Проблемно-диалоговый урок по окружающему миру Тема: «Наши помощники-память и ум»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Горбунова Лариса Михайловна

 

Цели урока:

 

1.     Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в познании окружающего мира.

2.     Содействовать развитию органов чувств.

3.     способствовать умению применять качества своего ума.

 

                                  Оборудование:

 

Набор объёмных геометрических фигур, стакан с водой, карандаш, предметы для демонстрации с далёкого и близкого расстояния, иллюстрация к сказке А.Милна «Винни-Пух и все-все-все…».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_v_1_klasse.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Вашутинская основная общеобразовательная школа

Проблемно-диалоговый урок по окружающему миру

Тема: «Наши помощники-память и ум»

для   учащихся 1 класса

                                Подготовила: учитель начальных классов

                                         

                                          Горбунова Лариса Михайловна

                                                 

2013 г.

                       

Цели урока:

  1. Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в познании окружающего мира.
  2. Содействовать развитию органов чувств.
  3. способствовать умению применять качества своего ума.

                                  Оборудование:

Набор объёмных геометрических фигур, стакан с водой, карандаш, предметы для демонстрации с далёкого и близкого расстояния, иллюстрация к сказке А.Милна «Винни-Пух и все-все-все…».

                   Организационный момент.

У: Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить,чтобы получился такой урок? Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

                   Актуализация знаний.

У: Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ученик: «Твои помощники-органы чувств».

У: В чём нам помогают органы чувств?

Ученик: Органы чувств помогают нам узнавать окружающий мир.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и запомнить все звуки в течение 30 секунд.

-Какой орган чувств работает?

Учитель даёт задание определить с завязанными глазами на ощупь и назвать геометрические фигуры и материал, из которого они сделаны

-Какой орган чувств работал?

Далее проверяется работа всех органов чувств.

               

Совместное открытие нового.

  1. Создание проблемной ситуации.

У: Как же человек познаёт окружающий мир?

Ученик: С помощью органов чувств.

У: Назовите органы чувств, которые являются нашими помощниками.

Ученик: Органы зрения, вкуса, обоняния, осязания, слуха.

У: А могут ли органы чувств ошибаться?

Мнения детей разделились. Одни считают, что органы чувств могут ошибаться, другие - что нет.

Демонстрация опыта. Учитель предлагает рассмотреть карандаш в стакане с водой.

У: Каким нам кажется карандаш в стакане с водой?

Ученик: Он кажется сломанным.

У: А что мы знаем на самом деле?

Ученик: На самом деле мы знаем, что карандаш прямой.

У: Значит, органы чувств могут ошибаться?

Ученик: Да.

Демонстрация предметов с близкого и дальнего расстояния.

У: Сравните предметы на картине.

Ученик: Мы видим, что цветок больше коровы.

У: А что мы знаем на самом деле?

Ученик: Это нам только кажется, так как цветок находится ближе, а корова дальше.

У: Какой вывод можно сделать?

Ученик: Органы чувств могут ошибаться.

  1. Пробуждающий диалог от проблемной ситуации.

У: Вы сначала как думали? А на самом деле?

Ученик: Наши органы чувств могут ошибаться.

У: Какой же возникает вопрос?

Ученик: Что же ещё, кроме органов чувств помогает нам познавать окружающий мир?

  1. Побуждение к выдвижению и проверке гипотез. Диалог.

У: Какие у вас есть предположения?

Ученик: Может, нам помогает ум?

У: Как проверить это предположение?

Дети затрудняются с ответом. Учитель предлагает помощь.

-  Продолжите предложения:

Зрение показывает, что…

Память показывает, что…

Благодаря уму можно подумать, что…

Какова же тема нашего урока?

Ученик «Ум и память».

                                        Физминутка.

Первичное закрепление.

  1. Учебник «Я и мир вокруг», часть 2, с.8. Чтение текста вслух, самостоятельная работа, проверка.
  2. На доске вывешена иллюстрация к сказке А.Милна «Винни -Пух». Учитель показывает детям часть иллюстрации.

У: Ум позволяет человеку понять то, что он не видит. Догадайтесь, кто сидит с Кроликом за столом. Дети рассуждают и дают ответ.

  1. Учебник с.10.

У: Откуда взялся второй мяч? Дети рассуждают и дают ответ.

У: С помощью чего же мы познаём окружающий мир?

Ученик: С помощью органов чувств, памяти, ума.

У: Сравним ваш вывод с выводом, который сделан на с.14.

                              Творческое задание.

У: Нужен ли ум, чтобы совершать добрые поступки? Послушайте древнюю китайскую историю «Добро без ума».

…Один император очень любил птиц. Однажды он узнал, что мальчишки их обижают. Тогда издал император указ о том, чтобы мальчишки приносили птиц во дворец живыми. За это император каждому давал по горсти риса. И вот весь дворец наполнился птицами. Рад император, что спас птиц от мальчишек. Но вскоре пришёл во дворец мудрец. Увидел он птиц во дворце и сказал: «Ты, император, спасая птиц, не подумал о том, что тысячи птенцов могут погибнуть у них в лесу».

-Что же можно делать? Как спасти птенцов? Как уберечь птиц от мальчишек?

Дети в группах обсуждают способы спасения птиц и птенцов.

                           

Итог урока.

У: Какое же новое знание мы сегодня открыли? Что на уроке было легко? Какие трудности были? Кто поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по окружающему миру "Наши помощники - органы чувств"

Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века")...

Урок окружающего мира 1 класс "Наши помощники - память и ум"

Проект (конспект урока)Предмет – окружающий мирКласс -1-йОсобенности данного урока: Данный урок проводится в I полугодии 1 класса (1-4) по программе «Школа 2100» по учебнику Вахрушева А.А. « Я и...

Урок по окружающему миру "Наше здоровье - в наших руках"

Цели урока.1. Дать понятие о здоровом образе жизни.2. Закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которыми обладает человек.3. Ознакомить учащихся с режимом дня, о...

Проблемно-диалоговый урок окружающего мира "Наши помощники - память и ум"

Проблемно-диалоговый урок, который знакомит детей с "органами чувств"  человека. Способствует умению применять качества своего ума, формирует у учащихся позицию признания ценности здоровья....

Урок окружающего мира по программе «Школа-2100». Тема: «Наши помощники – память и ум»

Цели:·         Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в обучении и познании окружающего мира.·         Содейств...

Урок окружающего мира в 1 классе "Наши помощники-память и ум".

Коспект урока по окружающему миру УМК "Школа 2100"...