Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Ахмеджанова Сания Исматулловна

Рабочая программа для 2 класса по окружающему миру. УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –  Старокулаткинская СОШ №1

Рабочая программа

            Наименование учебного предмета:     окружающий мир

            Класс:  2 «А»

            Учитель начальных классов: Ахмеджанова  Сания Исматулловна

            Срок реализации программы: 2013-2014 учебный год

            Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год; в неделю 2 часа.

                       Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской  программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» - М.: Просвещение, 2011.

                      Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для  общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков,  М.: Просвещение, 2011

1. Пояснительная записка.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 Программа рассчитана на 2 часа в неделю, во   2 классе – 70часов (35учебные недели).

2. Общая характеристика учебного предмета.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея целостности мира;
  3. идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего.  Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

3. Место учебного предмета в  учебном плане.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Учебный курс « Окружающий мир» интегрирован с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности».

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.



• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.


• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5.Результаты изучения курса во  2 классе.

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский  народ и историю  России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  5. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
    в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и на
    ходить выходы из спорных ситуаций;
  6. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
    наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
    отношению к материальным и духовным ценностям.
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  5. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6)готовность слушать собеседника и вести диалог;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  2. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегаюшего поведения в при родной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

6.Содержание курса.

Человек и природа

Природа —это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя обшей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.


7. Тематическое планирование.

I четверть – 17  часов

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

 Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащегося

Предполагаемое домашнее задание

Предметные

УУД

Раздел «Где мы живем?»

1.

Родная страна. Инструктаж по технике безопасности

ОБЖ. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Комплексная работа.

05.09

Цели и задачи раздела. Имя родной страны –Россия, государственные символы, государственный язык

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Понимать учебные задачи раздела и урока. Анализировать информацию учебника о федеральном устройстве России.

Учебник стр .4-7 пересказать

Рабочая тетр.

 стр. 3-4

2.

Город и село.

Проект «Родной город (село)»

06.09

Характерные особенности сельских и городских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села.

Оформлять стенд, мультимедийную фотографию. Оценить свои достижения в ходе реализации проекта.

Подготовка к выполнению проекта.

Сравнивать по личным фотографиям город и село. Рассказывать о своем доме по плану.

Учебник стр .8-13 подготовка проекта.

3.

Природа и рукотворный мир. ОБЖ Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем»

12.09

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Работать в паре и группе: классифицировать объекты окружающего мира, обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру.

Учебник стр .14-15  ,пересказать

Рабочая тетр.

 стр. 5-6

4.

Наш адрес в мире. Наше отношение к миру.

13.09

Наша страна одна из стран мира. Наше село – наша м алая родина.  Называть свой домашний адрес.

Определять свой адрес в мире.

Работать в паре.

Учебник стр .16-17  ,ответить на вопросы.

5.

Проверим и оценим свои достижения ОБЖ Какими бывают чрезвычайные ситуации.

19.09

Проверка знаний и умений.

Формирование адекватной  самооценки.

Выполнять текстовые задания учебника.

Учебник стр .18-22  ответить на вопросы.

Раздел «Природа»

6.

Неживая и живая природа.

20.09

Неживая и живая природа. Свяжи между живой и неживой природой.

Устанавливать связи между живой и неживой природой. Формулировать выводы из изученного материал.

Классифицировать объекты по существенным признакам.

Работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ.

Учебник стр .24-27  ,пересказать

Рабочая тетр.

 стр. 7-8

7.

Явления природы. ОБЖ Наводнения, причины наводнений.

26.09

Что такое явления природы.  Сезонные явления. Термометр прибор для измерения температуры.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Работать в паре: различать объекты и явления природы. Анализировать иллюстрации учебника. Практическая работа: познакомить с устройством термометра.

Учебник стр .28-31,пересказать

Рабочая тетр.

 стр 9-11

8.

Что такое погода.

27.09

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения  погодных явлений.

Сопоставлять научные и природные предсказания погоды.

Работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «научном дневнике». Характеризовать погоду  как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Учебник стр .32-35,ответить на вопросы.

Рабочая тетр.

 стр. 10

9.

В гости к осени (экскурсия).

ОБЖ. Чрезвычайные ситуации природного происхождения.

03.10

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.

Оценивать результаты своих действий на экскурсии.

Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними.

Рабочая тетр.

 стр. 13-14 выполнить задания.

10.

В гости к осени (урок)

04.10

Осенние явления в живой и неживой природе, их взаимосвязь.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, рассказывать об осенних

Учебник стр .36-39 ответить на вопросы.

11.

Звездное небо.

ОБЖ. Как ориентироваться в лесу.

10.10

Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Находить на рисунке знакомые созвездия. Сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий. Моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея.

Учебник стр .40-43 ответить на вопросы.

Рабочая тетр.

 стр. 15

12.

Заглянем  в кладовые земли.

11.10

Горные породы и минералы. Гранит и его состав.

Работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов. Готовить краткие сообщения о них.

 Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды. Различать горные породы и минералы.

Учебник стр .44-47,пересказать

Рабочая тетр.

 стр. 16 задание3

13.

Про воздух…ОБЖ. Чистый воздух ,его значение для здоровья человека.

17.10

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Охрана воздуха.

Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека.

Наблюдать небо за окном и рассказывать о нем. Работать в паре, анализировать  схемы, показывающие источники загрязнения воздуха.

Учебник стр .48-51,пересказать

Рабочая тетр.

 стр. 17задание1,2

14.

….и про воду.

18.10

Вода, ее распространение в природе. Значение воды для растений, животных. Охрана чистой воды.

Описывать эстетическое воздействие  водных просторов  на человека.

Работать со взрослыми: находить информацию об охране воды в родном крае. Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды.

Учебник стр .52-55,пересказать

Рабочая тетр.

 стр. 18 задание 2,3

15.

Какие бывают растения. ОБЖ. Ядовитые растения ,грибы ,ягоды ,меры безопасности.

24.10

Многообразие растений. Эстетическое воздействие растений на человека.

Оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять взаимопроверку.

работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений. Определять растения с помощью атласа-определения.

Учебник стр .56-59 ответить на вопросы.

Рабочая тетр.

 стр. 20 задание5

16.

Какие бывают животные.

25.10

Многообразие животных. Зависимость строения   животных от их образа жизни.

Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки.

Сравнивать животных на основании материала книги «Зеленые страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

Учебник стр .60-63,ответить на вопросы.

Рабочая тетр.

 стр. 22 задание5,6

17.

Невидимые нити.

ОБЖ. Первая помощь при отравлении грибами..

07.11

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.

Читать и обсуждать стих-е Б.Заходера.«Про все на свете». Делать вывод о необходимости бережного отношения бережного отношения  к природе и сохранения природных связей

Работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.

Учебник стр .64-67 пересказать

Рабочая тетр.

 стр. 23-24

II  четверть – 15  часов

№ п/п

Тема урока

Дата

дата

 Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащегося

Домашнее задание

Предметные

УУД

18.

Дикорастущие и культурные растения.

08.11

Дикорастущие и культурные растения. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях.

Находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»

Работать в паре: приводить примеры дикорастущих и культурных растений. Классифицировать культурные растения по определенным признакам.

Учебник стр .68-71,ответить на вопросы

Рабочая тетр.

 стр. 25 задание3

19.

Дикие и домашние животные. ОБЖ. Опасные насекомые и животные. Правила поведения при встрече с ними.

14.11

Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками,

Учебник стр .72-75,пересказать

Рабочая тетр.

 стр. 27задание 4

20

Комнатные растения

15.11

Комнатные растения, их роль  в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку.

Работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса. практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией.

Учебник стр .75-79 ответить на вопросы

Рабочая тетр.

 стр. 29задание 3,4

21.

Животные живого уголка. ОБЖ. Болезни их возможные причины.

21.11

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, попугай. Роль содержания и особенности ухода за животными живого уголка.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Рассказывать  о животных живого уголка и уходе за ними.

Практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.

Учебник стр .80-83 пересказать

Рабочая тетр.

 стр. 31

задание 3, 4

22.

Про кошек и собак.

22.11

Кошка и собака в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека.

Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласа-определителя.

Работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий(составлять словесные портреты, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию0

Учебник стр .84-87 пересказать

Рабочая тетр.

 стр. 32

задание 3

23.

Красная книга.

ОБЖ. Пути передачи инфекционных заболеваний.

28.11

Красная книга России и региональные красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных внесенных в Красную книгу.

Работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных, предлагать и обсуждать меры по их охране.

Работать со взрослыми: узнать какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу. Работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге.

Учебник стр .88-91 ответить на вопросы.

Рабочая тетр.

 стр. 31

задание 4

24.

Будь природе другом. Проект»Красная книга или Возьмем под  защиту»

29.11

Что угрожает  природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. подготовка к выполнению проекта.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

 В ходе работы над проектом:

- распределять обязанности по выполнению проекта.

- извлекать информацию из различных источников.

- готовить рисунки и фотографии

- составлять собственную Красную книгу.

- презентовать Красную книгу с использованием наглядных материалов.

- оценивать свои достижения в ходе выполнения проекта.

Подготовка проекта.

Рабочая тетр.

 стр. 35

задание 3

25.

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Природа»

ОБЖ. Опасные ситуации в природе.

5.12

Проверка знаний и умений

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять текстовые задания учебника. оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Учебник стр .98-102 выполнить тест.

Раздел «Жизнь города и села»

26.

Что такое экономика.

6.12

Экономика и ее составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. деньги. экономика родного края.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану.

Работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов. Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран.

Учебник стр .104-107 ответить на вопросы

Рабочая тетр.

 стр. 38

задание 3, 4

27.

Из чего что сделано.

ОБЖ. Оказание первой помощи при царапине,ссадине, порезе..

12.12

Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки. Уважение к труду людей.

Классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию.

Работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ.

Учебник стр .108-111 ответить на вопросы

Рабочая тетр.

 стр. 40

задание 4

28

Как построить дом.

13.12

Представления о технологии строительства городского и сельского дома. Строительные машины и материалы.

Читать текст учебника, находить названные в нем машины на рисунке, рассказывать о строительных  машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы своих одноклассников.

Работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского  и одноэтажного сельского дома, узнавать на иллюстрации учебника строительные машины, объяснять их назначение, проводить самопроверку.

Учебник стр 112-115 ответить ан вопросы.

29

Какой бывает транспорт.

ОБЖ. Виды транспорта.

19.12

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта.

Узнавать на фотографии транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов, осуществлять контроль и коррекцию, запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02,03.

Работать в паре: классифицировать средства транспорта, анализировать схемы и выделять основания   для классификации, приводить примеры.

Учебник стр .116-119 ответить на вопросы.

Рабочая тетр.

 стр. 44-45

задание 3, 4

30.

Культура и образование.

20.12

Учреждения культуры (музей, театр, цирк, библиотека и т.д) и образования (школа, лицей, колледж и т.д.). Их роль в жизни общества и человека.

Обсуждать роль учреждений образования и культуры в нашей жизни.

Работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них, с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию .

Учебник стр .120-123 пересказать.

Рабочая тетр.

 стр.49

задание 4

31.

Все профессии важны. Проект «Профессии»

ОБЖ. Обморожение. Первая помощь.

24.12

Разнообразие профессий и их роль в экономике и жизни людей. Подготовка к выполнению проекта.

Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни.

Работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографии.

Подготовка проекта.

Рабочая тетр.

 стр. 50

задание 3

32.

В гости к зиме (экскурсия)

25.12

Наблюдение над зимними явлениями в неживой  и живой природе.

Обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни.

Распознавать осыпавшие на снег плоды и семена растений и следы животных. Определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе.

Рабочая тетр.

 стр. 51-54

заполнить таблицы.

III четверть - 22 часа

№ п/п

Тема урока

Дата

Дата

 Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащегося

Предполагаемое домашнее задание

Предметные

УУД

33.

В гости к зиме.

ОБЖ. От чего зависит наше здоровье.

9.01

Зимние явления в неживой и живой природе.

Обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне».

Работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «научном дневнике».

Учебник стр .130-133  ответить на вопросы,

34.

Проверим  и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

10.01

Проверка знаний и умений.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тестовые задания учебника.

Учебник стр .134-139 ответить на вопросы

Подготовка презентаций.

35.

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга»,  «Профессии»

ОБЖ. Как живёт наш организм..

16.01

Представление результатов проектной деятельности.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами.

Доработать проекты.

Раздел «Здоровье и безопасность»

36.

Строение тела человека.

17.01

Внешнее и внутреннее строение тела человека. Месторасположение важнейших органов и их работа.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Работать в группе: называть и показывать внешние асти тела человека. Работать в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека.

Учебник стр .4-7 прочитать.

Рабочая тетр.

 стр.4-5

задание 2-4

37.

Если хочешь быть здоров.

ОБЖ. Наши органы: головной мозг, глаза,уши,зубы,мышцы ,кости и суставы.

23.01

Режим дня второклассника. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами.

Рассказывать о своем режиме дня. Обсуждать сбалансированное питание школьника.

Формулировать правила личной гигиены. Демонстрировать умения чистить зубы.

Учебник стр .8-11 пересказать.

Рабочая тетр.

 Стр5-7

задание 2-6

38.

Берегись автомобиля!

24.01

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Моделировать сигналы светофора. Характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах.

Работать в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствующими стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию.

Учебник стр .13-14 прочитать.

Рабочая тетр.

 стр.9-11 выполнить задания

39.

Школа пешехода.

 ОБЖ. Движение пешеходов по дорогам.

30.01

Освоение правил безопасности пешехода.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством   учителя или инструктора ДПС.

Учебник стр .14-17 прочитать.

Выучить правила безопасности на дорогах.

40.

Домашние опасности.

31.01

Правила безопасного поведения в быту.

Объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций.

Работать в группе: на основе текста формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков.

Учебник стр .18-21 прочитать.

Рабочая тетр.

 стр.13-14 выполнить задания

41.

Пожар! ОБЖ. Правила  безопасного поведения

В лесу ,в поле ,у водоёма.

6.02

Правила пожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС.

Работать со взрослыми: находить в «интернете»  информацию о работе пожарных.

Учебник стр .22-25 пересказать

Рабочая тетр.

 Стр15-16 выполнить задания

42.

На воде и в лесу.

7.02

Правила безопасного поведения на воде и в лесу.

Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу.

Запомнить правила поведения во время купания. Работать в паре: находить съедобные и несъедобные грибы.

Учебник стр .26-29 прочитать.

Рабочая тетр.

 стр.19-20 задания 4-7

43.

Опасные незнакомцы.

ОБЖ. Где можно и где нельзя играть.

13.02

Опасные ситуации при контакте с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Характеризовать потенциальные опасности при контакте с незнакомыми людьми.  Моделировать звонок по телефону.

Учебник стр .30-35 прочитать.

Рабочая тетр.

 Стр21 выполнить задания

44.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

14.02

Проверка знаний и умений

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тестовые задания учебника.

Учебник стр .36-40 выполнить тест.

Рабочая тетр.

 Стр22 заполнить таблицу.

Раздел «Общение»

45.

Наша дружная семья.

ОБЖ. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

20.02

Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.

Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи.

Моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов. Формулировать понятие «Культура общения»

Учебник стр .42-45 прочитать.

Рабочая тетр.

 стр.23-25 выполнить задания

46.

Проект «Родословная»

21.02

Знакомство с материалами учебника. Обсуждение сроков и способов работы.

Презентовать свой проект с демонстрацией родословного дерева.

Составлять родословное дерево семьи. Отбирать фотографии из семейного альбома.

Подготовить проект по плану раб.тетр.стр.26-27

47.

В школе. ОБЖ. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства.

27.02

Классный и школьный коллектив. Совместная  учеба, игры, отдых. этика общения с одноклассниками.

Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. оценивать с нравственных позиций формы поведения.

Рассказывать о своем школьном коллективе. Моделировать различные ситуации общения  на уроке и переменах.

Учебник стр .48-51прочитать.

Рабочая тетр.

 стр.28-33 выполнить задания

48.

Правила вежливости.

28.02

Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону.

Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной.

Моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

Учебник стр .52-55 прочитать.

Рабочая тетр.

 стр.34-35 ответить на вопросы

49.

Ты и твои друзья.

ОБЖ.Правила перехода дорог. Перекрёстки. Сигналы светофора и регулировщика.

6.03

Правила поведения в гостях.

Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России.

Обсуждать проблему подарка в день рождения друга, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета за столом.

Учебник стр .56-59 выделить главное.

Рабочая тетр.

 Стр36-40 выполнить задания

50.

Мы- зрители и пассажиры.

7.03

Правила поведения в общественных местах.

Формулировать правила поведения в общественных местах.

Обсуждать и формулировать правила на основе иллюстраций учебника.

Учебник стр .60-63 прочитать.

Рабочая тетр.

 стр.41 выполнить задания

51

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Общение».

ОБЖ. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

13.03

Представление результатов проектной деятельности.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами.

Учебник стр .64-68 ответь на вопросы

Рабочая тетр.

 стр.42 заполнить таблицу.

Раздел  «Путешествия»

52

Посмотри вокруг.

14.03

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма земли.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме. Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта.

Учебник стр .70-73 прочитать.

Рабочая тетр.

 стр.43-44 выполнить задания

53

Ориентация на местности.

ОБЖ. Ориентирование . Правила поведения.

20.03

Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Компас-прибор для определения сторон горизонта.

Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

Практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приемы ориентирования по компасу.

Учебник стр .74-77 выучить понятия.

Рабочая тетр.

 Стр46-48 ответить на вопросы

54

Формы земной поверхности.

21.03

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

Описывать красоту гор.

Характеризовать поверхность своего края. работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»

Учебник стр .78-81 прочитать.

Рабочая тетр.

 стр.49-50 выполнить задания

IV четверть-14 часов

№ п/п

Тема урока

Дата

дата

 Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащегося

55

Водные богатства. ОБЖ. Как вести себя на реке зимой.

3.04

Водные богатства нашей  планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды. Части реки. Водные богатства родного края.

Обсуждать эстетическое воздействие моря на человека.

Работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки посхеме.

Учебник стр .82-85 прочитать.

Рабочая тетр.

 стр.51-53 выполнить задания

56

В гости к весне (экскурсия).

4.04

Наблюдение за весенними явлениями в природе.

Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться ее выполнить.

Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений.

Рабочая тетр.

 стр.54 заполнить таблицу

57

В гости к весне (урок).

ОБЖ. Меры предосторожности при движении по льду водоёмов.

10.04

Весенние явления в неживой и живой природе.

Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края.

Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе.

Учебник стр .86-89 прочитать.

Рабочая тетр.

 стр.55-58 выполнить задания

58

Россия на карте.

11.04

Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту.

Сравнивать изображение России на глобусе и карте.

Работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением на физической карте России, обозначать их фишками. осваивать приемы чтения карты.

Учебник стр .90-95 прочитать.

Рабочая тетр.

 стр.59-61 выполнить задания

59

Проект «Города России»

ОБЖ. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах.

17.04

Подготовка к выполнению проекта.

Распределение обязанностей по выполнению проекта.

Составлять презентацию своего исследования.

Подготовить проект.Раб.тетрадь.стр.62-63

60

Путешествие по Москве.

18.04

Москва-столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории возникновения Москвы. Основные достопримечательности Москвы.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Отличать герб Москвы от герба других городов. Работать со взрослыми: совершать виртуальную экскурсию по Москве.

Учебник стр .98-101 прочитать.

Рабочая тетр.

 стр.64-66 выполнить задания

61

Московский Кремль.

ОБЖ. Правила поведения в общественных местах.

24.04

Московский Кремль-символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади.

Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России.

Читать текст учебника, находить в нем сведения о Кремле. Рассказывать о Красной площади по фотографиям.

Учебник стр .102-107 прочитать.

Рабочая тетр.

 Стр67-69 ответить на вопросы

62

Город на Неве.

25.04

Санкт – Петербург-северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом города, находить на нем достопримечательности города.

Учебник стр .108-113выделить главное.

Рабочая тетр.

 стр.70-72 задание 3

63

Путешествие по планете.

ОБЖ. Отравления. Причины отравлений..

08.05

Карта мира. Океаны и материки(континенты), их изображение на карте.

Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть, показывать на глобусе и карте мира океаны и материки.

Работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, обозначать их фишками.

Учебник стр 114-117 прочитать.

Рабочая тетр.

 стр.73-75 выполнить задания

64

Путешествие по материкам.

15.05

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия.

Предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников.

Находить материки на карте мира. Работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников: готовить сообщение  и выступать с ним перед классом.

Учебник стр .118-123 прочитать и ответить на вопросы..

65

Страны мира. Проект «Страны мира»

ОБЖ. Правила поведения во время путешествия.

16.05

Физические и политические карты мира. Знакомство с некоторыми странами. подготовка к выполнению проекта.

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Сравнивать физическую и политическую карты мира. Находить и показывать на политической карте мира территорию России.

Учебник стр .124-127 прочитать.

Подготовить проект.

66

Впереди лето.

22.05

Летние явления в живой и неживой природе. Разнообразие растений и животных.

Рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям.

Приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе. Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных.

Учебник стр .130-133 прочитать.

Рабочая тетр.

 стр.84-85 выполнить задания

67,

68

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

ОБЖ. Сердце и кровеносные сосуды ,желудок и кишечник.

23.05

26.05

Представление результатов проектной деятельности.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выступать с подготовленными материалами, иллюстрировать их наглядными материалами.

Учебник стр .134-139 выполнить тест.

 

Рабочая тетр.

 стр.86 выполнить задания

69

70

Презентация проектов «родословная», «Города России», «Страны мира».

ОБЖ. Органы дыхания.

29.05

30.05

Представление результатов проектной деятельности.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Выступать с подготовленными сообщениями.

Провести наблюдения за живой и неживой природой.

8. Материально – техническое обеспечение учебного процесса.

  • Сборник рабочих  программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для  общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков,  М.: Просвещение, 2011.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь В 2 ч. К учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» - М.: Просвещение, 2011.
  • А.А.Плешаков Зеленые страницы: Кн. Для уч-ся нач. классов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  • От земли до неба: атлас – определитель для уч-ся нач. кл. /А.А.Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  • Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией   Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Технические средства обучения.- ноутбук, документ-камера, проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...