Конспект урока окружающего мира в 1классе " На что похожа наша планета?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Князева Надежда Леонидовна

Конспект урока соответствует требованиям новых ФГОС. Данная разработка поможет вам провести интересный и познавательный урок для первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Открытый урок по окружающему миру

с элементами проектно – исследовательской деятельности

На что похожа наша планета?

1 класс

УМК «Школа России»

         

Цели деятельности учителя: познакомить с планетой Земля и ее формой, движением в пространстве, с моделью Земли – глобусом; развивать умение доказывать выдвигаемые предположения, интерес к окружающему миру.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; моделировать форму Земли; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое устное высказывание о форме земного шара; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: глобусы, мультимедийный проектор. Компьютер,интерактивная доска, мультимедийное приложение «Мир природы»

        

                                         Ход урока:

1.Организационный момент.

1) Создание эмоционального настроя в классе

– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.

– Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.)

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его

Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

- Сегодня у нас с вами важный урок. Будьте внимательны, дисциплинированы, активны. И  начнём мы работу с нашего девиза: « с маленькой удачи начинаются большие успехи!»

2. Актуализация знаний.

- Как называется посёлок,  в котором мы живем?

- В каком крае мы живём?

- Как называется страна?

- Как называется наша планета?

3.  Мотивация учащихся и постановка проблемы.

Как вы думаете,о чём пойдёт речь на уроке? (о планете Земля)

Этот вопрос о нашей планете интересовал людей с самой древности. С ним столкнулся на экзамене Волька- главный герой повести «Старик Хоттабыч».

Учитель читает отрывок из повести. «Купаясь в реке перед экзаменом, Волька вытащил глиняный кувшин. В нем находился заколдованный джин -Хоттабыч. В благодарность за освобождение джин обещал помочь мальчику подсказкой на экзамене, правда, Волька не сообразил, что знания старика устарели. Вот что из этого получилось. Учитель задал вопрос

-«Правда ли ,что Земля имеет форму шара?»

-«Ты изволишь шутить над твоим преданнейшим учеником, если бы она была шаром, то все воды стекали бы с неё вниз,а люди умерли бы от жажды»-, ответил Волька по подсказке Хоттабыча.

-«Земля имела и имеет форму диска и омывается со всех сторон величественной рекой, которая называется океан. Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот так устроен мир, о учительница»

После чтения отрывка проводится беседа с последующей формулировкой проблемы.

- Какой вопрос возник на экзамене? ( о форме нашей планеты)

-Каковы представления о форме планеты  наших  предков?

-на какой вопрос мы с вами сегодня будем искать ответ?

 «Какой формы наша планета?» (проблема)

4.Разрешение проблемы и ознакомление с новым материалом.

  Какой  формы могут  быть предметы? (треугольная, квадратная, прямоугольная, круглая)

А теперь отправимся в путешествие к мудрецам древности.

Сообщение учителя. С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Периодически люди наблюдали природное явление – лунное  затмение и видели на Луне  тень Земли? (показ иллюстраций лунного затмения)

5.Подводящий диалог

-Какая фигура  может иметь такую тень? (круг, овал,….)

А) Демонстрация опыта с лучом прожектора и различными фигурами. Учитель по очереди показывает детям  тень то куба, овала, круга, шара.(фото ниже)

 

   Дети имеют возможность убедиться, что такую тень дает только шар, а не круг, овал и тем более куб.

5.Делается вывод о шарообразности Земли и идет возвращение к поставленной в начале урока проблеме.
- Итак, смогли ли мы ответить на поставленный вопрос? Как вы на него ответите?

Б)Работа с учебником.

-В учебнике представлены другие доказательства шарообразности планеты.

-Рассмотрите иллюстрации и расскажите ещё  каким образом люди смогли убедиться в шарообразности планеты.(рассказ о путешествии Магеллана) и, фото из космоса нашей планеты)

Физкультминутка.

6.Просмотр отрывка мультфильма «Почемучка»

Демонстрация глобуса и беседа о нем, как о модели земли.

-Почему глобус имеет такую форму?

-Какой цвет преобладает на глобусе? Почему?

-Как показана суша?

-Как вы думаете, почему глобус вращается?

Дети высказывают предположение о вращении нашей планеты вокруг своей оси.

7.Мультимедийный показ учащимся  способов вращения Земли вокруг оси и вокруг Солнца.(обучающая программа «Мир природы» раздел «Смена дня и ночи»)

8. Практическая работа

(Учитель предлагает вылепить из пластилина модель Земли)

Учитель: - А как показать сушу?

Дети: - Зеленым, желтым, коричневым цветами.

 (Учитель составляет модель на доске, прикрепляя к голубым кругам материки)

Учитель: - Постараемся расположить сушу на поверхности Земли, это материки, их 6 (Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида - можно не называть).

Учитель: - Завершите работу над своей моделью.

ВЫВОД:

Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого.

Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место.

9. Беседа о бережном отношении к планете.

” мы видим, что живем с вами на самой удивительной планете – нашей Земле.  Скажите, как нужно относиться к планете? Какая опасность ей угрожает? Чем мы можем помочь?

- Обратите внимание на доску. Здесь собрана выставка ваших рисунков на тему: «Сбереги планету для людей!»  Ребята подготовили стихи .

Ученик: 

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.

Ученик:

Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.

Моя планета - планета Земля!
На ней одной цветут цветы,
На ней одной смеются дети,
И нет прекрасней красоты.

И нету голубей планеты.


Она дарила радость нам,
Дарила росы и рассветы,
И не найти по всем мирам
Прекрасней матери - планеты!

1ребенок:   Рыбы, птицы, звери в душу людям смотрят.
И как будто просят: пожалейте нас!

2 ребенок:       Ведь море без рыб - не море,

3 ребенок:     Ведь небо без птиц не небо,

4 ребенок:       Земля без зверей не земля,

Все вместе:     А нам без земли нельзя.

10. Итог урока

Учитель:Какую форму имеет Земля?  Как называется модель Земли?

Дети: Глобус.

Учитель: Как нужно обращаться с Землей?

Дети: Землю нужно беречь и охранять, заботиться о ней и т.д.

11. Рефлексия.

- У вас на парте цветы, давайте украсим нашу планету цветами.

- Если вам на уроке было интересно  комфортно и всё понятно, то выберите красный цветок, если вы немного затруднялись и не всё поняли на уроке, выберите синий цветок, если вам было скучно, неинтересно, трудно, то покажите жёлтый цветок.