Урок по окружающему миру "Осторожно, животные!"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Мавлютова Гузалия Самигулловна

Научить ребят осторожному обращению с дикими  и домашними животными.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                                     Учитель  начальных классов

                                                     МОУ «Бардымская гимназия»

                                                Мавлютова Гузаль Самигулловна

     (3 класс)

Осторожно, животные!

Цель: научить ребят осторожному обращению с дикими животными и домашними животными.

О б о р у д о в а н и е : иллюстрации животных изученных групп, иллюстрации опасных животных, правила поведения при укусах.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

  1. Блиц-опрос (1-6 слайд)

Какие группы животных вы знаете?(7 слайд)

(Чтобы школьникам было легче вспомнить все группы,учитель может повесить иллюстрации с представителями каждой группы.

Дети перечисляют изученные группы животных; простейшие; кишечнополостные; черви; моллюски; членистоногие: ракообразные, пауки, насекомые; рыбы; земноводные; пресмыкающиеся: ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи; птицы; млекопитающие).

        Каких животных следует опасаться? Есть такие животные среди членистоногих?

        Скорпионов, пауков: каракурта, тарантула.

        Насекомых: ос, пчел, шершней, шмелей.

        Кто опасен из группы пресмыкающихся?

        Змеи,крокодилы.

        Из млекопитающих?

        Волк, тигр, лев, и другие.

2.Чтение диалога героев.

А вот Миша с вами не согласился бы. Почему? Прочитайте диалог с Леной (Дети читают)

Что говорит Миши Лене?

Любое дикое животное нельзя брать в руки, даже самое безобидное.

А почему Миша так считает? Чем может быть опасен голубь или ящерица?(Дети высказывают свои предположения)    (8 слайд)

III. Совместное открытие знаний.

Обучение способам самостоятельного применения знаний.

        1. В прошлом, когда человек был ближе к дикой природе, он сталкивался с множеством микробов и паразитов, которые вызывали страшные болезни, и часто умирал от них. Но одновременно у него вырабатывался иммунитет к множеству заболеваний. Благодаря гигиене человек победил немало болезней.

        Постепенно развивалась и медицина, были разработаны лекарства, прививки, вакцины, которые сделали жизнь человека безопаснее.

        Но в то же время человек стал незащищеннее перед множеством заболеваний, с которыми он перестал сталкиваться, живя в городе.

        В отличие от человека, дикие животные в природе борются за свою жизнь не только с хищниками, но и с множеством микробов и паразитов. Дикие животные научились справляться с ними, а вот организм человека может оказаться беззащитным.

        Об этом предупреждал Лену Миша: беря в руки дикое животное, человек подвергает себя опасности.(9 слайд)

  1. Выполнение задания 1,с 42.

Обведите рисунки , на которых ребята ведут себя правильно. Почему вы так считаете?

-Мальчик сделал кормушку, кормит птиц, помогает им пережить зиму.

-Девочка угощает белку орехами, но не трогает ее.

-Брать  в руки голубей и ежей нельзя.

  1. Работа по тексту учебника, с 43.

Чем же опасен голубь и еж? Прочитайте в учебнике 1-й и 2-й абзацы на с.43.

Здоровых голубей поймать трудно, и, если вы видите голубя, который не улетает от вас, значит, он болен. Чем могут заразить человека больные голуби?

        Очень серьезным заболеванием-орнитозом.(10 слайд)

На какое заболевание оно похоже? Какие симптомы?

        Похоже на воспаление легких и сопровождается высокой температурой, кашлем, болью в груди.

Чем еще опасны дикие животные, такие  как грызуны, лисы, ежи и другие?

        Они переносят бешенство.(11 слайд)

Как проявляется это заболевание у человека?

        Оно поражает мозг человека, возникают судороги, человек начинает бояться воды.

Что нужно делать человеку в случае, если его укусило дикое животное?

        Обратиться к врачу.

Нужно промыть рану марганцовкой или перекисью водорода, кожу вокруг раны обработать зеленкой и, конечно, обратиться к врачу.

Нужно опасаться ядовитых змей, некоторых пауков и насекомых. Но важно знать, как себя вести, если вас все же укусила змея. Найдите правила поведения в тексте учебника.(12 слайд)

(Дети читают)

        Нужно срочно сказать взрослым. Лечь в постель и принять теплое питье. И, конечно, срочно вызвать врача.

Если приходится долго ждать, рану можно промыть раствором марганцовки и положить холод на место укуса.

Что нужно делать при укусе насекомого?(13-14 слайд)

        Надо удалить жало, промыть ранку слабым раствором марганцовки или перекиси водорода.

Можно положить холод на место укуса, выпить глюконат кальция и димедрол.

(Учитель вешает на доске правила поведения при укусах)

  1. Выполнение задания 2, с. 44.

Допишите фразы и сформулируйте правила безопасного поведения с дикими животными.

        -Никогда не подходи к диким животным.

        -Никогда не бери диких животных в руки.

        -если увидишь в лесу змею- не подходи к ней.

        -Если тебя укусило животное-обратись к врачу.

  1. Чтение диалога героев,с. 44.

Вы выяснили, что нужно осторожно относиться к диким животным. Зато домашних животных можно не бояться. Вы согласны? (Дети высказывают свое мнение.)

Что думают по этому вопросу Миша и Лена? Прочитайте их диалог. (Дети читают) 

        Миша считает, что нужно быть осторожным с собаками, тем более с незнакомыми. Они могут укусить.

  1. Выполнение задания 3,с. 44.

Собака- это домашнее животное, с которым мы чаще всего сталкиваемся в жизни. Нужно учиться понимать настроение собак. Подпишите в задании 3, какие чувства они проявляют. (15-17 слайд)

(Дети рассматривают рисунки)

        -На рисунке 1 собака показывает дружелюбие.

        (Дети записывают.)

        -На 2-м рисунке собака проявляет страх.

(Дети записывают.)

-На 3-м рисунке собака показывает злость.

(Дети записывают.)

Каких собак нужно избегать на улице?

        Испуганных и злых.

(дети обводят 2-й и 3-й рисунки.)

  1. Беседа.  (18 слайд)

Как вы поступите, если вас укусит собака?

        Так же, как если бы это было дикое животное.

Правильно, потому что собаки тоже переносят бешенство. Что нужно сделать с раной?

        Промыть рану марганцовкой или перекисью водорода, края раны смазать зеленкой и обратится к врачу.

Домашние животные (лошади, коровы, овцы, козы, гуси, куры) дружелюбно относятся к человеку. Так они относятся к своему хозяину, который кормит их, ухаживает за ними. Но никто не может предсказать, как животное отнесется к незнакомому человеку.

Почему могут быть опасны коровы, быки, козы, бараны ?Какое у них опасное орудие?

        У них есть рога, поэтому они могут бодаться.

Как нужно себя вести с лошадьми? Какое правило нужно соблюдать?

        Нельзя подходить к лошади сзади, она может лягнуть, (ударить копытом).

Прочитайте правила поведения ,обведенные в рамку на с. 44 и 45. (ученики читают)

IV. Первичное закрепление.

8.Блиц-опрос (первичное закрепление)

Как нужно вести себя с дикими животными? (19 слайд)

        Не брать в руки.

Почему нельзя брать их в руки?

        Потому что на их теле есть микробы и паразиты ,опасные для человека.

Как вы можете догадаться о настроении кошки или собаки?

        По поведению: когда кошка машет хвостом- она показывает свое недовольство, а собака виляет хвостом- значит, настроена дружелюбно.

В какой ситуации можно погладить собаку? (20 слайд)

        Если разрешил хозяин, если вы хорошо знаете эту собаку.

Как нужно себя вести с домашними животными?

        Никогда не подходить к домашнему животному без разрешения хозяина. Быть осторожным с незнакомыми животными.

2. Выполнение задания 4, с. 46.

Пройдите лабиринт с наименьшим количеством опасностей и помогите Лене и Мише добраться до станции.

        3.Сообщения школьников или рассказ учителя.

Приведем пример рассказа учителя.

        На севере и в средней полосе России живет только один вид ядовитых змей- гадюка обыкновенная. Она встречается в смешанном лесу, на лугах ,поросших кустарником, на сухих моховых болотах. Гадюки бывают самой разнообразной окраски- серые, коричневые и почти черные. Для всех гадюк характерна зигзагообразная полоса, тянущаяся вдоль спины. Однако на черных гадюках она может быть незаметна, поэтому надо остерегаться всех черных змей. Обычная длина гадюки- 50 – 60 сантиметров, но иногда попадаются и мертвые змеи.

        Люди после укуса гадюки долго болеют, бывают и смертельные случаи.

        В Сибири, кроме гадюки, встречается ядовитая змея щитомордник. На юге, в степях и пустынях, ядовитых змей больше. Здесь живут эфа, гюрза. Их яд опаснее для человека, чем яд гадюки. По статистике, погибают 3-5 человек из 100 укушенных.

        V. Итог урока.

Повторите еще раз правила безопасного поведения.

        -Обращаться с дикими животными надо осторожно. Никогда не следует брать их в руки.

        - Не следует гладить незнакомую собаку, даже если она кажется дружелюбной.

        - Нельзя махать руками, если к тебе подошла собака.

        - Никогда не подходить к домашним животным без разрешения хозяина. Нужно быть осторожным с незнакомыми животными.

Окружающий нас мир прекрасен и интересен. Множество диких животных окружает нас. Не нужно бояться дикой природы, нужно ее знать и здраво оценивать существующие опасности. Ведь животные избегают встреч с человеком, опасаясь действий с его стороны. Даже змеи в наших краях никогда не нападают первыми на человека, а стремятся уйти. Не нужно им в этом мешать!

Домашнее задание: читать с. 42-45; нарисовать предупреждающие и запрещающие знаки в общении с животными; подготовить сообщения (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по окружающему миру "Животный мир Африки"

Презентация к уроку по окружающему миру А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана во 2 классе   "Животный мир Африки"  по программе "Школа 2100"...

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида...

Методическая разработка урока по Окружающему миру (Животные - живые существа)

Методическая разработка урока(животные - живые существа). Тип урока - комбинированый....

Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа" УМК Начальная школа XXI века. 3 класс

Тема урока ___ Животные – живые существа (организмы)   Тип урока____ Урок формирования умений и навыков Цель урока:  сформировать понятие « Животное – живое существо»,  расшир...

Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа (организмы)", 2 класс

Технологическая карта разработа с учетом применения интерактивной доски...

Интегрированный урок по окружающему миру "Животные родного края"

Интегрированный урок изучения нового материала с применением игровых технологий....

конспект урока по окружающему миру "Животный мир в опасности."

Конспект урока по окружающему миру "Животный мир в опасности." предназначен для 3- 4классов для любых УМК....