Урок окружающего мира на тему: "Охрана животных" по программе "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Устинкина Татьяна Николаевна

Нестандартный урок - путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:          Охрана животных.

Цель:          1. Формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных.

                    2. Познакомить учащихся с представителями животных Красной книги.

                    3. Расширить и углубить знания детей о животном мире, встречающемся в нашем крае.

                    4. Воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.

5. Развивать речь учащихся, умение делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей, воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.

Оборудование: Красная книга (образец), рисунки животных, рисунки «Зоопарк», карта «Заповедники», модель карты Ростовской области, задания – шифровки, тесты, жетоны, названия станций, поезд, загадки, памятка выполнения домашнего задания, музыкальное сопровождение (песня Шаинского «Голубой вагон»), выставка книг «Это интересно», станции «Заповедная», «Зоологическая», «Красная книга», «Друзья природы», «Выполняй-ка», «Проверяй-ка», Энциклопедия для детей, «Словарь русского языка» С.И. Ожегов, иллюстрации обитателей донского края (ласточка, кукушка, перепелка, ондатра).


I. Организационный момент.

Учитель:  Ребята! Сегодня у нас необычный урок окружающего мира – урок – путешествие. Мы отправляемся в путь, побываем в интересных и замечательных уголках нашей Родины, познакомимся с многообразием животного мира. Садитесь поудобнее, поехали. В добрый путь!

                  (звучит музыка песни «Голубой вагон»).

II. Работа над темой урока.

Учитель:  Вот мы и подъехали к первой станции.

1. Чтение стиха «В зоопарке».

- Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей

- Пообедал я сперва

За решёткою у льва

Подкрепился у лисицы

У моржа попил водицы

Ел морковку у слона

С журавлём поел пшена

Погостил у носорога

Отрубей поел немного

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя,

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

а). Беседа по содержанию стихотворения

Учитель:  Ребята! Вы послушали стихотворение.

б). Вопросы:

- Где же обедал воробей?

- У кого побывал в гостях?

- А вот и первая станция.

(чтение хором названия станции «Зоологическая»)

- А что такое зоопарк?

- Кто из вас бывал там?

- Понравилось ли вам?

- Что огорчило?

- Кого вы там видели?

(ответы учащихся)

1 ученик:  В зоопарке содержатся редкие и исчезающие виды животных. Здесь изучают повадки животных, следят за их питанием, здоровьем.

Учитель:  А какие специалисты работают в зоопарке?

2 ученик:  В зоопарках работах зоологи, биологи, зооинженеры, ветеринарные врачи.

Учитель:  Да! В зоопарке – это научные учреждения. Когда в них находится большое количество видов животных их переселяют в другие места. А куда, вы узнаете, дальше в нашем путешествии. Наш путь продолжается.

(звучит музыка песни «Голубой вагон»)

Учитель:  А вот и следующая станция.

(чтение хором названия станции «Заповедная»)

- Куда же переселяют животных?

- Что же такое заповедник, национальный парк, заказник.

(ответы учащихся)

1 ученик:  Заповедник – участок территории, где запрещается деятельность человека.

2 ученик:  Национальные парки – это место полного покоя животных.

3 ученик:  Заказник – территория, где охраняют отдельные виды животных.

Учитель:  Ребята! На территории РФ находится очень много заповедников. Давайте познакомимся с их названием.

(чтение по карте названий заповедников).

Учитель:  На территории нашей области есть тоже заповедник.

(показ места расположения заповедника на карте Ростовской области)

- А что вы знаете о нём?

(ответы учащихся)

1 ученик:  Ростовский государственный заповедник организован 25 декабря 1985 года.

2 ученик:  Задача заповедника – сохранение естественного состояния степной природы.

Учитель:  Из обитателей заповедника многие животные охраняются государством. Давайте познакомимся с ними:

(ответы учащихся)

1 ученик:  Ондатра с полёвкою

В дальнем родстве.

Ушки прижаты к её голове,

Тёмные глазки

Смотрят с опаской

Скрыться готова в высокой траве.

2 ученик:  У нас 3 вида ласточек: касатка, воронок, береговушка.

3 ученик:  Кукушка. Все птицы высиживают яйца, а она подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда.

4 ученик:  Заяц – русак, крот, лось, сайгак, дрофа, серая цапля – забота о этих животных в заповеднике очень важная и постоянная.

Учитель:  Станция «Заповедная» приготовила для вас, ребята, интересные задания о животных нашего края.

в). проверка усвоения материала.

Карточка «Определи обитателей степной зоны».

Приложение № 1.

г). работа учащихся в группах.

д). проверка выполнения задания консультантами.

е) анализ работы, поощрение (жетоны).

Учитель:  Молодцы, ребята! Вновь в путь.

(звучит музыка песни «Голубой вагон»).

Учитель:  Благодаря заповедникам удалось сберечь многих животных, которые находятся под угрозой исчезновения. А как?

А вот и следующая станция.

(чтение хором названия станции «Красная книга»).

Учитель:  Красная книга – это официальный документ, в который занесены редкие животные и растения.

1 ученик:  В России Красная книга была издана в 1983 году. В неё занесены такие животные, как:

Амурский тигр – близкий родственник нашей домашней кошки. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны.

Фламинго – Это удивительно красивые птицы с нежно-розовым оперением живут у воды. Питаются рачками, насекомыми.

Учитель:  Станции Красная книга приготовила нам интересные задания, загадки.

I. 1 загадка.  

Днём спит, ночью летает

прохожих пугает (сова).

2 загадка.

Полосатая африканская лошадь (зебра).

3 загадка.

Хвост короче уха

Быстрые повадки,

Лечу я, что есть духа

Лечу я без оглядки

Кто я? Угадай-ка.

Ну конечно (зайка).

4 загадка.

Речка целая нужна для хорошего   (слона).

5 загадка.

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу? (медведь).

ж). индивидуальный контроль, поощрение.

II. «Угадай животных»

(групповой метод работы).

I группа      льдоша                  соль

II группа     зока                       бакоса

III группа    овса                       баобчак

IV группа    абзер                     осорак

V группа     гирт                       цаяз

з). взаимный анализ работ учащихся, поощрение.

Учитель: Мы вновь отправляемся в путь!

(звучит музыка песни «Голубой вагон»).

А вот и новая станция (чтение хором «Друзья природы»)

Охрана животных – дело государственное и личное. И мы с вами можем помочь в этом.

1 ученик:  Давайте будем

     Беречь животных

Во всей вселенной

Красивей их нету.

Работа по учебнику «Окружающий мир» стр. 115

(чтение правил друзей природы)

Составление – зарисовка экологических знаков охраны животного мира.

и). Объяснение значения экологического знака (работа в группах), поощрение.

Учитель:  Наш поезд отправляется дальше в путь. А вот и следующая станция (чтение хором) – «Всезнайка».

III. Закрепление изученного материала.

Учитель:  Ребята! Я думаю, побывав на уроке вы узнали много нового и интересного, были внимательными. Вот мы и посмотрим.

(тест – итоговый контроль).

Приложение № 2.

Тест.

1. Какое животное нуждается в строгой охране?

а). лось;

б). бобр;

в). медведь.

2. В каком году была создана Красная книга РФ?

а). 1983г.;

б).1974г.

3. Это животное обитает в степной зоне?

а). дрофа;

б). медведь;

в). белка.

4. В заповеднике можно заниматься…

а). охотой;

б). туризмом;

в). наукой.

5. В зоопарке работают…

а). зоологи;

б). биологи;

в). путешественники.

(звучит музыка песни «Голубой вагон»).

Учитель:  А вот и конечная станция (хором) «Выполняй-ка».

IV. Домашнее задание:  Составить книжку – малютку на тему «Береги животных» (учащимся выдаётся памятка выполнения домашнего задания).

Приложение № 3.

Памятка

выполнения домашнего задания.

1. Выбери животное (1 или 2).

2. Найди сведения о нём:

а). внешний вид4

б). среда обитания;

в). повадки.

3. Красочно оформи, сделай:

а). иллюстрации;

б). наклей вырезки.

4. При появлении трудностей обратись к родителям или учителю.

5. Удачи в работе!

V. Итог урока.

Анализ работы учащихся учителем.

Самоанализ работы учащихся.

Поощрение.

Стихотворение.

(читает учитель).

Взгляни на глобус – шар земной –

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

«Ты береги нас, береги».

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!»