Конспект урока с применением технологии активного (проблемно-диалогического) обучения
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Сиротенко Маргарита Валентиновна

Урок направлен на реализацию следующих целей:

Воспитание экологической культуры учащихся, предполагающего:

  1. Расширение знаний детей о природе, о взаимосвязях «человек – животное – растение», усвоение сущности понятия «экологическое равновесие».
  2. Воспитание бережного отношения к природе;
  3. Развитие памяти, логического, критического, творческого мышления; познавательной активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_ravnovesie.doc647.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сиротенко  Маргарита Валентиновна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №309

Центрального района Санкт – Петербурга

Тел. 8-921-182-32-97

sironna@yandex.ru

Конспект урока с применением технологии активного

(проблемно-диалогического обучения)

Программа «Школа России»

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Экологическое равновесие»

Класс: 4

Цель: воспитание экологической культуры учащихся, предполагающего:

  1. Расширение знаний детей о природе, о взаимосвязях «человек – животное – растение», усвоение сущности понятия «экологическое равновесие».
  2. Воспитание бережного отношения к природе;
  3. Развитие памяти, логического, критического, творческого мышления; познавательной активности учащихся.

Ход урока.

1. Организационный момент.

      Деление детей на 5 групп по 5-6 человек с помощью разноцветных лепестков ромашки. Каждой группе соответствует определенный цвет.

2. Мотивация. Постановка проблемы.

       - Угадайте слово, зашифрованное в ребусе.

              _______

              _______

Синоним слова

МАССА

 

               ИЕ

- Правильно, РАВНОВЕСИЕ (слово вывешивается на доске)

- Это ключевое слово сегодняшнего урока.

- Сейчас я прочитаю вам сказку Ю. Дмитриева «Что такое лес?», где слово «равновесие» имеет очень большое значение.

- Чтение отрывка из сказки. (На доске висит незаконченная картинка леса по сюжету сказки.)

3. Формулирование гипотез методом мозгового штурма.

- А вы можете сказать, почему засох лес?

(гипотезы детей записываются на доске)

4. Формулирование проблемного вопроса.

- Много разных ответов вы предложили.

- Какой же из них правильный?

- Постараемся выяснить это и ответить на главный вопрос урока: «В чем причина гибели леса?»

5. Исследования в группах (8 мин.).

   

Ребятам напоминают правила работы в группе, определяется время.

С правилами оценивания ребята познакомились до урока. Каждой группе выдается рабочий лист и дети приступают к выполнению заданий.

(Задания для групп прилагаются. См. приложение №1).

6. Отчет групп и организация информации

Группы представляют результаты исследования. Каждая группа представляет задания. Учащиеся других групп внимательно слушают информацию, дополняют ответы, задают вопросы. Обмен информацией (15 мин.)

7. Решение проблемы детьми, обобщение, выводы.

На доске 2 таблицы (в виде рисунков).

                                       →            песец                                    

            лемминги                    

                                      ←         белая сова

                         

                                                                         

                                       →                                            

            деревья                            грибы

                                      ←        

                         

                                                                         

                                                                         

   Учащиеся 5 группы представляя результаты своего исследования использовали данные таблицы в своем ответе.

Учитель:

- На какой математический знак похожи эти стрелки? (равно)

- Вот  мы и вернулись к слову равновесие. Давайте возвратимся к нашей незаконченной картине и к вашим гипотезам.

- Почему же погиб лес?

(Зачитываются верные гипотезы детей и прикрепляют недостающие картинки к рисунку леса.)

- Без чего еще не может жить лес?

(Лес – это не только деревья. Лесу необходимы кусты, цветы, насекомые, птицы, звери и др.) Картина художника дополняется.

- Ребята, вот вы и помогли художнику закончить картину леса.

(Зачитывается  конец сказки).

- Кто сможет обобщить все ответы и назвать главную причину гибели леса, используя ключевое слово сегодняшнего урока? (Было нарушено экологическое равновесие)

- Что такое экологическое равновесие? Попробуйте дать определение.

(Экологическое (природное) равновесие – это закон природы, в котором живая и неживая природа находятся во взаимосвязи. Экологическое равновесие регулируется самой природой).

- Вернемся к вашим гипотезам.

- Можно в отдельности по одному каждый ответ, записанный на доске, считать правильным? (нет)

- А все вместе? (да)

- Почему? (Ответы детей)

- Равновесие – это тоже самое, что и знак «равно»? (нет)

- А что это? (повторяется вывод, формулировка

8. Рефлексия.

- Вспомним, как мы пришли к понятию природное равновесие.

- Какой проблемный вопрос был поставлен перед вами?

- Какое задание выполняла 1,2,3,4,5 гр.?

- Помогла ли работа в группах дать ответ на проблемный вопрос?

- Результаты, которые получила каждая группа помогли ответить на вопрос: «Что такое экологическое равновесие?». Значит, целый урок мы находили примеры экологического равновесия.

9. Дифференцированное домашнее задание с соблюдением принципа свободы выбора.

Виды домашних заданий прилагаются (См. приложение №2)

Самостоятельно записать в словарик по окружающему миру новое понятие, с которым познакомились на уроке (экологическое равновесие).

10. Организованный конец урока.

Выставление отметок. (Таблица критериального оценивания учащихся на уроке см.приложение №3)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Задание для группы №1

1. Продолжите рассказ ученого – зоолога.

Рысь, волк, лиса, орел, ястреб, сова… Еще недавно люди безжалостно уничтожали этих и других хищников. Люди рассуждали так: раз хищники нападают на зайцев, кабанов, оленей, тетеревов и других животных, значит, надо уничтожать хищников. И тогда животных, на которых они охотятся, будет больше.

Так они и поступали…

(Задание на развитие памяти и логического мышления)

2. Оцените роль хищников в природе.

(Задание на развитие критического мышления)

Задание для группы №2

1.Объясните смысл пословицы.

Лес и вода – брат и сестра.

(Задание на логическое мышление)

2. Вспомните другую пословицу, отражающую эту тему. Объясните ее смысл.

(Задание на развитие памяти, логического мышления)

Задание для группы №3

Найдите экологические ошибки в рассказе и объясните их.

     За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили, все же, поехать в лес сами. Дорогу мы, уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон.

     Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все ядовитые грибы мы сбивали палками.

     В кустах нам удалось заметить гнездо какой-то птицы. Подержали в руках теплые голубоватые яички и положили обратно.

     Солнце все выше поднималось над горизонтом. Усталые, но довольные мы шли на станцию. Девочки шли с охапками луговых и лесных цветов. Через час поезд уже приближался к городу.

     Весело прошел день!

(Задание на развитие логического и критического мышления)

Задание для группы №4

1. Придумайте и нарисуйте символ РАВНОВЕСИЯ в природе.

(Задание на развитие творческого мышления)

2. Объясните ребятам свой рисунок.

(Задание на развитие логического мышления)

Задание для группы №5

1. Деревья и грибы…

Найдите взаимосвязь между ними.

2. Живущие в тундре грызуны – лемминги и хищные животные (белая сова, песец)…

Найдите взаимосвязь между ними.

(Задание на развитие логического мышления)

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Задание №1

 (на «5»)

Закончи цепь питания и напиши об этих героях сказку, используя в ней слово «равновесие».

РОЖЬ  → МЫШЬ → ЗМЕЯ → …

Задание №2

 (на «5»)

     Недавно Незнайку укусила пчела, на месте укуса появился волдырь, который ужасно болел. Пилюлькин сделал ему компресс, и все прошло.

     Но Незнайка очень разозлился и сказал: «Что же это за такие противные и вредные насекомые – пчелы! Лучше бы их совсем не было…»

      Напиши письмо Незнайке со своим мнением по этому вопросу.

Задание №3

 (на «5»)

Составь и напиши текст телеграммы, обращаясь к человеку от имени                 какого – либо животного с просьбой не нарушать экологического равновесия.

Задание №4

(на «4»)

     Между двумя учениками возник спор. Один говорил, что равновесие в природе регулирует сама природа, а второй утверждал, что природное равновесие регулирует человек.

    Кто из них прав?

   Докажи совою точку зрения.

Задание №5

(на «4»)

    На Аляске в одном заповеднике перебили всех волков. 4 тысячи оленей обрели спокойствие, и через 10 лет их стало 42 тысячи. Но вскоре огромное стадо стало вымирать.

Объясни, почему?

Приведи пример нарушения человеком природного равновесия.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

КРИТРЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО (ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО) ОБУЧЕНИЯ

Предмет_______________________                            Преподаватель_________________

Тема урока ____________________                            Класс _________________________

№п/п

Обозначения групп

Список учащихся

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1 – ответ группы (раскрываемость темы)

2 – критический анализ ответов сопернических групп (дополнения)

3 – критический анализ ответов сопернических групп (исправления)

4 – формулирование выводов

5 – активность, инициатива в процессе выполнения отчетных заданий и на остальных этапах урока

6 – культура речи

7 – творческий подход

8 – рефлексия

9 – соблюдение совместно выработанных правил, регламентирующих поведение на уроке

10 – итог (отметка)

 

Норма оценок

«5» – 9-7 плюсов

«4» - 6-7 плюсов

«3» - 3-1 плюсов

ПРИЛОЖЕНИЕ №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по информационным технологиям в 9-м классе по теме «ИТ-технологии-активная среда нашего будущего» (рассчитан на 2 спаренных урока)

Прибегает ко мне сегодня директор школы, приносит вот такую "бумажку".  [IMG]/upload/blogs/detsad-96756-1418240031.jpg[/IMG] Официальное требование о проведение урока по ИТ-технологиям, под общим...

Разработка урока с использованием технологии активных методов обучения АМО

Данная работа составлена с использованием современных образовательных технологий- технология активных методов обучения. С помощью этой разработки учащиеся смогут эффективно закрепить учебный материал....

Разработка урока с использованием технологии активных методов обучения АМО

Данная работа составлена с использованием современных образовательных технологий- технология активных методов обучения. С помощью этой разработки учащиеся смогут эффективно закрепить учебный материал....

Доклад по теме :" Проблемно-диалогические методы обучения"+ Презентация

Данный материал содержит общую характеристику методов обучения, методы постановки учебной проблемы: побуждающий диалог, создание проблемной ситуации....

Конспект урока с применением технологии проблемного обучения

Урок русского языка во 2 классе по УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру с применением технологии активного (проблемно-диалогического) обучения

Конспект урока по окружающему миру на тему "Берегите воду" (для 3-го класса) с использованием групповых форм работы...

Применение технологий «Активные методы обучения»

Использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, способствует формированию ключевых компетентностей ученика....