РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Комарова Екатерина Витальевна

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса общеобразовательного учреждения  разработана на основание фундаментального ядра Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту;

1. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011;

2. Дмитриева, Н. Я. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2014;

3. Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 4 класс / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012;

4. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_okruzhayushchiy_mir.docx89.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа                

 п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

«Утверждаю»

Директор школы:

Промкина Л.Н.

приказ № ____ от____ 09. 2014 г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса  «окружающий мир»

в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

                                                                         

составитель:

 учитель начальных классов                                                                                    

                                                                                                                                    Комарова Екатерина Витальевна

п. Красный Текстильщик, 2014 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основание фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту;

1. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011;

2. Дмитриева, Н. Я. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2014;

3. Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 4 класс / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012;

4. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

 Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 4 классе 70 ч (2 ч в неделю, 35 учебные недели).

Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучении в объеме 68 часов.

      В соответствии с этим реализуется типовая программа по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова в том числе:

 для проведения контрольных работ – 1 ч;

 самостоятельных работ – 4 ч;

 практических работ – 4 ч;

 экскурсии – 3 ч;

 для создания проектов – 6 ч;

 для исследований – 3 ч.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру, реализуется программа базового уровня.

С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

В программу включена работа по подготовке проекта «Мы – за!».

Характеристика проекта:

 по числу участников – групповой;

 по длительности – длительный;

 по предметному содержанию – межпредметный;

 по внешнему виду деятельности – творческий.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
 

 Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

 Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

 Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира, природы и социума.

 Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

 Человечество как многообразие народов, культур, религий.

 Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

 Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

 Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

 Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

 Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

 Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

 Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

 Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

 Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

 осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

 осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

 осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

 уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

 расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

 способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

 установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

 способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

 освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

 способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

 усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

 сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;

 умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

 владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

 овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

 понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

 понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

 понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 года обучения

Учащиеся научаться:

 находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;

– различать полезные ископаемые (не менее 3);

– иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;

– соблюдать правила предупреждения простудных инфекционных заболеваний;

 оказывать простейшую доврачебную помощь при порезах, ушибах, солнечном ударе, обморожении, простуде;

– узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;

– соблюдать правила охраны природы;

– ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;

– кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;

– определять последовательность основных событий в России;

– соотносить век с годом;

– называть выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А. С. Пушкину, Петру I).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.

Решать следующие жизненно-практические задачи:

 обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

– ориентирование на местности с помощью компаса;

– определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

– установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;

– выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

– оценка воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране;

 удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Учащиеся  получат возможность знать:

– некоторые правила предупреждения травм;

– нормы здорового образа жизни;

– государственную символику;

– даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;

– народы, населяющие Россию;

– название Основного закона страны;

– имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России;

– достопримечательности родного края.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и окружающий мир

Человек и природа.

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения.

Человек познает самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Человек и общество.

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.

Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассмотрении гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.

Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (при возможности).

Преобразования в России

Человек и общество.

Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М. В. Ломоносов – основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.

Человек и природа.

Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Люди, занятые горным делом.

Человек и общество.

Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М. И. Кутузов.

План местности.

Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садоводческого участка.

Исследовательская работа. Петербург – один из прекраснейших городов мира.

Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму (при возможности).

Мир человека в Новое время

Человек и природа.

Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

Человек и общество.

События в России в начале XX века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР. Великая Отечественная война (1941–1945). Государства – участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Человек и природа.

Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в том числе на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России.

Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.

Исследовательская работа. Как работают органы чувств? Витамины в жизни человека.

Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей).

Современная Россия

Человек и общество.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственный связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица государства. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства – соседи России.

Россия – многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеобеспечения общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых ценностей.

Краеведение (в течение года). Родной край – часть России. Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

Выдающиеся земляки.

Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет… (по выбору школьников).

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей).

В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе развития ребенка: более глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире.

Во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры.

Во-вторых, обеспечит успешность социализации учащихся, что очень важно для успешного вступления их впоследствии во взрослую жизнь.

В-третьих, интеграция позволит также успешнее решать задачу пропедевтики изучения предметов естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов школьного образования.

В-четвертых, позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и излишней на данном этапе обучения информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения.

Это определило цели обучения окружающему миру:

Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.

Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе.

Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

С учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностные, личностно ориентированные, деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:

 осознание объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;

 формирование экологической грамотности; обучение безопасному поведению в природе и в обществе;

 овладение (частичное) историческим мышлением.

Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций.

Предмет «Окружающий мир» как часть системы начального образования призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального – в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.

Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира – планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.

Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей, развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме.

Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.

Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работу в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума – умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.).

Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат формирование содержания специального раздела стандарта «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью ребенка.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

учебного курса,

кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Формы контроля

Раздел 1:

Человек и мир,

созданный им. Наши соседи на западе.

21 час

Условия современной жизни

Техника и человек.

Человек познает самого себя

Режим дня в жизни человека

Достижения медицины в древние времена. Лекарственные растения.

Где и как жили рыцари.

Почему осанка выделяла рыцаря.

Опора и защита тела. Скелет. Состав и свойства костей.

Части скелета.

Позвоночник. Череп. Грудная клетка

Живые рычаги

Мышцы и движение.

устанавливать связи:

– между производственной деятельностью человека и природой;

– между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;

оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожении, простуде;

знать– нормы здорового образа жизни;

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:
— интерес к познанию окружающего мира;
— ориентация на понимание предложений и
оценок учителей и товарищей;
— понимание причин успеха в учебе;
— оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

— понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; — этические чувства (стыда, вины, совести)
на основе анализа поступков одноклассников
и собственных поступков;

— представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

— представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность
для формирования:

— ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

— предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе заданных критериев;
— учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

— принятия ценности природного мира,
природоохраны, здоровьессберегающего поведения;

— понимания чувств одноклассников, учи-
телей;

— представления о красоте природы Рос-
сии и родного края на основе знакомства с
окружающим миром.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
— самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
— контролировать и оценивать свои действия
при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой),
словесно-образным и словесно-логическим
материалом при сотрудничестве с учителем,
одноклассниками;

— адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

— выполнять учебные действия в устной,
письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность
научиться:

— в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.;

— вносить необходимые коррективы в
исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— отбирать адекватные средства достижения цели деятельности,

— на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводит о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и, вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным
материалом.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

— осуществлять запись указанной учителем
информации об окружающем мире;
— пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
— строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

— находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

— воспринимать смысл познавательного текста;

— анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

— осуществлять синтез как составление целого из частей;

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям)
при указании количества групп;
— обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку);

— подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.
Обучающийся получит возможность
научиться:

— осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем,

— проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;
— обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

— выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
— воспринимать другое мнение и позицию;
— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

— строить понятные для партнера высказывания; — задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность
научиться:

— строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

— договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе);
— адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

ФО,

ИРК ,

СР,

ПР,

Т.

Проектная работа

Раздел 2. Преобразования в России.

10 часов

Царь – плотник.

Выход к морю.Петр I, царь

и человек.

Становление Российской науки.

Горные породы. Полезные ископаемые. Каменное царство

Руды металлов

Горючие полезные ископаемые.

Кто открывает и добывает полезные ископаемые

Русское военное искусство. Ни разу не побеждённый

А. В. Суворов

Отечественная война 1812 года

уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;

систематизировать изученные в 1–4 классах естественнонаучные и исторические понятия;

– достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;

– пользоваться учебной и дополнительной литературой;

Личностные универсальные учебные действия

 У обучающегося будут сформированы: 
— понимание причин успеха в учебе;
- интерес к познанию окружающего мира;
— предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
— оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

— понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; — этические чувства (стыда, вины, совести)
на основе анализа поступков одноклассников
и собственных поступков;

— понимание чувств одноклассников и учителей;

— представление о своей этнической принадлежности;

— представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Обучающийся получит возможность для формирования:

— ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

— учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

— принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

— представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
— самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
— контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой),
словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

— отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

— осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; — выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; — адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Обучающийся получит возможность
научиться:

— в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

— вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных, ошибок;
— на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным
материалом.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

— осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;
— анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); — пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами,
приведенными в учебной литературе;
— строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

— находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

— воспринимать смысл познавательных текстов;

— осуществлять синтез как составление целого из частей;

— проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку);

— подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

— проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность
научиться:

— выделять информацию из сообщений, разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

— осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

— проводится сравнение, сенсацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям "(критериям) без указания количества групп;
— обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

— понимать структуру построения рассуждения как связи, простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

— выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
— строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

— ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
— строить понятные для партнера высказывания.
Обучающийся получит возможность
научиться:

— учитывать другое мнение и позицию;
— адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

— допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;

— использовать речь для планирования своей деятельности;

— контролировать действия партнера;
— осуществлять взаимоконтроль.

ФО,

ИРК ,

СР,

ПР,

Т.Проектная работа

Раздел 3. Мир человека в новое время.

27 часов

Развитие науки
и техники.Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы

Строение и работа нервной системы

Значение кровеносной системы. Кровь.

Значение кровеносной системы. Путь крови.

 События начала Века.

Великая Отечест-

венная война

(1941–1945 гг.).

находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;

 различать полезные ископаемые (не менее трех);

иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;

соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;

соблюдать правила охраны природы;

ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;

– кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;

описывать основные исторические события и события, происходящие в современной России;

 соотносить год с веком;

.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформирования: 
— интерес к познанию окружающего мира;
— понимание причин успеха в учебе;
— ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретно
й учебной задачи;

— предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
— оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

— понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

— этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

— понимание чувств одноклассников и учителей;

— представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

— представление о своей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность
для формирования:

— ориентации на принятие образца «хорошего ученика»;

— осознания ответственности человека:.
общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

— осознания своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувств гордости за свою Родину, народ, историю
— понимания нравственного содержать собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
— ориентации в поведении на принять моральные нормы;

— сопереживания другим людям, в т.ч. и логическим лицам;

— учебно-познавательного интереса к и хождению разных способов решения учебной задачи;

— принятия ценности природного мир здоровьесберегающего поведения;
— понимания красоты природы России, родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
— самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
— контролировать и оценивать свои действия
при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

— отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

— осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
— адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами и другими;
— выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность
научиться:

—. следовать установленным правилам ,планировании и контроле способа решения;

— в сотрудничестве с учителем, класса находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на нагло
но-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровне;

— вносить необходимые коррективы в выполнение действия на основе его оценки учета характера сделанных ошибок;
— на основе результатов решения правоведческих задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов;

— самостоятельно адекватно оценивая правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным,
словесно-образным и словесно-логическим материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: 

— осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

— осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

— пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

— строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

— находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

— воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

— анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

— осуществлять синтез как составление целого из частей;

 — проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

— обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

— подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

— проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

— понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

— записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

— создавать модели и схемы по заданиям учителя,

— строить сообщения в устной и письменной форме;

— проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп;

 — строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
— строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

— ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

—.учитывать другое мнение и позицию;
— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
— адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность
научиться:

— контролировать действия партнера;
— осуществлять взаимоконтроль;

— строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудио-визуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации;
— допускать возможность существования
различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;

— стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

— строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

— адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач;

— оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

— использовать речь для планирования своей деятельности.

ФО,

ИРК ,

СР,

ПР,

Т.Проектная работа

Раздел4: Современная Россия.

10 часов

Век научных открытий

Охрана природы

Дыхание человека.

Органы дыхания.

Гигиена дыхания.Сельское хозяйство.

Животноводство

Растениеводство

Зачем человек ест.  Состав пищи

Состав пищи.Органы пищеварения. Зубы и уход

за ними

Длинная дорога бутерброда.

Система пищеварения.

Современная Россия.

Человек и общество.

Устройство государственной власти.Символы и праздники России

Человек в современных условиях

Нравственные нормы жизни

знатьназвания основных органов человека и их значение;

– некоторые правила предупреждения травм;

– нормы здорового образа жизни;

– полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;

– основные этапы истории России;

– государственную символику;

– даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;

– народы, населяющие Россию (не менее трех);

– название Основного закона страны;– достопримечательности родного края;

– названия наиболее крупных стран мира и их столиц;

узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России.

 узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы: 
— ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

— интерес к познанию окружающего мира;
— ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

— предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
— осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

— осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

— оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; .

— этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

— понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
— ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

— понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

— принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

— понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность
для формирования:

— внутренней позиции обучающегося уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов; .
— выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
— учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

— способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

— реализации основ гражданской идентичности в поступках;

— следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям,
— установки на здоровый образ жизни;
— ориентации на искусство как значимую
сферу человеческой жизни;

— эмпатии как осознанного понимания
чувств других людей и сопереживания.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

— принимать и сохранять учебную задачу;
— следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
— контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим
материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

— отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

— осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
— вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

— адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Обучающийся получит возможность научиться: 

— самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях:

— самостоятельно адекватно оценивая-правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным. словесно-образным и словесно-логических материалом;

— на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научаться:

— осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;
— пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
— строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

— находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
— воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

— анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

— осуществлять синтез как составление целого из частей;

— проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям)
при указании количества групп;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); — проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

— понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

— записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

— создавать модели и схемы по заданиям учителя;

— строить сообщения в устной и письменной форме;

— находить разнообразные способы решения учебной задачи;

— проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенными основаниям без указания количества групп;

— строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объектов (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:

— выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
— строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

— ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

— учитывать другое мнение и позицию;
— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
— адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

— задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность
научиться:

— контролировать действия партнера,
— допускать возможность существования различных точек зрения, в т;ч. не совпадающих с его собственной;

— строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудио-визуальной поддержкой),,владеть диалогической формой коммуникации, используя в
т;ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
— стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

— строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

— адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач;

— понимать ситуацию возникновения
конфликта, содействовать его разрешению;

— осуществлять взаимоконтроль;
— использовать речь для планирования своей деятельности.

ФО,

ИРК ,

СР,

ПР,

Т.

Проектная работа

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:
— ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

— интерес к познанию окружающего мира;
— ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

— предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
— осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности„

— осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

— понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
— этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

— ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

— сопереживание другим людям, в т.ч. историческим лицам;

— принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. — понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
— понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность
для формирования:

— внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

— выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

— учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

— способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

— реализации основ гражданской идентичности в поступках;

— следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
— установки на здоровый образ жизни,

— ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

— эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.


Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится.

— принимать и сохранять учебную задачу;
— следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
— контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим
материалом при сотрудничестве с учителем,
одноклассниками;

— отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

— вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

— адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;

— действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

— осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
— выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность
научиться:
 

— самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным,
словесно-образным и словесно-логическим материалом;

— на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
— осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;
— пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами,
приведенными в учебной литературе;
— строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

— находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

— воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

— анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и . несущественных признаков;

— осуществлять синтез как составление целого из частей;

— проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
— понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— обобщать (самостоятельно выделять классы объектов);

— подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
— проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность
научиться:

— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с задачей учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

— фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

— создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя,
— строить сообщения в устной и письменной форме;

— находить разнообразные способы решения учебной задачи;

— осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов самостоятельно выделенным основан
без указания количества групп;
— строить логическое рассуждение связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
— строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

— ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

— учитывать другое мнение и позицию;
— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
— контролировать действия партнера;
— адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

— задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность
научиться:

— допускать возможность существования
различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;

— строить монологическое высказывания
(при возможности сопровождая его аудио-
визуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч,. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
— стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
— строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

— использовать речь для регуляции своих действия;

— адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач;

— понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

— оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

— осуществлять взаимоконтроль;
— использовать речь для планирования своей деятельности.

ФО,

ИРК ,

СР,

ПР,

Т.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Текущий и промежуточный контроль

Дата

план

Дата

факт

Iчетверть

1

Человек и мир, созданный им.(5 часов)

1

Развитие жизни на Земле .

Условия современной жизни

УОНЗ

Ф.О.

2

Техника и человек

УОМН

Ф.О.ИРК

3

Уникальность и неповторимость всех форм жизни .

Клетка – основа строения и роста живых организмов

УОНЗ

Ф.О

4

Режим дня в жизни человека

УОНР

ИРД .ИРК

5

Лекарственные растения. Правила сбора и хранения лекарственных растений

УОНР

Ф.О.ИРК

2

Наши соседи на Западе. Средневековье.(2 часа)

6

Представление о смысле жизни .Где и как жили рыцари

УОНЗ

Ф.О

7

Самоценность личности .Почему осанка выделяла рыцаря. Практическая работа «Моя осанка»

УРК

См.р

3

Тело человека.(5 часов)

8

Опора и защита тела

УОНЗ

Ф.О

9

Позвоночник. Череп

УОНЗ

Ф.О

10

Грудная клетка.Живые рычаги

УОНЗ

Ф.О.

11

Мышцы и движение

УОНЗ

Ф.О.

12

Мышцы и движение.

Самостоятельная работа по теме «Тело человека»

УРК

См.р

 4

Наши соседи на Западе. Средневековье.(4 часа)

13

Манипуляции в общении .«Черная смерть»
(эпидемия чумы на Руси)

УОНЗ

Ф.О.

14

Начало нового времени (эпоха Возрождения)

УОНЗ

Ф.О.

15

Расширение знаний о Земле. Великие мореплаватели

УОНЗ

Ф.О.

16

Природа Нового Света

УОМН

Ф.О.

ИРК

5

Развитие науки на Западе в Средние века.(6 часов)

17

Устройство Вселенной

УОНЗ

Ф.О.

18

Открытие невидимого мира (микробиология)

УОНЗ

Ф.О.

II четверть

19

Победа над эпидемиями

УОНР

Ф.О.ИРК

20

.Зачем нужна гигиена

УОНР

Ф.О.ИРК

21

Особенности кожного покрова

УОНР

Ф.О.ИРК

22

Обобщающий урок. Самостоятельная работа

УРК

См.р

6

Преобразования в России.(3 часа)

23

Царь-плотник. Выход к морю

УОНР

Ф.О.ИРК

24

Петр I – царь и человек

УОНР

Ф.О.

ИРК

25

Становление российской науки. М. В. Ломоносов

УОНР

Ф.О.ИРК

7

Горное дело в России.(4 часа)

26

Горные породы. Полезные ископаемые

УОНЗ

Ф.О.

27

Каменное царство. Практическая работа «Свойства горной породы»

УОНР

Ф.О.ИРК

28

Руды металлов. Горючие полезные ископаемые

УОНЗ

Ф.О.

29

Кто открывает и добывает полезные ископаемые

УОНР

Ф.О.

ИРК

8

Русское военное искусство.(3 часа)

30

Ни разу не побежденный. (А. В. Суворов)

УОНР

Ф.О.ИРК

31

Отечественная война 1812 г.

УОНЗ

Ф.О.

32

План местности. Практическая работа

УРК

См.р

III четверть

9

Разнообразие природы Земли.(6 часов)

33

Северные земли России

УОНЗ

Ф.О.

34

Самый маленький материк

УОНР

Ф.О.ИРК

35

Русские на шестом континенте

УОНР

Ф.О.ИРК.

36

Дальний Восток России

УОНЗ

Ф.О.

37

Особенности природы гор

УОНР

Ф.О.ИРК

38

Человеческие расы

УОНЗ

Ф.О.

10

Знания о человеке.(6 часов)

39

Развитие науки и техники

УОНЗ

Ф.О.

40

Новые знания о человеке

УОНР

Ф.О.

41

Открытие деятельности нервной системы. Ее строение и работа

УОНЗ

Ф.О.

42

Кровь. Значение кровеносной системы

УОНЗ

Ф.О.

43

Кровь. Значение кровеносной системы

УОНЗ

Ф.О.

44

Обобщающий урок по теме «Знания о человеке»

УОНР

Ф.О.ИРК

11

Россия в XX веке.(6 часов)

45

Мои поступки .События начала века

УОНЗ

Ф.О.

46

Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)

УОНР

Ф.О.ИРК

47

Наш город в годы ВОВ

УОНЗ

Ф.О.

48

Страны-участники Второй мировой войны

УОНЗ

Ф.О.

49

Век научных открытий. Правила пользования телевизором, монитором, компьютером

УОНР

Ф.О.ИРК

50

Самостоятельная работа по теме «Россия

в ХХ веке». Тест

УРК

См.р

 12

Человек и природа.(4 часа)

51

Окружающая среда и здоровье человека .Охрана природы

УОНР

Ф.О.

52

Дыхание человека. Значение зрения для человека . Профилактика возникновения нарушений зрения

УОНЗ

Ф.О.

IV четверть

53

Сельское хозяйство.Животноводство

УОНР

Ф.О.ИРК

54

Растениеводство

УОНР

Ф.О.ИРК

13

Зачем человек ест.(5 часов)

55

Состав пищи

УОНЗ

Ф.О.

56

Органы пищеварения

УОНЗ

Ф.О.

57

Зубы и уход за ними

УОНР

Ф.О.ИРК

58

Дурные привычки и моё отношение к ним .

Длинная дорога бутерброда. Культура питания

УОНР

Ф.О.ИРК

59

Самостоятельная работа

УРК

См.р

14

Современная Россия.(8 часов)

60

Умей сказать нет .

Человек и общество

УОНЗ

Ф.О.

61

Гражданин и государство .Россия – наша Родина

УОНР

Ф.О.ИРК

62

Москва – столица России

УОНР

Ф.О.ИРК

63

Права и обязанности граждан России .

Устройство государственной власти

УОНЗ

Ф.О.

64

Символы и праздники России

УОНР

Ф.О.ИРК

65

Итоговая контрольная работа

                  УРК

К.р

66

Что значит быть и жить в настоящем времени .

Человек в современных условиях. Нравственные нормы жизни 

УОНР

Ф.О.ИРК

67

Комплексная работа

УРК

К.р

68

«Есть порох в пороховницах!»

Родной край.Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия в краеведческий музей

Резерв-2 урока

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Материально-техническое обеспечение

  1. Литература.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

Методические рекомендации к курсу.

Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.

2.Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа:http://school-collection.edu.ru
  2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ra
  3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. - Режим доступа: http://zankov.ru
  4. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
  5. Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». - Режим доступа: http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
  6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc. 1 september.ru/urok

«Рассмотрено»

«Согласовано»

Заседание школьного методического объединения протокол           №  ….  

от ___  08. 201.. г.

Зам. директора по УВР ____________

Иноземцева Е.Г.

31. 08.201.. г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по математике для 3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы

Рабочая программа по литературному чтению для 3  общеобразовательного класса составлена на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «технология» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:1.        Фундаментального ядра федерального госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по математике для 4 класса общеобразовательного учреждения  разработана на основании фундаментального ядра Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «русского языка» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса общеобразовательного учреждения  разработана на основании фундаментального ядра Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «технология» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по технологии для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...