Тайны царства насекомых
методическая разработка по окружающему миру на тему

Цель данного мероприятия: познакомить учащихся с жизнью насекомых; рассмотреть взаимосвязи в природе; повторить экологические правила; воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_tsarstva_nasekomykh.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Лесниковская основная общеобразовательная школа

Гусь-Хрустального района Владимирской области

 ПРОВЕЛА:

 Кепина Елена Анатольевна

учитель начальных классов

ЦЕЛИ: познакомить учащихся с жизнью насекомых; рассмотреть взаимосвязи в природе; развивать мышление, наблюдательность; повторить экологические правила; воспитывать бережное отношение к природе.

      ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки с изображением насекомых, пауков.

     ЭПИГРАФ НА ДОСКЕ:                                              Человек, который

                                                                                            понимает природу,

                                                                                            благороднее.

                                                                                                      Л. М. Леонов.

                                                  ХОД ЗАНИТИЙ

  1. Сообщение темы и целей занятия.

        - Сегодня мы отправимся в лес, чтобы узнать тайны из жизни насекомых.

        Если на земле два Царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них всё общее: земля, реки, моря. Это Царство животных- Фауна и Царство растений- Флора.

        Жители Царства растений добывают на земле пищу, которой кормятся сами и кормят Царство животных. В свою очередь жители Царства животных оберегают Царство растений от болезней и вредителей. Эти два Царства никогда не враждуют, а помогают друг другу.

        В царстве Фауна есть уголок, в котором живут удивительные существа. Они совсем не похожи на нас своим строением и образом жизни. А встретить их можно повсюду: в низинах и горах, на земле и под водой, на растениях и животных, в воздухе в воде и на её поверхности. Эти существа- насекомые.

        1-й ученик. Остановитесь на мгновенье, замрите…

                             Как красиво вокруг!

                             Удивителен утренний лес,

                         Храм цветов и рогатых улиток!

                         Он как будто бы вылеплен весь

                         Из тончайших серебряных ниток.

2-й.   ученик.   Паутинки звенят на весу

                         И  колеблются в розовом дыме.

                         Будто гусли оставив в лесу,

                         Гусляры не вернулись за ними.

                         И навеки забытые тут,

                         Пробужденные ветром рассвета.

                         Гусли тихо и грустно поют

                         Песню запаха, звука и цвета.

3.й  ученик.     Ребята, как хорошо в лесу!

                         В прекрасном мире веток и теней.

                         Всё то. Что живо, музыкою дышит!

                         Здесь всё поёт, здесь даже муравей

                         Ползёт, поёт и сам себя не слышит.

  1. Путешествие по поляне насекомых.

      Учитель. Итак, начинаем наше познавательное путешествие. И вот перед нами поляна насекомых. Какие же тайны скрывают от нас?

      Ученик. Бродят в траве золотые букашки.

                     Вся голубая, как бирюза,

                     Села. Качаясь, на венчик ромашки.

                     Словно цветной самолёт, стрекоза.

                     Вот тёмно- красная божья коровка,

                     Спинку свою разделив пополам,

                     Вскинула крылья прозрачные ловко

                     И полетела по важным делам.

                     Вот в одинаковых платьях, как сёстры,

                     Бабочки сели в траву отдыхать.

                     То закрываются книжечкой пёстрой,

                     То, раскрываясь, несутся опять.

      - Как вы думаете, почему их назвали насекомыми? (От слов «насечка», «насекать».)

      - Рассмотрите рисунки насекомых. На брюшки видны поперечные полоски- насечки. Определите количество конечностей у насекомых. (Их всегда шесть).

      - Определите количество частей тела. (Их три- голова, грудь, брюшко.) 

      - Теперь, когда вы знаете три основных признака: насечки на брюшке, три части тела, шесть конечностей, вы без труда сможете отличить насекомых от других живых существ. Давайте поближе познакомимся с жителями нашей планеты- насекомыми.

МУРАВЬИ

                       Размышляет муравей под ветвистой ёлочкой:

                    - Как бы справится живей с хвойною иголочкой?

                    Здесь ложбинка, там бугор, травки встали, как бугор…

                    Принесу ли я иглу по узлистому стволу?

      - Как называется «дом», в котором живут муравьи? (Муравейник).

      - Из чего построен муравейник? (Из хвоинок и мелких растительных остатков).

      Мы видим только надземную часть, а под ней в почве находятся подземные этажи муравейника с множеством ходов и камер. Как мал человек рядом с египетскими пирамидами, так мал и муравей по сравнению со своим жилищем. В муравейнике существует определённый порядок: он проветривается, внутри него поддерживается необходимые температура и влажность.

       Видят муравьи плохо, и поэтому важную роль в их жизни играют усики, которыми они ощупывают всё, что встречается на пути. При помощи усиков находят дорогу к своему гнезду, отличают своих жителей от «чужаков».

       Муравьи- полезные насекомые. Уничтожая вредных насекомых (гусениц, слизней и др.), они охраняют наши леса.

ПЧЁЛЫ

        - Сейчас мы отправимся на пасеку- место, где люди выращивают пчёл. Как называется домик, который человек сделал для  пчёл? (Улей)

        - Вход в улей называется леток. Как вы думаете, почему? (Потому что пчёлы через него влетают в улей.)

                     Улетела в лес пчела, мёд из леса принесла,

                      Как росинку- золотинку в соты положила.

                      И опять собралась в лес, в лес заспешила,

                      Пчёлке- работнице о зиме заботится.

    В улье только одна пчела- матка, это самая крупная пчела, она занята откладыванием яиц, из которых потом выведутся молодые пчёлы.

    Пчела- матка живёт в самой глубине улья и никогда не выходит из него. Как же она питается? (Её кормят другие пчёлы). 

   - Правильно. Эти пчёлы поменьше матки, но их в улье может быть несколько сотен и даже тысяч. Эти пчёлы работают с восхода солнца и до самого заката, собирая с цветов нектар, который потом перерабатывают в мёд. Также рабочие пчёлы собирают в кармашки на задних лапках пыльцу с цветков.

     Пчела- строитель строит соты, в которых хранится мёд и в которых растут маленькие пчёлки- личинки.

      За зайцами и личинками пчёл ухаживают пчёлы- няньки. Есть в пчелиной семье пчёлы- уборщицы, следящие за чистотой в улье и выбрасывающие из него мусор. Но есть и трутни- эти пчёлы, которые ничего не делают, только едят мёд. Когда в улье становится мало мёда, пчёлы выгоняют трутней- бездельников.

     Ученик. Цветок всю ночь готовит мёд, пчелу сластёну в гости ждёт,

                    Бери, мол, но, как другу, мне окажи услугу:

                    Пыльцу мучную эту перенеси соседу…

                    Пчела несёт её и вот- цветок увял, но зреет плод.

   - Несмотря на разделение обязанностей, есть дела, которыми пчёлы занимаются сообща. Так, в жару пчёлы проветривают соты с личинками: для того они все вместе начинают быстро махать крылышками, как маленькие вентиляторы. Жало у пчёл- только для защиты, а не для нападения (в отличие от ос.) Ужалив, пчела обычно погибает. Вот так и живет пчелиная семья.

КУЗНЕЧИК

             С цветочка- на травинку,  с листочка на былинку,

             Отталкиваясь ножками, летает над дорожками.

                                                                                                  (Кузнечик.)

    Ученик. Из травы, с зелёной кочки раздаётся странный звук,

                   Будто рядом молоточки выбивают: тук- тук- тук!

                   Будто к наковальне встал очень ловкий человек.

                   То в траве застрекотал маленький- кузнечик.

    Вы слышали много раз, как стрекочут кузнечики. Ну, а как они это делают?

    На спинке кузнечика аккуратно, домиком, сложены крылышки. На одном из крылышек- жесткая жилка с зазубринками. Когда захочется кузнечику пострекотать, приподнимает он чуть свои крылышки и жилкой с зазубринками быстро- быстро по краю другого крылышка водит. И задевают зазубринки за край крыла и трещат крылышки.

       «Здесь я, здесь,- словно бы говорит кузнечик своей стрекучей песней,- и мне хорошо». А тем, кто не хочет этого, он как бы говорит: «Остановитесь, здесь занято, здесь моё место, а вы прыгайте и ползите в другую сторону».

      На самых передних ножках у кузнечика две крошечные дырочки. Оказывается, это уши кузнечика. Ими он слышит.

     Кузнечик - полезное насекомое, он поедает тлей, мелких гусениц и других вредителей.

СТРЕКОЗА

                                 Что за девчонка: в поясе тонка,

                                 Огромные очи, летит- стрекочет.    Стрекоза- это живой вертолёт, в котором вместо мотора работают чудо- мышцы, вращающие крылья с огромной быстротой. Она может летать со скоростью поезда, а может висеть неподвижно в воздухе. Стрекоза - настоящая хозяйка воздуха.

     Быстро увидеть свою жертву при таком скоростном паллете ей помогают сложные глаза, занимающие почти всю большую голову, и ещё три глаза на темени.

     Для развития потомства стрекозе нужна вода. Самка откладывает яйца в воду или на водные растения. Из яичек выходит личинка, которая затем перебирается на сушу.

БАБОЧКА

                             Шевелились у цветка все четыре лепестка.

                             Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

                                                                                          (Бабочка).

     Вы когда – нибудь задумывались, почему бабочки такие красивые? Почему так разнообразны их наряды?

     У бабочек крылья покрыты множеством мельчайших чешуек, которые отражают солнечные лучи. Солнце делает наряд бабочек ярким и переливающимся.

     Многие бабочки не могут жить после такого, как добывали в руках у людей. Даже при лёгком прикосновении мельчайших чешуек стираются. Крылья бабочек очень нежные, легко повреждаются. Так стоит ли бабочек ловить?

     - Чем питаются бабочки? (Нектаром).

      Нектар находится в глубоких чашечках цветов. И бабочка достаёт его с помощью длинного хоботка, который скручивается в виде спирали.

      Всё лето бабочки украшают луга и поля. А осенью исчезают. Одни, как птицы, улетают на юг. Другие прячутся и спят всю зиму. А третьи отложат яички и умрут.                                                          

ЖУК

                               Черен, да не ворон, рогат, да не бык,

                                Шесть ног- без копыт, летит- воет,

                                Сядет- землю роет.

   - Часто мы ловим жуков с красными крыльями и чёрными точками? Как его называют? (Божья коровка) 

     - Как вы думаете, почему это насекомое получило такое интересное название? (В старые времена «божьим» называли человека безобидного, доверчивого и беззащитного.) Божья коровка также безобидна и беззащитна: не кусается, не царапается. Защищается только тем, что выпускает жёлтое «молочко». Поэтому и называют её коровкой.

     У божьей коровки два мягких прозрачных крылышка и два твёрдых надкрылья. При помощи лапок она быстро бегает по листьям, коре, камням. Крылья позволяют её летать. Когда она готовится взлететь, то раскрывает надкрылья, приподнимает их, выпускает

      Тля- основная пищи для божьей коровки. Тля не только истощает растение, высасывает соки, но и загрязняет своими выделениями листья, как бы душит растение. Божья коровка- верный помощник человека в борьбе с тлями и другими вредными насекомыми.

      Эти полезные жучки ядовиты и почти не имеют врагов. В случае опасности жук прижимает к телу ножки, усики и… падает на землю- «притворяется мёртвым». Благодаря своей яркой «одежде» божья коровка видна издалека. Однако редкая птица пытается отведать того жука. Если такое и случится, она долго чистит клюв, трясёт головой, будто упрекает себя: «И надо же было клевать такую гадость!»

  1. Экологическая сценка « Ребёнок и мотылёк».

      Действующие лица: Мальчик.

                                         Мотылёк.

     Мальчик. Мотылёк, как же так?

                      Целый день ты летал и совсем не устал?

                      Расскажи, как живёшь? Что ты ешь, что ты пьёшь?

                      Где твой мир? Где твой дом?

                      Расскажи обо всём.

     Мотылёк. Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.

                       Я летаю весь день в голубых небесах.

                       Солнце ласковый свет озаряет мой кров,

                       Мне еда и питьё- ароматы цветов.

                       Но живу я не долго не более дня.

                       Будь же добрым со мной и не трогай меня!

     Учитель. Ребята, в чём же главная мысль этой сценки?

     Дети. Беречь всё живое на земле! Мотылёк здесь символ жизни.

  1. Викторина «Что это за насекомое?».

 Учитель читает вопрос- описание, учащиеся угадывают насекомое. Если затрудняются, то учитель даёт три варианта ответов.

   1. Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле.

   а) Капустница.

   б) Лимонница.

    в) Макан.

    2. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полёт сопровождается высоким звенящим звуком.

    а) Муха.

    б) Клещ.

    в) Комар.

    3. Маленькие нелетающее чёрные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жильё которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.

    а) Пчёлы.

    б) Муравьи.

    в) Стрекозы.

    4. Зелёное насекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.

    а) Кузнечик.

    б) Блоха.

    в) Долгоносик.

    5. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску - желтые и чёрные полоски. Приносит огромную пользу человеку - вырабатывает мёд, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растение.

     а) Оса.

     б) Бабочка.

     в) Пчела.

5. Итог занятия.