Урок по теме «Разнообразие растений»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Горлова Наталья Васильевна

Урок по теме «Разнообразие растений»

3 класс А.А. Плешаков УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytiya_novykh_znaniy_avtosokhranennyy.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Безголосовская средняя общеобразовательная школа» Алейского района Алтайского края

Урок по теме «Разнообразие растений»

3 класс А.А. Плешаков УМК «Школа России»

Составитель: учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Горлова Наталья Васильевна

с. Безголосово 2014г.

Тема: Разнообразие растений.

Планируемые результаты:

- личностные УУД: самоопределение (оформлять свои наблюдения); нравственно-этические (уметь наблюдать, видеть красоту природы); смысло-образование (называть наблюдаемые растения);

- метапредметные УУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы);

- предметные УУД: уметь группировать растения по их признакам и свойствам.

       Цель: изучить сходство и различие групп растений.

       Задачи:

 -  познакомить учащихся с группами растений и их признаками;

 -  учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;

 -  воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

Технология: Системно-деятельностный подход. Формирование новых знаний.

Оборудование: учебник, иллюстрации с изображением водорослей, мхов, папоротников,  компьютер

Составила и провела: учитель начальных классов, учитель 1квалификационной категории Горлова Наталья Васильевна

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Методические комментарии

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

(1-2 мин)

  1. Актуализация знаний.

Цель:  повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  и  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. мин)

3.Постановка учебной

 задачи.

Цель; обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

(4-5 мин)

4.   « Открытие» детьми нового знания.

Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения

   проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование  нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.

(7-8 минут)

5. Физминутка

6.    Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

  • 4-5 минут;

9. Рефлексия

деятельности

 (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • 2-3 минуты;

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

У каждого есть дневник наблюдений отметьте настроение на данном этапе (№1)

-  «На свете нет ничего лучше путешествий!» - так воскликнул французский писатель Жюль Верн. Мы сегодня совершим удивительное путешествие в природу.

- Девиз нашего путешествия: «Любить и охранять природу!»

Для того чтобы отправиться в путешествие нужно вспомнить:

- Какие правила  поведения мы должны соблюдать в природе?  (у каждого ученика памятка).

Чтобы узнать направление нашего путешествия  посмотрите вокруг. Что вы видите?

-  О чем пойдет речь?

-  Наивысшая степень классификации всего живого называется Царство. В древности знали два Царства – Царство растений и Царство животных.  

- Какие четыре Царства выделяют современные ученые? (Царство растений, Царство животных, Царство грибов, Царство  простейших (бактерий и микробов)). Мы посетим Царство растений и в этом путешествии мы будем выполнять роль ученых-исследователей.

-  К путешествию все готовы?  Помогать нам будет волшебный  цветик-семицветик.

Начинаем путешествие…

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели…

Отправь нас в Царство растений.

-Царство растений насчитывает         около 350000 видов, от маленьких         водорослей до огромных деревьев.

- Вы наверное слышали такое выражение: « Растения – зелёная одежда Земли».

Действительно на Земле почти повсюду есть представители царства растений.

Зелёный наряд делает нашу планету красивой и привлекательной.

-- Давайте вспомним, с помощью какого органа растение может получать питание из почвы?

- А какие еще части растений вы знаете?

-Существует наука о растениях. Кто из вас знает, как эта наука называется?

Наука о растениях – ботаника.

-  Как  называют учёных, которые изучают растения .

- Не случайно мы вспомнили части растений, так как сегодня мы узнаем о растениях много нового. Учёные изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп. Попробуйте догадаться, на какие?

- Какая задача сегодня стоит перед нами?

- Для того, чтобы решить поставленную нами задачу, нужно изучить признаки каждой группы растений.

- Куда нам нужно отправиться, чтобы познакомиться с этими группами растений?

- Как вы думаете, где можно больше встретить разные группы растений?

- А какие группы?

- Чтение стихотворения

                         Одуванчик у дорожки

                   В пышной шапке,

                   С длинной ножкой.

                   Я нашла его в лесу,

                   Но с собой не унесу:

                   Лишь возьму его в букет,

                   Дунет ветер – шапки нет.

                                                     Л. Аграчева

- Рассмотрите данное растение и назовите  его части

-чем одуванчик привлекает к себе внимание?

- какой вывод можем сделать?

Чтение слайда.

-  отметьте изученную группу в дневниках (№2)

- Как вы думаете к какой группе можно отнести эти растения?

- По какому признаку?

- Выделите части растений этой группы.

- А есть ли цветы и плоды?

-у хвойных не бывает цветков и плодов, на месте плодов  у них шишки. в которых созревают семена.

- Назовите растения этой группы.

- Изучите группу  группу мхов и папоротников по учебнику. Ответьте на следующие вопросы:

- Где растут?  Какое значение имеют? Какие части растений вы выделите?

- Отметьте в дневниках.

- Куда нам нужно отправиться, чтобы изучить последнюю группу растений?

- Послушаем сообщение.

- Какие части растений вы выделите?

Отметьте в дневниках (№2)

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел

-Итак, вы, как настоящие ученые, изучили признаки различных групп и видов растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания. В вашем дневнике наблюдений  таблица(№3)  Предлагаю работать в парах. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник и полученные знания, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.

-Каждая пара защищает свое мнение о какой-либо одной группе. Другие дети обсуждают.

- Ну что же, теперь вы сами сможете различать растения разных групп. Давайте посмотрим, как у вас это получится. Выберите лишнее растение и объясните, по каким признакам оно отличается.

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

-Пришла пора возвращаться домой. Мы должны попрощаться с лесом.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему  вели…

                          Отправь нас в класс.

- Дополните предложения в своих дневниках (№4)

- Спасибо за урок.

отмечают

Изучение памятки и ответы на вопрос.

-На лоне природы веди себя тихо и незаметно.

- В природе будь вежливым  гостем у добрых хозяев.

-Никому не мешай в лесу, не ломай веток, не тревожь зверей и птиц.

- Радуйся красоте природы, не вреди ей.

- Учись понимать природу, будь её другом и защитником.

- Пользуйся любым случаем, чтобы сделать для природы что-то полезное.

- Запоминай, а потом нарисуй ,что увидел интересное.

-растения

- Мы будем говорить о растениях.

-Царство растений, грибов, животных, простейших (бактерий и грибов).

- корень,

-корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами

- Ботаника.

-Ботаники

  - Низшие растения   -водоросли, мхи, папоротники;          

-  Высшие растения- хвойные, цветковые.

- Изучить сходство и различие групп растений.

- Лес , луг, водоем.

        - в лесу.

- хвойные, цветковые, мхи, папоротники.

-(корень, стебель, лист, цветок, плод).

- у него есть цветы

Вывод: растения у которых есть цветки и плоды – цветковые

-записывают цветковые.

- хвойные                

- Вместо листьев хвоинки.  

- Корень, ствол,  хвоя.  

-Ель, сосна, можжевельник.

Ответы детей.

- мхи, папоротники

- Водоем

- рассказ подготовленного ученика.

- стебли, листья и корни

-водоросли

- работа в парах

- выступление учащихся

Проверка по слайду.

- изучить сходство и различие групп растений.

На доске «Девиз»

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд№4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

-Слайд №10

Слайд №11,12

Слайд№13 №14

Слайд № 15,16

Слайд №17

Слайд №18