Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока окружающего мира (2 класс)
Тема урока: «…Гордимся мы твоими городами!»
Раздел «Путешествия». Проект «Города России»
(завершающий этап работы над проектом)
Цель урока: формировать представление учащихся о разнообразии городов России.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование представлений о том, что в каждом городе имеются объекты, делающие его известным, знаменитым;
2. Расширение знаний о достопримечательностях городов России (Суздаль, Ярославль, Тула, Владимир)
Развивающие:
1. Развитие речи, памяти, внимания, мышления учащихся;
2. Закрепление умений работать с информацией;
3. Развитие коммуникативных навыков;
Воспитательные:
1. Воспитание любви к Родине, гордости за свою страну;
2. Воспитание бережного отношения к историческим ценностям, достопримечательностям.
Материально-техническое оснащение:
ПК, электронный носитель, экран для показа слайдов, авторская презентация, видеоролик «Красивы наши города», детские работы «продукты проектной деятельности», физическая карта России, таблички с названиями городов, маршрутный лист «Путевые заметки», тест «Проверь себя», индивидуальные билеты.
Тема: «…Гордимся мы твоими городами!»
I. Организованное начало урока. (дети рассаживаются по группам)
II. Создание эмоционального настроя.
-Послушаем стихотворение. (выступают ученики)
Ученик 1.
Россия, ты - великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
Ученик 2.
Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
Ученик 3.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим наш путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем!
Как много изучить нам предстоит!
- О чём это стихотворение?
- Какие чувства у вас оно вызвало?
- В стихотворении есть строка «…Твоими городами мы гордимся…» Почему автор так сказал?
- Каждый город уникален. Он имеет свою судьбу: историю, традиции, свои особые памятные места. Всё это делает город известным и знаменитым.
(просмотр видеоролика «Красивы наши города»)
- Вот такие замечательные города есть в нашей стране.
III. Определение темы урока.
- В течение 2-х недель вы работали над проектом «Города России».
- Дети определяют тему и задачи урока. Тема урока: «…Гордимся мы твоими городами!»
- Сегодня мы совершим небольшое путешествие по интересным, красивым городам нашей страны и познакомимся с их историей, памятными местами, традициями.
IV. Актуализация знаний.
1. «Наша страна – Россия»
- Прежде, чем начать путешествие, уточним сведения о нашей стране. Выполнение заданий.
- Какое слово получилось? (город).
2. Работа с картой.
- Повторим, что обозначает слово «город». (ответы детей).
- Посмотрите на карту России.
- Вспомните, как на карте обозначены города? Какие города вам известны? (показ на карте)
- Мы не можем побывать во всех городах России. Почему? (ответы детей)
- Как вы думаете, сколько? (предположения детей)
- Подберите однокоренные слова к слову «город». Чем различаются слова по смыслу?
- В России разные города: большие, и маленькие.
Для справки: Москва - 11,5 млн. чел.; - Пушкин- 137 тыс.
-Санкт-Петербург- 5 млн. - Александровская- 1200чел
3. Что такое «достопримечательности»?
- В каждом городе - и большом и маленьком есть свои достопримечательности. (Лексическая работа над словом )
- Мы побываем в разных по численности городах и познакомимся с их достопримечательностями.
V. Основной этап.
1. Маршрут путешествия.
- Выясним маршрут нашего путешествия.
- Каждая группа готовила сообщение об одном городе.
-Давайте познакомимся.(учитель обозначает город на карте, дети на столе выставляют табличку с названием города)
1 группа – Суздаль;
2 группа - Ярославль;
3 группа - Владимир;
4 группа - Тула.
- Экскурсоводы каждой группы расскажут о своём городе. В конце своего рассказа они зададут вам вопрос.
- Чтобы лучше запомнить информацию каждая группа получает маршрутный лист «Путевые заметки» (Приложение 1)
2.Как работать с маршрутным листом.
- Путешествовать вы будете группой. В конце каждого рассказа, после коллективного обсуждения, один участник заполняет лист.
(Учитель объясняет, как заполнять маршрутный лист)
- Заполните первую строку о своём городе.
3. Представление «продуктов» проектной работы
(экскурсоводы каждой группы рассказывают о городе и представляют проекты)
1 группа. «Суздаль»
♦ Суздаль - город-жемчужина, город, где «душа отдыхает».
♦ Герб города
♦ Суздаль – всемирно известный город – музей. Главная достопримечательность - «Музей русского деревянного зодчества и крестьянского быта».
♦ Праздники. В Суздале проводятся различные праздничные мероприятия: «Масленица», «Гусиные бои», «Фестиваль русской сказки», «Праздник ремесел».
♦ «Праздник огурца» /накануне праздника съезжаются агрономы, садоводы, все, кто умеет выращивать и готовить огурцы/. С 23 по 25 июля огурец-именинник.
«Если ты приехал в Суздаль,
Значит, в сказку ты попал!
Приезжайте в Суздаль,
А, если, вы уже там были, приезжайте ещё раз».
2 группа «Ярославль»
♦ Ярославль - старинный красивый город, который вырос на двух берегах Волги.
♦ Герб. В золотом щите - чёрный медведь.
♦ Был основан в 1010 году великим князем Ярославом Мудрым.
♦ Памятник медведю. Скульптура изображает медведя из легенды. На памятнике слова: «Символ России – легенда Ярославля».
♦ Главная достопримечательность - государственный академический театр драмы им. Фёдора Григорьевича Волкова - великого русского актёра.
«Ярославль – отсюда уедешь не весь –
Сам уедешь,
А сердце останется здесь».
3 группа. «Владимир»
♦ Владимир - старинный русский город-богатырь.
♦ Герб. В красном поле изображён стоящий на лапах лев. Лев символизирует силу, храбрость, власть.
♦ Город основан в 12 веке киевским князем Владимиром Мономахом.
♦ Золотые ворота - визитная карточка города. Строительство их длилось 10 лет. Ворота пропускали в город только тех, кто пришёл с миром.
♦ Музей хрусталя – в нём собраны лучшие работы мастеров – стеклодувов.
4 группа. «Тула»
♦ Тула - крупный российский город. Население города более 500 тысяч жителей.
♦ Герб - изображение отражает оружейный характер города.
♦ Главная достопримечательность-музей-усадьба великого русского писателя Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне.
♦ В Музее оружия представлены работы тульских мастеров-оружейников и образцы оружия со всего мира.
♦ Тула – родина самоваров. Говорят: «Дай жителю Тулы кусок железа, и он сделает из него самовар».
♦ Гости не уезжают без тульского пряника. Тула-государь русских пряников
«О, пряник тульский – символ Тулы,
Каких начинок только нет!
Твой аромат благоухает,
Ему завидует весь свет!»
♦ А в деревне Филимоново, что в Тульской области, мастерицы лепят из глины красивые филимоновские игрушки, свистульки.
VI. Закрепление знаний.
1.Выполнение теста «Проверь себя» (Приложение 2)
- Подошло к концу наше путешествие. Понравилось оно вам?
- Надеюсь, вы внимательно слушали друг друга и записали всё необходимое.
- А сейчас вам предстоит выполнить тест.
2. Самопроверка.
3. Самооценка.
-В своём билете укажите количество баллов. (1ответ-1балл)
VII. Обобщение.
- В какой из этих городов вам захотелось поехать? Почему?
- Вспомните, как называлась тема урока? Убедились мы в этом?
-Скажите, что необходимо помнить каждому человеку, чтобы достопримечательности городов вновь и вновь радовали и восхищали туристов?
VIII. Рефлексия.
Подведем итоги.
- Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было трудно…
Мне было интересно…
Я похвалил бы себя за…
IХ.Домашнее задание.
- Узнайте, какие достопримечательности есть в городе Пушкине.
Приложение 1.
Маршрутный лист
«Путевые заметки»
№ п/п | Название города | Герб города | Кто основал город | Основные достопримечательности |
Приложение 2.
Тест «Проверь себя»
1.Птица на гербе города Суздаль:
а) ласточка б) сокол в) орёл
2.Ворота в городе Владимир называются:
а) Деревянные б) Хрустальные в) Золотые
3.Главная достопримечательность в Ярославле:
а) театр б) библиотека в) цирк
4.Сладкое угощение из Тулы:
а) вафли б) конфеты в) пряник
5.Дикое животное на камне в Ярославле:
а) лиса б) медведь в) волк
6.В Туле жил и работал писатель:
а) Толстой б) Носов в) Пришвин
7.Овощ-именинник в городе Суздаль:
а) морковь б) кабачок в) огурец
8.Животное на гербе города Владимир:
а) лев б) рысь в) олень
9.Оружейный завод в Туле основал:
а) Павел1 б) Пётр 1 в) Николай1
10.Река в городе Ярославле:
а) Днепр б) Нева в) Волга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...