/30569.html
  6.   http://plant-for-the-planet.org/de/

                                                                                                                   Приложение 1

                                                      Анкета для учащихся

  1. Какие деревья и кустарники растут на территории нашей школы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто о них заботится?__________________________________________________
  2. Умеешь ли ты делать шалаш из свежих веток?            а) да         б)  нет
  3.   Приходилось ли тебе наблюдать, как кто-то ломает ветки живых деревьев и кустов?               а) да                       б)  нет

      5)  А ты знаешь о том, какую пользу приносят деревья?          а) да                       б)  нет

      6) Как ты думаешь, нуждаются ли деревья и кустарники в защите?      а) да         б)  нет

                                                      Анкета для учащихся

  1. Какие деревья и кустарники растут на территории нашей школы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто о них заботится?__________________________________________________
  2. Умеешь ли ты делать шалаш из свежих веток?            а) да         б)  нет
  3.   Приходилось ли тебе наблюдать, как кто-то ломает ветки живых деревьев и кустов?               а) да                       б)  нет

      5)  А ты знаешь о том, какую пользу приносят деревья?          а) да                       б)  нет

      6) Как ты думаешь, нуждаются ли деревья и кустарники в защите?      а) да         б)  нет

                                                      Анкета для учащихся

  1. Какие деревья и кустарники растут на территории нашей школы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто о них заботится?__________________________________________________
  2. Умеешь ли ты делать шалаш из свежих веток?            а) да         б)  нет
  3.   Приходилось ли тебе наблюдать, как кто-то ломает ветки живых деревьев и кустов?               а) да                       б)  нет

      5)  А ты знаешь о том, какую пользу приносят деревья?          а) да                       б)  нет

      6) Как ты думаешь, нуждаются ли деревья и кустарники в защите?      а) да         б)  нет


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-практическая конференция «Здоровье планеты в наших руках!»

Слайд 2

Сорокина Виктория Сашенков Андрей Воронов Алексей Лясников Артём Айрапетян Гарик Учащиеся 2 «А» класса МОУ «Сонковская СОШ»

Слайд 3

« Наши друзья - деревья и кустарники » представляем исследовательскую работу на тему:

Слайд 4

Актуальность темы

Слайд 5

Цель нашей работы: определить научные названия деревьев и кустарников, растущих на территории школы, и защитить их

Слайд 6

Задачи: изучить научную литературу и другую информацию по теме «Наши друзья – деревья и кустарники»; с помощью Определителя узнать научные названия деревьев и кустарников, растущих на территории нашей школы; провести анкетирование среди учащихся начальной школы и обработать полученные данные; разработать экологическую листовку

Слайд 7

Ход работы:

Слайд 8

І этап изучили научную литературу и другую информацию

Слайд 9

Деревья и кустарники обогащают воздух кислородом и поглощают углекислый газ; очищают воздух от выхлопных газов; активно улавливают пыль; выделяют фитонциды, убивающие микроорганизмы

Слайд 10

«Саженцы – планете» Благодаря этому экологическому движению в мире с 2007 года посажено 14 миллиардов деревьев

Слайд 11

ІІ этап определили научные названия деревьев и кустарников, растущих около нашей школы

Слайд 12

У нас растут деревья: берёза пушистая; берёза бородавчатая; ель европейская; клён остролистный; липа мелколистная; лиственница европейская; тополь чёрный; ива козья;

Слайд 13

а также кустарники: боярышник; карагана древовидная; пузыреплодник калинолистный

Слайд 14

ІІІ этап провели анкетирование среди учащихся начальной школы

Слайд 15

Вопрос1 Какие деревья и кустарники растут на территории нашей школы?

Слайд 16

Берёза

Слайд 17

Ель

Слайд 18

Тополь

Слайд 19

Лиственница

Слайд 20

Клён

Слайд 21

Липа

Слайд 22

Ива козья

Слайд 23

Боярышник

Слайд 24

Пузыреплодник калинолистный

Слайд 25

Карагана древовидная (жёлтая акация)

Слайд 26

Вопрос 2 Кто заботится о деревьях и кустарниках, растущих у нашей школы? Учителя и ученики 42 Садоводы, лесники 4 Никто 54

Слайд 27

Вопрос 3 Делал ли ты шалаш из свежих веток? Да 26 Нет 74

Слайд 28

Вопрос 4 Приходилось ли тебе наблюдать, как кто-то ломает ветки живых деревьев и кустов? Да 71 Нет 29

Слайд 29

Вопрос 5 А ты знаешь о том, какую пользу приносят деревья? Да 83 Нет 17

Слайд 30

Вопрос 6 Как ты думаешь, нуждаются ли деревья и кустарники в защите? Да 88 Нет 12

Слайд 31

Мы повязали на деревья и кустарники ленточки с их названиями І V этап

Слайд 32

и создали экологическую листовку Берегите деревья и кустарники – «лёгкие нашей планеты»! Сохрани!

Слайд 33

Наши результаты: узнали много интересной и полезной информации о деревьях и кустарниках; определили научные названия деревьев и кустарников, растущих на территории нашей школы; выяснили с помощью анкетирования отношение учеников начальных классов к охране деревьев и кустарников; создали экологическую листовку.

Слайд 34

Наши планы на будущее посадить аллею саженцев на территории нашей школы и впоследствии заботиться и о них

Слайд 35

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                                                                                                         Приложение 1

                                                      Анкета для учащихся

  1. Какие деревья и кустарники растут на территории нашей школы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто о них заботится?__________________________________________________
  2. Делал ли ты шалаш из свежих веток?            а) да         б)  нет
  3.   Приходилось ли тебе наблюдать, как кто-то ломает ветки живых деревьев и кустов?               а) да                       б)  нет

      5)  А ты знаешь о том, какую пользу приносят деревья?          а) да                       б)  нет

      6) Как ты думаешь, нуждаются ли деревья и кустарники в защите?      а) да         б)  нет

                                                      Анкета для учащихся

  1. Какие деревья и кустарники растут на территории нашей школы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто о них заботится?__________________________________________________
  2. Делал ли ты шалаш из свежих веток?            а) да         б)  нет
  3.   Приходилось ли тебе наблюдать, как кто-то ломает ветки живых деревьев и кустов?               а) да                       б)  нет

      5)  А ты знаешь о том, какую пользу приносят деревья?          а) да                       б)  нет

      6) Как ты думаешь, нуждаются ли деревья и кустарники в защите?      а) да         б)  нет

                                                      Анкета для учащихся

  1. Какие деревья и кустарники растут на территории нашей школы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто о них заботится?__________________________________________________
  2. Делал ли ты шалаш из свежих веток?            а) да         б)  нет
  3.   Приходилось ли тебе наблюдать, как кто-то ломает ветки живых деревьев и кустов?               а) да                       б)  нет

      5)  А ты знаешь о том, какую пользу приносят деревья?          а) да                       б)  нет

      6) Как ты думаешь, нуждаются ли деревья и кустарники в защите?      а) да         б)  нет



Предварительный просмотр:

Составители:

ученики 2 «А» класса

                                                                     

                                       

   

                                           

                                                               

Приложение 2

 

                         

   

       Друзья!    Помните:

  1 гектар деревьев и кустарников только за один час поглощает весь углекислый газ, выделяемый за это время 200 людьми.

    В зелёных массивах каждое дерево поглощает в среднем за год 30-40 кг пыли и других твёрдых частиц, а дерево с богатой лиственной кроной до 68 кг.

     Одно дерево средней величины за сутки восстанавливает столько  кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек.

       Деревья очищают воздух от выхлопных газов. Каждое взрослое дерево ежегодно поглощает такой объём отработанных газов автомобилей, который выделяется за 25 тысяч км пробега. 

      Листва деревьев активно улавливает пыль: 1 га деревьев хвойных пород задерживает за год 40 тонн пыли, а лиственные - около 100 тонн. Подобными свойствами обладают также сирень, акация,  шиповник и другие кустарники.      

Деревья и кустарники (более 500 видов) выделяют в воздух летучие вещества – фитонциды, обладающие способностью убивать микроорганизмы. Активными источниками фитонцидов являются белая акация, берёза, ива, дуб, ель, сосна, тополь, черёмуха и другие.

Берегите деревья и кустарники – «лёгкие нашей планеты»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деревья и кустарники

обобщающий урок (часть)...

Презентация "Леса России. Деревья и кустарники."

Данную презентацию  можно  использовать  на  уроках  окружающего  мира  и  во  внеурочной  деятельности  в  младших  классах....

Исследовательская работа. Муравьи - друзья или враги

Цели исследования:1.     Изучение жизни рыжих лесных муравьев.2.      Влияние муравьев на экологическую обстановку в лесу....

Проектно-исследовательская работа Цесарь Екатерины "Дерево счастья"

                        В процессе данного проекта ученица выращивает комнатное растение из маленького кусочка ствола, покрытого пара...

Урок по окружающему миру в 1 классе, смешанное обучение (УДЕ, «перевёрнутый класс») Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой».

Цели:закрепление знаний учащихся о жизни деревьев и кустарников, трав в зимнее время года; формирование знаний о признаках, по которым различаются деревья, кустарники зимой.развитие умений сравнивать ...

Окружающий мир, 2 класс. Проверочная работа "Деревья и кустарники осенью"

Данная проверочная работа подойдет для УМК "Перспектива". Окружающий мир, 2 класс....