рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Ощепкова Тамара Сергеевна

содержит рабочую программу для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа окружающий мир441 КБ

Предварительный просмотр:

І Пояснительная записка

 1.Основа содержания обучения данному предмету

Рабочая программа по окружающему миру  для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом МО и Н РФ от 06.10.2009г. № 373, изменениями, внесёнными в ФГОС НОО, утверждёнными приказом МО и Н РФ от 26.11.2010г. № 1241, Примерной основной образовательной программой НОО, рекомендованной письмом МО и НРФ от16.08.2010г. № 03-48, примерной программой «Окружающий мир» авторов (А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин).

 Рабочая программа по окружающему миру составлена с учетом учебного плана МОУ СШ № 5, который рассмотрен на педагогическом совете (протокол № 2 от 05.09.2011 г.) и тематического планирования, предложенного в Части III Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы авторов  образовательной системы «Школа 2100».

2. Цели  и задачи обучения

 Цели:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье

 Задачи:

  • Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

3. Общая характеристика учебного предмета

        Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.         Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей:

  • между неживой природой и живой,
  • внутри живой природы,
  • между природой и человеком.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. и т. д. Деятельностный подход – один из основных методов достижения  результатов.

4. Место предмета в  учебном плане ОУ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с I по IV класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели). Уровень обучения -базовый.

5. Особенности преподавания учебного предмета.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

В материал рабочей программы введен национально-региональный компонент и уроки с использованием ИТК.

6. Используемая система или линия учебников, в соответствии с федеральным перечнем учебников

 В образовательной системе «Школа 2100» по курсу окружающего мира используются следующие  учебно-методические комплекты:

 1 класс –учебник в 2-х частях  «Я и мир вокруг», рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»). Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»)для 1-го класса. Авторы  Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. ,методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир.» 1-й класс под редакцией Вахрушева А.А.

2 класс -  учебник в 2-х частях «Наша планета Земля», Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса.  Авторы  Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир.» 2-й класс.

 3 класс –  учебники «Обитатели Земли» и «Моё Отечество»,  рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»  для 3-го класса. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир»  для 3-го класса.   Авторы Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С., методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир.» 3-й класс.

4 класс – учебники «Человек и природа» и «Человек и человечество», рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 4-го класса. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир»  для 4-го класса. Авторы Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С., методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир.» 4-й класс.

УМК имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Приказ Минобрнауки России РФ от 24.12.2010г. №2080 «ОБ утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012уч.год»

        Список учебников рассмотрен на заседании экспертно- методического совета (Протокол №6 от 28.04.2011г.)  и  утвержден приказом директора по школе (Приказ № 124 от 11.05.2011г.)

ІІ  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

        Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

        Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

        Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

        Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

        Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

        Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

        Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

        Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

        Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

        Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

        Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

ІІІ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  предмета

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Содержание учебного предмета.

. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)

Вещество и энергия (4 ч)

        Тела естественные и искусственные. Вещество  и частицы. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ.

        Энергия – источник движения. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч)

         Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов.

        Участники круговорота веществ: «производители», «потребители» и «разрушители»

        Обмен веществ.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (10 ч)

        Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

        Экосистема озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Постепенное самоосушение болота.

        Экосистема луга. Зарастание луга лесом.

        Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

        Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ.

        Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека.

        Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (11 ч)

        Растения и их роль на Земле.  Части растений и их роль. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Хлорофилл и его роль.

        Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Черви. Моллюски.

Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

        Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

        Правила поведения с домашними животными.

Грибы  и лишайники.

        Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

        Использование людьми круговорота для своих нужд. Заповедники и национальные парки.

        Экскурсия в краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

Повторение пройденного материала – 4 ч.

3-й класс. Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5ч)

        Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

        Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра – точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

        Наша Родина. Общество, в котором мы живём. Образ государства. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством.

        История – наука о прошлом человечества. Исторические источники.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (6 ч)

        Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства.

«Древняя Русь – страна городов».. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

        Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

        Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии

Времена Московского государства. XIV – XVII века (5 ч)

         Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва.

        Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.

        Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч)

 Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II.         Великий русский полководец А.В. Суворов. Представление о крепостном праве.

        Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

        Достижения российской культуры во времена империи. Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (5 ч)

        Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

        Правление И.В. Сталина.

        Вторая мировая и Великая Отечественная война

        Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса.

Современная Россия (8 ч)

        Преобразование СССР в СНГ. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

        Государственная власть в России. Президент и правительство. Государственная дума.

Единство и равноправие всех народов России. Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

Таблица требований
к умениям учащихся по окружающему миру (программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Окружающий мир»

– уметь объяснять мир

– уметь определять свое отношение к миру

3-й класс (Естествознание)

• приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действия энергии;
• приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
• объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
• приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
• перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов

• доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;

3 класс (Обществознание)

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского Государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн, России, показывать на карте границы и столицу.

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким, к прошлому и настоящему родной страны

Требования к уровню подготовки учащихся,   оканчивающих 3 класс

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/ понимать:

  • Состав и свойства почвы;
  • Названия участников круговорота веществ;
  • Части растений и их роль;
  • Названия основных природных сообществ;
  • Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
  • Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
  • Особенности природы своего края;
  • Правила поведения в природе;
  • Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.

Уметь:

  • Различать тела, вещества, частицы;
  • Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;
  • Находить на физической карте России природные зоны;
  • Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;
  • Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
  • Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта);
  • Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.

5. Учебно-тематический план.

Формы и виды контроля («Естествознание»)

№ п/п

Виды контроля

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

год

Текущий

1

Устный опрос

2

Тест

3

Творческие задания

Тематический

2

Проверочные работы

4

2

5

4

15

Итоговый

1

Контрольная работа

 

1

1

3

Формы и виды контроля («Обществознание»)

№ п/п

Виды контроля

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

год

Текущий

1

Устный опрос

2

Тест

3

Творческие задания

Тематический

2

Проверочные работы

1

2

1

-

4

Итоговый

1

Контрольная работа

1

1

2

Календарно-тематическое планирование

уроков окружающего мира (естествознание)

3 класс  

(34  часа  – 2 часа  в неделю)

№ п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

 (на уровне учебных действий)

Тема 1:  Вещество и энергия (4 часа)

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Характеризовать, сравнивать, различать, приводить примеры, рассказывать, использовать, узнавать, описывать, определять, понимать, применять, наблюдать, оценивать, , обсуждать, комментировать

Дата

Тема урока, тип урока

 

Элемент содержания

Требования к (предметным и метапредметным результатам)

Контрольно-оценочная деятельность

Информац. сопровождение, цифровые  и электрон

образов. ресурсы

Д/з

план

факт

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

вид

форма

1/1

Тела и вещества

ОНЗ

Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещества состоят из частиц.

Приводить примеры веществ (Н).

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы (Н).

Приводить примеры движения под действием энергии (П).

тек

уо

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с. 10-12, тетрадь с. 2  №3

2/2

 Из чего состоит вещество.

 Проверочная работа №1«Тела и вещества» 

ОК

Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества. Превращ.  веществ.

тем

ср

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.12-15, тетрадь с.3  №3,4

3/3

Что такое энергия

 ОНЗ  

Энергия – источник движения. Многообразие проявления энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии.

тек

уо

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.17-19

Тетрадь с.6 №3

4/4

09

Превращение энергии.

 Проверочная работа № 2 «Энергия»

 ОК

Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

тем

ср

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.19-21

Тетрадь с.7№2

Тема 2:  Оболочка планеты, охваченная жизнью ( 6 часов)

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Характеризовать, сравнивать, различать, приводить примеры, рассказывать, использовать, узнавать, описывать, определять, понимать, применять, наблюдать

5/5

Где обитают живые организмы

ОНЗ  

Воздушная, водная и каменная оболочка Земли. Распр-ие живых организмов. живая оболочка Земли – биосфера.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н). Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных (Н). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) (Н).Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

Характеризовать место обитания живых организмов (П).Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого (П). характеризовать место обитания живых организмов. (П) характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого (П)

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

тек

уо

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.22-26

Т.с.10 №3

6/6

Большой круговорот веществ

ОНЗ  

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

тек

уо

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.26-29

Т.с.12 №4,5

7/7

Живые участники круговорота веществ. Проверочная работа №3«Большой круговорот веществ» 

ОК

Участники круговорота веществ. Растения – производители. Животные – потребители. Грибы и бактерии – разрушители.

тем

ср

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.30-33

Т.с.14 №3,4

8/8

Обобщение по разделу «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью»

итог

кр

С.34-38,

Т.с.16 №4,5

9/9

Обмен веществ в организме

ОНЗ

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

тем

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.38-39

Т.с.18 №3

10/10

Как живые организмы запасают энергию Солнца.

Проверочная работа №4«Обмен веществ» 

ОК

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ.

тем

ср

Т.с.18 №4

Тема 3:  Экологическая система (11 часов)

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Характеризовать, сравнивать, различать, приводить примеры, рассказывать, использовать, узнавать, описывать, определять, понимать, применять, наблюдать

11/11

Жизнь экосистемы

Урок-экскурсия на пришкольный участок.

ОНЗ

Рк.Сезонные изменения в природе

Большой круговорот в биосфере. Экосистема – единство живой и неживой природы. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания.

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма) (Н). Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности, (Н). Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности) (Н). Сравнивать  и различать деревья, кустарники и травы (Н). Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н).

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

 

Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы (П). Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы (П).Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме (П). Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения (П).

• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру

тек

уо

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.40-43

Т.с.20№4,5

12/12

Почва – важнейшая часть экосистемы.

Проверочная работа № 5 «Жизнь экосистемы»

Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

тем

лр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.44-45

Т.с.22№5

13/13

Экосистема озера.

РК.Растения родного края: водоросли мхи, папоротники, лишайники.

ОНЗ

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

тек

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.46-49

Т.с.24№5

14/14

Экосистема болота

РК.Ягоды нашего края.

ОНЗ

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

тек

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.50-53

Т.с.25№4

15/15

Экосистема луга.

Проверочная работа № 6. «Природные экосистемы»

ОК 

РК: Разнообразие животных:Югры

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии.

Тем

ср

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.54-57

Т.с.28№4,5

16/16

 Контрольная работа №2  

итог

кр

Т.с.28№2,3

17/17

Лесные производители

Рк.Природные сообщества края:лес, растения, животные

ОНЗ

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Значение лесных животных. Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Тек

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.58-61

Т.с.30№5,6

18/18

Потребители и разрушители экосистемы леса.

Проверочная работа.№7 «Природные экосистемы» 

ОК

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Как помочь природе вылечить её раны?

Тем

ср

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.62-65

Т.с.32№5

19/1

Экосистема поля

ОНЗ

Поле – искусственная экологическая система. Вспашка полей. Удобрение поля. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Тек

уо

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.70-73

Т.с.34№4,5

20/2

 Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Проверочная работа.№8 «Искусственные экосистемы»

 ОК

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме.

Тем

ср

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.74-76

Т.с.36№4,5

21/3

Урок-экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Тем

тр

Т.с.37№1-3

 Тема 4:  Живые участники круговорота веществ ( 13 часов)

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Характеризовать, сравнивать, различать, приводить примеры, рассказывать, использовать, узнавать, описывать, определять, понимать, применять, наблюдать

22/4

  Растения  производители. Проверочная работа.№9 «Растения»

 ОК

Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н). Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).Определять части цветкового растения (Н).Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности) (Н). Характеризовать условия, необходимые для жизни животных (Н). Характеризовать роль животных в природе и жизни людей (Н).Описывать внешний вид, характерные особенности представителей  насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности) (Н). Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н) Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными (Н). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н).Различать (Н) и определять (П) съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности) (Н).

Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения (П).Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа) (П). Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей (П).Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать полученные сведения (П).

Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края»,

тем

ср

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.78-83

Т.с.42№3

23/5

Животные маленькие и большие

 ОНЗ Защита проекта «Животные наших лесов»

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Моллюски.

Тек

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.86-89

Т.с.45№4

24/6

Маленькие рыцари.

 Проверочная работа.№10 «Животные» 

ОК

тем

ср

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.90-94

Т.с.46№3,4

25/7

Первый шаг из моря на сушу

 ОНЗ

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Тек

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.96-99

Т.с.48№7,8

26/8

 На суше – как дома. Проверочная работа.№11 «Животные»

 ОК

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела.

Тем

ср

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.100-103

Т.с.49№5,6

27/9

Пернатые изобретатели

ОНЗ вставить что!?

Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Звери. Шерсть.

Тек

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.104-109

Т.с.50№4,5

28/10

Наши братья.

Проверочная работа.№12 «Животные» 

ОК

Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их присп-ия к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Тем

ср

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.110-115

Т.с.52№5,6

29/11

Осторожно: животные.

Проверочная работа.№13 «Осторожно, животные!» 

ОК  

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Тем

ср

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.116-119

Т.с.53

30/12

Прирождённые разрушители.

Проверочная работа.№14 «Прирожденные разрушители»

 ОК

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники. Бактерии – универсальные разрушители веществ.  .

тем

ср

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.120-123

Т.с.60№4,5

31/13

Итоговая контрольная работа

итог

кр

Т.с.59№9,10

32/14

Урок-экскурсия  в лес.

РК. Роль заповедников Югры в охране природы.

Тем

тр

Т.с.59№11,12

33/1

РК. Мансийская легенда о происхождении нефти. Проверочнаяработа.№15«Как нам жить в дружбе с природой»

 ОК

Исп-ие людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосост

 людей. Примеры экол

нарушений в биосфере. Заповедники и нац

 парки.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н). Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей

Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края»,

тем

ср

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

С.128-133

Т.с.63№20-25

34/2

 «Экологическая система.Живые участники круговорота веществ» 

К

тем

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

по окружающему миру (Моё Отечество)  

3 класс  

(34 часа – 2 часа   в неделю)

№ п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Тема 1:  Твои родные и твоя Родина  в потоке времени( 5 часов)

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Составлять, объяснять, извлекать, преобразовывать, обмениваться, выполнять, находить, показывать, оценивать, участвовать в обсуждении, договариваться, комментировать, описывать, рассказывать, выделять главное, сопереживать, представить.

№ п/п

Дата

Тема урока, тип урока

 

Элемент содержания

Требования к (предметным и метапредметным результатам)

Контрольно-оценочная деятельность

Информ.  Сопровождение, цифр. И эл. Образ. Ресурсы

Д/з

план

факт

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

вид

форма

35/3

Введение. Отправляемся в путешествие

ОНЗ

Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях (Н),

Объяснять личное значение («для меня») понятий  «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество» (Н).

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) (Н);

Практическая работа

Родословное дерево о судьбе (П) представителей разных поколений.

Соотносить годы с конкретными веками (П).

Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

онз

уо

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.6-7, проверь себя

36/4

Живая связь времён

 РК Югорская земля во глубине веков.

Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

Р

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.8-11, сосчитать поколения семьи

37/5

Как считать время . Защита проекта «У меня растут года»

ОНЗ  

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра  точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра.

Онз

уо

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.12-15,

вопросы №4,5

38/6

 С чего начинается Родина . РК Югорская земля во глубине веков.

ОНЗ

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

Онз

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.16-21

тетр.с. 7№3

39/7

 Память о прошлом

Проверочная работа № 1(16) «Твои родные и твоя Родина» 

Р.к Первые сведения о прошлом нашего края

ОК

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Ок

кр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.22-25

вопр№3

Тема 2:  Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР ( 21 час)

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Составлять, объяснять, извлекать, преобразовывать, обмениваться, выполнять, находить, показывать, оценивать, участвовать в обсуждении, договариваться, комментировать, описывать, рассказывать, выделять главное, сопереживать, представить.

40/8

 Как на Руси появилось государство

 ОНЗ

Времена Древней Руси. IX – XIII века  Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н).  Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о   достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции (Н); Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры (Н). Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах (Н), традициях и порядках (П) родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны,

Размещать на ленте времени  известные ученику имена сторически деятелей и памятники культуры (П). Отличать друг от друга  по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, сторически деятелях (П). Оценивать некоторые сторически события и поступки сторически деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё сторически отношение к этим событиями и поступкам (П).

Практическая работа

Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных сторически явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным) (П).

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» (П). Описывать по результатам экскурсии свои чувства и личные впечатления от увиденного (П).

онз

уо

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.28-31

тетр.с.11

№2

41/9

Как на Руси появилось государство

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

Р

т

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.28-31

тетр.с.11

№3,4

42/10

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

ОНЗ

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги.

Онз

тр

с.32-37

тетр.с.13

№3

43/11

 За землю Русскую!

ОНЗ

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Онз

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.38-41

№3, тетр.с.15

№4

44/12

«Слово о погибели Русской земли»

 ОНЗ  

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Русские земли под властью Золотой Орды.

Онз

уо

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.42-47

тетр. С. 17

№4,5

45/13

От Древней Руси к единой России

Проверочная работа № 2(17) по теме «Времена Древней Руси»

 ОК

Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Ок

кр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.48-51

тетр.с.20

№3,4

46/14

Земля и люди Московского государства

 ОНЗ                РК. Географические названия-свидетели прошлого.

Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Бояре и дворяне. Города Московского государства.

Онз

т

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.52-57

тетр.с.22

№4

47/15

Москва златоглавая

ОНЗ

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного.

Онз

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.58-61

тетр.с.23 №2,3

48/16

«Хуже грозного царя только междуцарствие»

ОНЗ

Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Онз

по

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.62-65

тетр.с.26 №2

49/17

Контрольная  работа №1(4) «Времена Древней Руси, Московского государства»

 ОК  

ок

кр

с. 62-65

тетр.с.26 №3,4

50/18

Работа над ошибками Практическая работа№1 «Изготовление модели исторических явлений»

 ПР

Практическая работа. Изготовление модели исторических явлений, событий, памятников культуры

р

пр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

тетр.с.27 №2

51/19

Пётр Великий

ОНЗ  

Преобразование России Петром Великим. Победа в войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица  Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Онз

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.66-69

тетр.с.32 №4

52 /20

Власть и народ в Российской империи

ОНЗ

 РК. Традиционные праздники северных народов.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Онз

по

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.70-73

тетр.с.34 №3,4

53/1

Как Россия у Европы «училась»

ОНЗ РК.Современ ные архитектурные памятники.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». А. С. Пушкин – создатель русского лит-го языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Онз

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.74-79

тетр.с.36 №3

54/2

«Гроза двенадцатого года»

ОНЗ

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Онз

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.80-83

тетр.с.38 №3

55/3

 Император-освободитель

Проверочная работа № 3(18) «Времена Российской империи» 

ОК

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Ок

кр

с.84-87

тетр.с.40 №3,4

56/4

 Россия в огне

 ОНЗ  

Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Онз

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.88-93

тетр.с.42

№2

57..5

«К светлому будущему»

ОНЗ.

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Онз

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.94-99

тетр.с.45 №4

58/6

«Вставай, страна огромная»

ОНЗ  РК Музей твоего города.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Онз

тр

с.100-105

тетр.с.47 №3,4

59-

60/8-9

«Через тернии к звездам»

Проверочная  работа № 4 (19) «Времена Советской России и СССР» 

ОК

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей.

Ок

кр

с.106-109

тетр.с. 49 №3,4

Тема 3:  Современная Россия ( 8 часов)

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Составлять, объяснять, извлекать, преобразовывать, обмениваться, выполнять, находить, показывать, оценивать, участвовать в обсуждении, договариваться, комментировать, описывать, рассказывать, выделять главное, сопереживать, представить.

61/9

1.Я – гражданин России

Практическая работа №2 Прослушивание гимна.

Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстан-ие гос. Символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обяз. Граждан.

Объяснять значение понятий  «государство», «демократия» (Н), Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран (Н). Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона (Н);

Практическая работа

Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран (Н). Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н).

Объяснять значение правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан (П). Объяснять символический смысл флага(цветов), герба (изображений), гимна (фраз) (П).    Предлагать объяснения изображения гербов их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации (П). Участвовать в коллективном исполнении гимна России (П). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).  

Практическая работа

Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.   

онз

пр

 

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.110-113

тетр.с.50 №3,4

выучить гимн России

62/10

 2.Власть народа

ОНЗ

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Онз

по

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.114-117

тетр.с.52 №2

63/11

3.Кто в государстве самый главный

 ОНЗ

Гос. Власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Гос. Дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы

онз

уо

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.118-121

тетр.с.54 №3,4

64/12

4.Народы России.

ОНЗ

РК. Традиционные праздники северных народов .

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Онз

тр

 

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.122-125

тетр.с.56 №4,5

65/13

5.Наш общий дом.

РК.Происхождение отдельных имён и фамилий.

 ОНЗ

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России. Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане РФ.

Онз

тр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

с.126-129

тетр.с.58 №2

66/

14

6.Контрольная работа № 2 (5)

К  

онз

уо

с.126-129

тетр.с.58 №3,4

67/15

7.Наш общий дом. Практическая работа №3  «Модель национального костюма»

ПР

Практическая работа. Изготовление модели национального костюма, кушаний народного обряда

ок

к

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Тетр.с.60-61 №3,4

68/16

8.Как нам жить?

ОНЗ

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Гос праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

 Р

пр

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru

Итого:

34

  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Особенности содержания

Книгопечатная продукция

Сборник программ Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах.

А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. Программа «Окружающий мир». Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011

Учебники

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. («Обитатели земли»).(«моё Отечество») 3 класс. Учебник. Часть 1. – 4-е изд., перераб. — М . : Баласс; Школьный дом, 2012.  Часть 2. – 4-е изд., перераб. — М . : Баласс; Школьный дом, 2013.

Проверочные и контрольные работы

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели земли») для 3-го класса. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Москва «Баласс» 2013
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Моё Отечество»для 3-го класса. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина Москва «Баласс» 2013

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.            Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели земли») для 3-го класса. Москва «Баласс» 2012
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.            Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса. Москва «Баласс» 2013

Учебные пособия

  1. Курапова И.И.Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 1–3-го классов / Под ред. А.А. Вахрушева. – Изд. 2-е, испр.  Москва «Баласс» 2013  

Дополнительная литература

  1. Растения России: школьный словарик.- М.:ВАКО, 2011
  2. Планеты. Звёзды. Растения: школьный словарик.- М.:ВАКО, 2011
  3. Праздники России: школьный словарик.- М.:ВАКО, 2011
  4. Животные России: школьный словарик.- М.:ВАКО, 2011
  5. Птицы России: школьный словарик.- М.:ВАКО, 2011
  6. Реки, моря, озёра, горы России: школьный словарик.- М.:ВАКО, 2011

Методические пособия

  1. А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова Методические рекомендации для учителяй. Окружающий мир («Обитатели земли»). 3-й класс.      М.: Баласс, 2011. «Моё Отечество» 3 класс.

В программе определены цели начального обучения окружающему миру; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение.

Учебник предназначен для учащихся3-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». С опорой на собственный опыт ребёнка учебник формирует целостное представление о мире, интерес к его познанию и создаёт базу для изучения основ наук в основной школе.

Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» являются составной частью учебно-методического комплекта для 3-го класса, содержат дидактический материал для проведения контроля за усвоением знаний и формированием навыков и умений.

Рабочая тетрадь является составной частью учебного комплекта для 3-го класса. Содержание заданий в тетради связано с материалом учебника «Окружающий мир». При составлении заданий учитывались задачи реализации личностно ориентированного образования учащихся и развития их творческого мышления.

Пособие к курсу «Окружающий мир» Образовательной системы «Школа 2100» для учащихся 1-го и 2-го классов поможет организовать практические работы и, опираясь на собственный опыт ребенка, полученный в процессе их выполнения, формировать у него целостное представление о мире, интерес к его познанию, повысить мотивацию обучения.

Методические рекомендации для учителей включают программу, тематическое планирование, описание структуры и содержания учебно-методического комплекта для 2-го класса, методов и приемов работы, а также методические разработки к проведению уроков к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») авторов А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова. Учебник «Окружающий мир» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования

Печатные пособия

Комплект наглядных пособий.

  1. А.А. Вахрушев 3-й класс. Окружающий мир. В 4-х ч.  Москва «Баласс» 2013  

Наглядные пособия предназначены для использования во 3-м классе на уроках окружающего мира по учебнику «Наша планета Земля»,   3-й класс авторов А.А.Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Электронный образовательный комплекс на (DVD-диске)

            Игры и задачи, 1–4 классы

  1. Электронное приложение

Образовательная система "Школа 2100": новые результаты и их проверка (1-4 кл.)

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия(CD)
  2. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 3 класс (DVD)

Основу образовательного комплекса (ОК) «Игры и задачи, 1–4 классы» составили красочные интерактивные задания и игровые тренажеры. Содержанием ОК охватываются основные предметные линии начального образования: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, технология и искусство.

Образовательный комплекс поможет:

  • младшим школьникам – с пользой провести время за компьютером, проверить свои силы перед контрольной работой, легко и с удовольствием наверстать упущенное в школе;
  • учителям – разнообразить уроки современным дидактическим материалом, обеспечить индивидуальный подход в обучении, а также получить надежного помощника в проведении и подведении итога тематических тренингов, олимпиад, предметных недель, открытых уроков, контрольных работ;
  • родителям – без усилий мотивировать дополнительный тренинг ребенка по основным школьным предметам на компьютере в домашних условиях.

ОК разработан с учетом возрастных особенностей младшего школьника и с соблюдением санитарных требований при работе за компьютером.

Образовательный комплекс содержит

  • более 400 интерактивных заданий и тренажеров;
  • свыше 30 анимаций;
  • 86 интерактивных игр;
  • 20 видеофрагментов;
  • 22 словарика по разным темам.

Диск поможет:

  • Обучать учеников основным ПРЕДМЕТНЫМ и МЕТАПРЕДМЕТНЫМ учебным действиям с помощью анимированных алгоритмов. Для этого  потребуются компьютер, проектор и аудиоколонки. Анимации позволяют доходчиво представить ученикам цель и порядок самых важных продуктивных действий. Просмотр алгоритмов следует сочетать с рефлексией, обсуждением. Возвращаться к алгоритмам можно по мере необходимости.
  • Проводить МЕТАПРЕДМЕТНУЮ диагностику (3–4 класс) в компьютерном классе и получать автоматические отчёты через таблицы метапредметных результатов (один-два раза в год). Начинать можно во 2-м классе, где данные задания являются повышенным уровнем, а в 3–4-м классе – необходимым уровнем для всех школьников, но достигаемым постепенно, у всех с разной скоростью. Проводить электронные предметные контрольные работы в компьютерном классе. Электронные контрольные работы аналогичны бумажным контрольным Образовательной системы «Школа 2100», а в чём-то являются их более доработанной версией. В них каждое задание увязано с конкретным проверяемым действием-умением и разбито по уровням успешности: необходимый (базовый), повышенный, максимальный (последний – необязательный, подробнее см. систему оценки в ООП, которая в том числе размещена в текстах на этом же диске).
  • Фиксировать ПРЕДМЕТНЫЕ результаты учеников в виде действий-умений в электронном журнале-блокноте учителя по предметам Русский язык, Математика, Окружающий мир, Информатика (1–2 раза в четверть после контрольной работы). Если  удастся провести её в компьютерном классе, результаты будут зафиксированы автоматически. Если же  провели эту работу, используя  тетради на бумажной основе, то  сможете проставить отметки за каждое задание в графу соответствующих умений в специальном разделе, чтобы получить автоматические отчёты по контрольной. Кроме того, можно фиксировать в этих таблицах, как в собственных записных книжках, и текущие отметки
  • Проводить электронные пересдачи бумажных предметных контрольных работ в собственном классе при наличии одного компьютера. Для этого надо посадить ученика на 5–10 минут для пересдачи нескольких заданий за учительский компьютер. Результаты будут проверены автоматически.
  • Получать и распечатывать разнообразные автоматические отчёты о ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ результатах учеников. Главное назначение этой информации – принятие решений о дальнейших действиях по развитию учеников.

Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных  Ресурсов.- Режим доступа: http://www/schoolcollection.edu.ru
  2. Презентации уроков «Начальная школа». Режим доступа: http://www/nachalka/info/about/193

  1. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: http:// www/ Festival.1september.ru
  2. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе.- Режим доступа: http://www/uroki.ru
  3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: http://www.km.ru/ed 
  4. Официальный сайт «Школа 2100».- Режим доступа: http://www/school2100.ru 

Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» (Окружающий мир: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы).- Режим доступа: www/vneuroka/ru

Технические средства обучения

  1. Интерактивная доска.
  2. Персональный компьютер.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Ксерокс.

Наглядные пособия

  1. Натуральные живые объекты – комнатные растения, животные (рыбки), содержащиеся в аквариуме.
  2. Гербарии, коллекции насекомых, чучела и скелеты представителей различных систематических групп, микропрепараты.
  3. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
  4. Изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи человеческого торса и отдельных органов.
  5. Географические и исторические карты.
  6. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной и праздничной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Итоговый тест по окружающему миру3 класс

Итоговый тест по окружающему миру проверит знания и умения уч-ся по данному предмету.  Ребята вспомнят для чего живым организмам необходим воздух, основные свойства почвы, как называются листья х...

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...