Край мой Тамбовский
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Бердникова Надежда Викторовна

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в 4 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_moy_tambovskiy.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

        Внеклассное мероприятие по окружающему миру в 4 классе

                                        «Край мой Тамбовский»

                                                        

                                                        МБОУ Жердевская СОШ №1

                                                        учитель начальных классов

                                                        Бердникова Н.В.

Методы и формы организации:

- диалог;

- технология проблемного обучения;

- метод проекта;

- исследовательская деятельность;

- использование ИКТ;

- связь с жизнью;

- опора на жизненный опыт учащихся;

- работа в группах.

Цель:

        воспитывать  гуманное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле.

Задачи:

познакомить с поверхностью родного края, её флорой и фауной,

показать красоту родной природы,

воспитывать уважение и любовь к ней, раскрыть экологическую проблему,

развивать речь учащихся, повышать культуру,

развивать познавательную активность,

Оборудование: 

книги о Тамбовской области,  аудиозаписи, интернет ресурс, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход мероприятия:

1.Слайд-шоу +песня «Земля-Тамбовская родная»

Учитель:                                                 Послушайте - и вы забудете,

                                                        посмотрите - и вы запомните,

                                                        сделайте сами - и вы поймете.

                                                                                        (Конфуций)

 Изучая окружающий мир родного края, нам весь материал пришлось искать самим...И тут мы вдруг увидели, что привычная нам с рождения природа необыкновенно красива, разнообразна и, самое главное, добра к нам. Мы живем в таком прекрасном месте: у нас не бывает никаких природных катаклизмов, зимой мы можем играть в снежки, летом — купаться в реке, весной слушать пение соловьев, а осенью собирать щедрые дары сада и огорода... И единственное,  что омрачало наш восторг — это экологические проблемы.

Проблема: Как сохранить красоту родного края?

Гипотеза: Начинать нужно с малого, вернее с младших школьников: показать им  презентацию о Тамбовском крае, научить правилам поведения в природе.

Результат:

Так родился проект «Край мой тамбовский». Ребята разделились на группы, каждая из которых решала свою проектную задачу. И сейчас они представят нам результаты своей работы.

2.Презентация «Жердевка — моя малая Родина» (Ученик 1, Ученик 2)

3.Фоторепортаж «Черные пятна» (Ученик 3, Ученик 4)

(подготовили фоторепортаж о несанкционированных свалках в городе )

4.Презентация «Природа Тамбовского края»:

Ученица 1: Тамбовская область лежит между Среднерусской (на западе) и Приволжской (на востоке) возвышенностями, на Восточно-Европейской равнине – одной из самых больших низменных равнин земного шара.  

Тамбовская область располагается посередине умеренного пояса, в центре Русской равнины, занимая большую часть Окско-Донской низменности и западные отроги  Приволжской возвышенности, и входит в зону Центрально-Черноземного района.

 Ряд особенностей природы и ландшафтов Тамбовской области обусловлены  ее географическим положением. От Тамбова по одной тысяче километров до любой из границ Русской равнины. Область относится к зоне недостаточного увлажнения.

(Слайд  11)

На территории нашей области находятся: холмистые равнины, речные долины, овраги и балки.

Балки широко распространены по всей территории области, особенно в верховьях рек. Это длинные и широкие понижения с заросшими травой склонами. Балка – это последняя стадия развития оврагов. В них берут начало почти все реки нашей области.

Учитель:– Назовите реки  Тамбовской области. (Цна, Ворона, Воронеж, Иловай, Глазок, Матыра, Ира, Ирка и другие.)

(Слайд   12)

Ученик 2: Всего по территории края протекают 1400 рек и речек. Все они относятся к бассейнам рек Волги и Дона. Подавляющее большинство рек имеет длину менее 25 км, и только семь из них свыше 100 км. Наиболее длинными являются реки Цна и Ворона.

В области имеются 2940 озер. В основном они лежат в поймах рек. Самое крупное из озер Рамза находится в пойме реки Вороны.

Учитель: Это интересно!

На территории Тамбовского района есть озеро-загадка. Оно находится в 15 км от Тамбова, в пойме реки Цны. Это озеро Чистое. Его уровень испытывает значительные колебания. Отмечены случаи полного исчезновения воды в озере. Озеро появилось в 1913-1914 гг. В 1939 году, по сведениям старожилов, вода в озере исчезла, а через год котловина снова наполнилась водой. Вначале 60-х годов снова резко упал уровень воды, а в 1980 году уровень воды резко повысился. Связывают это явление с засухами, но загадка озера Чистого окончательно не решена…

(Слайд 13 )

Ученик 2: Река Ворона отличается от других рек Тамбовщины тем, что течет среди леса.

Ворона – один из заповедных уголков Тамбовского края. Это неповторимые пойменные озера Рамза и Ильмень, бобровые угодья с плотинами и норами. Общая длина реки составляет 454 км, 216 из них проходят по Тамбовской области.

(Слайды14-16   )

В 1994 году на реке Вороне создан первый в области государственный заповедник, площадью 10320 тыс. га. Флора заповедника в настоящий момент изучена еще недостаточно. Здесь растут   степные и луговые растения, дубравы, сосновые боры. Различные группы животных изучены в разной степени. Всего в Воронинском заповеднике отмечено 300 видов насекомых.

В настоящий момент отмечено обитание 29 видов рыб, 7 видов амфибий, 6 видов рептилий, 126 видов птиц, 26 видов млекопитающих.

Кроме естественных поверхностных водных объектов на территории области имеются пруды и водохранилища в количестве 901 шт. Из них 764 пруда, 137 водохранилищ, в том числе 21 – рыбоводное. К наиболее крупным водохранилищам относятся: Шушпанское, Тамбовское, Челнавское, Кершинское, Ярославское.

Учитель: В области известно несколько скважин, дающих лечебную минеральную воду: Никольское, Инжавино, Моршанск. Минеральные воды этих скважин являются уникальными, они содержат активные вещества и применяются при лечении многих заболеваний.

(Слайд 17 )

Ученик 3: Леса Тамбовской области относятся к числу важнейших экологических систем. По состоянию на 01.01.2008 года общая площадь лесов области составила 402600 га – десятая часть всей площади области. Леса Тамбовской области представлены 3 видами: хвойными, лиственными и смешанными.

Основным типом лиственных лесов в настоящее время являются дубравы. Постоянными спутниками дуба черешчатого являются липа мелколистная, береза повислая, осина, клен татарский, остролистный и полевой, ольха черная, вяз обыкновенный, ясень, ива, лещина.

– Роль лесов в природе очень велика. Они смягчают засушливый климат, закрепляют склоны оврагов и балок, улучшают водный режим рек, делают их более полноводными. В наши дни лесами покрыто до 30% всей поверхности суши.

Учитель: А какую пользу приносит лес человеку?

(Рассказы учеников.)

Лес – это наш зеленый друг. Он помогает получить высокий урожай хлеба. Лес – это бумага, книжки с картинками, тетради для учеников, это двери в новых домах, паркет и мебель в наших квартирах. Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пишу, жилище, одежду.

Основным, но не единственным продуктом леса является древесина. Из древесины сосны производят различные строительные материалы: доски, брус, дверные блоки, оконные рамы, недорогой паркет, плинтусы. Древесина березы идет на изготовление фанеры и низкосортных досок. Осина – это, в первую очередь, спички. Древесина липы издревле использовалась для изготовления деревянной посуды (ложек, мисок) и детских игрушек.

Леса дают не только древесину. Здесь производится заготовка лекарственного сырья. Лекарственные травы – земляника, зверобой, крапива, ландыш, подорожник, мать-и-мачеха.

Леса обеспечивают человека разнообразными продуктами питания. Это орехи, лесные ягоды, грибы. С давних пор грибы входят в ассортимент национальной кухни.

Грибы – это вкусный и полезный пищевой продукт. Их солят, маринуют, жарят, сушат, а в последнее время, с появлением морозильных камер, грибы начали хранить в свежезамороженном виде.

Учитель: Исследовательская работа в группах «Знаешь ли ты лекарственные растения родного края?» (используется гербарий растений)

(Слайд  18 )

Ученик 4: Из травянистых растений для этих лесов характерны гусиный лук желтый, купена душистая, ландыш майский, пролеска сибирская, мятлик дубравный, копытень европейский, чистяк весенний, медуница неясная, колокольчик широколистный, ломонос прямой, рябчик русский, бубенчик лилиелистный и др.

Основным видом, образующим хвойные леса, является сосна обыкновенная. В большинстве своем сосновые леса являются культурами разного возраста. В хвойных лесах из травянистых растений встречаются папоротник орляк обыкновенный, грушанка круглолистная, кислица обыкновенная, василек Маршалла, ландыш майский, земляника лесная, хвощ полевой и др.

(Слайд  19 )

На территории области встречаются более 320 видов лекарственных растений, из них большая часть, 84%, произрастает в диком состоянии. Широко распространены душица обыкновенная, крапива двудомная, ландыш майский, полынь горькая, чистотел большой, щавель конский, мята полевая, подорожник большой и многие другие.  Многие  лекарственные  растения  в  современных условиях стали редкими (кровохлебка  лекарственная, девясил высокий, василек синий и др.), что  привело  к снижению их значения  в заготовках,  а сбор некоторых (адонис весенний, алтей лекарственный,  вахта трехлистная и др.) полностью  запрещен  в связи с внесением их в Красную книгу Тамбовской области.

Учитель:Значительная группа растений флоры Тамбовской области относится к группе медоносных, кормовых и декоративных видов растений. Как этот факт связан с гербом Тамбова?

– Лес – это не только источник разнообразных лесных ресурсов. Для русского человека это традиционное место отдыха. Но не все знают о правилах поведения в природе.

(Слайд  20 )

Ученик 5: Правила поведения в природе

(Слайд  21 )

Ученик 6.: Животный мир Тамбовской области представлен 73 видами млекопитающих (лось, кабан, косуля, волк, белка, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, куница, лисица, хорь, бобр речной, барсук и другие) и 292 видами птиц (глухарь, рябчик, тетерев, куропатка). Первые два вида птиц занесены в «Красную книгу» Тамбовской области, для них границы области являются южной границей их ареала.

Представителей млекопитающих, обитающих в лесу и представляющих интерес как объект охоты, можно разделить на две категории: пушные звери и копытные. К первым относятся заяц-беляк, лисица, куница и бобр.

Копытные представлены пятью видами – кабан, косуля европейская, лось, олень благородный и пятнистый. С 2001 года в области не проводится добыча лося. Связано это с резким падением численности особей данного вида. Основная причина – бесконтрольный отстрел с применением нарезного оружия. Пик численности лося пришёлся на 50-е годы 20-го столетия.  

Реформы последних лет не способствовали созданию благоприятных условий для проведения охранных и воспроизводственных мероприятий в охотничьих угодьях области. Это отрицательно сказалось на численности охотничьих животных, и в первую очередь копытных, которые наиболее подвержены прессу со стороны нарушителей правил охоты и наиболее отзывчивы на биотехнические мероприятия.

В степной зоне, которая  занимает более 80% территории области, обитает перепел, куропатка, болотно-луговая дичь и фазан.

В многочисленных водоемах области обитает ондатра, выхухоль. Выхухоль занесена в Красную книгу России и Красную книгу Тамбовской области. Причина – нарушение мест обитания и вытеснение ондатрой.

Учитель:  Какую роль лес играет в жизни животных и растений? Определите названия некоторых животных, которые живут в лесу.  (викторина)

Это животное весит 150 -200 кг. Оно прекрасно плавает, хорошо лазает по деревьям. Имеет острый слух и обоняние. Близорук. В его рацион входят трава, орехи, ягоды, лось, кабан. Может съесть за сутки 20 -30 кг мяса. За осень сильно жиреет. Детеныши рождаются в феврале.

Дети: Это бурый медведь

Учитель: Это крупная лесная кошка. Мех у нее густой, мягкий и очень пушистый. На кончиках ушей характерные черные кисточки.

Дети: Это рысь

Учитель: Это животное имеет вес до 500 кг. Может легко преодолеть снежные сугробы, болота. Хорошо плавает.

Дети: Это лось.

Слайды (22-25)

Учитель: Какую роль играет лес в жизни этих животных?

Дети: Лес для всех  животных является домом. В лесу они находят еду. Лес их лечит. В лесу они выращивают свое потомство.

     Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться (примеры детей). Необходимы животные и людям. Не только по тому, что дают продукты питания, ценные меха, но и потому, что почти все животные очень красивы и интересны. Вырубая леса , люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкие.

- Ребята, а может быть не все животные нужны? Может быть, какие-то виды можно уничтожить? Комары,  осы, змеи нас кусают, пугают.  Жабы,  лягушки  некрасивые и неприятные (ответы детей, дети приводят примеры полезности разных животных, насекомых.  Действительно, ребята, на нашей Земле огромное количество животных и все они важны и нужны.

(Слайд 26 )

Мероприятия по охране природы:

не допускать самовольную вырубку леса;

контролировать лов рыбы, спортивную и промысловую охоту;

бороться с лесными пожарами;

для сохранения редких видов растений и животных создавать охраняемые территории;

вносить редкие виды в Красную книгу;

разводить животных, восстанавливать погибшие леса.

5. Выступление группы аналитиков с результатами анкетирования. (Ученик 7, Ученик 8)  Анализ анкеты «Наши поступки»

- Мы провели анкетирование 100 учеников по двум вопросам анкеты, давайте проанализируем.


Я совершал поступки, которые что-нибудь нарушили на Земле


Я не совершал поступки, которые что-нибудь нарушили на Земле



Статистика. Мы нарисовали диаграмму.

70 человек – нарушали (бросали мусор, где попало; собирали грибы, вырывая с корнем; в лесу ломали ветки, жгли костры;  ловили бабочек; рвали луговые цветы).





Вывод: Вы наглядно увидели, что большее количество – нарушали. Вот видите,  нужно повышать культуру населения, значит, в первую очередь, надо начинать с себя, подумать, прежде чем совершить поступок, а затем остановить другого, не быть равнодушным, когда мы видим безразличных людей. Тогда у нас будет чистый воздух, чистая вода, меньше болезней, увеличится продолжительность жизни .(стихотворение о природе)

6. Выступление творческой группы: (дети нарисовали плакаты и листовки )

Учитель: Ребята,  22 апреля - Международный день Земли, отмечается ежегодно. Этот день, призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Все желающие в этот день принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях.

- Наша школа с 27 по 30 апреля выходит на субботник по уборке территории вокруг школы. Поэтому мы сочинили плакаты и листовки, которые предлагаем развесить перед субботником по всему городу с обращением к жителям об охране окружающей среды .
Дети исполняют песню «Нам этот мир завещано беречь»

7.Рефлексия

- Ребята, напишите, пожалуйста, на листочках. 

(звучит музыка «Природа»)


Я узнал ……….

Я понял………..

Я буду………..

8. Учитель: А подвести итог я хочу притчей монаха Варнавы.

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.

Рос он, рос…

И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.

Просто так, не зная даже зачем.

Скомкал и выбросил на дорогу.

Больно стало цветку, горько.

Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

край мой Тамбовский

методическая разработка линейки, посвящённой 70-летию Тамбовской области...

Проект «Люблю тебя, Тамбовский край».

В этом году исполняется  380 лет со дня основания г.Тамбова. Поэтому в преддверии праздника, было принято решение разработать и реализовать проект   «Люблю тебя, Тамбовский край»...

Сценарий "Край мой Тамбовский"

Мероприятие проведено с целью развития у учащихся чувства патриотизма, любви к родному краю, чувства гордости за свой народ, уважения к героическим поступкам земляков и их талантам, проследить путь ст...

Классный час на тему "Край ты мой Тамбовский..."

Материал для классного часа, посвященного 80-летию Тамбовской области: из истории образования области, географическое положение, символы. знаменитые люди Тамбовщины....

Презентация для классного часа "Край ты мой Тамбовский"

Презентация для наиболее яркого представления материала классного часа, посвященного 80-летию Тамбовской области...

«Тамбовский край, ты – часть моей России»

Цели: формирование чувства патриотизмаP расширить знания обучающихся о родном крае;P воспитывать у обучающихся любовь к родному краю.Оборудование: карта Тамбовской области; стенды с видами Тамбова; вы...

Устный журнал «Тамбовский край, ты – часть моей России»

Устный журнал к 80-ю образования Тамбовской области...