Методика организации экскурсии в начальной школе
методическая разработка (окружающий мир) по теме

В данной работе представлены:       методические рекомендации учителям начальных классов по формированию познавательного интереса и развитию умения наблюдать у младших школьников в процессе проведения экскурсии;   разработки уроков-экскурсий по предмету "Естествознание" в начальной школе.

Наблюдения - важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Умение наблюдать не заложено в каждом человеке с рождения, это качество необходимо развивать, стимулировать. Из практики своей работы, я вижу, что уровень умения наблюдать у учащихся возрастает от класса к классу. Д ля этого я веду целенаправленную систематическую работу по развитию умения наблюдать природу, и в первую очередь, природу родного края на уроках естествознания в начальной школе в ходе проведения экскурсий. Процесс формирования познавательного интереса на экскурсии будет более эффективным, если содержание материала будет разносторонним, а процесс учебной деятельности учащихся и их общение будет многообразным, что и даёт нам экскурсия – открытие мира новых явлений общественной жизни.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение экскурсии в начальной школе

Большое значение имеют коллективные походы в театр, кино, на экскурсии. Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, привычек, помогают выбрать линию поведения.

Однако неподготовленные и непродуманные внеклассные мероприятия могут быть безнравственными и даже вредными. Иногда в школах можно наблюдать, например, как детей заставляют идти на заседание клуба любителей музыки. Учащихся не готовят к восприятию музыкальных произведений. Становится стыдно за взрослых, которые приводят на концерт неподготовленную аудиторию. Ни о положительных эмоциях у детей, ни о доброжелательной атмосфере речи в такой ситуации нет. Для того чтобы ребятам было интересно принимать участие в мероприятиях подобного рода, необходимо придерживаться следующих требований:

  • Учащихся нужно готовить к будущему походу в театр, в кино и на экскурсию.
  • Экскурсии, походы в театр должны учитывать интересы учащихся, их вкусы.
  • Должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
  • Экскурсии должны быть связаны с учебными интересами учащихся.
  • Каждое мероприятие должно анализироваться детьми, и мнение учащихся должно учитываться при организации последующих просмотров, походов и экскурсий

Методика организации и проведения экскурсий.  ( Приложение )


Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, заключительную часть, где учитель, подводя итог, обращает внимание учеников на общую картину природы.

Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Он дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.
Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым.
По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

Основные приёмы формирования умения наблюдать.

1. Так, программой начального природоведения предусматривается знакомство учащихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осень. Для ознакомления с этим вопросом на экскурсии в природу, учитель предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти следующим образом:
- Рассмотрите листья этого дерева.
- Какого они цвета?
Для этого надо посоветовать, чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения 1-2 листочка и рассмотреть его в деталях. Полезно предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Затем учитель предлагает вспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным.

2. Хороший приём развития наблюдательности - это приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения.

3. Не менее интересен следующий приём, развивающий у детей наблюдательность, - это приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильно ветра , как падает листок с дерева и т.п.

4. Интересным приёмом развития наблюдательности является использование на уроках-экскурсиях стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов, использование пословиц и поговорок.

После прочтения идёт
беседа:
- Что подметил автор в своём отрывке?
- Можно ли это явление увидеть в природе? - Видели ли вы это?
- Какие образные слова использует автор, чтобы описать это явление? Почему? - С чем сравнивает автор это явление природы?

5. Развитию речи учащихся, сообразительности, наблюдательности может помочь использование на экскурсиях в природу народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников. Детям очень нравиться находить в различной литературе приметы того, или иного явления природы, предсказывать погоду следующих дней.

Чтобы развить у детей наблюдательность и пробудить интерес к природе родного края, рекомендую составлять для каждого времени года памятки-инструкции. Эти памятки вывешиваются в классе рядом с календарём природы.
Вот примеры таких памяток.

Технологическая карта  урока - экскурсии

По своему месту в учебном процессе экскурсии чаще всего являются заключительными – они проводятся после изучения той или иной темы или раздела программы и позволяют закрепить, углубить, обобщить изученный материал, «выводят» знания учащихся из стен класса и знакомят учащихся с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни, технике, производстве.

Название предмета:

Класс:

Урок №

Дата:

Тема:

Образовательные цели:

1. Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных при изучении темы «….».

2. Предоставление учащимся возможности получения практической информации по теме «…»; знакомство с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни, технике, производстве.

3. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса

Развивающие цели:

1. Расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся.

2. Формирование умения объяснять явления, применять знания в новой ситуации

Воспитательные цели:

1. Знакомство с лучшими представителями выбранной профессии, с новаторами; воспитание уважения к людям труда

Место урока в системе уроков данного раздела:

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации ЗУН, СУД

Основные термины и понятия:

Межпредметные связи:

Познавательные УУД:

1. Устанавливают причинно-следственные связи между объектами.

2. Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям.

3. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Коммуникативные УУД:

1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации.

2. Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации.

3. Приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия

Регулятивные УУД:

1. Учатся контролировать и оценивать свои действия.

2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.

3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

4. Выполняют учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме

Личностные УУД:

1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение.

2. Учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями

Этап урока

Форма/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурс

I

Подготовительный

1. Выбирает объект экскурсии, на котором можно наиболее наглядно осуществить показ изученных явлений и законов.

2. Знакомится со специальной литературой.

3. Составляет подробный план экскурсии.

4. Проводит организационную и консультационную работу с представителями предприятия.

5. Лично проверяет объект на предмет соблюдения техники безопасности и личной безопасности учащихся

На предшествующем экскурсии уроке получают вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии

1. Специальная литература по теме.

2. Учебник

II

Организационный

Коллективная/фронтальная беседа

1. Сообщает учащимся о цели мероприятия.

2. Настраивает на плодотворную работу.

3. Предупреждает о правилах поведения на объекте, соблюдении техники безопасности (фиксирует в журнале по технике безопасности)

Готовятся участвовать в мероприятии

III

Центральный

а) начало маршрута

Вступительная беседа

Освещает особенности предприятия: выпускаемая продукция и ее применение в быту, производстве и т.п., явления или законы, лежащие в основе технологических процессов

Включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии

б) Вслед за экскурсоводом/ведущим...

Монолог с элементами беседы

Контролирует ход экскурсии

1. Внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные.

2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя, полученные перед экскурсией

в) Спроси у меня…

Фронтальная беседа

Направляет поток вопросов к экскурсоводу в рациональное русло

Выясняют вопросы, возникшие по ходу экскурсии

V.

Итоговый

Фронтальное обсуждение

1. Благодарит представителей предприятия за помощь в организации экскурсии.

2. Напоминает учащимся о необходимости в срок, назначенный учителем, подготовить отчет об экскурсии с приложением подготовленного экскурсионного материала.

3. Намечает методы применения экскурсионного материала в последующем учебном процессе и во внеклассной работе – в качестве раздаточного материала для лабораторных работ и упражнений, для изготовления стендов, схем, плакатов, составления задач, для выпуска специальных номеров стенных газет, для проведения вечеров

1. Делятся впечатлениями.

2. Уточняют вопросы по теме экскурсии, по технологии изготовления экскурсионного материала:

а) коллекционный материал,

б) схемы и/или плакаты,

в) паспортные данные технических установок

  1. Памятки

Что наблюдать и делать осенью.

  1. Изменения природы в окрестностях школы в травяном покрове.
  2. Подготовка растений к зиме: кустарники и деревья осенью.
  3. Окраска листьев. Листопад.
  4. Вечнозелёные растения.
  5. Сельскохозяйственные растения.
  6. Сезонные работы в саду и в огороде.
  7. Плоды и семена декоративных растений. Их сбор и хранение.
  8. Различные способы распространены семян дикорастущих растений.
  9. Сбор лекарственных растений и их заготовка.
  10. Подготовка животных к зиме.
  11. Жизнь в водоёме и др.


Что наблюдать и делать зимой.

  1. Определение средней толщиной снежного покрова.
  2. Значение роста снежного покрова.
  3. Жизнь растений под снегом.
  4. Снегозадержание.
  5. Влияние полезащитных полос для снегозадержания.
  6. Жизнь животных. Чьи следы на снегу?
  7. Организация подкормки птиц.
  8. Проверка пригодности семян к посеву.
  9. Водоёмы зимой и др.


Что наблюдать и делать весной.

  1. Таяние снега.
  2. Протравливание семян, работа в парках, в саду, на огороде, в поле.
  3. Наблюдение за развитием кустарников и деревьев.
  4. Сокодвижение.
  5. Распускание листьев. Начало цветения.
  6. Наблюдение за развитием травянистых растений.
  7. Подготовка почвы к севу.
  8. Посев и посадка полевых и огородных растений.
  9. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными.
  10. Пробуждение жизни в водоёме и др.


Что наблюдать и делать летом.

  1. Летний травяной покров.
  2. Строение цветка.
  3. Сорные растения в полях и огородах (описание и гербарий)
  4. Борьба с сорняками.
  5. Развитие кустарников и деревьев в летних условиях.
  6. Летние работы в огороде, саду, колхозе.
  7. Уход за культурными растениями.
  8. Пропалывание.
  9. Цветение и созревание зерновых культур.
  10. Сенокошение.
  11. Летняя жизнь животных.
  12. Растительность и животный мир водоёмов.


Основной задачей учителя при формировании наблюдательности, я считаю, должно быть обучение детей приёмам наблюдения с целью перенесения того знания на объекты или явления природы, которые они будут потом наблюдать самостоятельно.

                 2. Содержание и структура экскурсии.

Структура экскурсии:

  1. вводная беседа;
  2. коллективное наблюдение;
  3. индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
  4. сбор материала;
  5. игры детей с собранным материалом;
  6. заключительная часть, во время которой учитель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

                3. Методические рекомендации и разработки уроков-экскурсий по предмету «Естествознание» в начальной школе.

РАННЯЯ ОСЕНЬ (общие рекомендации).
Цель: подвести учащихся к пониманию того, что человек — часть живой природы, что природа, в частности лес или парк, оказывает благоприятное воздействие на здоровье, самочувствие и настроение человека.

Экскурсии в лес (парк) желательно проводить в одну и ту же местность. Можно совмещать их с природоведческими экскурсиями, тогда, соответственно, удлиняется время их проведения. Первая из таких экскурсий проводится в начале учебного года, в период ранней осени, в ясный солнечный день.

При проведении экскурсии важно обратить внимание на одежду и обувь учащихся, побеседовать на тему, какая одежда и обувь наиболее соответствуют погодным условиям, почему.

Детей могут сопровождать, кроме учителя, 1—2
родителя. Не следует придерживаться жесткой дисциплины во время экскурсии. Дети идут свободно, общаясь между собой, высказывая свои впечатления.

Следует подчеркнуть пользу пеших прогулок, обратить внимание на радостное, приподнятое настроение детей, на те факторы, которые их вызывают. Можно поговорить, как влияет природа на органы чувств, рассказать, что зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, зрение, что лесной шум и шелест листьев благоприятны для слуха, обратить внимание детей на разнообразие запахов и осязательных ощущений в лесу. С этой целью можно предложить детям потрогать кору разных деревьев, листья, понюхать цветы. Учитель беседует о том, чем можно полакомиться в осеннем лесу, а что нельзя есть, можно ли пробовать на вкус незнакомые растения, плоды, ягоды и семена.

Педагог учит детей правилам поведения в лесу — идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Можно поговорить о возможных неожиданных встречах — с дикими животными, насекомыми, змеями, посторонними людьми, о том, как вести себя, чтобы не заблудиться. При беседах с учащимися необходимо обращаться к жизненному опыту детей: были ли у вас неприятные случаи, встречи в лесу? как вы с ними справились? и т.д.

Если в лесу (парке) встретятся лекарственные растения (шиповник, рябина и др.), грибы, следует о них поговорить подробнее.
Во время экскурсии возможны различные дидактические игры. Например, выбери самый красивый уголок в лесу, попробуй рассказать, чем он тебе понравился. Нарисуй словесный портрет дерева. Расскажи про самое удивительное растение. Правда ли, что растения чувствуют добро, зло, боль? Поговори с деревом. Кто больше услышит звуков? Какой запах кажется тебе наиболее приятным? Есть ли в лесу запоздалые цветы? Найди их.

При подведении итогов экскурсии можно коротко поговорить на тему Природа и здоровье, что дала экскурсия для здоровья детей, как лес повлиял на настроение и самочувствие детей.

Экскурсия в осенний лес. 2 класс.
(проводится в начале учебного года).

                                 4. Задачи экскурсии:

  • сформировать у учащихся общее представление о лесе;
  • показать красоту и разнообразие растении леса, приспособленность к совместной жизни;
  • познакомить, с некоторыми животными леса;
  • расширить знания учащихся о грибах.

Оборудование: коробки для сбора раздаточного материала, совок, секатор или нож (у учителя), термометр, компас.

                                   5. План экскурсии.

1. Правила поведения на экскурсии.
2. Погода сегодняшнего дня (характеристика состояния неба, измерение температуры воздуха по термометру, определение наличия ветра (по верхушкам деревьев) и его на правления с помощью компаса).
3. Общий вид леса (преобладающая окраска, очертания вершин деревьев).
4. Условия жизни в лесу (освещенность, влажность, температура воздуха, особенности почвы).
5. Растения леса (самостоятельные наблюдения учащихся по карточкам-заданиям, приведенным в учебнике). Охватываются все жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения.
6. Ярусы леса (рассказ учителя с привлечением результатов наблюдений учащихся на данной экскурсии).
В лесу растут деревья, кустарники и травянистые растения. Все они требуют разное количество света, тепла, влаги. Одни из них светолюбивые, а другие, наоборот, хорошо растут в тени и на открытых участках погибают от перегрева. Третьи нуждаются в тепле и т. д. Чтобы ужиться вместе большому разнообразию растений, необходимы специальные приспособления. Одно из них — ярусное расположение. Верхний, или первый, ярус образуют деревья, выносящие свои кроны к свету, например дуб, липа, старая береза. Под ни ми во втором ярусе растут рябина, черемуха. Третий ярус составляют кустарники, а четвертый — травянистые растения. Пятый ярус составляют мхи и грибы. Освещенность в лесу уменьшается от яруса к ярусу, но этому внизу растут самые теневыносливые растения. Почва в лесу покрыта опавшими листьями деревьев и кустарником, остатками отмерших травянистых растений, которые образуют лесную подстилку. Она населена мельчайшими организмами — микробами. Под действием микробов остатки растений разлагаются, образуя перегной. Перегной превращается в минеральные вещества. В результате в почву пол вращаются взятые у нее растениями питательные вещества.
7. Животные леса (коллективные наблюдения учащихся). Внимание учащихся обращается на то, что каждое животное принадлежит к определенному ярусу. Там оно добывает пищу, скрывается от врагов, устраивает жилище и выращивает потомство.
8. Грибы и правила их сбора (проводится беседа в объеме информации учебника).
9. Беседа об использовании леса и мероприятиях по его охране.
10. Сбор материала для проведения уроков в классе, для изготовления гербариев и коллекций. Собираются опавшие листья разной окраски, плоды и
шишки; срезаются ветки деревьев и кустарников; выкапывается с корнем 2—3 экземпляра травянистых растений.
11. Подведение итогов экскурсии.
12. Домашнее задание.

Растения леса. Грибы. 3 класс.
Задачи урока:

  • уточнить представления учащихся об условиях жизни в лесу, приспособленности растений леса к совместной жизни;
  • продолжить знакомство с особенностями растений леса (на основе материала, собранного на экскурсии);
  • научить различать эти растения.

На уроке используются ветки и гербарии хвойных и лиственных деревьев, ветки кустарников, гербарии травянистых растений леса, таблица или картина "Лес".
Урок можно начать с чтения стихотворения Вс. Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный..." Это позволит не только создать определенный эмоциональный настрой, но и вспомнить впечатления о лесе, полученные во время экскурсии.

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ УЧИТЕЛЯ
Лес — природный комплекс, состоящий из древесных растений одного или нескольких видов, растущих близко друг от друга (образующих более или менее сомкнутый древостой), и множества других организмов разных царств вместе с почвами, поверхностными водами и прилежащим слоем атмосферы.
В начале урока учитель предлагает учащимся сравнить условия жизни на лугу и в лесу. На основе сравнения дети подводятся к выводу о том, что состав растений на определенной территории зависит от условий окружающей среды (освещенность, влажность, температура воздуха, состав почвы). В то же время и сами растения (прежде всего деревья) оказывают влияние на окружающую среду.
Затем учитель просит учащихся вспомнить о значении ярусного расположения растений в лесу. Если экскурсия не проводилась или данный вопрос не рассматривался, учитель рассказывает о ярусах леса.
Далее учащиеся читают по учебнику статью "Какие растения растут в лесу".
Работая с текстом статьи, дети узнают о том, что разные деревья по-разному влияют на окружающую среду. Так, сосновые леса светлые и сухие, а еловые тенистые и влажные. В лиственном лесу светлее, чем в еловом, но темнее, чем в сосновом. Поэтому растения нижних ярусов лиственного леса отличаются от растений нижних ярусов елового и соснового леса.
На следующем этапе урока проводится практическая работа по изучению особенностей хвойных растений леса. Учащимся предлагаются следующие задания:
1. Рассмотрите ветки сосны и ели. Сравните их хвоинки по размеру, форме, окраске, запаху, на ощупь, по расположению на ветке.
2. Рассмотрите шишки сосны и ели. Сравните их по размеру, форме и окраске.
3. Рассмотрите семена сосны и ели. По внешнему виду определите способ их распространения.
4. Сравните по рисункам кроны сосны и ели. Объясни те различия между ними.

Затем учащиеся приступают к выполнению практической работы по изучению лиственных растений леса. Задания для этой работы могут быть следующими:
1. Рассмотрите ветки лиственных деревьев и кустарников. Сравните их листья по размеру, форме, окраске, рас положению на ветке.
2. Сравните стебли веток по форме, окраске, на ощупь.
3. Рассмотрите плоды этих растений. Определите способ распространения плодов и семян.

Знакомство с кустарничками и травянистыми растения ми леса целесообразно провести в форме беседы с демонстрацией гербариев этих растений. Следует обратить внимание учащихся на некоторые признаки приспособленности растений к жизни в условиях сильной или частичной затененности (светлая окраска цветков для привлечения насекомых опылителей, яркие сочные плоды, привлекающие птиц, которые распространяют их семена). Далее учитель рассказывает о строении и жизни шляпочных грибов. О разнообразии и правилах сбора грибов дети читают по учебнику в статьях «Грибы» и «Как собирать грибы».

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ УЧИТЕЛЯ
Лиственные деревья леса
Дуб легко узнать даже поздней осенью или зимой по его мощному стволу, широкой раскидистой кроне и толстым корявым веткам. У молодых дубов ствол покрыт гладкой корой, а у старых — грубой с глубокими трещинами. Он крепко держится в земле широко и глубоко уходящими и нее корнями. Дуб требователен к теплу, поэтому хорошо растет, когда окружен другими деревьями, задерживающими холодные ветры. Но в то же время он нуждается в хорошем освещении. Крупные жесткие листья дуба держатся на ветках до самой зимы. Ежегодно на дубе образуются плоды-желуди, которые висят на ветках до осени, а затем падают на землю.
Первой из деревьев зацветает ольха. Как только повеет в воздухе теплом, так начинают распускаться ее мужские соцветия — сережки, рассыпая пыльцу. Пыльца подхватывается ветром, который свободно проникает в безлистный лес. Опыленные женские сережки созревают очень долго. Только глубокой осенью высыпаются из них крылатые золотистые плоды. Сережки же одревесневают, превращаясь в маленькие «шишечки», а затем опадают.

ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА (общие рекомендации).
Если учитель располагает временем, зимнюю прогулку с детьми желательно организовать два раза. Первый раз — в начале зимы перед изучением темы «Зима в мире растений», а второй раз — в феврале, когда основной «зимний» материал по естествознанию изучен, а зимние природные явления наиболее выражены, что очень удобно для фенологических наблюдений. В феврале также активизируется жизнь зимующих птиц, поэтому наиболее вероятны встреча с ними и наблюдения за их жизнью в лесу (парке). Далее будет приведено описание модели одной экскурсии, в котором раскрывается изучаемый материал учебника и начала, и конца зимы.
Экскурсии проводятся в городской парк или пригородный лес во внеурочное время. Не следует организовывать экскурсию в такое время, когда в парке или в лесу слишком много народа: это может помешать восприятию детьми природы. Цель этих экскурсий — разгадка «загадок» зимнего леса: наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами. Главное при этом — создание атмосферы любования загадочной красотой спящего леса.
Во время зимних прогулок большое внимание должно уделяться созданию положительного эмоционального фона. Дело в том, что зимой детям большую часть времени приходится проводить дома, а это не может не сказываться на их настроении. Длинная зима характерна для климата России, и в особенности Сибири. Она сформировала во многом и характер, и мировосприятие россиян. Поэтому привитие детям умения чувствовать таинственную прелесть русского заснеженного леса, неяркую красоту зимнего дня, желания слушать загадочное молчание спящей природы — это тоже часть патриотического воспитания.
В конце зимы ослабляется иммунитет у многих детей, поэтому на экскурсиях целесообразно усилить внимание к здоровьесберегающим технологиям (тренировочные дыхательные упражнения на свежем воздухе).
Во время зимних экскурсий дети активно используют атлас-определитель "От земли до неба" А. А.Плешакова.


Урок-экскурсия "Учись наблюдать". 2-й класс.
Цели:
• развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать содержательный план наблюдений;
• обогатить учащихся предметными знаниями о признаках весны с учетом местного природного окружения.
Урок проводится в мае, учитель заранее предупреждает детей об экскурсии на природу, советует, как нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей (лупы, альбомы для зарисовок, блокноты для записей, коробочки, баночки, небольшие сумочки).
Перед началом экскурсии в классе проводится беседа о том, что дети будут наблюдать и как они будут проводить наблюдения, а также об известных им правилах поведения в природе (не шуметь, не срывать растения, не ломать ветки, не отходить от группы и т.д.).

ХОД БЕСЕДЫ.
Учитель. Тема сегодняшней нашей экскурсии "Учись наблюдать". На экскурсии мы будем наблюдать весенние явления в природе и учиться приемам наблюдения.
Мы с вами наблюдали весенние изменения в природе, читали рассказы, рассматривали рисунки, картины о весне. Назовите весенние месяцы. Какой сейчас идет месяц? (Дети называют).
– Когда вы заметили первые признаки весны? Расскажите о своих наблюдениях.
-. Обобщите данные ваших наблюдений за март, апрель по календарю природы и труда.
Дети подходят к классному календарю. Отмечают, что несколько раз в марте шел снег, считают числа ясных солнечных и пасмурных дней в марте и апреле.
– Какой вывод вы сделали? ( В апреле стало значительно теплее, стало больше солнечных дней. )
-. Вспомните, как мы называли разные периоды весны. ( Март – весна света; апрель – весна воды.)
-. Как мы назовем весну в мае? ( Весна цветов. Цветы в мае. Цветение деревьев. Зеленая весна.)
- Я запишу на доске памятку-план из ваших предложений – за чем мы будем наблюдать, сделаю небольшие дополнения.
Учитель записывает на доске план.
План.
1. Состояние погоды: температура воздуха, ясно или облачно. Какие облака.
2. Как цветут деревья.
3. Цветение травянистых растений.
4. Поведение насекомых и птиц.
5. Работа на приусадебных участках.
6. Жизнь водоема (на примере пруда за школой).

– Теперь подумаем, какие качества характерны для наблюдательного человека.
- Почему многие деревья цветут до появления листьев?
- Какие еще качества характерны для наблюдательного человека?
- Кто видел листья мать-и-мачехи, нарисуйте их. Когда они появляются у растения?
Дети рисуют листья, рассказывают, что они появляются летом.
– Вы выделили очень важное качество: наблюдательный человек подмечает изменения в природном явлении, подмечает малозаметные детали.
Приведите примеры, когда наблюдательность помогала людям.
– Нужно уметь различать ядовитые растения и не собирать их в лесу, например ягоды (плоды) ландыша.
– Нужно уметь различать и знать редкие растения, которые надо охранять.
– Когда я смотрю в окно и вижу, как люди одеты, я узнаю, как мне нужно одеваться.
- Вы привели очень хорошие примеры. Наблюдательность важна в жизни человека любой профессии. Я хотела, чтобы вы выделили еще одно очень важное качество наблюдательного человека. Подумаем, почему это качество важно в жизни.
– Например, какой лед на реке и можно ли переходить реку или это опасно.
- Давайте запишем качества наблюдательного человека, о которых вы говорили.

1. Умение полно подмечать особенности объектов, явлений.
2. Умение подмечать малозаметные детали. Умение пользоваться лупой.
3. Умение вести длительные наблюдения, фиксировать изменения.
4. Умения вести наблюдения планомерно.
5. Умение делать выводы из наблюдений.
6. Умение вести записи по результатам наблюдений.
Экскурсия проводится в окрестностях школы.

План проведения экскурсии, намеченный учителем, соответствовал выделенным направлениям наблюдений весенних изменений в природе первой половины мая.
1. В начале учащиеся фиксировали температуру воздуха по термометру, сопоставляли с данными сводки погоды. Наблюдали цвет неба, облаков. Сделали заключение, что хорошая солнечная погода создает хорошее настроение.
2. Далее учитель сосредоточил внимание детей на особенностях роста и развития растений в этот период весны.
Учащиеся рассматривали и характеризовали молодые листочки березы, тополя.
Подметили, что на земле много почечных чешуек тополя, некоторые ребята пояснили, что почечные чешуйки защищают почки от замерзания зимой, а сейчас почки лопаются и чешуйки опадают. Учитель предложил внимательно рассмотреть чуть лопнувшие почки на кусте сирени, использовать лупы. Учащиеся правильно назвали листовые и цветочные почки, вспомнили рисунки почек в разрезе из учебника, с интересом рассматривали нераспустившиеся цветки сирени.
По собственному побуждению ребята стали делать записи, рисунки в своих блокнотах. Они расходятся по участку небольшими группами в 5–6 человек, обсуждают то, что их заинтересовало.
Учитель предложил продолжить наблюдения в течение нескольких дней и потом рассказать ребятам, насколько быстро растут листочки весной.
Второклассники рассматривают, как цветут клен, черемуха.
3. Учитель в ходе экскурсии показывает подготовленные красочные альбомы, открытки цветущих растений, декоративных садовых культур. Для создания поэтического видения неповторимости и красоты природных явлений читает поэтические строки стихотворения С.Есенина "Черемуха".
Черемуха душистая,
Развесившись стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Учитель использует игровые приемы, загадки.

4. В ходе экскурсии учитель сообщает дополнительные сведения о градации периодов весны по наблюдениям роста и развития растений. Зеленая весна – от полного схода снега на полянах до зацветания черемухи в лесу; поздняя весна – от зацветания черемухи до отцветания яблони. Учащиеся делают вывод, что на экскурсии они наблюдают конец зеленой весны, потому что уже зацветает черемуха.
5. На открытой местности, за участком школы, ребята видят множество цветущих одуванчиков, крапиву, подорожник, листья лопуха. Называют эти растения.
6. Во время экскурсии учащиеся видели бабочек, слышали голоса птиц – свист скворцов, чириканье воробьев, видели ворону.
Сделали вывод, что грач и ворона похожи по величине, форме клювов, отличаются расцветкой оперения, формой головы. Попутно повторили определения, каких птиц называют зимующими, оседлыми и перелетными.
7.В конце экскурсии учитель возвращает школьников к обозначенной теме урока: "Учись наблюдать". Подводит некоторые итоги, констатирует, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания.
Учащиеся получают задания подумать, какие качества наблюдательности они проявляли и какие качества каждому еще нужно тренировать.
Содержательный итог наблюдений весенних изменений в природе учитель проводит в классе в соответствии с расписанием занятий по предмету "Окружающий мир".
Предлагаются темы творческих сочинений "Моя зеленая весна", "Я и природа весной", "Как я изучаю окружающий мир". Эту работу учащиеся могут выполнять по желанию.

Здравствуй, Лето красное!
(игровая прогулка в школьном лагере)

Ход прогулки:
1.Вступление.
Здравствуй, лето! Здравствуй, лето!
Ярким солнцем все согрето!
В лес зеленый побежим
На полянке полежим!
Здравствуй, речка голубая!
Здравствуй, Здравствуй, рожь густая!
Здравствуй, белая ромашка!
Здравствуй, розовая кашка!
Много надо нам цветов
Для букетов и венков!

Здравствуй, ягода лесная!
Здравствуй, белка озорная!
Снова лето к нам пришло
Это очень хорошо!
-Как вы думаете, о каком времени года эти строки? А какие признаки лета вы знаете? Какие изменения вы заметили в нашем парке по сравнению с весной?

2. Основная часть.
Отгадайте-ка мои загадки! Сейчас мы проверим, как вы знаете деревья!
Русская красавица стоит на поляне
В зеленой кофточке, в белом сарафане! (береза)
Какое дерево живет дольше других деревьев? (дуб)
Все паны скинули кафтаны. Один пан не скинул кафтан. (сосна, ель)
-А зачем нам нужны деревья?
-А сейчас мы проверим, как вы знаете цветы!

1 Я шарик пушистый
Белею в поле чистом.
А дунул ветерок
Остался стебелек. (одуванчик)
2. Стоит в саду кудряшка
Белая рубашка
Сердечко золотое
Что это такое? (ромашка)

3. Эй, звоночки, синий цвет
С язычком, а звону нет. (колокольчик)
Эстафеты.
- А теперь угадайте, про какое насекомое я вам загадаю!
Не птица, а с крыльями
Не пчела, а летает. (бабочка)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком
Он поделится медком. (пчела)
Не зверь, не птица
А нос как спица. (комар) 4. С ветки на тропинку
С травки на былинку
Прыгает пружинка
Зеленая спинка (кузнечик)

Эстафеты.

3.Заключительная часть.
Заключительная беседа о красоте лета, о бережном отношении к природе.

4.Задание по группам.
Нарисовать рисунки на тему: "Как я отдыхаю летом в лагере".

Приложения

Приложение 1.

«Природные наблюдения зимой» (экскурсия)

Задачи:

а) образовательные: установить рассеивание семян зимой; пронаблюдать за живым миром (птицы, мыши и т.д.) и изучить их следы и повадки зимой; изучить внешний вид деревьев в зимнее время года; изучить и исследовать шурф; изучить температурные изменения в природе; сформировать умение наблюдать за природой и работать в группах; формировать умение работать с оборудованием.

б) воспитательные: формировать отзывчивость ко всему живому в природе; физическое воспитание: укрепление здоровья детей в процессе проведения наблюдений природы. Эстетическое воспитание: воспитывать эстетическое видение природы через показ красоты строения, формы и цвета.

в) развивающие: развивать наглядно-образное мышление; формировать умение сравнивать деревья, животных по внешнему виду; развивать наблюдательность школьников в процессе проведения наблюдений за природой.

Оборудование: блокнот, карандаши, мешок для сбора, термометр уличный, лопата, снегомерная рейка 1м, дневники наблюдений природы.

Ход урока.

I. Организация класса

- Ребята, послушаем тишину

II. Фенологическая минутка

Дежурный фиксирует погоду на доске, устанавливает причины изменения погоды; обобщает сезонные изменения в природе за неделю.

III. Объяснение новой темы

– Ребята, экологи прислали вам письмо (зачитывает)

Ребята! Нам понадобилась ваша помощь, мы не успеваем провести природные наблюдения г.Новокузнецка зимой, так как находимся в Африке. Сегодня на уроке естествознания вам нужно провести наблюдение за природой своего города. Для этого вам нужно поделиться на 5 групп, и выполнить следующие наблюдения:

- пронаблюдать за внешним видом деревьев и зарисовать их

- найти следы зверей на снегу и зарисовать их

- изучить слои снега и зарисовать их

- найти и собрать растения с осени

- измерить температуру у почвы и на поверхности снега

Мы на вас надеемся, заранее благодарны.

Экологи

(дети делятся на группы, выбирают ответственного за оборудование, получают карточки, инструкции, получают необх.оборудование)

IV. Самостоятельная работа учащихся

Ребята самостоят-но выполняют работу, учитель при необходимости помогает им

V. Физкультминутка

Ручки вверх, ручки вниз, на носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок

А затем поприседаем, никогда не замерзаем.

VI. Беседа по итогам наблюдений

Каждая группа отчитывается перед классом о своем наблюдении. Вместе пишут отчетное письмо экологам, учитель интересуется, понравилось ли детям наблюдать за природой, что нового узнали

VII. Подведение итогов

Оценивается работа детей, выставление отметок в дневник, журнал

Коллективный обед (дети заранее приносят чай, печенье, конфеты)

Приложение 2.

Экскурсия «Осенние изменения в природе». (Октябрь)

Цель:

  • закрепить знания, умения и навыки детей по пройденному материалу;
  • учить различать признаки времен года;
  • с помощью поэтического слова показать красоту осени;
  • уточнить и систематизировать знания о характерных признаках осени;
  • научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда;
  • закрепить знания о растительном и животном мире в период наступления осени;
  • воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе;
  • обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, развивать речевую деятельность.

Этапы урока

Традиционные рекомендации.

Наши рекомендации.

1. Орг.момент.

1. Эмоциональный настрой детей. Обращается внимание на красоту природы, неба, растений.

1. Учитель читает стихотворение Е.Головина «Осень»:

Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней.

-какие приметы осени отметил автор?,– а какие вы еще приметы знаете?

2. Повторяются правила поведения в природе.

2. Какое правило нам не подходит и почему?

-Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите!

-Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, и вы не узнаете ни одной тайны!

-Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

2. Основная часть.

1. Характеристика погоды дня:

-какое сейчас время года?

-какая сегодня погода?

-как светит солнце?

-как выглядит парк по сравнению с летом?

-как изменилась погода по сравнению с летом?

-измерим температуру воздуха (учитель).

Беседа:

-вспомните первые признаки осени;

-сравните общий вид леса в летнее и осеннее время;

-обратите внимание на красоту природы;

-как вы думаете, почему у тополей, по сравнению с другими деревьями, раньше желтеют и опадают листья?

(дети отвечают с помощью учителя)

Учитель говорит о значении и мерах по охране изучаемых растений.

2. Наблюдение за жизненными формами растений (дерево, кустарник, трава):

-учим детей различать деревья, кустарники и травы;

-учим различать лиственные и хвойные деревья;

-знакомство с изменениями в жизни растений осенью: окраска листьев, опадание листьев, изменения травянистых растений, плодов, грибов.

2. Далее учащиеся разбиваются на группы по 2-3 человека и работают самостоятельно. Задания группам учитель составляет заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы учитель еще раз напоминает о том, какое количество материала надо собирать и как это делать. Подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы: с деревьев и кустарников ветки не ломать, собирать опавшие листья, веточки, кору.

3. Изменения в жизни животных: насекомые, птицы, звери.

4. Сбор экскурсионного материала.

5. Игра.

Подвижная игра «Летает – не летает».

Заключительная часть.

Подведение итогов, выводы: С наступлением осени стало холоднее, листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску. Они становятся бурыми, желтеют и опадают. Травы увядают. Созревают плоды и семена. Изчезают насекомые. Птиц стало меньше. Они улетают в теплые края.

В конце экскурсии обобщаются результаты выполненной учащимися самостоятельной работы и проводится заключительная беседа о том, что дети узнали нового на экскурсии.

Домашнее задание.

Домашнее задание: составить рассказ об экскурсии по следующим вопросам

- с какими осенними явлениями в жизни растений вы познакомились?

- по каким признакам различают деревья, кустарники, травы?

- опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений, с которыми познакомились на экскурсии.

Задания для осенней экскурсии:

1 группа:

1. Измерьте с учителем температуру воздуха на месте экскурсии, сравните с летней. Как она изменилась?

2. Соберите опавшие листья, постарайтесь определить, с какого дерева они опали.

5 группа:

1. Посмотрите, что стало с почвой по сравнению с летом. Почему?

2. Как изменилось поведение насекомых по сравнению с летом? Почему? Понаблюдайте за их внешним видом. Много их или мало? Где больше – в тени или на солнце? Почему?

2 группа:

1. Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему?

2. Найдите 3-4 цветущих травянистых растения. С помощью учителя определите их название.

6 группа:

1. Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних?

2. На каких травянистых растениях вы заметили семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакетик для подкормки птиц зимой.

3 группа:

1. Отметьте, как светит солнце по сравнению с летом. Почему?

2. Проведите наблюдения за кустарниками. Какие на них (по окраске) листья, на каких есть плоды? Соберите опавшие плоды и опавшие листья различной окраски.

7 группа:

1. Пронаблюдайте, какие растения остались зелеными, на каких много красных, желтых листьев. Почему?

2. Соберите листья травянистых растений различной окраски и формы. Положите в папку. Сделайте гербарий.

4 группа:

1. Пронаблюдайте, как изменились водоемы по сравнению с летом. Почему?

2. Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Соберите листья различной окраски, опавшие с деревьев.

8 группа:

1. Отметьте, какие работы выполняют люди осенью в парках, садах, поле, на лугу. Почему?

2. Соберите опавшие плоды деревьев. С помощью учителя определите, каким деревьям они принадлежат. Сделайте коллекцию плодов.

Тема «Сезонные изменения в природе». 

Задания для учащихся

Осенняя экскурсия

Фамилия, имя ________________________________________

Дата экскурсии ___________________________________________

Задание 1. Запиши результаты наблюдений за погодой.

  1. Облачность (ясно, переменная облачность, пасмурно) ________________________________________________________________
  2. Осадки (дождь, снег, без осадков) ________________________________________________________________
  3. Ветер (нет ветра, слабый ветер, ветер средней силы, сильный ветер) ________________________________________________________________
  4. Пройдите по траве. Можно ли увидеть на траве или обуви остатки влаги? ________________________________________________________________

Задание 2. Каких насекомых ты наблюдал во время экскурсии?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 3. Каких птиц ты наблюдал во время экскурсии?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 4. Найди на пришкольном участке пять различных деревьев. Для каждого из деревьев:

  1. Определи название и запиши.
  2. Рассмотри листья и зарисуй цветными карандашами их цвет.
  3. Заштрихуй часть кружка, чтобы показать, какая часть листьев еще осталась на дереве.

Название дерева

Цвет листьев

Оставшаяся на дереве часть листьев

Весенняя экскурсия

Фамилия, имя ________________________________________

Дата экскурсии ______________________________________

Задание 1. Запиши результаты наблюдений за погодой.

  1. Температура воздуха ______________
  2. Как светит солнце _____________________
  3. Облачность (ясно, переменная облачность, пасмурно) _______________________________________________________________
  4. Осадки (дождь, снег,  ез осадков) ________________________________
  5. Ветер (нет ветра, слабый ветер, ветер средней силы, сильный ветер) _______________________________________________________________
  6. Если снег еще не совсем растаял, напиши, где он лежит

__________________________________________________________________

Задание 2. Растения.

1) На каких деревьях появились листочки? _________________________________________________________

2) Найди и напиши названия деревьев, которые цветут до распускания листьев. __________________________________________________________________

3) Рассмотри веточку лиственного дерева. Найди почки, из которых появятся листочки, и почки, из которых появятся цветы. Зарисуй веточку и укажи найденные части.

__________________________________________________________________

4) Найди и напиши названия первоцветов.

__________________________________________________________________

5) Определи названия 5-6 травянистых растений, которые начали расти. Два из них нарисуй на обратной стороне листа и подпиши названия. __________________________________________________________________

Задание 3. Животные

1) Каких насекомых вы встретили во время экскурсии? __________________________________________________________________

2) Каких птиц вы встретили во время экскурсии? Укажи, какие это птицы –зимующие или перелетные. __________________________________________________________________

Зимняя экскурсия

Фамилия, имя ________________________________________

Дата экскурсии ______________________________________

Задание 1. Запиши результаты наблюдений за погодой.

  1. Температура воздуха ______________
  2. Как светит солнце _____________________
  3. Облачность (ясно, переменная облачность, пасмурно) ________________________________________________________________
  4. Осадки  (дождь, снег, без осадков) ________________________________________________________________
  5. Ветер (нет ветра, слабый ветер, ветер средней силы, сильный ветер) ________________________________________________________________

Задание 2. Растения 

1) Сохранились ли на деревьях плоды и листья? На каких? _________________________________________________________

2) Рассмотри веточку лиственного дерева. Найди почки, небольшой рубец на ветке под почками, чешуйки, которыми покрыта почка, листочки внутри почки. Зарисуй веточку и укажи найденные части.

3) Зимуют ли какие-нибудь растения под снегом? _________________________________________________________________

Задание 3. Животные

Каких животных вы встретили во время экскурсии?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Снежный покров

1) Измерьте глубину снега

  • под деревьями                ___________
  • и на открытом месте        ____________

2) Опиши, как выглядит поверхность снега. ____________________________________________________________________________________________________________________________________3) Раскопайте сугроб. Зарисуйте сугроб в разрезе и опишите что наблюдаете.

Дидактическая игра «Деревья и кусты».

В начале игры вспоминают, как по величине можно отличить деревья и

кусты (дерево высокое, а куст низкий). Сообщается условие игры: когда называют дерево, руки нужно поднимать вверх, а когда куст – опустить вниз. Учащиеся делятся на две команды, выбирают ведущего, который называет сначала дерево (поднимает руки вверх), а потом куст (опускает руки вниз). Все учащиеся повторяют эти движения осмысленно. Ведущий может назвать дерево, а руки при этом опустить, или назвать куст, а руки поднять. Учащиеся должны внимательно прислушиваться и не ошибиться. Тот, кто ошибся выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой останется больше участников.

Дидактическая игра «Кто раньше пройдёт».

В игре могут участвовать 5-6 учеников, остальные – наблюдают. Участники игры становятся вдоль стартовой линии. Ведущий предлагает каждому припомнить как можно больше названий деревьев и кустарников.

Содержание игры: каждый из участников, идя (по очереди) вперёд от линии старта, должен громко произносить при каждом шаге название дерева или кустарника. Останавливаться нельзя. Если участник игры, сделав шаг не назовёт дерева или кустарника, он должен остановиться и присесть. В игру вступает другой участник. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше. Игра тренирует память, помогает запомнить названия деревьев и кустарников, которые видели во время экскурсии.


Литература.

  1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.
  2. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. - М., 2006.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2008.
  4. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
  5. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996.
  6. Климцова Т.А. Экология в начальной школе. Начальная школа, 2000, №6.
  7. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. Начальная школа, 1998, №6.
  8. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5.
  9. Плешаков А.А..: Методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 2003.
  10. Плешаков А.А.: Мир вокруг нас : учебник для 1,2,3,4 класса. М.: Просвещение, 2008.
  11. Плешаков А.А. Сто заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 3 класса. М.: Вита - Пресс, 2009.
  12. Плешаков А.А. Сто и ещё 14 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 4 класса. М.: Вита-Пресс, 2009.
  13. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Просвещение, 2005.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экскурсионная деятельность в начальной школе. Яковенко Людмила Петровна учитель начальных классов 1 квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « СОШ № 2 им. А.И.Исаевой»

Слайд 2

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт

Слайд 3

Экскурсия как вид деятельности Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны - передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными. Деятельность экскурсантов: наблюдение, изучение, исследование объектов. Деятельность экскурсовода: состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия - специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практически участие в экскурсионном процессе - работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов.

Слайд 4

Актуальность Актуальность проблемы формирования практических умений младших школьников обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников. В школах формирование практических умений подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся.

Слайд 5

Цели, задачи и формы проведения экскурсий № п/п Цели Задачи Формы проведения 1 Отдых Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов Прогулка 2 Учебная Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) Урок вне классного помещения 3 Научная Выявление экспонатов для краеведческого музея Экспедиция 4 Общеобразовательная Расширение общего культурного кругозора Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии 5 Культурно- просветительная Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям Обзорная многоплановая экскурсия 6 Культурно- воспитательная Усвоение знаний в сочетании с воспитанием Тематическая экскурсия

Слайд 6

Противоречия Между необходимостью привлечения всех возможных средств, и в первую очередь экскурсий, для повышения эффективности формирования практических умений у младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ решения данной задачи.

Слайд 7

Цель исследования: Определить роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников.

Слайд 8

Объект исследования: Процесс формирования практических умений младших школьников.

Слайд 9

Предмет исследования: Влияние экскурсий на выработку практических умений младших школьников

Слайд 10

Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу. 2. Определить сущность формирования практических умений младших школьников. 3. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности практических умений младших школьников. 4. Проследить влияние экскурсий на формирование практических умений младших школьников.

Слайд 11

Методы исследования: - анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; - анализ практики работы педагогов в данном направлении.

Слайд 12

Формирование у детей практических умений Предполагает решение двух проблем: Научить младших школьников самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; 2. Научить применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Слайд 13

Принципы экскурсионной деятельности: учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся; образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам); воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории); практический аспект (знакомство с ремеслами, производством); здоровьесбережение; развитие общего кругозора и эрудиции; жесткий временной регламент (экскурсии начинаются не ранее 11 часов, заканчиваются – не позднее 16 часов); вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания; системный, плановый характер;

Слайд 14

Направления экскурсионной деятельности: Учебно – тематические (гуманитарный цикл, естественно - научный цикл, инженерно – технический цикл); Воспитательные (духовного цикла, художественно – эстетического цикла, экологического цикла, военно – спортивного цикла, гражданско – патриотического цикла); Экскурс (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремеслами, производством).

Слайд 15

Требования к экскурсионной деятельности: Учащихся нужно готовить к будущему походу в театр, в кино и на экскурсию. Экскурсии, походы в театр должны учитывать интересы учащихся, их вкусы. Должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Экскурсии должны быть связаны с учебными интересами учащихся. Каждое мероприятие должно анализироваться детьми, и мнение учащихся должно учитываться при организации последующих просмотров, походов и экскурсий

Слайд 16

Структура экскурсии: 1. Вводная беседа; 2. Коллективное наблюдение; 3. Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; 4. Сбор материала; 5. Игры детей с собранным материалом; 6. Заключительная часть, во время которой учитель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Слайд 17

Метапредметные связи: Регулятивные УУД: 1. Учатся контролировать и оценивать свои действия. 2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем. 3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. 4. Выполняют учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме. Личностные УУД: 1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение. 2. Учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями

Слайд 18

Метапредметные связи: Познавательные УУД: 1. Устанавливают причинно-следственные связи между объектами. 2. Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям. 3. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях Коммуникативные УУД: 1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации. 2. Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации. 3. Приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия.

Слайд 19

Виды экскурсий: • Учебные (программные) • Внеучебные (внепрограммные)

Слайд 20

Приложение: 1. Методика организации. 2. Приёмы Наблюдения. 3. Технологическая карта урока – экскурсии. 4. Разработки экскурсий.