Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Земцова Елена Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Начальная школа XXI века" , автор Н.Ф. Виноградова, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnyy_list.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon pz_novaya.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

начальная общеобразовательная школа № 53

Принята   на заседании методического объединения

МАОУ НОШ № 53

Протокол от ______________

           Согласована

   Заместитель директора

   по УВР______________

               

      Введена в действие

 приказом от _________________

   Директор МАОУ НОШ № 53

     _____________________

           

Рабочая программа

по окружающему миру

для 4 класса

учителя начальных классов

Земцовой Елены Николаевны

г. Калининград, 2013



Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального образовательного государственного стандарта общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы по окружающему миру, Н. Ф Виноградовой, Г. С. Калиновой УМК «Начальная школа XXI века»

Программа разработана в соответствии с ООП НОО МАОУ НОШ № 53 и учебным планом школы.

 В 4 классе на предмет «Окружающий мир» отводится 68 часа (34 недели, 2 часа в неделю)

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко

выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие,

географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся

возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает

целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование

целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего

школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Задачи организации учебной деятельности:

  • формирование элементарной ориентировке в доступных

            естественнонаучных ,обществоведческих исторических понятиях, развитии

             целостного восприятия окружающего мира;

  • формирование общеучебных умений: выделять существенные и

            несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать,

            классифицировать, фиксировать результаты наблюдений;

  • развитие общей культуры школьника, овладение знаниями

                  превышающими минимум содержания образования

2. Учебно - тематический план

4 класс (68  часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Человек – живое существо (организм)

8

2

Как человек воспринимает окружающий мир

9

3

Развитие человека от рождения до старости

3

4

Человек – путешественник

5

5

Человек и культура. Просвещение

5

6

Искусство в Древней Руси

6

7

Искусство России 18 века

5

8

Искусство России 19 века

7

9

Искусство России 20 века

5

10

Человек защитник своего Отечества

8

11

Гражданин и государство

3

12

Уроки обобщения

2

13

Резервные уроки

2

Итого:

68 часов

3. Содержание  тем учебного курса

Введение

Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

Человек — живое существо (организм)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

Человек среди людей.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.

Человек и общество, в котором он живет

Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси - Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.

Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.

Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское Иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

4. Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

                                       Учащиеся научатся:

называть (приводить примеры):

  • признаки живого организма; признаки, характерные
    для человека (в отличие от животных);
  • основные органы и системы органов человека и их
    функции;
  • правила здорового образа жизни;
  • права гражданина и ребенка в России;
  • основных правителей российского государства (князь,
    первый царь, первый и последний императоры);

  • народы, населяющие Россию;
    различать (соотносить):

год и век, арабские и римские цифры

  • искусственные тела (изделия) и тела природы;
  • полезные и вредные привычки;
  • эмоциональные состояния и чувства окружающих: страх, радость и др.);
  • события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
  • применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
  • узнавать по тексту, к какому времени относится это со-
    бытие (в соответствии с программой);
  • составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
  • объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
  • в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым
    и незнакомым);
  • работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

                                     

  Учащиеся получат возможность научиться:

Различать и сравнивать особенности разных живых тел ( например, растений и животных, животных и человека), отвечать на вопросы , требующие логического мышления(«В каких состояниях бывает вода?», «Почему бывает смена дня и ночи?»); искусственные тела (изделия) и тела природы; вредные и полезные привычки; эмоциональное состояние и чувства окружающих (страх, радость и др)

Приводить примеры прав человека и ребенка в России; названий народов, населяющих Россию; основных правителей российского государства (князь, первый царь, император)

Соотносить события, персоналии и их принадлежность к конкретной исторической эпохе

Решать учебные задачи: работать с географической и исторической картой, выполнять задания на контурной карте в рабочей тетради; анализировать текст, раскрывать значение того или иного факта, события; составлять рассказ о родной стране, столице, о наиболее важных событиях в истории Отечества

                                   Формы и средства контроля знаний:

самоконтроль — при введении нового материала ,

взаимоконтроль — в процессе его отработки,

обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ,

тематический контроль — при проведении самостоятельных и тестовых  работ в   течение учебного года

5. Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение курса

Состав учебно-методического комплекта по предмету

Для учащихся

Для учителя

- Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир 4 класс- учебник в . – М.: Вентана-Граф, 2008.

- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2005.

- Стрижев А. Большая книга леса. – М.: Олма-Пресс, 1999.

- Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Твоя Родина – Россия. – М.: Просвещение, 2000


Наглядные пособия:
1. Натуральные живые пособия – комнатные растения;
2. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4. Изобразительные наглядные пособия – таблицы;
5. Географические и исторические карты;
6. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

7.  Лаборатория Корнельсона
8. ЭП "Уроки Кирилла и Мефодия"


Технические средства обучения
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор

Экран

6. Список  литературы

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство "Просвещение"
  • Ковалева Г. С.  Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.
  • Ковалева Г.С.  Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
  • Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ  53
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
    Издательство "Просвещение
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
    Издательство "Просвещение", 2009
  • Авторская программа Н.Ф.Виноградовой. Г.С.Калиновой «Окружающий мир».-Москва.- Вентана-Граф.- 2008

  • Журова Л.Е. Беседы с учителем. Четвертый  класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру «Начальная школа XXI века» 2 класс

Программа разработана на основе:- авторской программы  по окружающему миру под редакцией Н.Ф. Виноградовой и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная   школа XXI века»...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 21 века."

Источники:1. http://school32-blg.ucoz.ru/load/programmy/fgos/rabochaja_programma_po_okruzhajushhemu_miru/31-1-0-962. http://s08013.edu35.ru/2011-01-20-09-03-29/rabochie-programmy/245-rabochi...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа 21 века

Рабочая программа по окружающему миру  разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), требований к результатам ...

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. Начальная школа 21 века

Рабочая   программа  по курсу « Окружающий мир » разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования, Конц...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 21 века"

В соответствии с требованиями Федерального государственного образователь­ного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса окружающего мир...