Мастер класс состав и свойства крови
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Данный мастер класс расчитан на 4 класс по теме кровь. Подгововительный этап предусматривает групповое изучение некоторых вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krov_svoystva_krovi_avtosokhranennyy.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ им. М.М.Рудченко С.Перелюб»

Мастер – класс

«Кровь. Состав и свойства крови»

Учитель начальных классов

 высшей категории

 Соловьёва И.П.

Перелюб 2013

Тема. Кровь. Ссостав и свойства крови.

 Тип крока. Урок изучения новых знаний.

Цель. Познакомить учащихся со свойствами и строением крови.

ЗАДАЧИ. Углубить и расширить знания о строении и свойствах крови.

Развивать умение отстаивать свою точку зрения,  принимать участие в совместном решении проблем.

Ход урока

- Сегодня на уроке присутствует много гостей. Поприветствуем их.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Пусть в нашем классе вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам вас сегодня встречать.

Но начнём же урок не будем зря время терять.

- Спасибо! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием порадуются нашим успехам!

- Как называется раздел, который мы изучаем?

(организм человека)

- Посмотрите, как разросся   кластер. Прежде чем продолжить открывать знания в сложном организме человека, вспомним, что мы уже знаем.

- Покажите карточками, если утверждение верное +, если не верное -, если вопрос вызывает затруднение ?

1. Верно ли, что человек часть живой природы? +

2. Верно ли, что кожа защищает внутренние органы от повреждений? +

3.Верно ли, что скелет служит только опорой ? –

4. Верно ли, что нос нужен только для распознавания запахов? –

5. Верно ли, что язык является самой подвижной мышцей? +

6. Верно ли, что в лёгочных пузырьках происходит газообмен? +

7.Верно ли, что нервная система объединяет организм в единое целое? +

8. Верно ли, что в организме человека 8 литров крови??????????????????

- Какой вопрос вызвал у вас затруднение?

- О чём будем говорить на уроке?

- Какая система поможет ответить на заданный вопрос?

Тема. Кровь. Состав и свойства крови.

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответ.

1. Расширить знания о крови и её функциях.

2. Свойства дыхательной системы.

3. Исследовать состав крови.

4.Находить информацию по данной теме в источниках.

5. Познакомиться с коренными  жителями зоны степей.

- Приходилось ли вам порезать или оцарапать палец?

- Что вы при этом чувствовали и наблюдали?

- Вам приходилось пробовать кровь на вкус?

- Почему? ( растворимы соли)

Физические свойства крови

Цвет

Вкус

Состояние

Красный

солёный

Клейкая жидкость

- Почему кровь клейкая жидкость?

(  Это связано с её составом,   эритроциты, лейкоциты, жиры   сочетание даёт жижу под названием кровь,   это связано с тем что она   густеет ( сворачивается) вот и становится липкой.)

- Существует ли кровь голубого цвета? Об этом нам расскажет…

«Голубая кровь» - считалось, что у богатых людей , князей и королей, кровь голубая. Это приданье пришло из Испании. Бедные люди, которые много времени проводили под лучами солнца, имели тёмный цвет кожи. А люди богатые – белую кожу с голубыми жилками – это вены, по которым текла венозная кровь. Однако, бедны мы, или богаты, чернокожи или белокожи, кровь у нас красная. Кровь голубого цвета у раков, крабов, морских червей и пауков. (Энциклопедия)

_Что же такое кровь?

(Это особая ткань, которая поддерживает внутри организма  условия благоприятные для жизни клеток. Ткань – группа клеток, выполняющих общую задачу в организме.)

- Из чего же состоит кровь? Рассмотрите под микроскопом каплю крови. Увеличение нашего микроскопа недостаточно большое, под электронным микроскопом мы можем увидеть более крупные элементы крови.

Биологи

Исследователи

Эритроциты – красные кровяные тельца, содержат гемоглобин, который разносит кислород ко всем органам.

Предположение. Мы видим прозрачную жидкость, много клеток. Кровь – неоднородная жидкость.

Тромбоциты – мелкие клеточки, опутывающие кровяные тельца. Образуют корочку. Участвуют в свёртывании крови.

Лейкоциты –белые кровяные тельца, борются с инфекциями, ядами, микробами, уничтожают бактерии , вырабатывают антитела ( иммунитет).

Плазма – прозрачная желтоватая солоноватая жидкость, которая состоит изводы и растворённых в ней веществ. В плазме находятся клетки крови. Больше всего в ней красных кровяных клеток.

          Меня заинтересовал такой вопрос , зачем делают анализ крови. Моя бабушка работает врачом.  Она мне рассказала, что по анализу крови видно здоров человек или болен. Ведь крови в организме не очень много. У взрослого человека 5 литров крови, а у ребёнка 3 литра. Количество крови в организме человека поддерживается постоянным. Вместо погибших клеток появляются новые. Этот процесс происходит всю жизнь без остановок. Любое заболевание вызывает изменение состава крови.

-Вывод. Мы посмотрели кровь под микроскопом к какому выводу пришли.  (Каждая клетка крови выполняет свою работу. В организме взрослого человека 5 литров крови.)

Физминутка

- Вам дан текст,  прочитайте его, Вставьте нужные слова в предложения. Что у вас получилось?

1. Кровь разносит (полезные вещества).

2. Поддерживает постоянную( температуру тела).

3. Снабжает организм (кислородом).

4. Выводит (вредные) вещества.

5.(Защищает) от вредных бактерий.

                    Кровь необходима для жизни во всех частях организма.   В крови содержится очень много различных веществ и клеток. Здесь есть жидкость, которая называется плазмой.    Кровяная плазма разносит питательные вещества от желудка и кишечника по клеткам. Кровь разносит полезные вещества. Поддерживает постоянную температуру тела. Красные клетки крови (эритроциты), которые придают крови ее цвет, содержат вещество, которое называется гемоглобином.  Снабжает организм кислородом.   Белые клетки крови (лейкоциты) также имеют очень большое значение для тела. Они уничтожают бактерии.    Выводит вредные вещества.  Есть еще один тип кровяных клеток — тромбоциты. Они способствуют сворачиванию крови, чтобы при ранах и порезах не потерять много крови. Защищает от вредных бактерий.

Функции крови.

Биологи

Исследователи

Предположение

Транспортная – переносит кислород и питательные вещества которые всасываются в кишечнике, к печени и другим органам, участвуя таким образом в обмене веществ

Дыхательная – переносит кислород от лёгких к тканям и углекислый газ от тканей к лёгким, обеспечивая процесс дыхания

Регуляторная – регулирует темпера туру тела, происходит  уравновешивает выделение и поглощение тепла различными органами.

Защитная – защищает организм от чужеродных веществ и микроорганизмов.

-Я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

- Какое новое понятие встретилось вам, о котором мы на уроке ничего не говорили.      ( Костный мозг). Это будет вашим домашним заданием. Подготовьте сообщение о костном мозге к следующему уроку.

- Какие же задачи мы ставили перед собой на уроке?

- Выполнили мы поставленные задачи?

-Теперь выполним проверочную работу.

- Какую оценку вы себе поставили.

- Каково ваше впечатление от урока?

Мне было интересно на уроке, я узнал много нового, сам принимал активное участие в работе.

На уроке мне было скучно, я ничего не понял.

Меня заинтересовала данная тема, хотелось бы продолжить разговор по  теме «Кровь. Свойства крови.»

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

?

?

?

?

?

?

?

?

Технологическая карта.

Тема._____________________________________________________________________

Задачи.

1. Расширить знания о крови и её функциях.

2. Свойства дыхательной системы.

3. Исследовать состав крови.

4.Находить информацию по данной теме в источниках.

5. Познакомиться с коренными  жителями зоны степей.

Физические свойства крови

Цвет

Вкус

Состояние

 

 

 

Состав крови

Биологи

Исследователи

 

 

 

 

 

В организме взрослого человека    __________________________ крови

1. Кровь разносит  ____________________________________.

2. Поддерживает постоянную  ___________________________________  .                            

3. Снабжает организм _____________________.

4. Выводит _____________________ вещества.

5.__________________ от вредных бактерий.

Функции крови.

1._________________________________

2._________________________________

3._________________________________

4._________________________________

Домашнее задание

Подготовьте сообщение о _______________________________________.

                    Кровь необходима для жизни во всех частях организма.   В крови содержится очень много различных веществ и клеток. Здесь есть жидкость, которая называется плазмой.    Кровяная плазма разносит питательные вещества от желудка и кишечника по клеткам. Кровь разносит полезные вещества. Поддерживает постоянную температуру тела. Красные клетки крови (эритроциты), которые придают крови ее цвет, содержат вещество, которое называется гемоглобином.  Снабжает организм кислородом.   Белые клетки крови (лейкоциты) также имеют очень большое значение для тела. Они уничтожают бактерии.    Выводит вредные вещества.  Есть еще один тип кровяных клеток — тромбоциты. Они способствуют сворачиванию крови, чтобы при ранах и порезах не потерять много крови. Защищает от вредных бактерий.

Эритроциты – красные кровяные тельца, содержат гемоглобин, который разносит кислород ко всем органам. Эритроциты — самые многочисленные из элементов крови. Зрелые эритроциты не содержат ядра и имеют форму двояковогнутых дисков. В эритроцитах содержится железосодержащий белок — гемоглобин. Он обеспечивает главную функцию эритроцитов — транспорт газов, в первую очередь — кислорода.

Эритроци́ты в переводе с греческого  красный и  вместилище, клетка), — клетки крови позвоночных животных (включая человека) и гемолимфы некоторых беспозвоночных . Они насыщаются кислородом в лёгких или в жабрах и затем разносят его по телу животного.

Тромбоциты – мелкие клеточки, опутывающие кровяные тельца. Образуют корочку. Участвуют в свёртывании крови.  Совместно с белками плазмы крови   они обеспечивают свёртывание крови, вытекающей из повреждённого сосуда. Тромбоциты в переводе с греческого  , "сгусток" и  ,"клетка") – это небольшие   безъядерные клеточные фрагменты, движущиеся в кровотоке, чутко реагирующие на повреждения сосуда .

Лейкоциты –белые кровяные тельца, борются с инфекциями, ядами, микробами, уничтожают бактерии , вырабатывают антитела ( иммунитет).

Лейкоци́ты (в переводе с греческого  — белый и  — вместилище, тело) — белые кровяные клетки; неоднородная группа различных по внешнему виду и функциям клеток крови человека или животных, выделенная по признакам наличия ядра и отсутствия самостоятельной окраски.

Главная сфера действия лейкоцитов — защита. Они играют главную роль в   защите организма от внешних и внутренних   воздействий.

Все виды лейкоцитов способны к активному движению и могут переходить через стенку капилляров и проникать в ткани, где они поглощают и переваривают чужеродные частицы.  

Вещества, вызывающие реакцию воспаления, привлекают новые лейкоциты к месту внедрения чужеродных тел. Уничтожая чужеродные тела и поврежденные клетки, лейкоциты гибнут в больших количествах. Гной, который образуется в тканях при воспалении, — это скопление погибших лейкоцитов.

Плазма – прозрачная желтоватая солоноватая жидкость, которая состоит из воды и растворённых в ней веществ. В плазме находятся клетки крови. Больше всего в ней красных кровяных клеток.  Пла́зма (в переводе с греческого   «вылепленное», «оформленное») 

Транспортная – переносит кислород и питательные вещества которые всасываются в кишечнике, к печени и другим органам, участвуя таким образом в обмене веществ

Дыхательная – переносит кислород от лёгких к тканям и углекислый газ от тканей к лёгким, обеспечивая процесс дыхания

Регуляторная – регулирует темпера туру тела, происходит  уравновешивает выделение и поглощение тепла различными органами.

Защитная – защищает организм от чужеродных веществ и микроорганизмов.

Тест. Кровь. Состав и свойства крови.

1. Дыхание и питание клеток в организме обеспечивается:

А) нервами

Б) кровью

В) почками

2.Красной делают кровь:

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты

3. Борются с инфекциями, ядами, микробами:

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты

4. Помогают остановить кровь при порезах и ранах:

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты

5. У взрослого человека крови:

А)  5 литров

Б)  8 литров

В)  3 литра

Тест. Кровь. Состав и свойства крови.                                         Тест. Кровь. Состав и свойства крови.

1. Дыхание и питание клеток в организме обеспечивается:

А) нервами

Б) кровью

В) почками

1. Дыхание и питание клеток в организме обеспечивается:

А) нервами

Б) кровью

В) почками

2.Красной делают кровь:

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты

2.Красной делают кровь:

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты

3. Борются с инфекциями, ядами, микробами:

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты

3. Борются с инфекциями, ядами, микробами:

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты

4. Помогают остановить кровь при порезах и ранах:

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты

4. Помогают остановить кровь при порезах и ранах:

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты

5. У взрослого человека крови:

А)  5 литров

Б)  8 литров

В)  3 литра

5. У взрослого человека крови:

А)  5 литров

Б)  8 литров

В)  3 литра

Тест. Кровь. Состав и свойства крови.                                         Тест. Кровь. Состав и свойства крови.

1. Дыхание и питание клеток в организме обеспечивается:

А) нервами

Б) кровью

В) почками

1. Дыхание и питание клеток в организме обеспечивается:

А) нервами

Б) кровью

В) почками

2.Красной делают кровь:

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты

2.Красной делают кровь:

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты

3. Борются с инфекциями, ядами, микробами:

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты

3. Борются с инфекциями, ядами, микробами:

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты

4. Помогают остановить кровь при порезах и ранах:

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты

4. Помогают остановить кровь при порезах и ранах:

А) лейкоциты

Б) эритроциты

В) тромбоциты

5. У взрослого человека крови:

А)  5 литров

Б)  8 литров

В)  3 литра

5. У взрослого человека крови:

А)  5 литров

Б)  8 литров

В)  3 литра

Оцени себя: 5 ответов – 5                                                                Оцени себя: 5 ответов – 5

                       4 ответа – 4                                                                                        4 ответа – 4                                                                                                                  

                       3 ответа – 3                                                                                         3 ответа - 3

                       2, 1ответ – 2                                                                                        2,1 ответ - 2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Кровь. Значение крови. Свойства крови.»

vvvvvvvvvvvЦель урока -  познакомить детей с составом крови; ее функциями; воспитывать умение следить  за своим здоровьем; изучать организм;  расширить знания в медицинской науке....

План-конспект урока "Состав и свойства воздуха"

Конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов, прилагаются гиперссылки на использованные ресурсы....

Почва.Её состав и свойства.

Презентация к уроку окружающего мира "Почва. Её состав и свойства" 3 класс "Планета знаний"....

Почва. Ее состав и свойство.

Проблемный урок по предмету "Окружающий мир" для 3-го класса на котором дети узнают что такое почва, как она образовалась, ее состав, свойства. На уроке дается классификация видов почвы по территориал...

Практическая работа «Изучаем состав и свойства горных пород и минералов» окружающий мир 3 класс

Данный урок проводится в 3 классе. Тип урока – урок открытия новых знаний. В  основе: системно – деятельностный подход. Исследуя, дети научатся сравнивать свойства различных твердых веществ....

Технологическая карта мастер-класса "Состав слова. Приставка. Суффикс". 3-й класс

Цель: создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе и приставке как значимых частей слова, умения находить в слове морфемы; способствовать обогащению словарного запаса обучаю...


 

Комментарии

Интересная информация к уроку