Главные вкладки

    Дидактическая игра"Первоцветы. Узнай растение по листу". Беседа "Весенние приметы леса. Животные и растения весной"
    методическая разработка по окружающему миру на тему

    Главной целью данного мероприятия является: обобщение  знаний учащихся о сезонных изменениях в природе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКОУ Лесниковская основная общеобразовательная школа

    Гусь-Хрустального района Владимирской области

     ПРОВЕЛА:

     Кепина Елена Анатольевна

    учитель начальных классов

    Цели: обобщить знания учащихся о весенних изменениях в природе; рассмотреть экологические проблемы, которые возникают весной, способы их решения; углубить и расширить знания учащихся о некоторых видах растений и животных; воспитать любовь к родной природе, бережное отношение к ней; развивать внимание, любознательность, речь.

    Оборудование: рисунки, фотографии растений и животных весной, запись пьесы «Времена года» П.И. Чайковского.

    Ты любишь ледяной январь,

    Безветрие, стужу зверскую,

    А я – лютующий февраль,

    Метель, позёмку дерзкую.

    Ты любишь ранний месяц март

    С апрельскими проталинами,

    А я – молнеиграющий май

    С дождями моментальными.

    Ты любишь облачный июнь

    В просторе многоярусном,

    А я – сжигающий июль

    И август – солнце в ярости!

    Ты любишь бархатный сентябрь,

    С его зелёном золотом,

    А я – когда несёт октябрь

    Штыки дождя по городу.

    Ты любишь краски в ноябре,

    Свинцовые с лиловыми,

    А я – декабрь, ведь в декабре

    Мы переходим к новому.

    Учитель. Отгадайте загадку, и вы узнаете тему нашего занятия.

    Старый тополь у крылечка.

    Ищет грач своё местечко.

    Грохот льдин, шуршанье вод.

    Света полон небосвод.

    Муравьи, едва подсохло,

    Дружно взялись за дела:

    Муравейников высоких.

    Починяют купола. (Весна.)

    А.Екимцев.

    Учитель. Ребята, сегодня мы подведём итог наших наблюдений за признаками весны, изменениями в жизни растений и животных весной, вспомним замечательные стихотворения и поговорки о весне и весенних месяцах. А для подведения итогов я приглашаю участников занять свои места.

    Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения.

    1-й ученик. Золотое солнце вышло,

    Бродит по горам.

    Галки подняли на крыше

    Страшный тарарам.

    Снег скользит по горным склонам,

    Глыбой едет вниз.

    Две сосульки с нежным звоном

    С крыши сорвались.

    Две синички что-то спели,

    Воробьи галдят.

    Мелодичный звон капели

    Наполняет сад.

    Стало в мире больше света,

    Света и тепла.

    Что случилось? Может, это

    К нам пришла весна?

    2-й ученик. К нам весна шагает

    Быстрыми шагами,

    И сугробы тают

    Под её ногами.

    Чёрные проталины

    На полях видны.

    Верно, очень тёплые

    Ноги у весны.

    И.Токмакова

    - Давайте вспомним весенние месяцы. Ребята, отгадайте загадки:

    1. Дует тёплый южный ветер,

    Солнышко всё ярче светит,

    Снег худеет, мякнет, тает.

    Что за месяц? Кто узнает?

    (Март.)

    1. Яростно река ревёт

    И разламывает лёд.

    В домик свой скворец вернулся,

    А в лесу медведь проснулся,

    В небе жаворонка трель.

    Месяц к нам пришёл …

    (Апрель.)

    1. Зеленеет даль полей,

    Запевает соловей.

    В белый цвет оделся сад,

    Пчёлы первые летят.

    Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?

    (Май.)

    - Какие приметы весны названы в этих месяцах?

    Звучит запись из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

    В класс входят весенние братья-месяцы.

    МАРТ. 21марта – день весеннего равноденствия, - день с ночью меряется: полусуток на небе солнышко, полусуток – ночь.

    В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот.

    Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С  крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает… Натекают лужи – и уличные воробьишки вело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть. В садах звенят радостные бубенчики синиц.

    Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода ещё спит подо льдом. Спит под снегом и лес.

    АПРЕЛЬ. Апрель – это уже настоящий весенний месяц.

    Пусть в иной год тёплая погода установится не сразу, пусть и снег пойдёт, и мороз ударит, а всё-таки весна уже чувствуется.

    Послушайте, как весело звенит по водосточным трубам вешняя капель. На дворах среди потемневшего снега сверкают лужи. В лужах отражается солнце и по-весеннему ярко-синее небо.

    Воробьи, растопырив крылышки, с громким задорным чириканьем наскакивают друг на друга, дерутся или с таким азартом купаются в лужах, что кругом только брызги летят.

    По карнизам домов, нежно воркуя, расхаживают степенные голуби.

    А как приятно в погожий весенний денёк побывать за городом! В полях повсюду уже почти сошёл снег. В ложбинах шумят потоки воды. Со всех сторон несутся они к реке и скрываются подо льдом. Лёд посинел, надулся, весь потрескался – вот-вот тронется, поплывёт вниз по реке.

    А вот в небольшой заводи, где лёд отошёл от берега и разлилась вода, плавает парочка диких уток. Они уже прилетели с юга и пока, до вскрытия рек и озёр, ютятся у берегов по растаявшим местам. Прилёт этих птиц – верный признак того, что до весеннего половодья уже совсем недолго.

    Прошло ещё несколько тёплых дней, вскрылась река, а на возвышенностях показалась молодая зелёная травка. По косогорам, пригретые солнцем, выглянули первые цветы мать-и-мачехи. На орешнике и на осине повисли длинные серёжки, а ветви ивы в серебристо-белых пушистых «зайчиках».

    В лугах и на оттаявших лесных полянах появились кучки свеженарытой земли – кротовьи холмики. В голубой вышине, над лугами и полями, над перелесками, зазвенела весёлая песня жаворонка.

    МАЙ. Май – месяц цветения земли. Хорошо в эту весеннюю пору в лес! Только недавно сошёл снег, а из-под слежавшейся прошлогодней листвы всюду лезет молодая травка. Между кустов возле больших светлых луж синеют медуницы и поднимается золотисто-жёлтый чистяк.

    В воздухе тоже чувствуется весна – пахнет талой землёй, отсыревшей корой деревьев, сморчками. А то вдруг набежит ветерок, и так хорошо запахнет фиалками! Значит, и они уже где-то в лесу распустили свои душистые, нежные лепестки.

    Из весенних луж слышится задорное урчание лупоглазых певцов-лягушек. Откуда-то издалека доносится кукование кукушек.

    Земля с каждым днём становится всё наряднее, одевается в пёстрый убор свежих трав и цветов. Цветут берёзы, вётлы, могучие великаны дубы и душистая черёмуха. В садах зацветают яблони, сливы, вишни. А потом цветущий наряд деревьев сменится зелёным убором густой листвы.

    Повсюду: в лесу, на лугу и в поле – с зари до зари распевают птицы. Днём в рощах и в лесу стоит такой щебет, свист, чириканье, что трудно и различить, кто из пернатых певцов как поёт.

    Дни яркие, солнечные, один краше другого.

    Но вот откуда-то из-за леса выползла тяжёлая грозовая туча. Всё кругом помрачнело. Притих многоголосый птичий хор. По верхушкам деревьев пробежал тревожный ветерок. Тяжело упала на земля первая дождевая каля, за ней другая, третья. И вдруг огненной трещиной на миг раскололось свинцовое небо. Треснуло, загрохотало кругом. Как из ведра хлынул тёплый грозовой дождь.

    Недолог весенний ливень. Быстро промчались тучи, вновь засияло солнце, а от влажной, пригретой земли стал подниматься кверху тёплый парок.

    Игра «Весенние братья-месяцы»

    Учитель. Давайте вспомним пословицы и поговорки о весенних месяцах. Учащиеся в течение недели искали пословицы и поговорки о весенних месяцах, красиво оформляли свои работы.

    Экологическая сказка «Весна».

    Учитель читает сказку и демонстрирует фотографии природы весной.

    ВЕСНА

    Приступила к работе Весна-красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?

    Вот стоит перед ней лес – хмурый, унылый. «А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!»

    Взяла она тонкие, нежные кисточки.

    Чуть-чуть тронула зеленью берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.

    День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.

    На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весенную лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.

    Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветков. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

    Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых серых местах, как золотые шары, распустились цветки калужницы.

    Всё оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.

    А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.

    По Г.Скребицкому

    - О каких признаках весны рассказывает сказка?

    - Как ведут себя насекомые?

    - Как ведут себя птицы?

    Учитель. Одна из примет весны – вскрытие рек, половодье.

    Чем это грозит животным?

    (Животные собираются на затопленных островах.)

    Рассмотрите рисунок «Ищут спасения». Как человек может помочь животным в половодье?

    Составьте рассказ по рисунку о спасении зайцев.

    (Рисунок помещён заранее на доске).

    Игра «Прилетели птицы».

    - А теперь проверим, хорошо ли вы знаете названия птиц. Слушайте внимательно! Если я ошибусь, вы должны встать. Внимание!

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Аисты, вороны,

    Галки, макароны.

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Мухи и стрижи.

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Чибисы, чижи,

    Галки и стрижи,

    Комары, кукушки,

    Даже совы-сплюшки,

    Лебеди и утки.

    И спасибо шутке!

    - Послушайте стихотворение. Какую помощь люди должны оказывать весной птицам? (Строить скворечники.)

    * * *

    Ученик1. День весенний, весёлый.

    Светит солнце с утра.

    Побежала из школы

    По домам детвора.

    Притащили дощечки

    И пилу с молотком.

    На просохшем крылечке

    Строят маленький дом.

    Домик с круглым оконцем,

    Возле дома порог,

    Чтобы, греясь на солнце,

    Петь бы скворушка мог.

    Домик с крышей тесовый –

    Гордость наших ребят…

    Но скворечня готова,

    А скворцы не летят.

    Вышел дедушка древний,

    Сел курить на бревно:

    - А в соседней деревне

    Прилетели давно!

    Слышен шелест под крышей,

    Птичий радостный гам…

    -Тише, дедушка!... Тише!...

    Это, кажется, к нам!

    З. Александрова

    * * *

    Ученик2. Пускай всегда такой обычай

    В моей останется стране –

    Встречать любовно стаи птичьи,

    Всем сердцем радуясь весне.

    И я, ребята, в этом грешен:

    У всех соседей на виду

    Уже строительство скворечен

    В моём развёрнуто саду.

    Пусть прилетят, чтоб торопливо

    С утра до ночи хлопотать!

    Я двум скворцам приют счастливый

    Хочу до осени создать.

    Быть может, им в чужбине снился

    Мой дом среди ветвей густых.

    Пусть русское гостеприимство

    В краю знакомом встретит их.

    Г. Гарнакарьян

    - Почему надо строить скворечники?

    - Какую роль выполняют птицы в природе?

    Конкурс «Растения весной».

    1. Почему весной листья на деревьях блестят? (Молодые листочки покрыты смолой. Её сразу почувствуешь на пальцах – листья клейкие. Эта смола оберегает нежные молодые побеги от резких перемен погоды и затрудняет испарение.)
    2. Какого цвета молодые листья дуба? (Молодые побеги бывают необычно красного цвета из-за присутствия в них особого красящего вещества. Через некоторое время они становятся зелёными.)
    3. Почему осиновый лист и без ветра трепещет? (Листья осины дрожат даже в безветренную погоду так как основание очень длинного черешка сплюснуто и похоже на тонкую пластинку.)
    4. Какие деревья и кустарники цветут ещё до распускания листьев? Ольха, ива, орешник.)
    5. Как выглядят цветы у сосны? (Роль цветков у сосны выполняют шишечки. Маленькие, красные, они появляются во второй половине мая.)
    6. В какое время года бывает хвоепад у ели? (Хвоепад у ели бывает ранней весной.)
    7. Орехи какого дерева самые мелкие в мире? Ольхи. Двести орешков весят всего один грамм.)
    8. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение. В средней полосе России бывает в апреле.)
    9. Какое дерево поит дятла? (Берёза. Весной, когда по стволу к веткам начинает двигаться кисловато-сладкий сок дятел пробивает в стволе дырочку и пьёт его.)
    10. Какой вред деревьям приносит сбор сока? ( Дерево без сока засохнет, погибнет.)
    11. Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)
    12. Как мать-и-мачеха от мороза спасается? (Если внимательно рассмотреть стебелёк, то можно увидеть, что он покрыт пушком. Воздух, который собирается между волосками, насыщается влагой. Вот этот пушок и помогает спастись от заморозка.)
    13. Какое растение называют «цветок-букетик»? Почему? (Медуницу. Сначала у неё все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, они меняют окраску.)
    14. Какой цветок без листьев цветёт? (Мать-и-мачеха – листья появляются после цветения.)

    Конкурс «Животные весной»

    1. Почему грач прилетает первым? (Грачу достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинки разных насекомых и червей.)
    2. Какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки прилетают раньше, так как они могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)
    3. Какая птица никогда в жизни не садится на землю? (Это стриж. У него очень длинные крылья, а вот ноги совсем короткие. Если бы стриж сел на землю, то не смог бы вновь взлететь и погиб.)
    4. Кто спит в полёте?  ( В полёте спит стриж, который проводит в воздухе большую часть своей жизни.)
    5. Какая птица может передвигаться по стволу дерева вверх и вниз головой? (Поползень. Кормятся поползни насекомыми которых достают тонким клювиком из-под коры дерева. Поползни – очень полезные птицы.)

    1. Почему сова летает бесшумно? ( Бесшумность полёта позволяет сове приблизиться к жертве. Мягкость контурного оперения сов обусловлена именно этой особенностью. Даже крупные перья – маховые и рулевые – оказываются у сов сравнительно мягкими.)
    2. У какой птицы нет голоса? (У аиста нет голосовых связок, и он не имеет голоса. Издавая звуки, аисты громко щёлкают, ударяя верхней половинкой клюва о нижнюю. Иногда аист может шипеть.)
    3. Трудно ли аисту стоять на одной ноге? (Нет. Птицы могут часами стоять на одной ноге, не чувствуя усталости, так как в их колене есть специальный запирающий сустав, который срабатывает, как только птица встаёт на одну ногу.)
    4. Какая птица с наступлением весны бормочет: «Куплю балахон, продам шубу»? (Это тетерев-косач. С появлением первых проталин стаи тетеревов распадаются и начинается период гнездования.)
    5. Какие птицы прилетают к нам весной последними? (Иволги. Они возвращаются к нам с зимовки с 20 по 30 мая. Чуть раньше прилетают соловьи и стрижи – с 10 по 20 мая.)

    Конкурс «Приметы весны».

    1. Как по снегу в овраге узнать, где юг? (На южном склоне оврага лежит снег. Солнце в полдень находится на юге и поэтому хорошо освещает северный склон оврага, на нём снег тает быстрее.)
    2. В какую сторону тающий снег указывает своими «шипами»? (Во время таяния снега образуются «шипы» - выступы, остриём направленные к югу.)
    3. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)
    4. Где раньше снег тает: в лесу или в огороде? Почему? ( Снег тает раньше в огороде, потому что там он грязный.)
    5. Что такое припай? (Припай – лёд, примёрзший к берегу и ко дну на мелководье.)
    6. Какого числа день равен ночи? (21 марта день по времени равен ночи. Этот день называется днём весеннего равноденствия.)
    7. Когда чаще всего бывает первая гроза? (Обычно в мае, реже – в конце апреля.)
    8. В какое время года можно наблюдать туманы? (Туманы бывают во все времена года).
    9. Где чаще всего образуются туманы? (Обычно туманы стелются над рекой, в низине, где много воды.)
    10. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.)

    Конкурс чтецов «Весна – чудесная пора!».

    Конкурс «Весна и устное народное творчество».

    - Ребята, вспомните пословицы и поговорки со словом «весна».

    - Весенний лёд толст, да прост.

    - Весна-весница – подснежников царица.

    - Вода с гор притекла – весну принесла.

    - Грач на горе – весна на дворе.

    - Кто весной не прилежит, весь год будет сыт.

    Учитель подводит итоги викторины.

    Пословицы и поговорки о весенних месяцах.

    - В марте день с ночью меряется, равняется.

    - И в марте мороз на нос садится.

    - Март – березень, протальник, капельник.

    - Март – ветронос, водотёк.

    - Март грачевник, грачей пригнал.

    - Март – зимобор, с зоимой борется.

    - Март не весна, а предвесенье.

    - Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

    - Март у матери-зимы шубу купил, а через три дня её продал.

    - Апрель-батюшка в поле зовёт.

    - апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

    - Апрель-месяц говорливый воды, хранитель вешнего шума.

    - Апрельский скворец-весны гонец.

    - Апрельский цветок ломает снежок.

    - В апреле хоть семь раз дождь иди, а всё платье сухо.

    - Мокрый апрель-хорошая пашня.

    - В мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается.

    - Дождь в мае хлеба подымает.

    - Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

    -Май – пора сева.

    -Май – под каждым кустом рай.

    - Майская травка и голодного кормит.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

    Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

    План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

    План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

    План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

    План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

    Презентация "Животные и растения тропических лесов"

    Презентация по окружающему миру на тему:  "Животные и растения тропических лесов" (подготовила ученица 2 класса Татевосян Мария)....

    Животные и растения тропических лесов.

    Животные и растения тропических лесов....

    Презентация по окружающему миру.2 класс. "Школа 2100". "Животные и растения тропических лесов"

    Данная презентация разработана при изучении природных зон во втором классе....

    Дидактическая игра-паззл "Узнай героя"

    Данная дидактическая игра предназначена для широкого круга пользователей: специалистов, воспитателей, библиотекарей, родителей, учителей-логопедов, дефектологов, учителей начальных классов.Ресурс можн...