Урок-игра Обобщение по разделу «Земля и человечество», 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Сечко Ольга Михайловна

Методическая разработка обобщающего урока окружающего мира по разделу «Земля и человечество», 4 класс. Школа России, Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshch_urok-igra.docx416.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка обобщающего урока окружающего мира по разделу «Земля и человечество», 4 класс

Сечко Ольга Михайловна

учитель начальных классов

МКУОШИ «Мыскаменская школа-интернат

Среднего (полного) общего образования»

Цели урока:

1.Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения - глазами астронома, географа, историка, эколога.

2.Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, обобщать, делать выводы.

Задачи:

  1. Образовательная: заключается в цели урока.
  2. Развивающая: развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.
  3. Воспитательная: любовь к окружающему миру, уважение к одноклассникам, помощь ближнему.

Планируемые результаты

Предметные:

- должны знать основные понятия, изученные в разделе;

- уметь работать с географической картой и глобусом, выявлять причины экологических проблем.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Регулятивные УУД

Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные УУД:

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;  умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные:  формирование позитивной самооценки.

Тип урока: закрепление и повторение изученного по теме.

Вид: деловая игра.

Технология: на ситуативной (игровой) основе.

Необходимое техническое оборудование:  компьютер, проектор, интерактивная доска, физическая карта мира, предметы старины, раздаточный материал для каждой игры.

Ход игры

 

1.   Организационный момент. Сообщение темы и целей игры.

Скорей за работу, скорей за работу!

Сегодня нас ждет ролевая игра.

И роли уже распределены.

Познакомьтесь, вот они!

 

      Дети разделены на четыре группы. Группы сидят за разными столами.

Каждая группа получает одну из табличек:

 

АСТРОНОМЫ                                 ГЕОГРАФЫ

                  ИСТОРИКИ                                      ЭКОЛОГИ

 

      - Перед нами сегодня стоит важный вопрос. Вы должны рассказать, что такое окружающий мир с вашей точки зрения – астрономов, географов, историков, экологов.

І этап игры

 

 «Разгадай кроссворд – найди ключевое слово»

 

      Разгадав кроссворд, группа определяет ключевое слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения этой группы.

  Кроссворд для астрономов

  1. Созвездие.
  2. Прибор, который используют в работе астрономы.
  3. Планета, названная в честь богини красоты.
  4. Созвездие, по которому можно определить остроту зрения.
  5. Солнце - это...
  6. Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды.
  7. Планета-кроха.
  8. Американское название профессии человека, летающего в космос.
  9. Самая голубая планета.

Ответы: 1. Волопас. 2. Плутон. 3. Нептун. 4. Телескоп. 5. Звезда. 6. Венера. 7. Плеяды. 8. Астронавт. 9. Земля.

Ключевое слово: ВСЕЛЕННАЯ.

Кроссворд для географов

  1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось.
  2. Самый маленький материк.
  3. Изображение земной поверхности на плоскости.
  4. Тепловой пояс, в котором мы живём.
  5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса.
  6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария.
  7. Самый большой по площади материк.

Ответы: 1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный. 5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия. Ключевое слово: ПЛАНЕТА.

Кроссворд для историков

  1. Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси.
  2. Хранилище документов.
  3. Специалист по истории.
  4. События, случившиеся после рождения Христа, - это...
  5. Десять веков.
  6. Счёт лет называется...
  7. Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.

Ответы: 1. Летопись. 2. Архив. 3. Историк. 4. Наша эра. 5. Тысячелетие. 6. Летоисчисление. 7. Археология. Ключевое слово: ПРОШЛОЕ.

Кроссворд для экологов

  1. Международная экологическая организация.
  2. Природное наследие России - озеро.
  3. Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры - Всемирное...

4. Национальный парк Африки.

5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают.

6. В неё внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране.

7. От каждого человека зависит ... нашей планеты.

8. Московский ... - Всемирное культурное наследие

9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света

Ответы: 1. Гринпис. 2. Байкал. 3. Наследие. 4. Серенгети... 5. Экология. 6. Красная книга. 7. Будущее.

8. Кремль. 9. Мавзолей.

Ключевое слово: НАСТОЯЩЕЕ.

 

ІІ этап игры

«Практическая  работа»

 

АСТРОНОМЫ

Приведите примеры небесных тел:

   Небесные тела - ………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………

Запишите названия всех планет в порядке удаления их от Солнца:

……………………………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………

Подчеркните красным цветом самую большую планету, зелёным – самую маленькую, жёлтым - одну из каменных планет, синим – одну из газовых планет.

 

Ответьте на вопросы.

Какой прибор служит для наблюдения за звёздным небом? ________________________________________

Как расположена земная ось? ________________________________________ 

Есть ли день и ночь на других планетах?___________________

____________________________________________________________  

Где на земном шаре день равен ночи круглый год? _____________________________________________________________  

Кто был первым космонавтом планеты? Когда это произошло? 

_____________________________________________________________ 

 

ГЕОГРАФЫ

Используя карту полушарий, запишите какие материки расположены в:

Западном полушарии - …………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………….

Восточном полушарии - ………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………….

 

 

Запишите названия всех океанов: ………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………

 

Заполните пропуски:

Точка на карте полушарий, где сходятся все меридианы - ___________. 

Модель Земли - ___________________.

Условная линия, которая делит Земной шар на Северное и Южное полушария - _________________________.

Океан, омывающий берега Африки, Евразии и Америки - ______________________________________ .

Круговые линии на карте, проходящие через полюсы, соответствующие направлению север – юг - ___________________________________.

Условное изображение земной поверхности в определённом масштабе - _______________________.

Самый большой материк - __________________________.

Полушарие, в котором находится Южная Америка - __________________________.

Круговые линии на карте, соответствующие направлению                 запад – восток - ________________________.

Самый холодный материк - __________________________ .

Самый большой океан Земли - ________________________ .

  

   

ИСТОРИКИ

     Из предложенных предметов выбрать объекты старины:

Глиняный кувшин, электрическая лампа, монеты, ключ от амбара, лапти, трубка от телефона, электронные часы.

 

 

Определите, в каком веке появилось изобретение.

 

 

Изобретение

Век

1

Первый будильник (водяной) был изобретён древнегреческим философом Платоном за 400 лет до нашей эры.

 

2

Самые древние очки нашли в гробнице египетского фараона Тутанхамона, который правил в 1400 – 1392 годах до нашей эры.

 

3

Самые первые ножницы в Восточной Европе были найдены под Смоленском, а изготовили их около 1000 года нашей эры.

 

4

Первый проект машины для шитья разработал ещё в 1496 году Леонардо да Винчи.

 

5

Первый велосипед был изобретён мастеровым уральских заводов Артамоновым в 1801 году.

 

6

Первые упоминания о шахматах относятся примерно к 570 году.

 

7

Первая телепередача в нашей стране состоялась 1 мая 1932года.

 

8

Первые упоминания о пушке относятся к 1382 году, когда она была использована при обороне Москвы от хана Тохтамыша.

 

 

ЭКОЛОГИ

Заполнить пропуски ( с использованием карты полушарий):

1.     Статуя Свободы:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

2.     Кижи, деревянные церкви:

      Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

3.     Водопад Виктория:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

4.     Венеция:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

5.     Озеро Байкал:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

6.     Мемфис – древняя столица Египта:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

7.     Тадж – Махал:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

8.     Большой каньон:

Материк - …………………………

Природное или культурное наследие (подчеркнуть).

 

ІІІ этап игры

Тест «Земля и человечество».

 

       Учащимся раздаются карточки с тестом «Земля и человечество».

- Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, но чем больше правильных ответов наберет каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.

                                   ТЕСТ «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

 

1.     Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом называется …

а) экология                                                

б) астрономия                                            

в) география

 

     2. Первым человеком, ступившим на лунную поверхность, был …

            а) Юрий Гагарин

            б) Нил Армстронг

            в) Алексей Леонов

 

3.     Условное изображение поверхности Земли на плоскости,

     называется…

            а) глобус

            б) географическая карта

            в) равнина

 

    4. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется…

            а) полярный

            б) тропический

            в) умеренный

 5. Ценные находки старины хранятся…

             а) в архивах

             б) в музеях

             в) в библиотеках

    6. «Легкими нашей планеты» называют…

             а) хвойные леса

            б) тропические леса

             в) широколиственные леса

 

     7.   В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в

России. Какой это век?

             а) хvıı век

             б) хıх век

             в) хvııı век

 

    8. Эмблему «Большая панда» имеет…

              а) Гринпис

              б) Всемирный фонд дикой природы.

 

    9. Исторический центр Санкт – Петербурга – это…

              а) природное наследие России

              б) культурное наследие России.

 

 

       Астрономы обмениваются работами с историками, а географы – с экологами, проверяют работы, подсчитывают общее количество правильных ответов.

 

 

4.   Подведение итогов игры

 

       - Что же такое окружающий мир? (Окружающий мир – это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, поверхность Земли, Всемирное наследие, растительный и животный мир и т. д.)

- Что важно понять каждому человеку? (Уметь ценить то, что тебя окружает, беречь это.)

 

       Оценивается работа каждого игрока.

       Определяется команда – победительница.

       Награждение (грамоты).

 

5.   Домашнее задание

 Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел(а) видеть окружающий меня мир».