Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Людмила Владимировна Савосько

Рабочая прграмма по русскому языку 2 класс ОС Школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_2_kl.docx63.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин.

Программа «Окружающий мир», 2 класс, с.238. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для началь ной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С

Окружающий   мир.  2  класс.   («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом,  2010. - 144с., ил. (Образовательная система  «Школа 2100» )

Общая характеристика предмета

   Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечиваю щих возможность продолжения образования в основной школе; вос питание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сфе рах личностного развития - эмоциональной, познавательной, само регуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

   Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу пред метов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на баз-умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математи ки, приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ зна ний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспита ния играет не меньшую, если не большую роль по сравнению : остальными предметами.

   Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и соци альных наук.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оце ночного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

   Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Цель курса 

 осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

   Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир»  создаёт фундамент значительной части предметов основной школы:  физики,  химии,  биологии,  географии,  обществознания истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, напри мер, экологического образования и воспитания.

   

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс  (2 часа в неделю, 68 часов в год).

Содержание учебного предмета

«Наша планета Земля» (68 ч)

Авторы: Вахрушев АА„ Раутиан А.С.

   

   Введение (4 ч) Общие слова - понятия. Живая и неживая приро да. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость. Лёд - твёрдое тело. Смена состояний веществ.

   

   Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход Солнца, запад - направление на закат Солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны (Изготовление солнечных часов.)

   Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, круго светные путешествия, (лунное затмение, полёт в космос.)

   Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная, или космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна — спутник Земли. (Солнечное затмение. Цвет воздуха.)

   Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. (Невесомость.)

   Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. (Практическая работа с глобусом.)

   Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца -причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу тс своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). (Земля сохраняет тепло солнечных лучей.)

   Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их располо жение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето».

   Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с тер мометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хоро шей и плохой погоды.

   Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

Материк - большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктида - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

   Формы земной поверхности (7 ч) Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточ ные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро.

   Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образо вались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает.(Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли.)

   Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омываю щие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира И ИХ местонахождение на карте. (Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.)

   Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

   Земля — наш общий дом (11ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организ мы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кор мильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви -«мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества рас тениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность.(Круговорот веществ.)

   Природные зоны - территории суши со сходными природными усло виями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.

   Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитате ли. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий лет ний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и раститель ный мир. Расположение тундры на земном шаре. (Красная книга.)

   Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. (Как леса сменяют друг друга.)

   Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и рас тительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

   (Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркогс пояса - саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.)

   Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения И животные. Природные катастрофы в горах.

   Приспособление людей к жизни в различных природных услови ях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

   Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

   Части света (10ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания. Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских ска зок из европейских стран.

Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.

(Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.

Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промыш ленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легко го дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кром ки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.)

   Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богат ство нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.

   Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современ ного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

   Повторение пройденного материала -4 ч.

   Часы по усмотрению учителя -5 ч.

Тематическое планирование

Тема раздела

Проверочная работа

Контрольная работа

Практическая работа

  1. Наша планета

№1, №2,№3,№4,№5,№6,№7,№8

№1, №2, №3

№1 Работа с компасом.

  1. Земля – наш общий дом

№9, №10,№11, №12, №13

№4, №5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

-  Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуа циях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценно стей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловече ских нравственных ценностей).

-  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех про стые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

   Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение опреде лять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универ сальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике спе циально предусмотрен ряд уроков).

- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

-  Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

   Средством формирования этих действий служит технология про блемного диалога на этапе изучения нового материала.

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

   Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

-  Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энцикло педиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная « энциклопедия внутри учебника »).                                                          

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

   Средством формирования этих действий служат учебный материал задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в уст ной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).                                                                                              

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

   Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира

2 класс

№ п/п

Тема раздела примерной программы (стандарты второго поколения)

Тема урока

Элементы содержания. Элементы дополнительного содержания

Практическая часть программы.

Вид контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

Характеристика деятельности учащихся. УУД

1

Подготовка к путешествию Природные объекты и предметы, созданные человеком. Живая и неживая природа

(открытие новых знаний)

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком

текущий контроль

Оценивать жизненные

ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых

норм и ценностей, которые можно оценить как хорошие  или плохие

Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н – на необходимом уровне).

Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).

Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства, различать объекты живой или неживой природы (Н)

             «Наша планета» – 34 часа  

2

Общие слова – понятия.  Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. (открытие новых знаний)

Разнообразие веществ в окружающем мире. Вещество - то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ

текущий контроль

Определять цель деятельности  на уроке с помощью учителя и самостоятельно

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Знать элементарные сведения о трёх состояниях веществ

Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).

Сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства (П – на программном уровне).

Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы (П).

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П).

Приводить примеры явлений природы (Н).

Приводить примеры веществ, описывать их (Н).

Называть особенности различных состояний веществ (П)

3

Разнообразие веществ в окружающем мире. Из чего состоят все предметы (открытие новых знаний)

Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Земля – твёрдое тело. Смена состояний веществ

фронтальный опрос

Практическая работа с веществами, жидкостями, газами

4

Природные часы, календарь, компас (комплексное применение новых знаний)

Основные стороны

света, работа с компасом. Горизонт – воображаемая линия.

Расширение горизонта. Важнейшие природные объекты своей страны, района

Практическая работа с компасом

текущий контроль

Определять

успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Уметь пользоваться  компасом. Определять по нему стороны света

Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н).

Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н).

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П)

5

Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли.. Земля – шар. Доказательства шарообразной формы Земли
(открытие новых знаний)

Земля - планета; общее представление о форме и размерах Земли. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос. Всемирное тяготение

текущий контроль

Знать:

- что Земля имеет форму шара, что горизонт -воображаемая линия. Основные стороны горизонта, элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планеты, звезды);

закон всемирного тяготения

6

Глобус – модель Земли
Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели

 (комплексное применение новых знаний)

Основные стороны горизонта. Работа с

компасом. Расширение горизонта.

Линия горизонта.

Глобус - модель Земли

тематический контроль

Уметь использовать

законы и правила

для осмысления своего опыта, пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы

7

Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды, созвездия. Планеты Солнечной системы. Земля в космосе (открытие новых знаний)

Планеты и звезды -  небесные тела. Звезды - самостоятельные небесные тела. Солнце - звезда, Земля - небесное тело. Планеты Солнечной системы. Движение планет вокруг Солнца. Затмение. Созвездия. Планеты Солнечной системы, их движение по орбитам вокруг солнца. Цвет воздуха

текущий контроль

тест

Знать:
 понятия воображаемая ось, земная ось; 
значение вращения
Земли вокруг своей
воображаемой оси

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П)

8

Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь.

 (открытие новых знаний)

Невесомость. Объяснение причины движения планет вокруг Солнца

текущий контроль

Знать
 закон всемирного
тяготения и его проявления

Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П)

9

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи
(открытие новых знаний)

Вращение Земли как причина смены дня и ночи

текущий контроль

фронтальный опрос

Уметь  различать утро,  день, вечер, ночь;

Пользоваться

часами

Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н).

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н).

Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на модели (П)

10

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года (открытие новых знаний)

Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота Солнца над горизонтом. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений

текущий контроль

Уметь различать времена года по основным признакам;
пользоваться календарем;
показывать линию
горизонта.

11

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года (комплексное применение новых знаний)

12

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположения на Земле Где на Земле теплее (открытие новых знаний)

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположения на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето»

текущий контроль

Знать:
 значение вращения
Земли вокруг своей
воображаемой оси

13, 14

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Погода и климат (комплексное применение новых знаний)

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей

текущий контроль

Практическая работа с термометром

Уметь:
определять температуру воздуха и воды с помощью термометров

Самостоятельно наблюдать природу и описывать её состояния (Н).

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н).

Сравнивать погоду и климат (П).

Характеризовать круговорот воды в природе (Н)

15

Контрольная работа по теме «Земля и Солнце»

(контроль)

Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий

тематический контроль

тест

Определять успешность выполнения своего задания при проведении тестирования

Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н)

16, 17

План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки   (открытие новых знаний)

Географическая карта и план. Изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Карта полушарий. Условные обозначения на карте и глобусе. Практическая работа с картой

Практическая работа «План класса»

текущий контроль

Знать

уловные обозначения на плане и карте.

Отличия плана от карты

Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н).

Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П).

Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н).

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П).

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П)

18, 19

Глобус и карта. Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к глобусу и карте (комплексное применение новых знаний)

Условные обозначения на карте и глобусе.

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Знакомство с географической номенклатурой физической карты полушарий и глобуса, карты России

текущий контроль

Практическая работа с картой

Знать:

что глобус - модель Земли;

условные  обозначения на карте и глобусе;

характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов

20, 21

Что изображают на карте (комплексное применение новых знаний)

Определение на карте и глобусе  суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов

текущий контроль

Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды,

высоты и глубины,

форм земной поверхности, условных

обозначений)

22, 23

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе (открытие новых знаний)

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Климат

текущий контроль

Уметь:

- показывать на карте части света, материки и океаны;

- находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света.

Уметь применять полученные знания

24, 25

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Реки и озёра  (открытие новых знаний)

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений)

текущий контроль

Знать: 
условные обозначения

рек на карте и
глобусе;
характерные особенности  рек.
Уметь:
 находить и показывать на карте  реки, их исток и устье

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н).

Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

Определять направления течения рек по карте и глобусу (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные знания (П)

26

Равнины. Равнины и низменности. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор (открытие новых знаний)

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений)

текущий контроль

Уметь:

- показывать на карте части света, материки и океаны;

- находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света

27

Важнейшие равнины, горы и вершины и их  местонахождение на карте (комплексное применение новых знаний)

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений)

текущий контроль

взаимоконтроль

Практическая работа с картой

Уметь:

- показывать на карте части света, материки и океаны;

- находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света

28, 29

Горные породы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (открытие новых знаний; комплексное применение новых знаний)

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера)

текущий контроль

Практическая работа с картой

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны»

Знать: 

- полезные ископаемые, - их значение в хозяйстве человека, -бережное отношение людей к полезным ископаемым,

- полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера)

30

Полуострова и острова
(открытие новых знаний)

Особенности островов и полуостровов; нахождение их на карте

текущий контроль

Знать:
условные обозначения

 островов на карте и глобусе;
характерные особенности  островов и полуостровов

31

Полуострова и острова.
Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте
 (комплексное применение новых знаний)

Особенности островов и полуостровов; нахождение их на карте

фронтальный опрос

Практическая работа с картой

Уметь: 
 находить и показывать на карте  острова и полуострова

32

Моря. Свойства морей. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте (открытие новых знаний)

Особенности моря.
Нахождение на карте

текущий контроль

Практическая работа с картой

Знать:
условные обозначения

морей, островов на

карте и глобусе;
характерные особенности  морей.

Уметь: 
 находить и показывать на карте  моря, острова

33

Обитатели морей  (комплексное применение новых знаний)

Особенности моря.
Нахождение на карте. Обитатели морей, их особенности

фронтальный опрос

Знать:
условные обозначения

морей на  карте и глобусе;
характерные особенности  морей, обитателей морей, их особенности

34

Контрольная работа по теме «Что изображают на глобусе и карте» (контроль)

Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий

тематический контроль

Уметь:

- показывать на карте части света, материки и океаны;

- находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света

Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н)

             «Земля – наш общий дом» – 34 часа

35

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе. Экологические системы (открытие новых знаний)

Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Иметь представление о законах экосистемы.  Природные сообщества родного края

текущий контроль

Знать

 понятие экосистемы

Характеризовать экосистемы (на одном-двух примерах) (П)

36

Экологические системы Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края  (комплексное применение новых знаний)

Иметь представление о законах экосистемы.

Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору

текущий контроль

Уметь: 
распознавать
ландшафты основных природных зон.
Перечислять порядок их расположения.
Знать: особенности каждой природной зоны

37

Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями.

Природная зональность (открытие новых знаний)

Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы)

текущий контроль

Знать основные
природные зоны.
Уметь показывать на карте смену природных
зон на поверхности
земли

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных  природных зон (Н).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и

дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).

сведения (П).

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н)

38

Природные зоны холодного пояса (открытие новых знаний)

Особенности зон  холодного пояса.

Территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору

текущий контроль

Уметь:
распознавать
ландшафты холодного пояса.
Знать особенности    климата, взаимную приспособленность живых организмов - членов экосистемы

39, 40

Леса умеренного пояса (комплексное применение новых знаний)

Особенности зоны
лесов (тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса).

Животные, их разнообразие. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений

текущий контроль

 Уметь: 
распознавать
ландшафты зон умеренного пояса,

показывать их на карте

41, 42

Засушливые зоны умеренного пояса
(комплексное применение новых знаний)

Особенности климата.

Животный мир.
Последствия нарушения экосистемы

текущий контроль

Уметь: 
распознавать
ландшафты
зоны умеренного пояса. Показывать их на карте.
Объяснять особенности зоны

43

Природные зоны жаркого пояса (комплексное применение новых знаний)

Общее представление о многообразии  животного  мира. Особенности климата

текущий контроль

Распознавать
ландшафты основных природных зон.
Объяснять особенности каждой зоны

44

Природные зоны жаркого пояса (рефлексия)

Особенности климата, животного мира.

Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь

текущий контроль

Уметь
показывать по карте природные зоны;

распознавать
ландшафты основных природных зон,
перечислять порядок их расположения

45

Горные экосистемы
(открытие новых знаний)

Особенности климата, животного мира.

Как образовались горы. Выветривание. Горы и вулканы

текущий контроль

Уметь
показывать по карте природные зоны;

распознавать
ландшафты основных природных зон,
перечислять порядок их расположения

Находить на карте изученные природные зоны (П)

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и

дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н)

46

Жизнь в горах. Горные растения и животные (комплексное применение новых знаний)

Особенности условий жизни и труда людей в горах

текущий контроль

Уметь
показывать по карте природные зоны;

распознавать
ландшафты основных природных зон,
перечислять порядок их расположения

47

Природные катастрофы в горах (комплексное применение новых знаний)

Признаки

землетрясений. Способы  спасения, сигналы  бедствия. Наводнения, ураганы, лавины, оползни и др.

текущий контроль

Знать признаки

землетрясений, способы  спасения, сигналы  бедствия

48

Контрольная работа по теме «Многообразие Земли» (контроль)

Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий

тематический контроль

Уметь:

- показывать на карте природные зоны;

- называть представителей экосистем

Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н)

49

Люди, города и страны
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы

 (открытие новых знаний)

Человек — член общества. Влияние  деятельности человека на природу

текущий контроль

Иметь представление о человечестве

Знать и уметь показывать на карте

крупнейшие страны

и города

Обсуждать особенности двух-трёх стран мира (Н).

Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).

Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П)

50

Люди, города и страны
Города – место жительства множества людей. Страны и населяющие их народы
 (комплексное применение новых знаний)

Человек — член общества. Влияние  деятельности человека на природу

фронтальный опрос

Знать и уметь показывать на карте

крупнейшие страны

и города

51, 52

Путешествие Тучки
по Европе
Страны и города Европы
 (открытие новых знаний; комплексное применение новых знаний)

Общее представление о многообразии стран, народов на земле. Москва - столица

России.

Города России  (2 - 3)

расположение их на карте.

Родной край - моя родина. Родной город (село, регион),

название, достопримечательности

текущий контроль

Уметь показывать

на карте части света, основные географические объекты на

физической карте в разных частях света

53

Путешествие второй Тучки
по Европе
Окружающие нас предметы и их родина.
 (рефлексия)

Страны и  население Европы. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда

текущий контроль

Практическая работа с глобусом и картой

Уметь находить и

показывать на политической карте основные страны и города, части света

54, 55

56

Азия. Поиски Северного морского пути в Индию
(комплексное применение новых знаний)

Путешествие в дальние страны. Африка
(открытие новых знаний)

Природа и страны

Азии;

 населяющие их народы;

 достижения и достопримечательности;

работа с разными видами карт

текущий контроль

Практическая работа с глобусом и картой

Знать особенности

географического

расположения Азии.

Уметь показывать на карте;

приводить примеры животных, обитающих в Азии

57

Путешествие в дальние страны. Африка
(комплексное применение новых знаний)

Природа и страны

Африки   и  населяющие их народы

текущий контроль

Практическая работа с глобусом и картой

Уметь показывать на карте;

приводить примеры животных, обитающих в Африке.

Познакомиться с особенностями быта народов, населяющих Африку

Обсуждать особенности двух-трёх стран мира (Н).

Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).

Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П)

58

Америка. Кто открыл  Аме-рику? 

(открытие новых знаний)

Открытие Америки. Природа и страны Америки   и  населяющие их народы

текущий контроль

Практическая работа с глобусом и картой

Уметь показывать на карте;

приводить примеры животных, обитающих в Америке.

Познакомиться с особенностями быта народов, населяющих Америку

59

Америка. Кто открыл Америку?

(комплексное применение новых знаний)

Природа и страны Америки   и  населяющие их народы

текущий контроль

Практическая работа с глобусом и картой

60

Австралия
(открытие новых знаний)

Особенности

природных условий

континента, население, растительный и животный мир

текущий контроль

Практическая работа с глобусом и картой

Знать природу Австралии, животный и растительный мир.

Уметь узнавать животных по рисункам

61

Антарктида
(рефлексия)

Особенности

 природных условий

континента, население, растительный и животный мир

текущий контроль

Практическая работа с глобусом и картой

Знать природу Антарктиды, животный и

растительный мир.

Уметь узнавать животных по рисункам

62, 63


Россия – самая большая страна в мире. Россия – наша Родина. Природа нашей страны
 (открытие новых знаний)

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Государственная символика России. Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Москва – столица России

текущий контроль

фронтальный опрос

Практическая работа с глобусом и картой

Знать русских путешественников.

Уметь использовать

карту для получения

новой информации

Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, её государственную границу (Н).

Находить на карте России родной регион (Н)

64

Наша маленькая планета Земля
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы
 (открытие новых знаний)

Рост воздействия человека на природу: накопление мусора, изменение  климата

текущий контроль

Знать о возрастающем разрушении

нашей планеты человеком и о способах ее спасения.

Беречь богатства природы  в

повседневной жизни

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н).

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н)

Находить на карте России родной регион (Н)

65

Родной край – частица Родины. Родной город, край: название,  достопримечательности, природа
(комплексное применение новых знаний)

Родной регион (область, край, республика) и его местонахождение на карте. Название центра региона. Народы, населяющие регион (по выбору). Некоторые обычаи и характерные особенности быта народов (2—3 примера).

Некоторые яркие и важные события региона

текущий контроль

фронтальный опрос

Практическая работа с картой

Знать название центра региона, народы, населяющие регион (по выбору), некоторые обычаи и характерные особенности быта народов, семейные традиции

66

Контрольная работа по теме «Наша маленькая планета Земля» (контроль)

Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий

тематический контроль

Знать влияние современного человека на природу, правила  сохранения природы и её защиты

Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н)

67

Учимся решать жизненные задачи. Необходимость охраны и бережного отношения к природе
(решение познавательных задач)

Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий.

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира

текущий контроль

фронтальный опрос

Беречь богатства природы в

повседневной жизни.

Уметь вести себя на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года.

Знать правила  противопожарной безопасности

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н).

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н)

68

Природа
и мы
(экскурсия)

Формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона

текущий контроль

Знать формы земной поверхности и водоемы своей местности, уметь их характеризовать

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н).

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"

Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс

Данная  программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс

Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100"  Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...