Рабочая программа по окружающему миру А. Плешаков.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Сотникова Елена Анатольевна

Нормативно- правовые документы цели,задачи,программы, тематическое распределение часов по разделам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnit_zapiska_okr.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

1.Пояснительная записка.

            1.1.Нормативно – правовые документы.

Организация образовательной деятельности в начальных классах в 2014-2015 учебном году ведётся в соответствии со следующими документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  2. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями).
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 19.12.2012 г. № 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" (с изменениями и дополнениями).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
  6. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 27.09.2012  г.  № 47-14801/12-14 «О преподавании комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  8. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  9. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 г. № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных  учреждений Краснодарского края».
  10. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 26.08.2013 г. № 5372 «О примерных учебных планах для специальных (коррекционных) классов VII вида общеобразовательных учреждений Краснодарского края».
  11. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 06.04.2010 г. № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общего образования».
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 09.06.2012 г.  № 03-470 «О разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования».
  14. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 09.04.2010 г. № 1063 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  15. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 22.07.2013 г. № 47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013-2014 учебном году».
  16. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 26.07.2013 г. № 47-10886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
  17. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 26.08.2013 г. № 5372 «О примерных учебных планах для специальных (коррекционных) классов VII вида общеобразовательных учреждений Краснодарского края».
  18. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 09.11.2011 г. № 47-17957/11-14 «О методических рекомендациях по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО».
  19. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 09.11.2011 г. № 47-17958/11-14 «О методических рекомендациях по реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях».
  20. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 25.01.2012 г. № 47-786/12-14 «О содержательных и организационных особенностях внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО».
  21. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 27.09.2012 г. № 47-14800/12-14 «Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования».

1.2.Цели  и задачи программы.

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

                                                                        1.3. Роль курса.

         Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного  поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому, данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

                                                                1.4. Обоснование выбора

       Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин.

В рамках же данного предмета, благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

                                                                2.Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

                                                        3. Описание места учебного предмета

На изучение окружающего мира в начальной школе отводится 1 ч в   неделю. Программа рассчитана на 34 ч: 1 класс — 33 ч (33учебные недели),2 класс,3 класс, 4 класс-34 часа(34 недели).

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

6.Содержание учебного курса

1.Свет знания. Как изучают окружающий мир– было 2ч – стало 1ч

2. Книга – источник знаний. Отправимся на экскурсию. - было 2ч – стало 1ч

3. О чем расскажет план. Планета на листе бумаги – было 2ч. – стало 1ч.

4. Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя, познаём мир – было 2ч – стало 1ч.

5. Транспорт. Средства информации и связи - было 2ч. – стало 1ч.

6. Мир небесных тел. Невидимое сокровище -  было 2ч. – стало 1ч.

7. Кладовые Земли. Чудо под ногами - было 2ч. – стало 1ч.

8. Мир растений. Плодородная земля и растения в народном творчестве - было 2ч. – стало 1ч.

9. Мир животных. Животные в народном творчестве - было 2ч. – стало 1ч.

10. Лес – волшебный дворец. Луг – царство цветов и насекомых - было 2ч. – стало 1ч.

11.Как сохранить богатство природы. Охрана природы в культуре народов мира - было 2ч. – стало 1ч.

12. Родной дом – уголок Отчизны. Свой дом – свой простор - было 3ч. – стало 1ч.

13. В красном углу сесть – великая честь. Побываем в гостях - было 2ч. – стало 1ч.

14. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства - было 2ч. – стало 1ч.

15. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья -  было 2ч. – стало 1ч.

16. Строение тела человека. как работает наш организм - было 2ч. – стало 1ч.

17. Что такое гигиена. Наши органы чувств - было 2ч. – стало 1ч.

18. Школа первой помощи. Здоровью цены нет - было 2ч. – стало 1ч.

19. Дом невелик, а стоять не велит. Семейный бюджет - было 2ч. – стало 1ч.

20. Мудрость старости. Путешествие к А.С.Пушкину - было 2ч. – стало 1ч.

21. Всемирное наследие. Московский Кремль - было 2ч. – стало 1ч.        

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к  мнению друг друга, духовная солидарность.

Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших  о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).

Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.

Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в  охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.

    7. Таблица тематического распределения часов:  

                                       3 класс

№ п\п

Разделы, темы

Количество часов

Элементы содержания

Виды деятельности

Авторская программа

Рабочая программа

1

Радость познания

11

5

Познание окружающего мира и ответственность человека. Особенности познания.           Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов.          Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей.                                План как источник информации об окружающем мире. Условные знаки плана, масштаб.                           Карта как источник информации об окружающем мире. Приёмы чтения карты.                           Отличительные особенности политической карты мира. Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Правила ответственного туризма. Старинные и современные средства передвижения.                        Средства связи как способы обмена информацией. Виды средств  связи. Средства массовой информации. Интернет - как способ познания мира.

Определять сферы познания: природа и культура. Выявлять особенности познания. Характеризовать способы изучения окружающего мира. Определять тип справочной и научно-познавательной  литературы. Презентовать полюбившуюся научно-популярную книгу, обобщать и раскрывать содержание. Обсуждать правила поведения на экскурсии. Оформлять впечатления от экскурсии: обобщать и раскрывать её содержание, демонстрировать свои рисунки, фотографии, материалы. Проектное задание (проект): составить фоторассказ об экскурсии, оценить и мотивировать свою оценку. Сравнивать рисунок и план местности. Различать наиболее распространённые виды планов, обсуждать их значение в нашей жизни. Сравнивать план и карту, глобус и карту мира. Изучать условные знаки карты, применять их для чтения карты мира. Узнавать материки и части света по силуэтам. Сравнивать политическую карту мира с физической картой, определять её отличительные особенности. Находить на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние страны. Находить необходимые сведения для определения  маршрута. Формулировать  правила ответственного  туризма  по отношению  к природе  и  к  местным обычаям  и  традициям. Систематизировать транспортные средства по видам. Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации.

2

Мир как дом.

19

12

Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества. Твёрдые тела жидкости и газы. Вещества.                                  Солнце, его значение для жизни на Земле. Звёзды и планеты.        Воздух-смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для жизни человека.                                                  Вода, её состояния. Свойства воды, её значение для живых организмов. Способы изображения природных стихий в разных видах народного творчества.                                 Горные породы и минералы.                               Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.                              Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.                    Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Растения родного края.          Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества.        Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни людей.            Способы изображения животных в разных видах народного творчества. Особенности питания разных животных. Цепи питания. Природное сообщество леса: взаимосвязи в лесном сообществе. Влияние человека на лесное сообщество.                                           Луг - единство живой и неживой природы. Круговорот веществ на лугу. Влияние человека на луговое сообщество.                                 Природное сообщество водоёма. Круговорот веществ  в сообществе водоёма. Влияние человека на водное сообщество.              Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Заповедники.           Отношение к природным богатствам и культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов.

Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества. Проводить опыты, фиксировать результаты опытов, формулировать вывод. Характеризовать Солнце как одно из небесных тел, раскрывать его значение для жизни на Земле. Сравнивать звёзды, планеты по различным признакам, моделировать строение Солнечной системы. Раскрывать значение воздуха для растений, животных и человека. Изучать свойства воздуха. Различать состояния воды. Исследовать свойства воды в ходе практической работы в группах. Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах. Приводить примеры полезных ископаемых своего края. Раскрывать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека. Исследовать состав почвы в ходе практической работы в группах. Устанавливать связь между составом почвы и её плодородием. Классифицировать растения, узнавать группы растений по описаниям. Сравнивать схемы дыхания и питания растений. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений. Подбирать загадки о земле и растениях в творчестве народов своего края для совместной игры. Знакомиться с группами животных, классифицировать животных. Сравнивать размножение и развитие животных разных групп. Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире животных, выражать своё отношение к нему. Классифицировать животных по особенностям питания, прослеживать по схемам цепи питания. Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе. Прослеживать по схеме в учебнике круговорот веществ в лесу. Знакомиться с  разнообразием организмов на лугу. Обнаруживать взаимосвязи в луговом сообществе. Знакомиться с разнообразием организмов пресного водоёма. Рисовать схему круговорота веществ в водном сообществе. Работая в группах, предлагать условные знаки. Высказывать аргументированные суждения о возможности своего участия в охране природных богатств. Анализировать пословицы и поговорки разных народов, отражающие отношение к природным богатствам. Преобразовывать ненужные вещи, бросовый материал в полезные и красивые предметы. Использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного творчества для создания плакатов, призывающих к охране природного мира.

3

Дом как мир.

20

10

Значения слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел, праздников.                                    Трёхчастная структура старинного дома как образа Вселенной. Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники.                                        Традиции гостеприимства, принятые в старину и в настоящее время. Семья - самое близкое окружение человека.                                             Способы составления родословного дерева. Семейные династии. Семейные традиции трудолюбия и мастерства.                                         Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах.                             Представление о родительской любви, самоотверженности, отражённые в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах и обычаях. Традиции воспитания девочки и мальчика. Значение личного имени как нравственного образа для самосовершенствования его носителя.                                           Народная игровая культура.                       Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение.                               Общее представление о жизнедеятельности организма. Гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья. Правила здорового питания.                          Общее представление о строении и работе органов чувств.              Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.                                   Правила здорового образа жизни, отражённые в пословицах и народных традициях. Триединая формула здоровья.                Народные правила и традиции управления  домашним хозяйством. Доходы и расходы семьи.           Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах, в произведениях живописи.       История рода А.С. Пушкина как пример исследования семейного родословия.

Объяснять значение слова «мир» на русском языке и находить их аналогии в языках народов своего края. Участвовать в посильных общественных делах и праздниках. Сравнивать устройство старинного и современного домов, находить общее и различное. Выявлять роль и назначение красного угла как почётного места в старинном доме, презентовать традиции гостеприимства. Сопоставлять особенности старинного жилища разных народов. Различать термины кровного родства и духовного родства. Составлять схему родственных связей в своей семье до трёх-четырёх поколений. Высказывать мотивированное суждение об идеальных качествах мужа и жены. Сравнивать и различать особенности в воспитании девочки и мальчика, в том числе в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков народов своего края. Характеризовать личностные качества человека, выбранного в качестве образца для подражания. Презентовать несколько народных игр, характеризовать заложенный в них нравственный смысл. С помощью иллюстраций учебника рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека. Рассказывать о работе опорно-двигательной и пищеварительной систем, обозначать на схеме последовательность прохождения пищи по органам пищеварительной системы. Раскрывать связь между работой различных систем органов. Работая в паре, формулировать правила выработки хорошей осанки. Классифицировать продукты по происхождению. Обсуждать опасность для здоровья быстрой еды. Знакомиться со строением органов чувств. Характеризовать работу органов чувств. Оценивать своё отношение к собственному здоровью. Сравнивать устройство медицинских термометров, учиться измерять температуру тела, фиксировать результаты измерений. Высказывать обоснованные суждения о том, как избежать обмораживания зимой и перегревания летом. Высказывать мотивированное суждение о приоритете здоровья духовного и душевного. Приводить примеры нарушения или выполнения правил застольного этикета. Характеризовать составные части семейных доходов и расходов. Определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности. Высказывать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира. Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери. Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты.

4

В поисках всемирного наследия.

8

7

Понятие «Всемирное наследие». История создания Списка Всемирного наследия.              Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия.                                                 Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египетские пирамиды как объект Всемирного культурного наследия.                                   Природные и культурные достопримечательности Греции, её столица. Афинский Акрополь как объект всемирного культурного наследия.                                   Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Природные и культурные достопримечательности  Китая, его столица. Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия.                                     Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества.

Показывать на карте местоположение Египта, Греции и Афин, Иерусалима в Израиле, Китая и Пекина. Узнавать на фотографии облик их достопримечательностей и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся. Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Рассказывать об одном-двух объектах Всемирного наследия, оформлять наглядный материал для презентации рассказа. Обобщать полученные знания о многих достойных людях- художниках, писателях, учёных, исторических деятелях. Составлять свой список всемирных духовных сокровищ. Сравнивать пословицы разных народов России и мира о человеческих достоинствах и соответствующие фрагменты из текстов Священных книг.

5

Резерв учебного времени

10

0

Итого

68

34

              8.Материально – техническое обеспечение

  1. Окружающий мир. Рабочие программы. 1- 4 классы. – М.: Просвещение (А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая)
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 кл. В 2ч. Изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011.
  3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл. В 2ч. Изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011.
  4. Новицкая М.Ю. и др. Методическое пособие. Уроки по окружающему миру: 3 класс. Изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2009.
  5. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  – М.: Просвещение, 2009.
  6. Таблицы природоведческого, обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
  7. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

СОГЛАСОВАНО                                                                                  СОГЛАСОВАНО

протокол заседания МО учителей                                                       заместитель директора по УВР

нач. кл. от _28.08.2014 г. № __1__                                                         ____________ /Евдокимова Н.В/

руководитель МО _______ / Зуева Е.С./                                            дата  28.08.2914 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (автор А.А. Плешаков)

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента г...

Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по  окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру Плешаков А.А. 1 кл ФГОС Школа России

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса Плешаков А.А, стандарты второго поколения. Программа содержит пояснительную записку и КТП, в котором отражена характеристика деятельности уч-ся и УУД...

Рабочая программа по окружающему миру (А.Плешаков) ФГОС 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру (Человек. Природа. Общество) включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование для 3 (специального) коррекционного  класса 7 вида ...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру А. Плешаков 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру А. Плешаков 1 класс...