"Блокадный Ленинград"
проект (окружающий мир, 4 класс) по теме

Самсонова Светлана Николаевна

Данный проект и его итоговый продукт может быть использован в рамках предмета «Окружающий мир», при реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования. Здесь представлен методический паспорт и критерии оценки проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_blokadnyy_leningrad.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методический паспорт и критерии оценки проекта «Блокадный Ленинград»

Методический паспорт проекта

Адресация 

Проект  разработан в рамках внеурочной деятельности и программы  по окружающему миру по теме «Великая Отечественная война»

Тема: «Блокадный Ленинград»

Цель: создать условия  для осознания и осмысления обучающимися трагического времени нашей истории.

Задачи: 

 Образовательная 

- формировать представление обучающихся о  подвиге  взрослых и детей в годы блокады;

- систематизировать полученную информацию, наглядно её оформлять.

Воспитательная

- воспитание чувства патриотизма,  чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому.

- воспитывать чувство товарищества, ответственности за порученное дело.

Развивающая 

-развивать  умение делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать оценку  событиям, которые изучают; добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

Учебно  –  педагогическая задача (на группу, каждого учащегося)  

На этапе планирования самостоятельной работы было сформировано четыре группы. Каждая группа самостоятельно сформулировала проблемы индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта, обсудили задание каждого в группе и определили форму представления результатов.

№ группы

Тема исследования

Форма представления результатов

1 группа

Блокада Ленинграда.

 -Познакомиться с положением  осажденного Ленинграда.

- Узнать, сколько людей попало в окружение; на сколько дней оставалось

продовольственных  и топливных запасов.

-Узнать, сколько дней продолжалась блокада. Рассказать о продовольственных карточках, об отсутствии питьевой воды.

- Определить  роль хлеба для ленинградцев в этот период, узнать, какова была норма хлеба на день в блокадном Ленинграде.

-О чём «говорит» метроном?

Презентация по результатам исследования

Исполнение стихов  Анны Ахматовой.

2 группа.  

Таня Савичева.

- Подготовить сообщение о Тане Савичевой.

- Рассказать о дневнике Тани Савичевой. 

-Обратиться  к историческим энциклопедиям и справочникам, изучить дополнительную литературу, выяснить, чем занимались и как  выживали дети в блокадном Ленинграде.

-Встретиться  с Штатновой Н.В/  - ребёнком блокадного Ленинграда,  если возможно, организовать  с ней встречу.

Презентация по результатам исследования.

 

Фотоальбом .

3группа.  

Дорога жизни.

- Почему дорогу через Ладожское озеро называли Дорогой жизни?

- Подготовить для прослушивания фрагмент седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.

- Какие проблемы возникали при эвакуации людей?

Презентация по результатам исследования.

  Выразительное чтение  стихов Ольги Берггольц.

4 группа.  

Прорыв и снятие блокады.

- Продемонстрировать  аудиозапись сообщения о прорыве блокады в записи Левитана.

-  Рассказать о прорыве  и снятии блокады.

- Сообщить о подвиге строителей.

- Когда городу дали  звание города - героя?

- Почему врагу не удалось захватить Ленинград?

Презентация  по результатам исследования.

Исполнение песни  о Ленинграде.

Возраст учащихся (10 – 11 лет) 4  класс

 Время работы над проектом: 2 недели

Режим работы  урочно - внеурочный, (преимущественно внеурочный)

Обеспечение

Материально – техническое, учебно – методическое оснащение, информационное обеспечение проекта  

Персональный компьютер, экран,  проектор, столик для проектора, музыкальный центр, доска магнитная, весы с разновесами, мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, электронная база данных для создания тематических классных часов, стенды, учебная и учебно-методическая литература , энциклопедическая литература, интернет, школьная и районная  библиотеки.

Дополнительно привлекаемые участники, специалисты

Дополнительно привлекались преподаватель истории,  учитель музыки,  школьный библиотекарь, работник районной библиотеки №44,  родственники детей, Нина Васильевна  Штатнова  - ребёнок блокадного Ленинграда.

ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы: 

-владение письменной и устной речью (на уровне своего возраста);

- владение определёнными знаниями по окружающему миру, литературному чтению, ИКТ;

- умение работать с дополнительной литературой, вести поиск нужной информации;

 - умение публично демонстрировать результаты своей деятельности ;

- имеют опыт оценочной деятельности.

Мотивация к познанию, к работе: личный интерес учащихся. После прохождения блока по программе  «Окружающий мир» предлагается  диспут  с открытыми проблемными вопросами. По вопросу, на который нет готового решения  (Почему врагу не удалось захватить Ленинград?) или не хватает информации, учащимся предлагается тема для проектной деятельности.

Предполагаемые приращения

При работе над учебным проектом постепенно  увеличивается степень детской самостоятельности и уменьшение различных видов учительской помощи. Совершенствуются навыки организации собственной деятельности, навыки поиска и обработки информации, навыки групповой работы. Главным в работе над учебным проектом является освоение учениками навыков самостоятельной познавательной деятельности и “обучение в сотрудничестве”. Работа над учебным проектом способствует повышению эрудиции младшего школьника, развитию его познавательного интереса, чувства ответственности за свои действия. В процессе работы над проектом развиваются навыки  самостоятельного принятия решений; коммуникативности в информационном обмене; в ролевом взаимодействии; мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе, синтезе. Приращение в специфических умениях – рефлексия действия и самоанализ проектной деятельности.

 Статус учебного проекта  внутришкольный, исследовательский.

Автор – разработчик     - учитель начальных классов МОУ «СОШ №94» Ленинского района г. Саратова  - Самсонова Светлана Николаевна.

Опыт использования (апробация) 

Данный проект и его итоговый продукт может быть использован в рамках предмета «Окружающий мир», при реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования.

Степень распространения 

Полученный продукт  может  стать достойным оснащением школьного методического кабинета.

Критерии оценки проекта

 Деятельность учащихся оценивалась по предварительно разработанным критериям, критерии предъявлялись учащимся перед началом работы и тем самым являлись ориентиром на положительный результат. Ученики участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют самооценку.  Этапы защиты проекта полностью совпадают с этапами разработки, отличаясь лишь сжатостью, точностью и лаконичностью.

Оценивание проектной деятельности

Критерии оценивания

Балы 1-10

-Последовательность изложения материала

-Грамотная речь во время защиты проекта

-Качественное оформление проектной  работы (презентации)

- Эмоциональная подача материала

-Работа в группе (активное участие всех членов группы)

Итоговая отметка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

 В преддверии великого праздника Дня Победы мы начинаем задумываться о том, что нынешнее поколение совсем не знает той войны. Все меньше и меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать наши...

Презентация "Дети блокадного Ленинграда"

          Детям блокадного Ленинграда - умершим и живым - посвящается             Недетские испытания легли на ваши плечи, дети блокадног...

Дети блокадного Ленинграда

1941-1942.Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений. 8 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дн...

Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Материал классного часа  знакомит детей с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде....

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Они учились в Ленинграде. Школы блокадного Ленинграда.

Урок памяти, посвящённый блокадным дням Ленинграда. Учащиеся узнают о том, как учились дети в блокадном городе....

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)        При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...