Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Арянова Мария Александровна

Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся  улучшить качество жизни с точки зрения здоровья. На данном занятии рассматривается только 4 составляющие здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok.zip2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя начальных классов ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка

Аряновой Марии Александровны.

Кейс-метод –эффективный метод повышения качества образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

В течение многих столетий главной  целью  образования  считалось сообщение  фактических знаний, используя которые можно было бы спокойно прожить всю жизнь. На современном этапе обучения  этот принцип  передачи знаний  уже неэффективен.  Главным, чему следует учить, становится умение  осваивать  и  использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком  проблем.

 «Знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт собственного мышления», - писал Сократ.

Для достижения  новых результатов образования  необходимо  использовать  новые эффективные методы,  один из них - это  кейс - метод.

        Кейс-метод, или метод конкретных ситуаций, – это метод активного проблемного, эвристического обучения.  Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в  Гарвардской школе бизнеса в 1908 году. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько  решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность  - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию  и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.

В ходе  её решения ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся  неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.

В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные позиции; обучающие, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Гарвардская  школа по разработке и преподаванию кейс-методов выделяет 4 типа подходов организации образовательной деятельности в  режиме данного метода. Они зависят от целей обучения, от уровня мотивированности и уровня знаний учеников, от умений учеников и преподавателя работать в режиме кейс-метода, от того, какие средства деятельности необходимо применять, от уровня помощи преподавателя обучающимся.

Типы кейсов (Гарвардская школа)

Создание проблемной ситуации

Подготовка

кейса

Содержание кейса

Выбор создание итогового решения

Обучающий кейс (Case-stated method).

Stated- установленный, зафиксированный

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме

Обучающимся предлагается высказать свои мнения. И итоге  педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся.

Аналитический кейс (Case-incident method).

Incident- присущий, свойственный, связанный

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения  и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса

Эвристический кейс (Case-problem method).

Problem- проблема, проблемная ситуация

Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель)

Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости

Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.

Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией

Исследовательский кейс (Case-study method).

Study- исследование

Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)

Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют

Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся предлагают собственное решение.  Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

Организация работы над кейсом:

1.Преподаватель подбирает, готовит  учебную задачу, отражающую практическую ситуацию.

2.Преподаватель готовит кейс объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц.

3.Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника, лекционного курса и другие самые различные источники информации, анализируют материал.

4.После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и  выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. Преподаватель выступает в роли ведущего,  фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.

5.Преподаватель совместно с обучающими подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

Кейсы можно представить  в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Но надо учитывать, что большие по объему кейсы могут  вызвать у обучающихся некоторые затруднения, особенно при работе впервые.  

Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

Но чем сложнее  деятельность по работе с кейсами, тем больше учебного времени требуется для ее реализации,  возникает риск нехватки учебного времени   в режиме классно-урочной  деятельности. Так, для работы в режиме обучающего кейса достаточно одного учебного часа. Аналитический кейс потребует уже не менее двух учебных часов. Эвристический кейс не менее трех учебных часов. Исследовательский – не менее 4-х часов.  Достаточно много времени уйдёт и на подготовку кейса, поэтому его использование,  будет ограничено 4-6 уроками в месяц.

 Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать чётко поставленной цели создания;
  • иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;
  • быть актуальным на сегодняшний день;
  • быть ориентированным на коллективную выработку решений;
  • иметь несколько решений для организации дискуссии.

При  работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые  формы поведения. Главное  для учителя в этой ситуации - не навязывать свою точку зрения, дать учащимся возможность аргументировано высказать свои предположения и самим  найти пути решения проблемы.   Но для этого ученики должны быть готовы к такой работе, иначе существует риск поверхностного обсуждения темы и формального ведения дискуссии.

Чего же ждать современному учителю, ученику, родителю? В своей педагогической практике применяя ролевые игры, уроки – диспуты, викторины  вижу,  что у детей падает интерес к художественной литературе, к родному  языку, не умеют общаться со сверстниками  вживую, не умеют  анализировать жизненные ситуации, не учатся жить! Преимущество кейс- метода я вижу в том , что он отвечает всем современным требованиям, формирует у ученика подход ко всем жизненным ситуациям, позволяет иметь и отстаивать  собственную позицию, отыскать нужную информацию.  Применение данной технологии в начальной школе формирует  у детей высокую мотивацию к учебе, умение работать с текстом, овладение практическими навыками.

Кейс-метод - эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру в 1 классе Жизнь птиц зимой"

Подробный конспект урока во 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

План-конспект урока по ОБЖ на тему: «Здоровые зубы - здоровый организм»

Цель:   1.Научить детей правильно ухаживать за полостью рта.   2.Познакомить с видами зубов и построением  зубов.   3.Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. ...

Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровье сберегающих технологий.

Здоровье человека - это актуальная тема на все времена. Правильное отношение к здоровью надо начинать с раннего детства....

Конспект урока по окружающему миру "Весенние изменения в жизни животных" ( 3 класс УМК "Гармония")

Конспект урока по окружающему миру: Весенние изменения в жизни животных. Обобщение. (Урок – конференция.)...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.

Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся  улучшить качество жизни с точки зрения ...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Жизнь леса"

У  учащихся будут сформированы представления учащихся о лесе как при­родном сообществе ,  с разнообразием лесных обита­телей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, роль...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса тема: здоровый образ жизни

Предмет: окружающий мирКласс: 3Тема: Здоровый образ жизниЦель: сформировать у учащихся знания о правилах сохранения и укрепления здоровья.Задачи:Образовательные:- знание правил гигиены и осн...