Технологическая карта урока по окружающему миру "Средние века"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Горшкова Римма Ранисовна

Урок окружающего мира в 4 классе "Средние века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rytsari_tekh.karta_.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

  1. Ф.И.О. учителя: Горшкова Римма Ранисовна
  2. Класс: 4, Программа: «Школа России», Предмет: Окружающий мир, Авторы учебника: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова

Тема урока:

Тип урока:

«Средние века: время рыцарей и замков»

Изучение нового материала

Основное содержание темы:

Термины и понятия:

Знакомство с эпохой Средневековья.

Цель урока:

Формирование представления о Средневековье как исторической эпохе.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за российский народ и историю России
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
  • готовность слушать собеседника и вести диалог
  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости
  • сформированность уважительного отношения к России
  • освоение доступных способов изучения природы и общества

Организация образовательного пространства

Ресурсы:

-Интерактивный материал

-Информационный материал

Мультимедийная презентация;

Ларец с предметами; бланки для работы учащихся (раздаточный материал); опорные слова (город, рыцарь, замок, изобретения и открытия)

Формы работы:

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Технология изучения темы

Название этапа

Содержание деятельности

Планируемые результаты:

-личностные

-метапредметные

-предметные

  1. Самоопределение деятельности

Организация учащихся

- Прозвенел звонок, и мы настраиваемся на урок. Сегодня нам с вами предстоит выполнить интересную работу и узнать много нового.

Давайте начнем нашу работу с представления своего имени. Произнесите имя с тем чувством, с тем настроением, которое вы испытываете в данный момент. Пожалуйста, хором, одновременно.

•        готовность слушать собеседника и вести диалог

Актуализация учащихся

-Мы с вами начли изучать раздел истории

-Какие открытия сделали на прошлых уроках?

-Посмотрите на ленту времени. Все ли в порядке? (Нет эпохи стоят не правильно.)

-Восстановите последовательность правильно!

-Какие эпохи мы с вами изучили?

- А какая тема сегодняшнего урока? (Средние века)

•        готовность слушать собеседника и вести диалог

Формулирование учебной задачи

«Корзина идей»

           -Что что вам известно о средних веках?

- Действительно, тема нашего урока: «Средние века: время рыцарей и замков».

- Какие вопросы возникают, глядя на тему. ( Сколько по времени продолжалась данная эпоха? Как жили рыцари? Чем они занимались?

         Какой вклад внесла данная эпоха в историю человечества?)

•        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

  1. Учебно-познавательная деятельность

Восприятие учебного материала

- Путешествуя по средневековью мы с вами будем использовать маршрутный лист. В первый столбик вы будете записывать опорное слово, а после изучения материала, вы поставите себе отметку на какую вы оцените свою работу.

Опорное слово

Отметка

- Давайте вспомним, где жили древние люди? (В пещерах, хижинах).

- Постепенно их количество увеличивалось, образовывались деревни, поселения, которые разрастались, и в итоге появляются города.  Центром была главная рыночная площадь, или рынок. Здесь не только торговали, но и оглашались указы короля, разбирались судебные споры.  Некоторые современные города, например, Берлин, Копенгаген, Амстердам возникли в Средние века. Кстати, к средневековым городам относится и столица нашего государства Москва. В европейских городах и сейчас сохранились кварталы, построенные в Средние века.

-А теперь представьте: по средневековому городу, по узеньким улочкам мчится всадник, закованный в латы, с копьем в руке.

- Кто это может быть? (опорное слово РЫЦАРЬ).

А кто же это такие?

Прочитайте текст (Приложение 1) который находится у вас на столах.  Читать будете с пометками: ! – новое, интересное; ? – возник вопрос; + - знал.

- Что в тексте вы пометили знаком «+», что было известно? Что из текста вы узнали нового? Что было непонятно?

- А теперь проверим, как вы запомнили, во что был облачен рыцарь и как он был вооружен. Подпишите на рисунке (Приложение 2), как называлось боевое облачение и вооружение рыцаря.

Взаимопроверка и оценивание. 

“Оружие рыцаря”. Представим себя рыцарями.

  • Стреляем из лука.
  • Метаем копье (правой и левой рукой).
  • Сражаемся мечом.
  • Защищаемся щитом.

•        Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за российский народ и историю России

•        готовность слушать собеседника и вести диалог

•        Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости

•        Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов

•        готовность слушать собеседника и вести диалог

Внедрение знаний в практику

- Во все времена люди старались осмыслить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди невольно очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам, люди устанавливали правила жизни. Так появились традиции, обряды, ритуалы.  С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги. Это было связано с изменением жизни людей. Все шире стали распространяться 3 основные религии. Посовещаетесь в парах и вспомните какие основане религии существуют.

                                  3 основные религии.

 

      Христивнство           ислам       Буддизм                                  

Все эти религии берут свое начало именно в средние века.

- А мы с вами возвращаемся к рыцарям Средневековья. Как вы думаете, где жили рыцари? (В замках)

- Во время Средневековья было построено множество замков (опорное слово ЗАМОК). Замки строили по определенным правилам. А по каким вы должны сказать сами. Прочитаете стихотворение, оно вам поможет ответить на это вопрос.

На холме или на круче

Замок строился могучий;

Рвом с водою обнесён,

Стенами он защищен,

Врагов в него не пропускали,

Мост подъёмный поднимали.

Какие же правила строительства замков? Для чего? Оцените себя правильно ли вы ответили на этот вопрос.

- Многие рыцарские замки сохранились до наших дней. Сейчас они являются памятниками архитектуры, в некоторых находятся музеи. И в одном из таких средневековых замках у нас побывала Катя. Она нам немного о нем расскажет.

3. Эпоха Средневековья – это не только эпоха рыцарей, это ещё эпоха изобретений и открытий  (опорное слово ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ).

Я принесла ларец с секретом,

В нём вещи, что привычны нам.

Но мало знает кто, что это

К Средним относится векам.

•        Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за российский народ и историю России

•        освоение доступных способов изучения природы и общества

•        Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов

•        Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости

•        сформированность уважительного отношения к России

  1. Диагностика качества освоения темы

Самостоятельная работа

Работа в парах.

- Прежде чем я открою ларец, вам самим предстоит побывать археологами – исследователями.  Объединитесь в пары и с помощью кроссворда назовите предметы, которые лежат в ларце.

Проверка выполнения задания. Учитель достаёт из ларца предметы: механические часы, очки, пуговицы, вилка, мыло.

- Одно из великих изобретений Средневековья – книгопечатание. (Достается из ларца книга).

- Подробнее об этом изобретении узнаете, прочитав дома страницы в учебнике. Кто желает, может подготовить дополнительный материал о возникновении книгопечатания. Оцените себя.

•        Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за российский народ и историю России

•        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Творческая работа

  1. Рефлексивная деятельность

Самоанализ

-Что было центром города?

-Во что был облачен рыцарь?

-Назовите основные религии средних веков?

-Где жили рыцари?

•        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Самооценка

- Вот и подошел к концу наш урок. На доске слова, которые являются понятиями, вмещающими в себя целую эпоху. Эпоху Средневековья! Эпоху открытий!

- Какие же открытия на нашем уроке вы сделали для себя? Смогли ли мы ответить на вопросы, которые задали в начале урока. Правильно ли мы с вами положили в корзину идей?

- А теперь оцените свою работу на уроке. Поставьте себе отметку, которую вы заработали на уроке и прокомментируйте ее.

•        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

•        готовность слушать собеседника и вести диалог

Домашняя работа: Дома вам надо будет найти материал о возникновении книгопечатание или рассказать о каком-нибудь замке или знаменитом рыцаре Средневековья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс на тему:"Какие животные обитают на Земле". Программа Начальная школа 21 века.

Данный урок предназначен для обучающихся 2 класса.  Обучающиеся познакомятся с названиями групп животного мира: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся. К уроку прелагается учеб...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Введение. Этот удивительный мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь (с.4). Тема: "Введение. Этот удивительный мир". Цель: создать условия для формирования представлен...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия и её соседи. Япония" 4 класс "Начальная школа 21 века"

В основе урока окружающего мира по теме "Россия и её соседи. Япония" для 4 класса лежит функциональное чтение. Ребята читают "с пометами", соотносят высказывания с текстом о ...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Начальная школа 21 века"

  Этот урок соответствует требованиям ФГОС.Тема урока: Лес и его обитатели.Цель: Знакомство с лесом и его природным сообществом.....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Какое бывает настроение?" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка; формирование умения обращать внимание на эмоциональное состояние человека и его изме...