Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (21 век)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Середа Ольга Ивановна

Данный предмет интегрируется с учебным курсом по краеведению "Мы -  дети природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx69.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

________________________________________________________________________________________________

«Рассмотрена»                                                «Согласована»                                        «Утверждена»

протокол №__ от 30.08.2014 г.                                Протокол  №__ от 30.08.14                                Приказ МБОУ «СОШ №8»

заседания предметного                                         Методического совета                                от 30.08.2014 №_587-0

методического объединения                                от 31.08.2012 №1                                

учителей начальных классов,                                Председатель МС                                

Руководитель МО                                                Кузнецова В.А.                                                                        

Костерина И.Н.____________                                ______________                                                

Рабочая программа учителя Середа Ольги Ивановны

________________________________________________________________________________________________

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 Д

Учебный год: 2014-2015

г. Ханты-Мансийск,

2014г.

Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

УМК «Начальная школа 21 века»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество часов на первое полугодие: 32 часов;

на второе полугодие: 36 часов;

всего: 68 часов;

в неделю: 2 часа;

рабочие недели: 34.

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для обучающихся 3-го класса составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения.

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. В авторскую программу изменения не внесены.

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и  разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
  • с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 240 с.);
  • базисному учебному плану МБОУ «СОШ №8»;
  • с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.

Программа адресована муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №8» и обучающимся 3-го класса.

Данный предмет интегрируется с учебным курсом по краеведению «Мы – дети природы», авт. Орлова Т.К. и др., г. Ханты-Мансийск. 2011г.

     Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Окружающий мир - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; - понимает взаимозависимости в системе человек-природа-общество;

- осознает  необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-эстетических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни, подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.                                                                         В программе представлены следующие содержательные линии:

- человек как биологическое существо;

- человек и другие люди;

- человек и мир природы;

- человек и общество;

- история родной страны.

        Интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности; основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний является рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в концепции нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

  • уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
  • необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
  • зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
  • преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

        Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Мы — школьники», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

        Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).

        Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.

Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

        Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину»,

семья как ячейка общества.

Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

        История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.

Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

                                          МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета « Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 1 классе 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2,3,4 классах по 68 часов ( 2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Содержательная линия

Учебный материал

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

1. Введение (1 ч).

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

-принятие и освоение социальной роли обучающегося,

-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

 -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

-ориентироваться в понятии «историческое время»;

-различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

2. Земля — наш общий дом (10 ч)

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха. Человек познает мир. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.  Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Название планет Солнечной системы.

Условия жизни на Земле.

Определение терминов «глобус», «карта».

-характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;

-анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);

-различать географическую и историческую карты;

-анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

-характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;

-устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

-описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

-называть источники воды, характеризовать различные водоемы;

-моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;

-ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;

-объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

3. Растительный мир Земли (11 ч)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Доказательства того. Что растения живые тела.

Растения родного края.

Правила безопасности при обращении с растениями.

-характеризовать значение растений для жизни;

-различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;

-объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

-проводить несложные опыты по размножению растений;

-приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

4. Грибы и бактерии (2 ч)

 

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Расширение кругозора школьников.

Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

-объяснять отличия грибов от растений;-различать грибы съедобные от ядовитых

5. Животный мир Земли (11 ч)

Животные — часть природы. Животные и человек. Разнообразие животных. Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных.

Роль животных в природе.

Одноклеточные, многоклеточные,  беспозвоночные, Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей.

Животных родного края.

-характеризовать роль животных в природе;

-приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;

-характеризовать животное как организм;

-устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

-приводить примеры (конструировать) цепи питания;

-составлять описательный рассказ о животных разных классов;

-составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»;

-перечислять причины исчезновения животных;

-ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

6. Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище.      Городской дом. Одежда.       Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Имена в далекой древности.

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.

 Во что верили славяне. Происхождение имен и фамилий.

-воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;

-составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;

-описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;

-воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

7.Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (19 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Ремесла. Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд.. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года). Экскурсии. В природные сообщества. В краеведческий (исторический).

Что такое земледелие.

Что такое крепостное право. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Особенности труда людей родного края

-ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

-рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;

-приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;

-называть древние города, описывать их достопримечательности;

-ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;

-объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;

-называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

       -называть имена отдельных      руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России

Критерии оценки

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.                                        Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся.                                                                                                                                 Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.                                                                                                                                Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.                                Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.                

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Предметные результаты обучения:

 К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

— характеризовать условия жизни на Земле;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

 — описывать свойства воды (воздуха);

различать растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

объяснять отличия грибов от растений;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Метапредметные результаты обучения:

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3  года обучения:

В области познавательных УУД:

школьник научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов

использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;

проводить сравнение, сериацию, классификации;

строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план-карту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов

использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

В области коммуникативных  УУД:

школьник научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

В области регулятивных УУД:

школьник научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков

В области личностных УУД:

школьник получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;

определять характер взаимоотношений человека с природой

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

СТРУКТУРА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Раздел (глава, модуль)

Примерное количество часов

1

Введение

2

Земля — наш общий дом

10ч

3

Растительный мир Земли

11ч

4

Грибы и бактерии

 

5

Животный мир Земли

11ч

6

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)

14ч

7

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)

19ч

Итого:

68ч

Учебно-тематическое планирование

Тема урока

Кол.-во часов

Результаты освоения учебного предмета.

Предметные

УУД

Краеведение

Дата

План

Факт

1

Где и когда ты живешь.

Обсуждение понятий «прошлое», «настоящее», «будущее». Рассказ учителя об историческом времени. Коллективная работа с форзацами учебника.

Познавательные: моделирование «ленты времени».

Регулятивные: понятия «историческое время», «пространство», «место проживания».

Коммуникативные: анализ, установление последовательности исторического времени («лента времени»); различение временных и пространственных отношений.

Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры.

03.09

2

Солнечная система

Повторение материала 2 класса. Обсуждение понятий «тела живой природы», «тела неживой природы». Беседа с использованием схемы  строения Солнечной системы: что входит в Солнечную систему, почему без Солнца не было бы жизни? Чтение статьи учебника «Солнце - звезда»

Познавательные: отражение полученной информации в схеме, «чтение» схемы.

Регулятивные: правила ведения диалога; характеристика явлений, рассказ-повествование.

Коммуникативные: классификация, сравнение, высказывание предположений.

05.09

3

Земля – планета Солнечной системы.

Выполнение упражнений в рабочей тетради. Чтение и обсуждение текста учебника.

Познавательные: отражение полученной информации в схеме, «чтение» схемы.

Регулятивные: правила ведения диалога; характеристика явлений, рассказ-повествование.

Коммуникативные: классификация, сравнение, высказывание предположений.

Нефть, газ, каменный уголь, торф-«земное тепло» Югры.

10.09

4

Условия жизни на Земле

Демонстрация опытов: распространение тепла от его источника, смена сезонов, дня и ночи. Обсуждение результатов опытов, доказывающих роль света и тепла в жизни растений. Возникновение и развитие жизни на Земле (беседа).

Познавательные: «чтение» информации, представленной на схеме.

Регулятивные: мини-сочинение по воображаемой ситуации.

Коммуникативные: рассказ-рассуждение. Понятие «горизонт». Описательный рассказ по картине.

Нефть, газ, каменный уголь, торф- «земное тепло» Югры. Мансийская легенда о происхождении нефти.

12.09

5

Вода – условие жизни на Земле

Обсуждение результатов опыта о значении воды в жизни растений. Беседа с использованием рисунков учебника «Вода - среда обитания животных» Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Познавательные: «чтение» информации, представленной на схеме. Регулятивные: чтение и обсуждение текста «Вода-условие жизни». Коммуникативные: описательный рассказ по картине.

17.09

6

Воздух - условие жизни на Земле

Демонстрация опыта «Выделение углекислого газа при дыхании». Беседа «Состав воздуха» (с использованием диаграммы). Загрязнители воздуха.

Познавательные: «чтение» информации, представленной на схеме. Регулятивные: опыт: свойства воздуха.

Коммуникативные: учебный диалог: воздух-условие жизни на Земле.

22.09

7

Почва – среда жизни организмов

Демонстрация опытов «Состав почвы». Обсуждение вопросов: какую почву называют плодородной, какова роль животных и растений в повышении плодородия почвы.

Познавательные: «чтение» информации, представленной на схеме. Регулятивные: опыты: проращивание семян фасоли; роль света в жизни растений.

Коммуникативные: мини-дискуссия: «От чего зависит многообразие растений в разных частях Земли?»

Использование песка и глины. Драгоценные полезные ископаемые.

24.09

8-11

Человек познаёт мир

4 ч

Работа со схемой: обобщение на тему: «Способы познания окружающего мира». Практические работы: глобус, карта, план (с использованием моделей рисунков и чертежей).

Познавательные: моделирование, «чтение» информации на схеме, плане, карте, глобусе; компас.

Регулятивные: сравнение, обобщение, наблюдение.

Коммуникативные: мини-дискуссия: обсуждение предположений на тему: «Что в природе могло подсказать человеку идею создания различных предметов».

Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО. Экскурсия в музей.

26.09,

01.10,

03.10,

08.10

12

Бактерии

Чтение и обсуждение текстов «Какие бывают бактерии?», «Где обитают бактерии?».

Регулятивные: сравнение, анализ.

Коммуникативные: правила участия в диалоге.

10.10

13-14

Грибы

Работа с рубрикой «Вспомни»: рассказ-рассуждение «Что ты знаешь о грибах?» (с опорой на схему). Чтение и обсуждение текста «Чем грибы отличаются от растений».

Познавательные: «чтение» информации по рисунку - схеме.

Регулятивные: правила совместной деятельности в парах.

Коммуникативные: рассказ-описание и рассуждение; пересказ.

Грибы – часть живой природы.

15.10,

17.10

15

Растения культурные и дикорастущие

Демонстрация  гербарных экземпляров, муляжей плодов, используемых человеком. Работа в парах: составление рассказа на темы «Растения - кладовая витаминов», «Растения и одежда человека».

Познавательные: моделирование, «чтение» информации по схеме.

Регулятивные: правила взаимодействия в группах.

Коммуникативные: рассказ-описание; пересказ.

Многообразие природы. Растения: водоросли, мхи, лишайники, папоротники.

22.10

16

Если бы на Земле не было растений

 Мини-дискуссия: «Возможна ли жизнь на Земле без растений?»

Индивидуальное задание: рассказ-рассуждение на тему «Какие растения «кормят», «лечат», «одевают» человека». Обсуждение вывода «Растения улучшают природную среду».

Регулятивные: анализ, выбор доказательств, обобщение, высказывание предположений.

Коммуникативные: рассказ-рассуждение; пересказ.

Растения родного края.

Ягоды нашего края.

24.10

17

Растения прекрасные, но опасные

Обсуждение текста «Растения прекрасные, но опасные». Коллективное конструирование памятки: «Запомни правила». Рассматривание рисунков.

Познавательные: конструирование.

Регулятивные: анализ, обобщение.

Коммуникативные: рассказ-описание.

Ягоды нашего края.

29.10

18

Разнообразие растений на Земле

Чтение и обсуждение текстов. Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Индивидуальное задание: работа с рисунком-схемой. Рассказ на тему: «Разнообразие растений на Земле».

Регулятивные: анализ, сравнение, рассуждение.

Коммуникативные: Рассказ-описание.

Многообразие природы. Растения: водоросли, мхи, лишайники, папоротники.

31.10

19

Разнообразие растений на Земле

Чтение и обсуждение текстов. Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Индивидуальное задание: работа с рисунком-схемой. Рассказ на тему: «Разнообразие растений на Земле».

Регулятивные: анализ, сравнение, рассуждение.

Коммуникативные:

Рассказ-описание.

Многообразие природы. Растения: водоросли, мхи, лишайники, папоротники.

12.11

20-21

Как живёт растение

Учебный диалог: характеристика плодов разных растений. Опыты: «Листья содержат влагу». Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир».

Познавательные: работа со схемой, конструирование схемы «Листья простые и сложные», наблюдения, опыты, фиксация их результатов.

Регулятивные: контроль за удержанием» учебной задачи в процессе дидактической игры. Коммуникативные: правила ведения диалога, рассказ-рассуждение; пересказ.

Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва».

14.11,

19.11

22-24

Размножение растений

Обсуждение проблемы:  бывают ли у растений «дети»? Самостоятельное составление плана рассказа «Как распространяются плоды и семена в природе?» Выполнение заданий в рабочей тетради №1.

Познавательные: наблюдения, опыты, фиксация их результатов.

Регулятивные: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: правила участия в диалоге; пересказ; рассказ-рассуждение.

Многообразие природы родного края.

21.11,

26.11,

28.11

25-26

Культурные растения в жизни человека

Чтение и обсуждение текста «Когда и почему возникло земледелие?», «Хлеб-великое чудо земли».

Дифференцированное задание: работа с текстом рубрики «Этот удивительный мир».

Познавательные: «чтение» схемы; перевод отрывка из текста летописи на современный язык.

Регулятивные: анализ, классификация, обобщение.

Коммуникативные: словарная работа (анализ значения слова «земледелие», пословиц о хлебе).

03.12,

05.12

27-28

Красная книга растений

Растения Красной книги. Способы охраны растений. Игра «Суд». Подготовка коллективного плаката «Будем беречь растения»

Познавательные: поиск информации в справочной литературе в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные: анализ, обобщение, систематизация изученного материала.

Регулятивные: пересказ.

Охраняемые растения ХМАО.

Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва».

10.12,

12.12

29-30

Разнообразие мира животных

Работа с рубрикой «Вспомни» (тела природы). Мини-дискуссия: «Может ли природа жить без животных?»

Учебный диалог: обсуждение предположений «Разнообразие животных в природе».

Совместная деятельность (работа в парах): подбор примеров многоклеточных животных и их характеристика.

Познавательные: «чтение» информации, представленной в виде схемы.

Регулятивные: правила взаимодействия в парах.

Коммуникативные: рассказ-рассуждение «Роль животных в природе».

Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные, хищные; приспособленность к условиям Севера. Экскурсия в краеведческий музей.

17.12,

19.12

31-32

Животные – живые существа (организмы)

Чтение и обсуждение текста «Как животные ориентируются в окружающей среде»,

Индивидуальное задание: классификация животных по способу питания (с опорой на рисунки и подсказку). Чтение и анализ текстов.

Регулятивные: сравнение, анализ, классификация по способу питания.

Коммуникативные: рассказ-описание (по результатам наблюдений за поведением животного).

Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные, хищные; приспособленность к условиям Севера. Экскурсия в краеведческий музей.

24.12,

26.12

33-34

Беспозвоночные животные

Чтение и обсуждение текста.

Дифференцированное задание: работа с текстом рубрики «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек».

Познавательные: поиск информации с опорой на рисунки и схему.

Регулятивные: выполнение роли в воображаемой ситуации.

Коммуникативные: пересказ, рассказ-описание от первого лица.

14.01,

16.01

35-36

Позвоночные животные

Работа с рубрикой «Вспомни»: выбор доказательств для решения учебной задачи.

Совместная деятельность (работа в парах): выбор правильных утверждений.

Учебный диалог «Особенности строения хищных рыб».

Наблюдения: особенности рыбы как животного.

Регулятивные: контроль выполнения правил взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные: рассказ-рассуждение, рассказ-описание, словарная работа.

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение изученного материала, выбор доказательств, ответа.

21.01,

23.01

37

Природные сообщества

Чтение и обсуждение текста «Природное сообщество».

Учебный диалог: «Цепи питания».

Регулятивные: анализ, сравнение.

Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва».

28.01

38

Почему люди приручили диких животных

Чтение и обсуждение текста «Почему люди приручили животных».

Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-повествование «Витя-подпасок».

Беседа на основе иллюстративного материала («Заповедники»).

Познавательные: «чтение» схемы.

Коммуникативные: рассказ-повествование (с опорой на иллюстрацию); рассказ-описание («Любимое животное).

Охраняемые животные родного края.

30.01

39

Как люди узнают о прошлом

Работа с рубрикой «Вспомни».

Построение схемы «Как люди узнают о прошлом».

Познавательные: моделирование ситуаций, сюжетно-ролевая игра.

Регулятивные: анализ, обобщение.

Наш край в разные исторические времена.

04.02

40

Восточнославянские племена

Учебный диалог: работа с географической картой (поиск ответа на вопрос «По берегам каких рек и озёр селились славяне?»

Чтение и анализ текста.

Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Познавательные: ориентировка на карте в соответствии с учебной задачей. Регулятивные: анализ, обобщение полученной информации, оформление вывода.

Коммуникативные: рассказ-описание; правила участия в диалоге.

Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры. Происхождение отдельных имён и фамилий.

06.02

41-43

Первые русские князья

Учебный диалог: работа по карте- расположение Древнерусского государства.

Работа с рубрикой «Вспомни»: «лента времени».

Чтение и обсуждение текста.

Мини-дискуссия по тексту «Владимир Мономах»: можно ли Наказ Вл. Мономаха применить к нашему времени? Почему?

Познавательные: работа с «лентой времени».

Коммуникативные: обогащение словаря, рассказ-описание.

11.02,

13.02,

18.02

44

Как Москва стала столицей

Чтение и обсуждение текста.

Работа с картой «Московское государство».

Познавательные: работа с картой, с «лентой времени».

Регулятивные: анализ текста, установление закономерностей, обобщение полученных знаний.

Коммуникативные: объяснение устаревших слов и выражений.

Герб твоего города (посёлка),его описание, форма; цвета, используемые на щитах. Что означают фигуры на гербе.

20.02

45

Иван IV Грозный – первый русский царь

Работа с рубрикой «Жил на свете человек».

Рассказ-описание «Портрет Ивана Грозного».

Обсуждение вывода по изученному материалу.

Регулятивные: анализ, обобщение, установление причин и зависимостей.

Коммуникативные: объяснение устаревших слов и выражений.

25.02

46

Пётр I Великий

Чтение и обсуждение текста.

Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир».

Рассматривание репродукции картины В. Серова «Пётр I».

Регулятивные: правила работы в парах. Познавательные: работа со справочной литературой.

Коммуникативные: правила ведения диалога, пересказ, описательный рассказ.

27.02

47

Екатерина II Великая

Учебный диалог по тексту.

Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Познавательные: «лента времени».

Регулятивные: сравнение, анализ, обобщение изученного материала.

Коммуникативные: рассказ-рассуждение (по иллюстрации), рассказ-описание.

04.03

48

Последний российский император Николай II

Анализ текста.

Рассматривание фото.

Учебный диалог: «Какой была Россия при Николае II?»

Регулятивные: обобщение изученного материала, характеристика исторического времени. Коммуникативные: рассказ-рассуждение (на основе иллюстраций).

06.03

49

Советская Россия. СССР

Учебный диалог на основе анализа текста.

Совместная деятельность в группах: работа со справочной литературой.

Регулятивные: правила совместной деятельности.

Коммуникативные: рассказ-описание, рассказ-рассуждение.

Музей родного города (посёлка). Ценность музеев для потомков, исторических находок, бережное их сохранение.

11.03

50

Из истории имён

Учебный диалог: «Как рождалось имя».

Совместная деятельность в группах: по отрывкам из былин предположить происхождение былинных героев.

Познавательные: работа с разными источниками информации в соответствии с учебной задачей.

Регулятивные: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: обогащение словаря, чтение отрывков из былин, пересказ.

Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры. Происхождение отдельных имён и фамилий.

13.03

51-52

Какими людьми были славяне

Учебный диалог (на основе анализа текстов учебника).

Дифференцированные задания: подбор пословиц и поговорок о дружбе, взаимопомощи и доброте.

Регулятивные: анализ, составление характеристик.

Коммуникативные: рассказ-описание (портрет); обогащение словаря.

Современные архитектурные памятники югорского края.

18.03,

20.03

53-54

Скажи, какой у тебя дом…

Чтение и анализ текста.

Рассказ учителя о появлении первых каменных построек (с использованием рисунков, фото, слайдов).

Познавательные: поиск и анализ информации по последовательной серии рисунков.

Регулятивные: анализ, сравнение, объяснение.

Коммуникативные: рассказ по воображаемой ситуации (на основе репродукции картины).

Современные архитектурные памятники югорского края.

01.04,

03.04

 55-57

По одёжке встречают

Чтение и анализ текста.

Учебный диалог (на основе рассматривания иллюстраций): сравнение одежды, ответ на вопрос «Почему рубаху называют нательной одеждой?».

Познавательные: поиск информации в словаре.

Регулятивные: правила взаимодействия в парах.

Коммуникативные: обогащение словаря, рассказ-описание.

Музей родного города (посёлка). Ценность музеев для потомков, исторических находок, бережное их сохранение

08.04,

10.04,

15.04

58

Русская трапеза

Учебный диалог. Чтение и обсуждение текстов.

Познавательные: поиск информации в справочной литературе.

Регулятивные: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: обогащение словаря, рассказ-описание.

17.04

59-60

Верования языческой Руси

Рассказ учителя.

Чтение и обсуждение текстов.

Регулятивные: анализ, сравнение, обобщение изученного материала.

Коммуникативные: обогащение словаря, рассказ-описание по репродукции.

22.04,

24.04

61

Принятие христианства на Руси

Рассказ учителя. Учебный диалог: поиск ответа на вопрос «Какому событию посвящён праздник Рождества Христова?».

Регулятивные: высказывание предположений, анализ, сравнение, обобщение изученного.

Коммуникативные: правила участия в диалоге, рассказ-рассуждение.

Современные архитектурные памятники югорского края.

29.04

62-63

Что создавалось трудом крестьянина?

Рассказ учителя о крепостном праве. Работа с рубрикой «Вспомни». Дифференцированное задание: пересказ текста рубрик.

Регулятивные: обобщение полученной информации; анализ, сравнение, подготовка вывода.

Коммуникативные: рассказ-рассуждение, рассказ-повествование.

06.05,

08.05

64-65

Что создавалось трудом ремесленника?

Рассказ учителя «Как возникли ремёсла на Руси». Чтение и обсуждение текста. Дифференцированные задания: пересказ текстов рубрик.

Познавательные: «чтение» схемы, поиск информации в справочной литературе. Регулятивные: анализ, классификация, сравнение.

Коммуникативные: рассказ-описание, пересказ.

Музей родного города (посёлка). Ценность музеев для потомков, исторических находок, бережное их сохранение

13.05,

15.05

66-67

Что создавалось трудом рабочего?

Мини-дискуссия: обсуждение проблемы «При каком труде (машинном или ручном) можно больше сделать вещей?»

Чтение и обсуждение текста.

Рассказ учителя о первых железных дорогах.

Регулятивные: анализ, конструирование объяснений, обобщение.

Коммуникативные: рассказ по воображаемой ситуации, пересказ, обогащение словаря.

Музей родного города (посёлка). Ценность музеев для потомков, исторических находок, бережное их сохранение

20.05,

22.05

68

Открытия, которые совершил человек

Чтение и обсуждение текстов.

Совместная деятельность в группах: рассказ-рассуждение «О самолётах».

Познавательные: «чтение» схемы.

Регулятивные: правила работы в группах.

Коммуникативные: обогащение словаря, пересказ, рассказ-рассуждение.

27.05

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Программа обеспечена следующим методическим комплектом «Начальная школа XXI века»:

1. Виноградова. Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 144 с.: ил. (Начальная школа XXI века);

2. Виноградова. Н. Ф, Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014. – 48 с.: ил.- (Начальная школа XXI века);

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2012. – 240 с.: ил. - (Начальная школа XXI века).

4. Окружающий мир: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания/О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен». – 48 с.