Конспект урока окружающего мира по теме:"Царства живой природы".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Поддубная Анна Юрьевна

В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания,  ребята закрепляют полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_got.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 класс

Тема: В царстве живой природы…

Цели урока:

 образовательные:

- познакомить с царствами живой природы и их типичными

представителями.

 развивающие:

- расширить знания детей о живой природе Земли и природе

нашего края.

- развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать.

- развивать умения работать в малых группах.

 воспитательные:

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнения членов группы.

- прививать любовь к родному краю.

Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер.

Дом природы: картинки с объектами живой и неживой природы; изображения грибов. «Полянка»: вырезанные рисунки деревьев, травка, пеньки.

Материал для групповой работы.

                                         Ход урока:

1. Организационный момент.

Наступило утро,

А за ним и день.

Верю, что удача

Постучится в дверь,

Если улыбнёмся

В нашем дружном классе

Станет всем теплей!

Давайте улыбнемся. Я вам, вы мне.

2. Показывается видеоролик «Зарисовки о природе». Подготовленный ученик читает стихотворение:

Всё в тающей дымке –

Холмы, перелески…

Здесь краски не ярки

И звуки не резки…

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья.

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды.

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Все мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё очень много жителей. Наш общий дом – природа.

3. Повторение пройденного материала.

На доске прикреплен силуэт дома и расставлены картинки с объектами живой и неживой природы.

Учитель. Вспомним объекты живой и неживой природы, которые вы изучали и заселим наш дом.

Учащиеся, выходя к доске, располагают объекты живой и неживой природы в домике.

4. Изучение нового материала.

Учитель. Скажите, чего или кого больше на нашей полянке? О чём же будет наш урок? (О живой природе). Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю

вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда мы все вместе найдем правильный ответ. Мы с вами разделимся на 3 группы, в каждой группе выберем командира.

Учитель. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…. Нет– нет, не царь с царицей…. Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства

живой природы.

Учитель. Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим каждому царству название.

Царство «Животные»

Учитель. Рассмотрите внимательно фотографии. По каким признакам можно распределить этих животных на группы? Обсудите в своих группах и командиры должны выбрать, кто будет отвечать. Как бы вы назвали группы данных представителей живой природы? (Звери, птицы, рыбы, насекомые)

Как, одним словом можно назвать все перечисленные группы? (Животные)

(учитель прикрепляет слово животные на доску на стенд: МЫ ЗНАЕМ)

Учитель. Все верно, это царство животных. Его многочисленные представители обитают и в жарких странах, и на холодном Севере. ( карта

растительного и животного мира земли) А кто знает представителей животных населяющий наш край. Для этого скажите, в каком крае мы живем? Посмотрите на карту нашего края

Назовите животных нашего края……

(Учащиеся называют животных , населяющих наш край)

Царство «Грибы»

Мы идем лесной тропинкой,

А куда – не знаем сами.

За малиной?

За малиной!

За грибами?

За грибами!

Учитель. Итак, мы идём в грибную страну, которая находится в лесу. А вы знаете дети, что сбор грибов - это не простая работа. Вот я, например, не знаю, какие грибы можно собирать. Помогите мне. Возьмите в руки

конверты, которые находятся на столах каждой группы, рассмотрите их.

Подумайте, на какие группы можно их разделить. Дети делят грибы на группы, раскладывая на партах. На доске появляются корзиночки. В процессе проверки дети называют названия грибов, а учитель распределяет их в корзиночки, на одной из которых написано съедобные на

другой несъедобные.

Учитель. Чтобы собирать грибы, нужно знать, в каких местах они растут. А вы знаете? Отгадайте загадки, найдите рисунок с изображением грибочка и прикрепите его в то место на «полянке», где он «любит» расти.

На доске «полянка». Дети договаривают слово - отгадку хором, «рассаживают» грибы, командиры сами поручают кому.

1. Будто смазаны маслом,

Мы блестим на солнце красном,

Как лесные дошколята,

Под сосной растут ... (маслята)

2. Что за грибки глядят на нас,

Столпились тесной кучкой?

Ох, и дружные ребята,

На пеньке растут… (опята)

3. Я в красной шапочке расту,

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я… (подосиновик)

4. Растут в лесу сестрички,

Рыжие ... (лисички)

5. Лета первая примета:

Под берёзкой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

Учитель помогает учащимся в случае затруднений. Дети делают вывод:

На нашей лесной полянке растут какие грибы (съедобные): под сосной - маслята, около берёзы - подберёзовик, под осиной - подосиновик, на пеньке поселились опята, вокруг пенька можно найти лисичек.

А что если во время сбора грибов нам на пути попался мухомор? Можно ли его топтать ногами? Дети, мухомор

является лечебным средством для лосей. Поэтому не надо их топтать ногами.

Итак, мы побывали в царстве грибов.

На доске МЫ ЗНАЕМ учитель прикрепляет слово – грибы.

После сбора грибов нужно отдохнуть.

5. Физминутка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал -

Не споткнулся, не упал?

Гриша шёл, шёл, шёл,

Белый гриб в лесу нашёл.

Раз - грибок,

Два - грибок,

Три – грибок,

Их положим в кузовок.

Дети имитируют шаги по лесу и движения руками во время сбора грибов

Царство «Растения»

Дети рассматривают изображения дерева, кустарника и травы.

6. Групповая работа.

Учащиеся каждой группы получают задание: рассмотреть фотографии, найти в тексте, предложенным учителем, подходящее предложение и попытаться дать название этому изображению. Командиры выбирают кто будет отвечать.

Эти растения имеют несколько довольно тонких, но одревесневших стеблей-стволиков. У этих растений от корня отходит один толстый стебель-ствол. У этих растений, стебли мягкие, сочные.

Дети делают вывод: все растения делятся на три группы - травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.

Учитель. Ребята, а кто знает, какие растения населяют наш край? (карта).Дети называют известные растения.

Учитель. Мы были в царстве растений. На стенде МЫ ЗНАЕМ появляется слово – растение.

А сейчас нам предстоит путешествие в самое необычное и неизведанное для многих царство. Первыми жителями Земли были бактерии. Много лет они оставались единственными ее обитателями. Со временем, эти мельчайшие на Земле организмы начали вдыхать кислород и поселились внутри крупных организмов, процветая и размножаясь там. И так мы ничего не знаем про ….(бактерии). На стенде МЫ НЕ ЗНАЕМ появляется

слово – бактерии. Учитель рассказывает и показывает все про бактерии.

- Бактерии находятся везде. Они есть в почве, в воде, в еде, в воздухе, в дожде.

- Бактерии живут в животных и даже в вас дети.

- Вот капля воды, посмотрите, сколько в ней бактерий. Вы ничего не видите?

Правильно, потому что бактерии очень маленькие. Меньше капельки, их так просто не разглядеть.

- Для того, чтобы увидеть бактерии. Нам нужен специальный прибор – микроскоп, который увеличивает предметы в сотни раз.

- Вот так выглядят разные бактерии и микробы под микроскопом. (показ слайда)

- Тысячелетиями человек использовал молочные бактерии для создания многих молочных продуктов. Если в молоко добавить разные бактерии получатся сыр, простокваша, кефир, йогурт, творог.

Все эти продукты питания полезно использовать в пищу.

- Есть еще и плохие бактерии, которые вечно досаждают нам. Они вызывают разные болезни: туберкулез, пневмония, холера и множество других инфекций. Их очень много в общественных местах – на дверных ручках, в магазине, на компьютерных мышках.

- Со временем люди научились бороться со многими болезнями. В настоящее время проводят специальные мероприятия для предупреждения заразных заболеваний.

- Какие правила гигиены следует соблюдать, чтобы избежать заражения? (вспоминаем правила)

Учитель. Ребята, с каким царством мы познакомились? Теперь мы его знаем? Со стенда МЫ НЕ ЗНАЕМ убирается слово - «Бактерии» и ставится на стенд МЫ ЗНАЕМ.

7. Закрепление нового материала.

Дидактическая игра «Царства природы»

Групповая работа.

Группы получают названия – «грибы» - 1, «животные» -3, «растения» -2.

Детям предлагаются изображения представителей живой природы. Каждая группа должна выписать номера тех

фото, на которых изображены представители именно их царства.

8. Итог.

Учитель. Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира вы будите знакомиться с ними более подробно. А теперь попрошу командиров каждой группы оценить работу своей группы.

Я очень довольно вашей работой на уроке. Желаю дальнейших успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Грибы- особое царство природы"

Цели. Сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве природы.- Показать тесную связь живой и неживой природы.-Формировать у детей знания  о правилах поведения в природе.-...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. "Путешествие в царство живой природы."

Внеклассное мероприятие по окружающему миру   «Путешествие в царство живой природы»       Классный руководитель:  Смыкова В.И ...

Тестовая работа по окружающему миру по теме «Царства живой природы. Грибы».

Вариант теста по окружающему миру для 2-го класса, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока окружающего мира по теме "Примеры явлений природы", 3 класс, УМК Гармония

Урок открытия нового знания.Цель урока: знакомство с природными явлениями, наблюдаемых зимой.Задачи:- сформировать знания о зимнем сезоне, о природных явлениях, наблюдаемых зимой;-продолжить развитие ...

Конспект урока окружающего мира по теме "Неживая и живая природа" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия "живая природа", "неживая природа; раскрытие связи между живой и неживой природой.Планируемые результаты Предметные:Знать:...

Конспект урока окружающего мира на тему "Живая и неживая природа" (1 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Живая и неживая природа" для 1 класса. Программа "Школа России"...