Движение воздуха. Ветер.
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Самарина Татьяна Юрьевна

Урок развития устной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Тема: Движение воздуха - ветер. Сквозняк.

Цель урока:  Формирование элементарных представлений о ветре.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с понятиями: ветер, движение воздуха, ветер тёплый и холодный, сила ветра (слабый ветер, сильный ветер), сквозняк.

2. Корригировать и развивать связную устную речь учащихся, внимание, мышление, память.

3. Воспитывать заботливое отношение друг к другу и к своему здоровью, прививать интерес и любовь к природе.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: презентация, предметы для опытов (свеча, листы бумаги, пёрышко), карточки со словами (ветер, движение, воздуха, сквозняк), рисунки детей, репродукции картин, картинки для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд 1.

1.1. Прозвенел звонок и смолк.

       Начинается урок.

       Мы тихонечко сидим,

       Смело, чётко говорим.

1.2. Какой сейчас урок? Чему учимся на этом уроке?

2. Подготовка обучающихся к усвоению темы.

2.1. Дыхательная гимнастика

Вдох – носом, выдох – через рот.

Вдох, выдох, задержка дыхания.

Вдох, задержка дыхания, выдох.

Вдох, выдох правой ноздрей.

Вдох, выдох левой ноздрей.

2.2.Артикуляционная гимнастика (окошко, чистим зубки, чашечка, трубочка, дудочка, заборчик).

2.3. Упражнения на развитие мышления «Скажи наоборот». Слайд 2 - 3.

Слабый - …(сильный)

Холодный - … (тёплый)

Чистый – … (грязный)

Пасмурный – … (ясный)

Хорошая - … (плохая)

Дождливая – … (солнечная)

Весёлая - … (грустная)

3. Проверка домашнего задания.

3.1. «Рассказ о погоде». Расскажи о погоде, используя слова со слайдов 2 – 3.

3.2. Беседа о термометре. Слайд 4.

- Как называется прибор для измерения температуры воздуха?

- Что ещё можно измерить с помощью термометра? Назови виды термометра.

4. Новая тема.

4.1. Сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадку: Неизвестно, где живет,

                          Засвистит - по речке дрожь.

                         Налетит - деревья гнет.

                                    Озорник, а не уймёшь. (Ветер)

Правильно – это ветер! На этом уроке мы познакомимся с понятием «ветер» и узнаем, каким он может быть.

Словарная работа: вет_р – ветер.

А что же такое ветер? Можно узнать, расшифровав слова (Слайды 5 -6):

и

е

д

н

в

ж

1

2

3

4

5

6

3 5 1 6 2 4 1 2

з

о

д

х

в

у

а

1

2

3

4

5

6

7

5 2 1 3 6 4 7

Чтение темы со Слайда 7.

Что такое ветер? Слайд 8.

4.2. Пальчиковая гимнастика.

 Дружно пальчики сгибаем

 Крепко кулачки сжимаем

 Раз, два, три, четыре, пять –

 Начинаем разгибать.

Запись темы в тетрадь. (Индивидуальная работа со слабыми учащимися)

4.3. Какой может быть ветер? Слайд 9.

Ветер может быть тёплым и холодным. Тёплый ветер чаще бывает летом, а зимой – холодный ветер. Осенью и весной они часто сменяют друг друга. Как образуется ветер? Тёплый воздух легче холодного. Тёплый воздух поднимается в вверх, а на его место поступает более холодный. Так образуется ветер. Послушайте шум ветра. (Слушаем со Слайда 9).

Какой воздух сейчас на улице? А в классной комнате? Что будет, если сейчас открыть форточку? Как называется этот ветер? (Сквозняк).

Словарная работа. Сквозняк,  Сквоз – няк  Слайд 10.

Полезен ли такой ветер? Почему? Тогда не надо проветривать помещение, так ли это? А как правильно проветривать помещение?

Правила проветривания помещения (Слайд 11):

1. Открыть настежь форточку и выйти из помещения на несколько минут.

2. В тёплую погоду приоткрыть форточку, дверь плотно закрыта.

Ветер может быть слабым и сильным. Слайд 12.

При слабом ветре у деревьев чуть склоняются верхушки. При сильном - деревья сгибаются, наклоняются к земле. Разрушительные ветра: ураган, смерч. Слайд 13.

Назови слова-родственники слову ветер: ветерок, ветрище.

5. Физкультминутка.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Дунул ветер – полетели. (Дуют в ладошки)

Мы летели, мы летели (Взмахи руками)

И на землю тихо сели. (Присели на корточки)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял, (Встали)

Повертел их, покрутил (Повертели ладошками, покружились вокруг себя)

И на землю опустил. (Сели за парты)

6. Практическая работа. «Сделай ветер сам» (опыты по обнаружению движения воздуха). Слайд 14.

Работа в парах. Положите на парту несколько бумажек, возьмите тетрадь в руки и взмахните ей. Почему бумажки улетели, если вы их не трогали руками? При взмахе тетрадью воздух начал двигаться. Это он разбросал бумагу.

Упражнения: «Сдуй пёрышко», «Задуй свечу». Вывод: наше дыхание тоже может создать движение воздуха.

7. Закрепление материала.

7.1. Ветер в произведениях художников, поэтов.

Люди давно наблюдают за ветром. Поэты и писатели сочиняют стихи, сказки и рассказы о ветре. У разных народов в устном творчестве есть пословицы о ветре. Художники пишут картины. Например, Иван Константинович Айвазовский «Девятый вал», Исаак Ильич Левитан «Свежий ветер». Слайды 15 -16.

Вы тоже оказались хорошими художниками, создали такие интересные рисунки. (На доске рисунки детей).

Прочитайте отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Слайд 17.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…

8. Физкультминутка для глаз.

Упражнение «Ленивые восьмёрки».

9. Работа в тетради. 

Выбери правильное предложение:

1) Ветер – это воздух.

Ветер – это движение воздуха.

2) Тёплый ветер бывает только весной.

Тёплый ветер чаще бывает летом.

3) Человек, находящийся на сквозняке, может простудиться и заболеть.

Человек, находящийся на сквозняке

10. Итог, оценивание.

- О чём говорили на уроке?

- Что такое ветер?

11. Домашнее задание. Слайд  18.

Стр.55, записи в тетради (прочитать о ветре, знать основные понятия темы).

12. Рефлексия. Слайд 19.

Какое у вас настроение?

Закончи предложение:

Я узнал(а)…  

Я понял(а)…

Мне было интересно узнать…  

Мне было трудно…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воздух тормозит движение-сборка парашюта"

Предлагаю разработку и презентацию к занятию по внеурочной деятельности ( ФГОС), во 2 классе при изучении свойств воздуха. Занятие с использованием мобильной лаборатории в форме  п...

Воздух, его состав, свойства, охрана воздуха

Интегрированный урок природоведение-химия, проведён совместно с учителем химии школы...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Движение воздуха. Грозные ветры. Урок окружающего мира 2 класс

Урок по системе Л. Занкова. Цель: Создать условия для знакомства учащихся со значением и составом воздуха. Способствовать развитию памяти, познавательного интереса к предмету, к природе.Пр...

Технологическая карта урока "Движение воздуха в природе. Ветер"

Технологическая карта урока "Движение воздуха в природе. Ветер"...