Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса УМК "Школа 2100".
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Маркина Елена Ивановна

Рабочая программа с пояснительной запиской и подробное КТП по окружающему миру для 2 класса по УМК "Школа 2 100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_uchebnaya_programma_po_okr_m.docx46.55 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая    учебная    программа

Окружающий мир

(«Наша планета Земля)

составлена на основе авторской программы

образовательной системы «Школа «2100» для 2 класса

 под редакцией  А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова,А.С. Раутиана, С.В. Тырина

 

Количество часов за год: 68 часов

Количество часов в неделю: 2 ч


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» («Наша планета Земля») разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, а также на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А.А. Вахрушевым, А.С. Раутиан и др. Курс «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для учащихся второго класса – составная часть Образовательной системы «Школа 2100».

Специфика курса состоит в формировании целостной картины мира. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории.

Цель курса окружающего мира – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

        Задачи:

- формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого,

- становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

        Одна из основных особенностей данного курса – системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно в несколько этапов. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни

        Деятельностный подход – основной способ получения знаний. При разработке данного курса используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу содержание курса включает избыточные знания и избыточные задания.

В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю. Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МБОУ СОШ № 39 г. Брянска с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся второго класса, уровня подготовленности учащихся и сложности учебного материала.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные и учебно-методические пособия:

1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Наша планета Земля, учебник в 2-х ч. - М.:Баласс, 2012

2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М.:Баласс, 2014

3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. - М.:Баласс, 2014

4.Вахрушев А.А. Наша планета Земля, Методические рекомендации. - М.:Баласс, 2010

5.Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.- Ростов.: Изд-во Учитель, 2003 г.

6.Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.- Ростов.: Изд-во Учитель, 2003 г.

Тихомирова Н.Ф. Материалы курса «Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром», лекции 1-3 - М.: Педагогический Университет «Первое сентября», 2005.

Содержание программы (68 ч)

Введение (4 ч) 

Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.

Раздел: Наша планета.

Земля и солнце (17 ч) 

Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.

Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.

Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч)

План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

Формы земной поверхности (9 ч)

Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.

Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.

Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

Раздел: Земля - наш общий дом.

Земля – наш общий дом (12 ч)

Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.

Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.

Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.

Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Части света (10 ч)

Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.

Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.

Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.

Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.

Наша маленькая планета Земля (4 ч)

Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

Повторение пройденного материала – 4 ч.

Требования к уровню подготовки учащихся

В соответствии с авторской программой Окружающий мир выделяются требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации. 

К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и итоговой аттестации, по концепции ФГОСа, относятся ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности. Эти результаты выявляются в ходе массовых мониторинговых, социологических и других обследований.

К результатам, которые подлежат проверке и аттестации по концепции ФГОСа, относятся   научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; Оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; способность к контролю и самоконтролю;  способность к творческому решению учебных и практических задач.

К концу второго класса ученик научится:

- использовать законы и правила для осмысления своего опыта;

- пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

- различать утро, день, вечер и ночь;

- различать времена года по основным признакам;

- уметь пользоваться календарем и часами;

- показывать линию горизонта;

- определять стороны горизонта при помощи компаса;

- описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;

- определять температуру с помощью термометра;

- владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);

- показывать на карте части света, материки и океаны;

- уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;

- показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;

- распознавать ландшафты основных природных зон;

- перечислять порядок их расположения на планете;

- находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;

- находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;

- беречь богатства природы в повседневной жизни;

- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Второклассник получит возможность научиться:

 - сравнивать и различать объекты живой или неживой природы;

 - наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности;

- называть особенности различных состояний веществ;

- извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений;

- устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях

- определять направления течения рек по карте и глобусу;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения;

- находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру во втором классе

Программа обеспечивает достижение второклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во втором классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на вторую линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные универсальные учебные действия:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на первую линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.

Первая линия развития – умение объяснять мир:

- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных тел;

- объяснять влияние притяжения Земли;

- связывать события на Земле с расположением и движением Земли и Солнца;

- наблюдать за погодой и описывать её;

- уметь определять стороны света по солнцу и компасу;

- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части и света, материки и океаны;

Называть основные природные зоны и их особенности.

Вторая линия развития – умение определять своё отношение к миру:

- оценивать правильность поведения в природе;

- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Количество проверочных и контрольных работ:  

проверочных работ – 12 ч, практических работ – 6 ч

контрольных работ – 5 ч

комплексная контрольная работа – 1 ч

Примерные темы проверочных работ

№ урока

Проверочная

работа

Тема

4

№ 1

Из чего состоят все предметы.

9

№ 2

Глобус – модель Земли.

14

№ 3

Смена дня и ночи.

20

№ 4

Погода и климат.

25

№ 5

Глобус и карта.

29

№ 6

Материки и океаны.

34

№ 7

Реки и озёра. Равнины и горы.

36

№ 8

Моря и океаны.

47

№ 9

Экологические экосистемы.

49

№ 10

Люди, города и страны.

58

№ 12

Россия - наша Родина.

62

№ 13

Наша маленькая планета Земля.

Примерные темы контрольных работ

№ урока

Контрольная

работа

Тема

10

№ 1

Предметы. Глобус – модель Земли.

21

№ 2

Земля в космосе. Сезонные изменения.

37

№ 3

План и карта. Глобус и карта.

50

№ 4

Природные зоны.

64

№ 5

Годовая контрольная работа. Земля – наш общий дом.

65

Комплексная контрольная работа.


Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

Дата проведения

РАЗДЕЛ 1.

Введение (4 часа)

Введение. Как мы будем учиться.

Сравнивать природные объекты и изделия, выделяя их существенные свойства.

Сравнивать и различать объекты жив. или нежив. Природы.

Наблюдать объекты и явления природы (на краевед. материале), характеризовать их особенности.

Сравнивать природные объекты и изделия, выделяя их существенные свойства.

Сравнивать и различать объекты жив. или нежив. природы.

Наблюдать объекты и явления природы (на краевед. материале), характеризовать их особенности.

1

Общие слова – понятия.

1

Из чего состоят все предметы.

1

Повторение и проверочная работа № 1 по теме: «Из чего состоят все предметы».

1

РАЗДЕЛ 2.

Земля и солнце (17 часов)

Природные часы, календарь.

Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы.

Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли.

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии.

Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений.   

1

Компас. Практическая работа с компасом : «Определение сторон света»

1

Земля имеет форму шара

1

Глобус – модель Земли. Практическая работа с глобусом.

1

Повторение и проверочная работа № 2 по теме «Глобус – модель Земли»

1

Контрольная работа №1 по теме: «Предметы. Глобус – модель Земли».

1

Земля в космосе.

1

Притяжение Земли.

Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления.

1

Смена дня и ночи. Практическая работа с глобусом: «Вокруг земной оси».

Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года.

Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях

1

Повторение и проверочная работа № 3 по теме «Смена дня и ночи».

1

Смена времён года. Практическая работа с глобусом: «Путешествие Земли».

1

Смена времён год.

Смена времён года в родном крае (на основе наблюдений).

1

Где на Земле теплее.

1

Погода и климат.

Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния.

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Характеризовать круговорот воды в природе.

Сравнивать погоду и климат.

1

Погода и климат. Практическая работа с термометром.

1

Повторение (урок-тренинг) и проверочная работа № 4 по теме: «Погода и климат»

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.

1

Контрольная  работа №2 по теме: «Земля в космосе. Сезонные изменения».

1

РАЗДЕЛ 3.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта. (8 часов)

План.

Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки.

Находить и определять географические  объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки.

Находить и определять географические  объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков.

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия.

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.

1

План и карта.

1

Глобус и карта. Практическая работа с картой.

1

Повторение и проверочная работа № 5 по теме: «Глобус и карта»

1

Что изображают на карте.

1

Что изображают на карте. Географическая карта.

1

Материки и океаны.

1

Повторение и проверочная работа № 6 по теме: «Материки и океаны».

1

РАЗДЕЛ 4.

Формы земной поверхности  (9 часов)

Реки и озёра.

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности.

Находить на физической карте России

разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

Находить на физической карте полушарий  разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

Определять направления течения рек по карте и глобусу.

Находить на физической карте полушарий  разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

Определять направления течения рек по карте и глобусу.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.

1

Реки и озёра родного края.

1

Равнины и горы.

1

Равнины и горы. Формы земной поверхности 1родного края.

1

П1овторение и проверочная работа № 7 по теме: «Реки и озёра. Равнины и горы».

1

Моря и острова.

1

Повторение и проверочная работа № 8 по теме: «Моря и острова».

1

Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа №3 по теме: «План и карта. Глобус и карта».

1

Коллективно-творческая работа над проектом «Моя страна».

1

РАЗДЕЛ 5.

Земля – наш общий дом (12 часов)

Экологические системы.

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон.

Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах).

 

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.

Находить на карте изученные природные зоны.

1

Экологические системы. Круговорот веществ.

1

Природная зональность.

1

Природные зоны холодного пояса.

1

Леса умеренного пояса.

1

Засушливые зоны умеренного пояса.

1

Путешествие в тёплые края.

(самостоятельная подготовка докладов)  

1

Горные экосистемы.

1

Повторение и проверочная работа № 9 по теме: «Экологические экосистемы».

1

Люди, города и страны.

1

Повторение и проверочная работа № 10  по теме: «Люди, города и страны»

1

Контрольная работа №4 по теме: «Природные зоны».  

1

РАЗДЕЛ 6.

Части света (10 часов)

Путешествие тучки по Европе. Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина.

Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н).

1

Путешествие второй тучки. Нидерланды, Дания, Норвегия, Швеция.

1

Азия.

1

Путешествие в дальние страны, Африка. (сообщения школьников)

1

Путешествие в дальние страны, Америка. (сообщения школьников)

1

Путешествие в дальние страны, Австралия, Антарктида. (сообщения школьников)

1

Россия – наша родина

Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу.

Находить на карте России родной регион.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и  обсуждать полученные сведения.

Находить дополнительную информацию с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.  

1

Повторение и проверочная работа № 11 по теме: «Россия – наша родина» Коллективно-творческая работа над проектом «Города Золотого кольца России» (по выбору)

1

Экскурсия «Формы земной поверхности родного края: река, озеро, равнина, горы».

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности.

Анализировать влияние современного человека на природу,

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы»

1

Экскурсия «Природная зона родного края».

1

РАЗДЕЛ 7.

Наша маленькая планета Земля (4 часа)

Наша маленькая планета Земля

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.

1

Повторение и проверочная работа № 12  по теме «Наша маленькая планета Земля».

1

Наша маленькая планета Земля. Коллективно-творческая работа над проектом «Как сберечь нашу планету».

1

Учимся решать жизненные задачи.

 Контрольная работа №5 по теме: «Земля – наш общий дом».

1

РАЗДЕЛ 8.

 Повторение пройденного материала (4 часа)

Обобщение по теме «Наша планета».

Уметь применять полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения.

Использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.

1

Итоговая  комплексная контрольная работа.

1

Обобщение по теме: «Земля – наш общий дом».

1

Обобщение по теме: «Экологическая система родного края».

1

Список литературы:

  1. Закон «Об образовании».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.; Федеральный государственный образовательный стандарт  начального  общего образования.
  3. Письмо министерства образования РФ от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011.  (Стандарты второго поколения)
  6. Основная образовательная программа ОС «Школа 2100»
  7. Авторская программа по окружающему миру для учащихся 2-го класса. А. А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина. – М.: Баласс, 2012 г.
  8. Планируемые результаты начального общего образования. Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова. – М.:  Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
  9.  Учебник. Окружающий мир. Наша планета Земля. В 2-х ч. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.– М.: Баласс, 2012.
  10.  Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. – М.: Баласс, 2014.
  11.  Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.– М.: Баласс, 2014.
  12.  Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. 2 класс («Наша планета Земля»). Вахрушев А.А., Самойлова Е.А., Чиханова О.В..: – М.: Баласс, 2011.
  13.  Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. – М.: Баласс, 2014 .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100

рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК 2100...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа 2100

календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс школа 2100

Данная разработка содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

Программа  по окружающему миру  для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на  основании Общеобразовательной программ...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс. "Школа 2100"

Рабочая программа по окружающему миру для 4-го класса составлена в рамках ОС "Школа 2100", рассчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа 2100"

рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса....