Рабочая программа по окружающему миру УМК Занков
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Тверитина Светлана Николаевна

Рабочая программа и тематическое планирование для работы в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Информация о количестве часов, на которое рассчитана рабочая программа: программа курса  по учебному плану рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), по факту 68часов.

Уровень программы:  базовый

Классификация программы: типовая.

Цели:
-Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать;
 -Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно  нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи обучения окружающему миру:
- Формировать целостную картину мира с опорой на современные научные достижения.
- Познакомить с взаимосвязями между природой, обществом и человеком.
- Развивать логичность и самостоятельность мышления, историческое мышление.
- Формировать экологическую культуру.
- Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, делать обобщение и выводы, развивать устную и письменную речь.
- Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, гордость за свой край.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1.   Закон РФ «Об образовании»

2.   Областной закон «Об образовании в Ростовской области»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009

      №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного

      образовательного  стандарта начального общего образования»;

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение,2010;

4.Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (проект):  Просвещение,2010;

5.Приказ Министерства образования Ростовской  области от 02.03.2010 №123  «Об  обеспечении порядка введения Федерального государственного образовательного    стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях  Ростовской области

6.  «О приоритетных  направлениях развития образовательной     системы РФ»  (Концепция  модернизации  образования)

7.    Программа развивающего обучения по системе Л.В.Занкова

Сведения о программе: Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Примерной программы начального общего образования в соответствии с федеральным  государственным стандартом начального  общего образования  второго поколения» (2009 г.) с учётом  межпредметных  связей,  логики учебного процесса, задачи  формирования  у  младшего  школьника  умения  учиться.

Примерной программы по окружающему миру.

Авторской программы начального общего образования по окружающему миру Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой,2011 приведённой  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, Корпорация «Федоров», 2009

   Данная рабочая программа составлена с опорой на « Сборник программ для четырёхлетней начальной школы»

 Обоснование выбора программы: рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

Сведения о программе: На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2009).

  • Обоснованием выбора примерной программы:   Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметные интегрированные уроки.  Для естественнонаучного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания.  На ступени начальной школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.
  • Информация о внесенных изменениях: логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного  стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в  обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.

Формы организации образовательного процесса: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные. Чаще всего сочетаются фронтальная и индивидуальная работа с групповой работой.

Применяются такие виды контроля, как: вводный, тематический, промежуточный и итоговый. Активно используются такие формы контроля – зачёт, контрольная работа, тестирование и др.
Формы и средства контроля: текущие формы- устные ответы на уроках, практические работы; итоговые-копмлексная работа на межпредметной основе

.Информация об УМК:

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Окружающий мир», авторы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.

Тематический план ориентирован на использование учебно-методического комплекта:

 для учащихся:

Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. 3 класс (две части). – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,  2011.

– Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,  2011.

 для учителя:

– Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир». 3-4 классы. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,  2011.

  • Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютер

3.Учебно- тематический план   по  окружающему миру

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Природные условия

12

2

Человек в далёком прошлом

9

3

Земли восточных славян

15

4

Образование Древнерусского государства

7

5

Объединение русских земель вокруг Москвы

12

6

Какая она, Азия

5

Россия в XVII  веке

8


                                                           

4. Содержание тем учебного курса

Природные условия Земли (12 часов)

Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения).

Ознакомление с масштабом карт.

Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков.

Народные приметы погоды. Представление о климате.

Почва. Состав почвы. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.

Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; чтение масштаба разных карт; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.

Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.

Человек в далеком прошлом (9 часов)

Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.

Лента времени (год, век, тысячелетие).

Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-год.

Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека.

Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей.

 

Земли восточных славян (22 часа)

Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.

Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части

России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.

Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах.

Расселение восточных славян. Путь «из варяг в греки».

Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.

Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов.                                                                                                                               Составление кроссвордов.

Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных

животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей).

Духовная и материальная культура древних русичей.

История одного из древних городов.

Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник.

 

Московское государство (12 часов)

Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Ядовитые растения леса и луга.

 Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах.

Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига.

Культура Московской Руси. Исторические достопримечательности. Золотое кольцо России.

Иван IV Грозный.

Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга.

Практические работы. Ориентирование на физической карте

России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов.

Экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту.

 Путь от Руси к России (13 часов)           

   Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика.

Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой  Индии. Поход Семена Дежнева.                     Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский.

 

Краеведение (в течение года).

Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание наиболее охраняемых растений, животных, грибов, усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.

Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в

настоящее время.

Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства.

                                         5.Требования к уровню подготовки учащихся     к концу 3-го года обучения

Должны:

 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

         объяснять, как люди помогают друг другу жить;

называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

называть основные особенности каждого времени года.

оценивать правильность поведения людей в природе;

оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движении

  6. Учебно-методическое обеспечение

                Основная литература

  1. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Окружающий мир: учебник для 3 класса, в двух частях. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
    2. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс. – Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011.
    3. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» 3 класс. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
    4. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 3 класс. – Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009.
  2. Дополнительная литература

1.Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова. В 2 ч. / авт.-сост. И. Г. Смирнова. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2010.
2. Трофимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира.- Самара: Корпорация «Федоров», 2000.

3. Электронное пособие «Окружающий мир. Поурочные планы 3 класс». – «Учитель», 2009.

4. Савенкова А.И. Учебные исследования детей / Исследовательская работа школьников. – 2007 г.

5.Гайденко Е. А В науку – с игрой.  Москва  2007 г.

6. Что такое? Кто такой?: Энциклопедия для младших школьников.- М.1989г.

7. Минскин Е. М. От игры к знаниям. Развивающие и познавательные игры младших школьников: Пособие для учителей.- М. 2000г.

8. Грэм И., Стер П. Всё обо всём: Большая энциклопедия. – М. 2000г

                              7.Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

наглядные пособия:

  1. натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
  2. гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
  3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
  5. географические и исторические карты;
  6. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

8.Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

№ п/п

Тема раздела, урока.

Дата проведения

Тип урока.

Вид контроля, измерителя.

Элементы содержания урока.

Характеристика основных видов  учебной деятельности

Дом.

задание

1

Природные условия Земли  (12часов) Приглашение к путешествию.

3.09

Вводный.

 

Знакомство с учебником, рабочей тетрадью (беседа, работа с книгой).

Умение вести наблюдения в природе под руководством учителя.

 Географическая карта «Природные зоны», таблицы, СD –

«энциклопедия природы»

 

С. 3-5, 

РТ № 1-5

2

Путешествие по карте. Масштаб.

4.09

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Масштаб и его использование (работа с книгой, практикум)

Умение сравнивать, работать с глобусом и картой

 Географическая карта, глобус, атлас

 

С. 5-7 ,

РТ 6-8,13

3

Лента времени

10.09

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Единицы времени.

Умение работать самостоятельно в заданном темпе.

 Таблица

 С. 7-9,

 РТ № 9-12

4

Что такое погода.

Экскурсия на пришкольный участок.

11.09

Комбинированный.

Текущий.

Наблюдение за погодой. Сравнение погоды разных дней. Выделение признаков погоды.

Умение делиться личным опытом

Термометр, барометр

 С 9-12

5

Народные приметы погоды.

17.09

Исследование.

Текущий.

Изменчивость погоды. Метеорология-наука о погоде. Наблюдения в природе.

Умение приводить приметы погоды из собственных наблюдений

 Презентация

 

С.13-15,

 РТ 16

6

Климат. Климатические пояса.

.

18.09

Формирование новых знаний.

Тематический

Представление о климате. Показатели климата. Климатические пояса. Выявление причин, влияющих на разнообразие климата.

Умение описывать объекты, сравнивать их

 Карта тепловых поясов

 С. 16-20, РТ № 15,18, 19

7

Почва. Состав почвы.

24.09

Практическая работа.

Текущий.

Почва, её состав, плодородие почвы.

Умение выполнять последовательно опыты, записывать наблюдения

 Алгоритм выполнения опытов. Образцы почв, стакан, бумажные салфетки, металлические пластины, спиртовка, фильтр, блюдце

 

С. 20-22,

 РТ № 20-22

8

Образование почв. Плодородие.

25.09

Наблюдение.

Проблемные задания.

История образования почв. Почва и растения. Разнообразие почв. Перегной.

. Умение работать с дополнительной литературой

 Грунт, перегной, схема «Состав почв»

 

С. 22-25,

 РТ № 26,27

9

Охрана почв.

Тест по теме: «Почвы»

1.10

Формирование новых знаний.

Тестирование.

Важность почвы для жизни человека и опасность её загрязнения.

Умение классифицировать, обобщать

 Презентация

 С. 24-27,

РТ № 23-25

10

Проект «Комнатные растения»

2.10

Урок-исследование.

 

Виды комнатных растений, исследование условий жизни, правила ухода.

Умение работать в группах

 

 РТ № 26-27

11

Природные зоны суши Земли.

8.10

Формирование новых знаний.

Тематический.

Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой.

Умение работать со справочной литературой

 Карта

 С. 27-30,

РТ № 28-30

12

Обобщение по разделу: Природные зоны Земли.

9.10

Обобщение.

Самостоятельная работа.

Тест «Проверь себя».

Умение анализировать и делать выводы.

 Презентация

 

13-14

Человек в далеком прошлом (9часов) Особенности Африки.

15.10

16.10

Формирование новых знаний.

Текущий.

Географическое положение Африки. Климат. Природные зоны Африки.

. Умение наблюдать, рассуждать

Повесть
Д’Эрв«Приключения доисторического мальчика»ильи

 С. 31-39, РТ № 31;

С. 39-46, РТ № 32,33

15

Родина человечества.

 

22.10

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Особенности природы Юго-Восточной Африки. Гипотезы появления человека. Расселение людей.

Умение работать с учебной книгой. Умение рассуждать, доказывать.

 Физическая карта и карта природных зон

 С. 47-49,

 РТ № 34,35

16

Как появился человек. Особенности жизни древних людей.

    23.10

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Этапы становления человека. Одомашнивание животных. Орудия труда.

Умение работать самостоятельно в заданном темпе.

 

 С. 50-53,

РТ № 36, 37

17

Самые древние государства.

        5.11        

Формирование новых знаний.

Текущий.

Государства Средиземноморья. Лента времени. Развитие наук.

Умение рассуждать, делать выводы

 

 С. 53-57,

РТ № 38

18

Античность.

6.11

Формирование новых знаний.

Текущий.

Древняя Греция, Спарта и Афины. Древний Рим.

Умение работать со справочной литературой

 

 С. 57-62,

РТ № 40

19

Расширение знаний о Европе.

12.11

Формирование новых знаний.

Текущий.

Плавание Питея.

. Умение работать со справочной литературой

Физическая карта, карта полушарий

 С.63-64,

 РТ № 39

20

Расширение знаний об Азии.

13.11

Формирование новых знаний.

Текущий.

Александр Македонский идет на Восток. Китайские путешественники в Средней Азии.

Умение наблюдать, рассуждать

 Историческая карта

 С. 65-68

21

Наследие Древнего мира.

19.11

Заочная экскурсия.

Текущий.

Аристотель, Архимед. Культура и искусство древнего мира. Язычество.

Умение работать в парах

 

 С. 69-78,

РТ № 41

22

Земли восточных славян (15 часов) Восточно-Европейская равнина.

 

20.11

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Географическое положение. Рельеф. Климат. Первые люди на нашей Земле.

Умение ориентироваться на карте природных зон России

СD «География»; карта природных зон мира, физическая карта, контурная карта

 С. 79-83,

 РТ № 42

23

Природная зона степи. Растительность.

        26.        11

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Работа с физической картой климатических поясов и природных зон России. Географическое положение. Растительность степей весной и летом.

Умение вести наблюдения в природе под руководством учителя.

 

 С. 83-86,

РТ № 43,44

24

Природная зона степи.

Животный мир

27.11

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Особенности внешнего строения и образа жизни животных степей. Цепи питания в степях.

Умение работать со справочной литературой

 

 С. 87-93,

 РТ № 45,46

25

Сезонные изменения в степях.

3.12

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Сезонные изменения в неживой природе и связанные с ними изменения в живой природе. Сравнение степей Евроазиатского и Африканского материков.

Умение устанавливать причинно-следственные связи между климатом, географическим положением, природными условиями.

Видеофильм, гербарий, под-бор загадок, пословиц и по-говорок о при-роде, дружбе

и труде человека, рисунок-схема

 С. 87-93,

РТ № 47,48

26

Население степей. Земледельцы и кочевники.

4.12

Формирование новых знаний.

Проблемные задания.

Ознакомление с особенностями быта, занятий людей  в степях. Экологические проблемы.

Умение работать в группе

С. 93-97,

РТ № 49, 50

27

Лесостепь. Лесная зона

10.12

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Географическое положение. Климат, почвы. Особенности растительности. Работа с картами. Значение леса.

Умение работать с учебной книгой. Умение рассуждать, доказывать.

 

С. 98-103,

РТ № 51

ОБЖ: Правила поведения в лесу.

28

Смешанные леса. Растительность и животный мир.

11.12

Формирование новых знаний.

Устный опрос

Растительность. Животные. Ярусность. Работа с коллекциями и гербарными материалами.

Умение работать  с планом

К.Паустовс-кий о значении леса

С. 104-112,

РТ № 52,53

29

Сезонные изменения в лесу. Осень.

17.12

Формирование новых знаний.

Текущий.

Приспособленность животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе.  Распространение семян.

Умение  объяснять причины сезонных изменений в лесу.

 Презентация

 С. 112-114,

РТ № 55

30

Проверочная работа за 1 полугодие.

18.12

Контроль знаний.

Проверка иконтроль знаний, умение применять на практике

 

 

31

Ядовитые растения леса.

ОБЖ: знание ядовитых растений и грибов.

24.12

Формирование новых знаний.

Тестирование.

Ядовитые растения и грибы.

Умение работать со справочной литературой

 Таблицы-рисунки «Разные типы растений»

 

С. 115-117,

РТ № 56,59

32

Сезонные изменения в лесу (продолжение)

25.12

Формирование новых знаний.

 Устный опрос.

 Животные лесов. Перелетные и зимующие птицы. Кто как зиму проводит. Весна и лето. Меры по сохранению леса.

 Умение  объяснять причины сезонных изменений в лесу

Картинки, иллюстрации учебника

 С.117-125,

РТ № 54,57, 58

33

Как жили наши далекие предки. Экскурсия в краеведческий музей.

14.01

Практическая работа.

 

Строительство жилища в степной и лесной зонах. Макеты домов и поселений.

Умение слушать учителя, экскурсовода и ответы товарищей, делать выводы

Иллюстрации учебника

 С. 126-127

34

Расселение славян

        15.01

Формирование новых знаний.

Проблемные задания.

Быт, занятия, защита поселка.

. Умение делиться личным опытом. Умение работать в группах.

Репродукции учебника

 

С. 128-131,

РТ № 60

35

Торговые связи с соседями.

21.01

Формирование новых знаний.

Работа с физической и исторической картами России.

Путь  из  «варяг в греки». Торговля, общение, ремесла, рост поселков.

Умение ориентироваться по карте, объяснять происхождение исторических названий

Историческая карта: путь «из варяг в греки»

 

С. 131-134

36

Обожествление природы.

22.01

Формирование новых знаний.

 

Язычество Человек и природа. Защита своих земель.

Понимание связи между язычеством и природными условиями, в которых жил человек

СD «Вокруг света»

 С. 134-137,

РТ № 61

37

Образование Древнерусского государства (7 часов) Первые русские князья.

28.01

Формирование новых знаний.

Работа с исторической картой.

Понятие «государство». Князья. Лента времени. Образование Древнерусского государства.

Понимание роли и значения первых русских князей в становлении и развитии Отечества.

Карточки, таблицы

 

С.3 – 8,

 РТ № 62

38

Принятие Русью христианства.

29.01

Формирование новых знаний.

Текущий.

Связи с Византией. Князь Владимир. Значение принятия христианства для Руси.

Знание имен выдающихся русских государственных деятелей, существенные признаки Древнерусского государства.

 Презентация

 С. 8-14,

РТ № 63

39

Древнерусская культура

 

4.02

Формирование новых знаний

Устный опрос.

Деревянное и каменное строительство на Руси. Памятники архитектуры. Прикладное искусство.

Знание основных понятий культуры: зодчество, прикладное искусство, первые каменные соборы.

 

 Презентация

 

С. 14-17

40

Устное народное творчество

5.02

Систематизация знаний.

Устный опрос.

Сборники вечной мудрости. Былины. Летописи. «Слово о полку Игореве».

Иметь представление об устном народном творчестве Древней Руси.

         Презентация

 С. 17-20,

 РТ № 64

41

Как учили школьников .

11.02

Формирование новых знаний.

Практическая работа.

Урок в Древней Руси.

Умение работать со справочной литературой.

 Презентация

 Руси. С. 21-23, РТ № 65

Проект «История культуры России».

42

Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие.

12.02

Формирование новых знаний.

Тематический

Ослабление Руси. Раздробленность на отдельные княжества. Нашествие монголов.

.  Умение составлять план рассказа.

 Презентация

 С. 24-49

43

Угроза с Запада. Ледовое побоище.

18.02

Формирование новых знаний.

Практическая работа с исторической картой.

Стремление соседей с Запада (шведов, немцев)  захватить славянские Земли.

Умение работать с учебной книгой.

         Карта «Ледовое побоище», иллюстрация П. Корил «А. Невский»

 С. 29-33,

РТ № 66

44

Объединение русских земель вокруг Москвы (12 часов) Залесская  земля.

19.02

Формирование новых знаний.

Текущий.

Жизнь на Руси в период монгольского ига.

 Умение рассуждать, доказывать

 Иллюстрации в учебнике, рабочая тетрадь, таблицы. Картинки «Детская энциклопедия»

 С. 34-36

45

Природное сообщество. Законы лесной жизни.

25.02

Формирование новых знаний.

Работа с физической картой России.

Природные сообщества лесной зоны. Природное равновесие в лесу. Разнообразие природных сообществ. Цепи питания.

Умение: понимать причины
образования сообществ,- применять знания по  ОБЖ в жизненных ситуациях;

 Умение- прогнозировать возможные последствия  экологической катастрофы.

 Гербарии лу-говых трав, плакаты с изо-

бражением различных лугов

 

С. 36-41,

РТ № 67

46

Экологические проблемы леса.

26.02

Урок-исследование.

 

Ориентирование в лесу. Лес - наше богатство. Моделирование вариантов нарушения экологических связей в лесу.

 Презентация

 

С. 42-45,

РТ № 68

47

Луг – природное сообщество.

4.03

Формирование новых знаний.

Текущий.

Растительный и животный мир луга. Экологическое равновесие. Значение лугов для  сельскохозяйственной деятельности человека.

Умение моделировать варианты нарушения экологических связей луга.

 Презентация

 С. 45-45,

РТ № 69, 70

48

Озеро – природное сообщество. Правила поведения на воде.

     5.03

Формирование новых знаний

 

Знакомство с природным сообшеством  река, озеро. Растительность, животный мир, связи внутри сообщества.

Знание правил спасения на воде.

 Иллюстрации:

животные
и растения

обитателей озер

 С. 49-55,

РТ № 71

49

Природное сообщество – поле.

11.03

Формирование новых знаний.

Текущий.

Сообщество поле создано человеком. Роль деятельности человека в поддержании этого сообщества.

Умение моделировать связи   внутри данного сообщества.

 Иллюстрации: животные и растения поля, гербарий

 С. 56-59,

РТ № 74

50

Проектная работа по моделированию вариантов вмешательства человека в природные сообщества.

12.03

Проект.

Защита проекта.

Природные сообщества и человек.

Умение использовать приобретенные умения и знания для оценки воздействия человека на природу.

 Презентация

 РТ № 72, 73

51

Возвышение Москвы

 

18.03

Формирование новых знаний.

Тематический.

Географическое положение. Природные условия.

Умение пересказывать изучаемый материал, работать с историческими документами

Иллюстрация М. Авилова «Поединок на Куликовском поле»

 С. 60-63,

РТ № 75

52

Освобождение Руси от монгольского ига. Куликовская битва.

19.03

Формирование новых знаний.

Работа с исторической картой.

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Стояние на реке Угре. Лента времени.

Умение находить  материал  по теме из дополнительных источников

Карта, иллюстрации в учеб-нике

 С. 63-68,

 РТ № 76, 77

53

Создание Московского государства.

1.04

Формирование новых знаний.

Работа с исторической картой.

Иван   III, Иван  IVГрозный (венчание на царство)

Знание исторических событий, связанных  с правлением русских царей.

 Презентация

  С.68-71

54-55

Развитие русской культуры.

2.04

8.04

Формирование новых знаний.

Тематический.

Зодчество. Золотое кольцо России. Книжная мудрость. Искусство. Народные промыслы. Первый книгопечатник Иван Федоров.

.

Умение ориентироваться
по исторической карте.

         СЭ «Россия», карта с маршрутами первопроходцев, карта похода

 С. 71-75, РТ №78

С. 76-79, РТ № 79

56

Какая она, Азия (5 часов)

Русские первопроходцы. Географическое положение Азии.

 

9.04

Формирование новых знаний.

Работа с физической и контурной картами России.

Первые путешественники – купцы. Новгородцы, открывшие северные Земли. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь.

 

Умениеориентироваться
на физической карте;

 пересказывать изученный материал.

Физическая карта России,

карты природных зон,

климатических поясов,

иллюстрации,

таблицы, образцы торфа, глины; лупа, спиртовка, рассказы

М. Пришвина, В. Бианки

 

С. 80-86, РТ № 80, 81

57

Природные условия Сибири.

15.04

Формирование новых знаний.

Работа с физической и контурной картами России.

Рельеф. Реки Сибири. Природные условия Сибири.

Презентация

 С. 86-87,

РТ № 82,83

58

Тайга. Экологические проблемы  тайги.

 

16.04

Формирование новых знаний.

Проблемные задания.

Растительность и животный мир. Природные связи.

Причины лесных пожаров. Браконьерство.

Презентация

 С.88-92,

РТ №84-86

59

Болото – природное сообществ

22.04

Формирование новых знаний.

Текущий.

Растительный и животный мир. Экологические связи внутри сообщества. ОБЖ. Значение болот в природе.

Знать о природном сообществе «Болото», о животном
и растительном мире болот.

Презентация

 С. 93-98,

 РТ № 87-90

60

«Хождение за три моря». Природа Индии.  

23.04

Формирование новых знаний.

Текущий.

Географическое положение. Открытие европейцами.  А. Никитин.

Знать  растительный и животный мир джунглей.

Иллюстрация

С. 98-103,

РТ № 91,92

61

Россия в XVII  веке (8 часов) Смутное время. Спасители Земли Русской.

 

 

29.04

Формирование новых знаний.

Устный опрос.

Нашествие врагов с Запада. Правление Бориса Годунова. К. Минин   и  Д. Пожарский.

Уметь понимать последовательность происходящих событий, по теме приводить свои примеры.

 Презентация

 С. 104-108

РТ № 93, 94

62

Сквозь сибирские дебри

30.04

Формирование новых знаний.

Работа с физической   и контурной картами.

Поход С. Дежнева на Север. Рельеф. Климат.

Знать об открытиях русских путешественников.

 

 С. 109-111, 

РТ № 95

63

Природа  тундры.

Люди в тундре.

6.05

Формирование новых знаний

Текущий

Растительность и животный мир. Взаимосвязь неживой и живой природы. Сезонные изменения. Жизнь и занятия населения. Охрана природы тундры

Знать  растительный и животный мир тундры.

 Презентация

С. 111-121, РТ № 96-99

64

Арктическая пустыня 

7.05

Формирование новых знаний

Тематический

Природа ледяной зоны. Природное явление – северное сияние.

Знать  растительный и животный мир Арктики, связи между неживой и живой природой.

 Презентация

 С.122-126, 

РТ  № 100

65

Проверочная работа за год.

13.05

Контроль знаний.

 Итоговый

 Проверка знаний за год

 Знать пройденный материал и уметь применить на практике

 

 

66

Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.

14.05

Формирование новых знаний.

Текущий.

Численность сибирских народов. Промышленность Урала. Русские дипломаты.

Уметь понимать последовательность происходящих событий, по теме приводить свои примеры.

 

 С. 127-133

67

68

Россия накануне реформ.

20.05

21.05

Обобщение и систематизация знаний.

Самостоятельная работа с картой.

Расширение Российского государства. Просвещение. Народная медицина.

Уметь использовать приобретенные умения и знания в практической деятельности для обогащения жизненного опыта.

         Презентация

Карта Руси конца
XVII века

 С.133-135,

 РТ № 101-105


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Программа "Занков"

В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная  записка, составленные по ФГОС....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Занков)

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Занков)....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс занков

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС по программе Занкова...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Н.Я. Дмитриева СРО Л.В. Занков

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру  1 класс  Н.Я. Дмитриева СРО Л.В. Занков...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Дмитриева Н.Я СРО Л.В. Занков

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Дмитриева  Н.Я СРО Л.В. Занков...