Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

 Варварина Оксана Николаевна

Данная программа содержит: пояснительную записку, список литературы, учебно - тематический план и календарно - тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_okr._miru.docx47.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 1 г. Липецка

СОГЛАСОВАНО

Председатель научно-методического совета ______________ О.И. Мязина

Протокол №1 от 26.08.2013 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ гимназии №1 г.Липецка

_________________________ В.М. Цопа

     Приказ № 71-1-о от 26.08.2013 г.

Рабочая программа

по окружающему миру

для 4Б класса

Учитель: Варварина О.Н.

2013 – 2014 учебный год

  1. Пояснительная записка

        Цели рабочей программы

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:

 развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи программы:

  • создать условия для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
  • обеспечить прочное и сознательное овладение умениями наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • сформировать представление об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • сформировать потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

        Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

          -    Закон «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

          - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования  РФ от 05.03.2004г. № 1089;

         - Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

           - Приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089;

           - Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;

                - Авторская учебная программа: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. «Окружающий мир» 2004 г.

           - Письмо Управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 г. № 3499;

           - Образовательная программа  начального общего образования МБОУ гимназии №1 на 2013-2014 учебный год.          

           Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, авторской  программы «Окружающий мир». Автор Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Баласс,  2004 г.

          Выбор данной программы обоснован тем, что особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности обучающихся, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших учащихся; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы.

         Рабочая программа  составлена  на  68  учебных часов (из расчета 2 часа в неделю): часть1: «Человек и природа» (34 ч), часть 2: «Человек и человечество» (34 ч). в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком.

 В том числе:

– на написание контрольных работ – 5 часов.

   В авторскую программу были внесены изменения: включено изучение основ безопасного образа жизни (основные правила поведения в окружающей среде – на дорогах, водоёмах, в школе) по всем разделам.

        Место  и роль окружающего мира  в соответствии с требованиями  к  уровню   подготовки выпускников      

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у обучающихся формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего обучающегося. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный

вклад в формирование информационной культуры младших обучающихся; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели и схемы.

Основными формами организации образовательного процесса по окружающему миру в 4 классе являются:

- традиционный урок;

     - урок – исследование;

         - практические  занятия;

         - экскурсия;

    - фронтальная, парная, групповая, индивидуальные формы учебной деятельности.

     В  процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

     - технология проблемного обучения;

     - информационно-коммуникационные технологии;

     - проектная технология;

     - технологии личностно-ориентированного обучения;

     - здоровье сберегающие технологии.

Виды и формы контроля

- текущий контроль (проверочные работы, терминологические и хронологические диктанты, доклады и сообщения, реферативные и исследовательские работы);

- тематический  контроль (контрольные работы);

- промежуточная аттестация (контрольная работа).

Для реализации данной программы используется учебник

      А.А.Вахрушев , Д.Д. Данилов  Окружающий мир 4 класс. Ч.1 - «Человек и природа» : учебник :  – М. : Баласс, 2008.

      А.А.Вахрушев , Д.Д. Данилов  Окружающий мир 4 класс. Ч.2 - «Человек и человечество» : учебник :  – М. : Баласс, 2008, 2009.

II. Содержание рабочей программы

п/п

Название раздела, темы

Содержание раздела (темы) (дидактические единицы)

Требования к уровню подготовки учащихся по теме

Перечень контрольных мероприятий

Часть 1 «Человек и природа»

Раздел  «Как работает организм человека»

1.

Человек и его строение

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма; кожа, строение кожи; внутренний скелет; пищеварение; органы дыхания, выделения; круги кровообращения, кровь; нервная система; органы чувств, размножения; травмы

Знать: об основных органах и системах органов человека, их функциях; о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;

Уметь: объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения; ухаживать за своим телом; составлять правильный режим дня; оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни

2.

Происхождение человека

 Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь. Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.

Знать: об изготовлении орудий труда и возникновений речи – как об основном от-

личии человека от животных;

об основных этапах становления человека и его разума.

Уметь: находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения

Контрольная работа №1 по разделу «Как работает организм человека»

Раздел I «Рукотворная природа»

Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Вода, её свойства. Воздух, его состав и свойства. Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов. Металлы, их свойства, добыча и использование. Торф, каменный уголь, нефть и природный газ. Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности. Звук, его свойства. Свет, его свойства. Современные технологии на службе у человека.

Знать: важность воды для жизни живых организмов и человека; основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости и газа); основные свойства воздуха (как газа); применение важнейших полезных ископаемых; об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;

- о единственной стратегии выживания человечества.

Уметь: находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения

Контрольная работа №2 по разделу «Рукотворная природа»

Раздел  «Повторение»

Природа, вещества, явления. Земля – планета жизни. Растения и животные. Природные зоны. Экосистемы

Знать: понятия: природа, вещества, явления; природные зоны, экосистемы.

Уметь: различать природные зоны, экосистемы; характеризовать планету Земля как планету жизни

Контрольная работа по теме «Человек и природа»

Часть 2 «Человек и человечество»

Раздел  «Человек»

3.

4.

Человек и его внутренний мир

Человек и мир людей

Обучение и воспитание в развитии человека. Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе. Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.

Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право. Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

Знать: основные качества личности, черты характера;

понятия: эмоции, настроение, тревожность и самооценка, мимика; правила приличия.

Уметь: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера; давать самооценку себе и другим; строить отношения с другими и к другим

Знать: причины и виды конфликтов и способы их разрешения; правила поведения людей в обществе; понятия: совесть, мораль и право; права человека в обществе и права ребёнка.

Уметь: объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка; предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений

Контрольная работа №1 по разделу «Человек»

Раздел  «Человечество»

5.

Человек и прошлое человечества

Возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней: первобытный мир, древний мир, средние века, новое время, новейшее время

Знать: картину всемирной истории человечества – смену нескольких эпох – «времён».

Уметь: отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества

6.

Человек и многоликое человечество

Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова. Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).

Знать: расы человечества, народы, их основные различия; национальность человека; демократические и недемократические государства; верующие, приверженцы и атеисты.

Уметь: объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов

7.

Человек и единое человечество

Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека»

Знать: образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество; понятия: собственность, доход, заработная плата; ООН.

Уметь: устанавливать взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли

Контрольная работа №2 по разделу «Человечество»

Раздел  «Повторение»

Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас. Учимся решать жизненные задачи

Знать: материал, изученный в предыдущих разделах.

Уметь: решать жизненные задачи      

Промежуточная аттестация (контрольная работа)

Раздел «Основы безопасного образа жизни» в течении года

Основные правила поведения в окружающей среде – на дорогах, водоёмах, в школе

Знать: правила безопасности дорожного движения, в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств.

Уметь: соблюдать правила безопасности дорожного движения, в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Контрольные мероприятия

Количество часов

 Часть 1 «Человек и природа»

34

3

 «Как работает организм человека»

18

1

1

Человек и его строение

15

2

Происхождение человека

3

Контрольная работа №1 по разделу «Как работает организм человека»

1

«Рукотворная природа»

11

1

Контрольная работа №2 по разделу «Рукотворная природа»

1

«Повторение»

5

1

Контрольная работа по теме «Человек и природа»

1

Часть 2 «Человек и человечество»

34

2

 «Человек»

10

1

1.

Человек и его внутренний мир

5

2.

Человек и мир людей

5

Контрольная работа №1 по разделу «Человек»

1

 «Человечество»

20

1

3.

Человек и прошлое человечества

10

4.

Человек и многоликое человечество

5

5.

Человек и единое человечество

5

Контрольная работа №2 по разделу «Человечество»

1

«Повторение»

4

1

Промежуточная аттестация (контрольная работа)

1

«Основы безопасного образа жизни»

в течении года

IV. Требования к уровню подготовки  выпускников

В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:

    знать/понимать:

- об изготовлении орудий труда и возникновений речи – как об основном от-

личии человека от животных;

- об основных органах и системах органов человека, их функциях;

- о болезнях и мерах борьбы с ними, о значении физкультуры;

- об основных этапах становления человека и его разума;

- важность воды для жизни живых организмов и человека;

- основные свойства льда, воды и пара (как твердого тела, жидкости и газа);

- основные свойства воздуха (как газа);

- применение важнейших полезных ископаемых;

- об экологических кризисах на Земле, вызванных деятельностью человека;

- о единственной стратегии выживания человечества;

- о вписывании своего хозяйства в круговорот веществ биосферы;

- основные качества личности, черты характера;

- понятия: эмоции, настроение, тревожность и самооценка;

- причины и виды конфликтов и способы их разрешения;

- правила поведения людей в обществе;

- понятия: совесть, мораль и право;

- права человека в обществе и права ребёнка;

- картину всемирной истории человечества – смену нескольких эпох – «времён»;

- расы человечества, народы, их основные различия;

- образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество;

- правила безопасности дорожного движения, в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств.

    уметь:

- находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;

- объяснять элементарные процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;

- ухаживать за своим телом;

- составлять правильный режим дня;

- оценивать правильность поведения в жизни с точки зрения ведения здорового образа жизни;

- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе;

- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;

- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка;

-  предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений;

- устанавливать взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли;

- соблюдать правила безопасности дорожного движения, в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств.

V. Литература и средства обучения

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

-  Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебникам «Человек и природа», «Человек и человечество» 4 класс. – М. Баласс, 2013.

- Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир «Человек и природа», «Человек и человечество»: методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011.

- Хабарова Е.И. Природоведение: мой первый словарь. - М. АСТ- пресс, 2009.

- «Окружающий мир». Интерактивные дидактические материалы 4 класс.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

- Трафимова Г.В. « Секреты и диковинки окружающего мира». – ИЗД «Фёдоров», 2008.

- Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: Вако, 2011.

- Большая энциклопедия начальной школы. – М. ОЛМА - ПРЕСС, 2010.

- Энциклопедия «Эрудит». – М. Мир книги, 2010.

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

по плану

фактич

по плану

фактич

Часть 1 «Человек и природа»

Как работает организм человека

I.

Человек и его строение (15 часов)

15

1

Первичный инструктаж по  ОТ на рабочем месте.  Как устроен организм человека

1

2

Кожа – «пограничник» организма

1

3

Как человек двигается. ОБЖ

1

4

Путешествие бутерброда

1

5

Путешествие бутерброда

1

6

Как удаляются ненужные вещества

1

7

Для чего и как мы дышим

1

8

Волшебная восьмёрка

1

9

Что такое кровь

1

10

Почему наш организм работает слаженно

1

11

Почему наш организм работает слаженно

1

12

Окна в окружающий мир

1

13

Многогранный мир чувств

1

14

Родители и дети. ОДБ (Занятие 1)

1

15

Отчего мы иногда болеем. ОБЖ

1

II.

Происхождение человека (3 часа)

3

16

Наши предки – древесные жители

1

17

Контрольная работа №1 по разделу «Как работает организм человека»

1

18

На заре человечества

1

Рукотворная природа

19

Рукотворная жизнь

1

20

На службе у человека. ОДБ (Занятие 2)

1

21

Покорение силы

1

22

Как человек использует свойства воды

1

23

Как человек использует свойства воды. ОБЖ

1

24

Как человек использует свойства воздуха

1

25

Горные породы и минералы

1

26

Металлы

1

27

Приручение огня

1

28

Как нам жить?

1

29

Контрольная работа №2 по разделу «Рукотворная природа»

1

Повторение

30

Повторение. Природа, вещества, явления. ОБЖ

1

31

Повторение. Земля – планета жизни. ОДБ (Занятие 3)

1

32

Повторение. Растения и животные

1

33

Повторение. Природные зоны. Экосистемы

1

34

Контрольная работа по теме «Человек и природа»

1

Часть 2 «Человек и человечество»

Человек

III.

Человек и его внутренний мир (5 часов)

5

35

Кого можно назвать человеком?

1

36

Посмотри в своё «зеркало»

1

37

Как понять, что творится у друга на душе? ОБЖ

1

38

Переживания, испытанные временем. ОДБ (Занятие 4)

1

39

Как узнать человека?

1

IV.

Человек и мир людей (5 часов)

5

40

Что такое общество?

1

41

Как жить в мире людей?

1

42

Моё общество

1

43

Права человека в обществе

1

44

Контрольная работа №1 по разделу «Человек»

1

Человечество

V.

Человек и прошлое человечества (10 часов)

10

45

Первобытный мир – первые шаги человечества. . ОБЖ

1

46

Первобытный мир – первые шаги человечества.  ОДБ (Занятие 5)

1

47

Древний мир – рождение первых цивилизаций

1

48

Древний мир – рождение первых цивилизаций

1

49

Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем

1

50

Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем

1

51

Новое время – торжество Европы. ОБЖ

1

52

Новое время – торжество Европы. ОДБ (Занятие 6)

53

Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству

1

54

Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству

1

VI.

Человек и многоликое человечество (5 часов)

5

55

Короли, президенты и граждане

1

56

Короли, президенты и граждане

1

57

Расы и народы Земли

1

58

Кто во что верит

1

59

Кто во что верит. ОБЖ

1

VII.

Человек и единое человечество (5 часов)

5

60

Мировое хозяйство. ОДБ (Занятие 7)

1

61

Мировое сообщество государств

1

62

Что человечество ценит больше всего?

1

63

Как нам жить?

1

64

Контрольная работа №2 по разделу «Человечество»

1

Повторение

65

Повторение. Человек и его внутренний мир. ОБЖ

1

66

Промежуточная аттестация (контрольная работа)

1

67

Повторение. Человек и прошлое человечества

1

68

Повторение. Учимся решать жизненные задачи

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"

Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс

Данная  программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс

Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100"  Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...