Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 4 класс
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

    Герасимова Елена Николаевна

    Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ktp_4_kl._okr._mir.doc275 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 «Б» класса составлена Герасимовой Е.Н. на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования   (2009 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

    Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

    Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

    Человечество как  многообразие народов, культур, религий.

    Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

    Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознании служить Отечеству.

    Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

    Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

    Семья как основа духовно- нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

    Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

    Здоровый образ жизни в единстве составляющих :здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

    Нравственный выбор  и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

    Цели:

    • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
    • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

    Задачи:

    1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
    2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
    3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
    4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

    Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

                           

                                       Место  предмета  в учебном  плане

            На изучение курса «Окружающий мир»  в 4 классе отводится  68 учебных  часа  в год,  из расчёта 2 учебных часа в неделю, 34 недели. Количество часов по темам соответствует авторской программе.

                     

                                             Учебно - тематический план

    Наименование учебных тем

    Авторская

    программа

    Рабочая

    программа

    1

    Земля и человечество

    9

    9

    2

    Природа России

    10

    10

    3

    Родной край- часть большой страны

    15

    15

    4

    Страницы всемирной истории

    5

    5

    5

    Страницы истории России

    20

    20

    6

    Современная Россия

    9

    9

    7

    Итого

    68

    68

    Содержание программы (68 часов)

    Земля и человечество (9 ч)

    Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

    Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

    Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

    Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

    Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.

     Природа России (10 ч)

    Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.

    Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения  отдыхающих у моря.

    Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

    Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных  зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.

    Родной край - часть большой страны (15 ч)

    Наш край на карте Родины. Карта родного края.

    Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

    Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

    Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

    Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

    Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

    Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

    Страницы Всемирной истории (5 ч)

    Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

    Страницы истории России (20 ч)

    Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

    Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

    Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

    Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.

    Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.

    Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

    Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

    Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.

    Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

    Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

    Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

    Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села),

    Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

    Современная Россия (9 ч)

    Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

    Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

    Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники

    Многонациональный состав населения России.

    Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

    Личностные,  метапредметные  и предметные результаты освоения учебного  материала

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

    принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия;

    осознание себя гражданином своего Отечества, зарождение элементов гражданского самосознания  - осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, народам, гордости за свою Родину, российский народ, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

    приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой с ориентацией на общечеловеческие ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

    понимание ценности семьи в жизни человека и необходимости беречь доброе отношение между её членами, оказания помощи друг другу;

    осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей;

    принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе, правил безопасного здорового образа жизни, овладение физической культурой, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются формируемые следующие способности учащихся:

    способность организовывать свою деятельность - умение принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием; планировать учебную деятельность; осуществлять контроль и оценку её результатов;

    способность осуществлять поиск информации из разных источников знаний и обобщать её; понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической, модельной; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической и модельной форме в словесную;

    способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

    умение наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимозависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

    овладение начальными формами исследовательской деятельности, способностью к осуществлению поиска необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных дополнительных источников, включая Интернет (выбор источника информации, извлечение нужной информации, её систематизация, преобразование в удобный вид);

    умение осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

    умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

    Предметными  результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

    усвоение первоначальных сведений и практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений в природной и социальной среде в их органичном единстве и разнообразии;

    усвоение естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, необходимых для продолжения образования по курсам естественнонаучных и социально-гуманитарных предметов в основной школе;

    начнут осваивать научные методы познания окружающего мира: умения наблюдать и исследовать природные объекты и явления; проводить несложные опыты  по изучению свойств веществ, пользоваться простым лабораторным оборудованием;

    научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, мире природы и культуры;

    умение пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, для объяснения природных явлений.

                 

                            Планируемые результаты освоения предмета

    Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

    Регулятивные УУД:

    Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

    -        Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
    Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

    -        Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

    В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

    Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

    Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

    -        Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

    -  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

    Коммуникативные УУД:

    Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    -        Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

    Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    -        Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
    (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

    Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

     Предметные результаты обучения:

    1. понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
    2. уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
    3. осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
    4. осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
    5. устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

    1. оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
    2. создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:
    3. готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

    Календарно – тематическое планирование

    № урока

    Тема урока

    Планируемые результаты

    Сроки

    Предметные (понятия)

    Метапредметные (УУД)

    Планируемые

    Фактические

    1

                            2

    3

    4

               5

              6

    Земля и человечество (9ч)

    1

    Мир  глазами  астронома

    Расширение и уточнение знаний  об астрономии как науке.

    Астроном, Солнечная  система.

    П.: знакомиться  с  учебником, с наукой  астрономией;
    Р.: моделировать строение  Солнечной  системы;

    К.: работать в паре.

    Личностные: Формирование целостного взгляда на природный мир.

    2

    Планеты Солнечной  системой

    Изучение   планет Солнечной  системы.

    Планета, космос.

    П.: различать  планеты  и их  спутники;
    Р.: моделировать движение  Земли  вокруг оси и Солнца;

    К.: работать со  взрослыми;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на природный мир.

    3

    Звёздное небо. Великая книга природы.

    Изучение правил  наблюдения  звёздного  неба.

    Созвездия.

    П.: изучать по  учебнику правила  наблюдения  звёздного  неба;

    Р.: формулировать  выводы;

    К.: слушать и  понимать речь  других;  

    Личностные: Эстетическое воздействие созерцания  звёздного неба на человека.

    4

    Мир  глазами географа

    Изучение  географических  объектов.

    География, карта, глобус.

    П: сравнивать изображение географических  объектов  на глобусе и карте; осваивать приёмы чтения карты;

    Р: формулировать выводы из изученного материала,

    К: работать в паре;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на природный мир.

    5

    Мир  глазами  историка

    Составление  рассказа  о мире с точки  зрения  историка.

    Летопись, археология, архив.

    П.: познакомиться  с  историческими источниками;

    Р: отвечать  на  итоговые  вопросы;

    К.: задавать вопросы;        

    Личностные: Формирование социально ориентированного взгляда  на мир

    6

    Когда  и где?

    Знакомство  с «лентой  времени».

    Век, тысячелетие.

    П.: познакомиться  с  исторической  картой;

    Р.: оценивать свои  достижения  на  уроке;

    К.: работать в паре;        

    Личностные: Формирование социально ориентированного взгляда  на мир.

    7

    Мир глазами эколога

    Уточнение знаний об экологии.

    Международные  экологические  организации

    П.: понимать учебную задачу;

    Р.: классифицировать экологические связи;

    К.: сотрудничество со сверстниками.

    Личностные: Формирование ценностного отношения к природному  миру

    8

    Сокровища  Земли  под  охраной  человечества

    Расширение и уточнение знаний  о Всемирном  наследии.

    Всемирное наследие.

    П.: познакомиться  с причинами появления  Списка  Всемирного  наследия;

    Р.: познакомиться  с  картой-схемой объектов Всемирного  наследия;

    К.: участвовать  в  диалоге;

    Личностные: Формирование ценностного отношения к природному  миру.

    9

    Сокровища  Земли  под  охраной  человечества

    Расширение и уточнение знаний  о Всемирном  наследии.

    Всемирное наследие (природное, культурное).

    П.: различать   объекты Всемирного  наследия (культурного и природного)

    Р.: формулировать  выводы;

    К.: слушать и  понимать речь  других;  

    Личностные: Формирование ценностного отношения к природному  миру.

    Природа  России (10ч)

    10

    Равнины  и  горы  России

    Расширение и уточнение  знаний  о  равнинах  и  горах  России.

    Вулкан,  гейзер.

    П.: находить и показывать  на  карте  России изучаемые  объекты;

    Р.: оценивать  достижения  на  уроке;

    К.: сотрудничать со  взрослыми;

    Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину.

    11

    Моря, озёра и реки России

    Распознавание на карте  морей озёр и рек  России.

    Морской  заповедник

    П.: находить и показывать  на  карте   моря, озёра и реки России

    Р.: формулировать выводы из изученного материала;

    К.: работать со  взрослыми;

    Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину.

    12

    Природные  зоны  России

    Знакомство с картой  природных  зон России. Природная  зона.

    П.: сравнивать  физическую  карту и  карту  природных  зон;

    Р.: составить план  изучения  природной  зоны;

    К.: сотрудничать со сверстниками.

    Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину.

    13

    Зона  арктических  пустынь

    Знакомство  с особенностями  зоны  арктических  пустынь.

    Арктика, полярное  сияние.

    П.: выявлять  взаимосвязь  природных  особенностей зоны и  её освещённостью;

    Р.: моделировать характерные  цепи  питания;

    К.: работать  в паре;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на природный мир.

    14

    Тундра

    Знакомство  с особенностями  зоны  тундры.

    Тундра.

    П.: сравнивать тундру  и  арктическую  пустыню;

    Р.: формулировать выводы из изученного материала,

    К.: рассказывать  о  зоне  по  плану;

    15

    Леса  России

    Знакомство  с особенностями  зоны  лесов.

    П.: выявлять  зависимость природы  от  распределения  тепла  и  влаги;

    Р.: моделировать характерные  цепи  питания;

    К.: работать  в паре;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на природный мир.

    16

    Лес и  человек

    Знакомство  с ролью  леса  в  жизни  человека.

    Заповедник и национальный парк

    П.: раскрыть роль  леса  в  жизни  человека;

    Р.:  формулировать выводы из изученного материала;

    К.: отвечать на  вопросы  учителя;

    Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину.

    17

    Зона  степей

    Знакомство  с особенностями  зоны  степей

    Степь.

    П.: выявлять  зависимость природы  от  распределения  тепла  и  влаги;

    Р.: моделировать характерные  цепи  питания;

    К.: работать  в паре;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на природный мир.

    18

    Пустыни

    Знакомство  с особенностями  зоны  пустынь.

    Пустыня.

    П.: сравнивать степь  и    пустыню;

    Р.: формулировать выводы из изученного материала,

    К.: рассказывать  о  зоне  по  плану;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на природный мир.

    19

    У  Чёрного  моря

    Знакомство  с особенностями  зоны  субтропиков.

    Субтропики.

    П.: устанавливать причины  своеобразия природы  субтропиков;

    Р.: планировать  свою  работу;

    К.: обсуждать правила  безопасности во  время  отдыха  на  море;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на природный мир.

    Родной  край - часть большой  страны  (15ч)

    20

    Наш  край

    Умение  распознавать свой  край  на  карте  России.

    Политико-административное  деление России.

    П.: знакомиться  с политико-административной картой  России;

    Р.: оценивать  свои  достижения  на  уроке;

    К.: рассказывать о  родном  крае  по  плану;

    Личностные: Формирование  основ  российской  гражданской  идентичности.

    21

    Поверхность  нашего  края

    Умение  различать формы земной поверхности.

    Среднерусская  равнина

    П.: выявлять  формы земной поверхности, сравнивать по схеме холм и гору ;

    Р: осуществлять самопроверку с помощью текста учебника;

    К: работать в паре,

    Личностные: Формирование  основ  российской  гражданской  идентичности.

    22

    Водные  богатства  нашего  края

    Расширение и уточнение знаний  о  водоёмах  нашего  края.

    Река ,пруд.

    П: рассказывать  о водных богатствах своего края;

    Р.: составить план  рассказа  о  водоёмах  нашего  края;

    К: работать в паре,

    Личностные: Формирование ценностного отношения к природному миру.

    23

    Наши  подземные  богатства

    Расширение и уточнение знаний  о  полезных  ископаемых  нашего  края.

    Карьер.

    П: определять полезное ископаемое, изучать его  свойства, применение;

    Р.: знать условные  обозначения полезных  ископаемых;

    К.: работать  в  группе;

    Личностные: Формирование ценностного отношения к природному миру

    24

    Земля- кормилица

    Расширение и уточнение знаний  о  почвах  нашего  края.

    Чернозём, суглинок, подзолистая  почва

    П.: проводить учебный эксперимент;

    Р.: моделировать схемы;

    К.: работать со взрослыми

    Личностные: Формирование ценностного отношения к природному миру.

    25

    Жизнь  леса

    Знакомство с  новым  понятием  «природное  сообщество».  

    Природное  сообщество.

    П.: характеризовать  лесное  сообщество по  плану,

    Р.: моделировать характерные  цепи  питания;

    К.: принимать  разные  мнения;

    Личностные: Формирование ценностного отношения к природному миру.

    26

    Экскурсия  в  лес

    Наблюдение за  объектами и  явлениями  в  лесу.

    П.: определять  природные  объекты  с  помощью  атласа  -определителя;

    Р.: фиксировать  наблюдения  в таблице;

    К.: задавать вопросы;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на природный мир.

    27

    Жизнь  луга

    Расширение и уточнение знаний  о  лугах  родного края.

    К. :выявлять  экологические  связи  на  лугу;

    Р.: осуществлять взаимопроверку  и коррекцию;

    К.: работать в паре,

    Личностные: Формирование ценностного отношения к природному миру.

    28

    Экскурсия  на  луг

    Наблюдение за  объектами и  явлениями  на  лугу

    П.: определять  природные  объекты  с  помощью  атласа  -определителя;

    Р.: фиксировать  наблюдения  в таблице;

    К.: задавать вопросы;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на природный мир.

    29

    Жизнь  в  пресных  водоёмах

    Расширение и уточнение знаний  о  водоёмах  родного края.

    Река ,пруд , болото.

    П.: выявлять зависимость  растениеводства от природных  условий;

    Р.: преобразовывать практическую  задачу  в  познавательную;

    К.: работать в паре;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на природный мир.

    30

    Экскурсия  на реку

    Наблюдение за  объектами и  явлениями , происходящими  в  пресном  водоёме.

    П.: определять  природные  объекты  с  помощью  атласа - определителя;

    Р.: фиксировать  наблюдения  в таблице;

    К.: задавать вопросы;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на природный мир.

    31

    Растениеводство  в  нашем  крае

    Расширение и уточнение знаний  о  сортах  культурных  растениях, выращиваемых  в  нашем  краю.

    Растениеводство,

    Регион.

    П.: выявлять зависимость  растениеводства от природных  условий;

    Р.: преобразовывать практическую  задачу  в  познавательную;

    К.: работать в паре;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на природный мир.

    32

    Животноводство в  нашем  крае  

    Расширение и уточнение знаний  о  породах  домашних  животных.

    Животноводство.

    П.: различать  породы   домашних  животных;

    Р.: преобразовывать практическую  задачу  в  познавательную;

    К.: работать  со  взрослыми;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на природный мир.

    33

    Проверим  себя

    Проверка  себя и  оценка  своих  достижений.

    П.: анализировать свои знания\ незнания;

    Р.: адекватно оценивать свои знания;

    К.: обращаться за помощью;

    Личностные: Формирование мотивации к  работе на результат.

    34

    Презентация проектов.

    Представление результатов проектной  деятельности.

    П.: выступать с проектами;

    Р.: оценивать свои достижения;

    К.; обсуждать выступления учащихся.

    Личностные: Формирование адекватной оценки своих достижений.

    Страницы  Всемирной  истории(5ч)

    35

    Начало истории  человечества

    Знакомство  с  новым  разделом  учебника.

    Археология, первобытное общество.

    П.: определять по « ленте  времени» продолжительность  первобытной  истории;

    Р.: формулировать учебную  задачу;

    К.: соблюдать  нормы  речевого  этикета;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на природный мир.

    36

    Мир древности:

    далёкий и близкий

    Умение  определять по «ленте времени» длительность  истории  Древнего мира.

    Древний мир

    П.: извлекать информацию  из учебника;

    Р.: принимать разные  мнения;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на мир в его органическом  единстве и  разнообразии народов, культур.

    37

    Средние века:

    время  рыцарей  и замков

    Умение  определять по «ленте времени» длительность  Средневековья.

    Средневековье.

    П.: познакомиться  с появлением  городов  и  мировых  религий;

    Р.: строить  понятные  для  партнёра  высказывания;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на мир в его органическом  единстве и  разнообразие народов, культур, религий.

    38

    Новое  время: встреча  Европы  и Америки

    Знакомство  с особенностями  

    Нового  времени (предпринимательство,   географические  открытия).

    Новое  время  

    П.: проводить  сравнения;

    Р.: формулировать  выводы  

    К.: уметь  задавать  вопросы;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на мир в его органическом  единстве и  разнообразии народов, культур, религий.

    39

    Новейшее  время: история  продолжается  сегодня

    Знакомство  с особенностями  

    Новейшего  времени.

    Новейшее  время.

    П.: понимать учебную  задачу;

    Р.: отвечать на  итоговые  вопросы;

    К.: работать в паре;

    Личностные: Формирование целостного взгляда на мир в его органическом  единстве и  разнообразии народов, культур, религий.

    Страницы  истории России(20 ч)

    40

    Жизнь  древних  славян

    Умение  определять на  карте расселение племён древних  славян.

    Славяне.

    П.: анализировать  карту расселение племён древних  славян;

    Р.: моделировать  древнеславянское  жилище;

    К.: уметь пересказывать по  плану;

    Личностные: Осознание своей  этнической ,   национальной  принадлежности.

    41

    Во  времена  Древней  Руси

    Знакомство  с особенностями  

    жизни Древней Руси.

    Рюрик, крещение  Руси.

    П.: характеризовать систему государственной  власти  в  Древней  Руси;

    Р.: формулировать выводы;

    К.: развивать  навыки  сотрудничества;

    Личностные: Формирование ценностей многонационального российского  общества.

    42

    Страна  городов

    Знакомство  с возникновением  на  Руси  древних  городов

    Древние  Киев,  Новгород, Москва.

    П.: анализировать карты Древнего  Киева  и  Новгорода;

    Р.: соблюдать правила  работы  на  уроке;

    К.: работать в  группах;

    Личностные: Осознание своей  этнической  национальной  принадлежности.

    43

    Из  книжной  сокровищницы  Древней  Руси

    Расширение и уточнение знаний  о  создании  письменности на  Руси (Кирилл и Мефодий)

    Летопись, рукописные  книги.

    П.: понимать  роль  создания  славянской  письменности;

    Р.: формулировать  учебную  задачу;

    К.: работать со  взрослыми;

    Личностные: Осознание своей  этнической  национальной  принадлежности.

    44

    Трудные  времена  на  Русской  земле

    Расширение и уточнение знаний  о   причинах  нашествия  татаро-монголов.

    Раздробленность Руси,  монгольское  иго.

    П.: обсуждать причины  поражения Древней Руси;

    Р.: формулировать  выводы;

    К.: высказывать своё  отношение к  событиям;

    Личностные: Осознание своей  этнической  национальной  принадлежности.

    45

    Русь  расправляет  крылья

    Знакомство  с возрождением  северо-восточных  земель Руси  

    Иван  Калита, Сергий  Радонежский.

    П.: приводить факты  возрождением  северо-восточных  земель Руси ;

    Р.: оценивать достижения  на  уроке;

    К.: рассказывать по  иллюстрации  о  Москве  Ивана  Калиты;

    Личностные: Формирование ценностей многонационального российского  общества.

    46

    Куликовская  битва

    Изучение  подготовки  и  проведение   Куликовской битвы.

    Мамай, Сергий  Радонежский,

    Пересвет  и  Челубей.

    П.: понимать роль  Куликовской битвы  в  истории  России;

    Р.: моделировать  ход Куликовской битвы ;

    К.:   рассказывать о  Куликовской  битве;

    Личностные: Формирование  чувства  гордости  за  свою  страну.

    47

    Иван  Третий

    Знакомство  с падением   монгольского ига  и   возник -новением  Российского  государства.

    Противостояние, двуглавый  орёл, опричнина.

    П.: обсуждение  значения  освобождения  от  монгольского ига;

    Р.: формулировать  выводы;

    К.: описывать  по иллюстрации изменения  в облике  Москвы;

    Личностные: Формирование  чувства  гордости  за  свою  страну.

    48

    Мастера  печатных  дел

    Расширение и уточнение знаний  о начале  книгопечатаньяв  России.

    Иван  Фёдоров,

    учебники  Бурцева, Истомина.

    П.: сопоставлять  современные  и  первопечатные  учебники;

    Р.: определять цель  выполнения  заданий;

    К.: уметь пересказывать по  плану;

    Личностные: Формирование  чувства  гордости  за  русский  народ, его  историю.

    49

    Патриоты  России

    Расширение и уточнение знаний  о смутном  времени  в  России.

    Смута, ополчение,

    Интервенция.

    П.: извлекать  из  доп.литературы  сведения;

    Р.: оценивать достижения  на  уроке;

    К.: высказывать своё  отношение к личности  Петра;

    Личностные: Формирование  чувства  гордости  за  русский  народ, его  историю.

    50

    Пётр  Великий

    Расширение и уточнение знаний  о роли Петра I  в  истории России.

    Верфь, реформа, император

    П.: понимать  учебную  задачу;

    Р.: составлять план  рассказа о М.В.Ломоносове

    К.: высказывать своё  отношение к личности Ломоносова;  

    Личностные: Формирование  чувства  гордости  за  русский  народ, его  историю.

    51

    Михаил  Васильевич  Ломоносов

    Знакомство  с жизнью  и  делами   Ломоносова.

    Холмогоры, МГУ.

    П.: понимать  учебную  задачу;

    Р.: формулировать  выводы;

    К.: работать в  парах;

    Личностные: Формирование  чувства  гордости  за  русский  народ.

    52

    Екатерина  Великая

    Знакомство  с жизнью  и  делами   Екатерины  Великой.

    Императрица , восстание  Пугачёва.

    П.: извлекать  из  доп.литературы  сведения;

    Р.: отвечать на  итоговые  вопросы;

    К. :готовить  и  презентовать  доклады;

    Личностные: Формирование  чувства  гордости  за  русский  народ.

    53

    Отечественная  война  1812  года

    Изучение  причин ,хода и окончание  войны  против  Наполеона.

    Наполеон, Бородино

    П.: сопоставлять  исторические  источники;

    Р.: работать с историческими  картами;

    К.: работать в  группах;

    Личностные: Формирование  чувства  гордости  за  свою  страну.

    54

    Страницы  истории  XIX века

    Изучение  причин освободительного  движения.

    Декабристы, отмена крепостного права.

    П.: отмечать на « ленте  времени» события  XX века

    Р.: формулировать  выводы;

    К.: интервьюировать взрослых;

    Личностные: Формирование ценностей многонационального российского  общества.

    55

    Россия  вступает  в  XX век

    Расширение и уточнение знаний  о событиях  начала   XX века в  России.

    Большевики, Февральская  и  Октябрьская  революции, Гражданская  война.

    П.: знакомиться  с  устройством  СССР;

    Р.: отвечать на  итоговые  вопросы;

    К.: интервьюировать взрослых;

    Личностные: Формирование  чувства  гордости  за  свою  страну.

    56

    Страницы  истории  1920-1930-х годов

    Расширение и уточнение знаний  об  образовании  СССР.

    СССР, колхоз.

    П.: понимать  учебную  задачу;

    Р.: составлять  план  рассказа;

    К.: рассказывать  о  войне  на  примере своей  семьи;

    Личностные: Формирование  чувства  гордости  за  свою  страну.

    57

    Великая  война  и  великая  Победа

    Расширение и уточнение знаний  о начале  и  ходе  войны.

    II Мировая  война, Великая  Отечественная война.

    П: понимать  учебную  задачу;

    Р.: формулировать  выводы;

    К.: обсуждать  значение  Победы;

    Личностные: Формирование  чувства  гордости  за  свою  страну.

    58

    Великая  война  и  великая  Победа

    Расширение и уточнение знаний  о   ходе и  окончании  войны.

    Сражение ,битва, блокада, штурм.

    П: понимать  учебную  задачу;

    Р.: формулировать  выводы;

    К.: обсуждать  значение  Победы;

    Личностные: Формирование  чувства  гордости  за  свою  страну.

    59

    Страна , открывшая  путь в космос

    Расширение и уточнение знаний  об  освоении  космоса.

    Космос, перестройка, распад  СССР.

    П.: работать  с  электронным  пособием;

    Р.: отвечать  на  итоговые  вопросы;

    К.: интервьюировать взрослых;

    Личностные: Формирование  чувства  гордости  за  русский  народ, его  историю.

    Современная  Россия (9  ч)

    60

    Основной   закон  России  и  права  человека

    Знакомство  с федеративным  устройством России, её Конституцией.

    Федерация, Конституция,

    Декларация прав, Конвенция  о правах  ребёнка

    П.: анализировать  конституции  России;

    Р.: использовать  карту, уметь читать её;

    К.: обсуждать права  человека;

    Личностные: Развитие личной  ответственности  за  поступки на  основе представлений   о социальной справедливости  

    61

    Мы-  граждане  России

    Знакомство  с государственным  устройством  России.

    Гражданство,

    Президент, Федеральное  собрание,

    Правительство.

    П.: различать права  и  обязанности  гражданина;

    Р.: моделировать  деятельность  депутата;

    К.: работать  в  группах;

    Личностные: Развитие личной  ответственности  за  поступки на  основе представлений   о социальной справедливости.  

    62

    Славные  символы  России

    Умение отличать герб и флаг России от символов других стран; исполнять гимн России.

    Герб, флаг, гимн России. Государственный язык.

    П: сравнивать , различать и описывать герб, флаг России;

    Р: работать с политической картой России;

    К: работать со взрослыми;

    Личностные: Ценить и принимать  базовые ценности «Родина, Россия ».

    63

    Такие  разные  праздники

    П.: знакомиться  с  праздниками  и Памятными днями  России;

    Р.: отвечать  на  итоговые  вопросы;

    К.: рассказывать  о  своих  любимых  праздниках;

    Личностные: Формирование  эстетических  потребностей, ценностей  и  чувств.

    64, 65, 66

    Путешествие  по  России

    П.: прослеживать маршрут путешествия  по карте;

    Р.: уметь работать с текстом;

    К.: рассказывать о достопримечательностях городов;

    Личностные: Ценить и принимать  базовые ценности «Родина, Россия »

    67

    Проверим  себя

    П.: анализировать свои знания незнания;

    Р.: адекватно оценивать свои знания;

    К.: обращаться за помощью.

    Личностные: Формирование мотивации к  работе на результат.

    68

    Презентация проектов.

    П.: выступать с проектами;

    Р.: оценивать свои достижения;

    К.; обсуждать выступления учащихся.

    Личностные: Формирование адекватной оценки своих достижений.

    Перечень учебно-методического  обеспечения:

    1. Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)

    2. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2014.

    3. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

    4. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Тесты. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2009.

    5. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.

    6. Плешаков А.А.Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2007.

    2. Информационно-коммуникативные средства.

    Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD)

    3. Наглядные пособия

    1. Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год

    Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

    Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".

    Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной  программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...

    Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Программа "Школа России"

    Программа "Школа России" В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом МБОУ Ефремкинская СОШ №8 в 1 классе на учебный предмет «Окружающий мир» отводится 66 часов (из расчета 2 часа в не...

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе ФГОС "Школа России"

    Рабочая программа по окружаещему миру для 3 класса по программе "Школа России" к учебнику А.А.Плешаков...

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....