Урок окружающего мира в 1 классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Батулина  Галина  Васильевна

Урок  по  окружающему  миру  в  1  классе

Тема :Почему  нужно  есть  много  овощей  и  фруктов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_nuzhno_est_mnogo_ovoshchey_i_fruktov.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:   Почему  нужно  есть  много  овощей  и  фруктов?

Цели  урока:    систематизация  и  расширение  знаний  обучающихся о фруктах и овощах;  их  разнообразии.                                                                            Задачи:                                                                                                     

 образовательные:    познакомить детей с витаминами,    раскрыть значение  овощей   и   фруктов  для  здоровья человека;  расширить знания учащихся о  фруктах   и   овощах .                                              

 развивающие:  развивать речь, умения сравнивать, память, логическое мышление.                                                                                             воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение выполнять гигиенические правила о мытье продуктов перед едой;  воспитывать  интерес  к  предмету.                                               

  Планируемые  результаты: учащиеся  научатся  различать  овощи  и  фрукты; познакомятся  со   значением  витаминов  в жизни  человека.                                                                                                              

  Тип урока:  изучение  нового  материала.

Форма организации урока: урок-сказка

Оборудование: 

у   учителя: 1.мультимедийный  проектор,  компьютер,  интерактивная  доска, учебная  презентация  «Почему  нужно  есть  много  овощей  и  фруктов?»   2.корзинка  с  муляжами  овощей  и  фруктов;

у  учащихся: цветные карандаши, разноцветные  фишки.

Предварительная  подготовка:  заранее  дать  ученику  стихотворение  для  заучивания  наизусть.

Этапы  урока

Содержание  материала

Деятельность  обучающихся

Формирование УУД

I.Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

                                     

Организовывают свое  рабочее  место;

-эмоционально-положительно настраиваются  на урок.

Регулятивные  УУД

-осуществляют самоконтроль;  

- принятие и освоение социальной роли обучающегося

II.Актуализация  знаний.  

- О  чем  мы  говорили  на  прошлом  уроке? (На  прошлом  уроке  мы  говорили  о  том,  что  ночью  надо  спать.)

- Зачем  мы  спим  ночью?

(Чтобы  наш  организм  отдохнул,  смог  полностью  восстановить  свои  силы,  чтобы  быть  здоровым)

Отвечают  на  

вопросы.

КоммуникативныеУУД

-учатся  строить  речевые  высказывания  в  устной  форме;  

-участвовать  в  учебном  диалоге;

III.Самоопределе-ние  к  учебной  деятельности.  

IV.Работа  по  теме  урока.

 

Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать.

Девиз  нашего  урока:  «Я  здоровье  сберегу, сам  себе  я  помогу».

-Как  вы  понимаете  эти  слова?( здоровье  дороже  любого  богатства)

-Сегодня  на  уроке  мы  продолжим  разговор  о здоровье.

-Скажите , ребята,  вы  любите  сказки?

-Хотите  отправиться  в  путешествие  по  сказке?
На  уроке мы будем помогать главному герою   сказки  - Цыпленку.

Итак,  сказка начинается.

Слайд2,3

Слайд

- Жил- был Цыпленок. Он жил с мамой и своими маленькими сестричками и братишками. Однажды обиделся он на маму, которая заставляла его есть морковь, лук, груши и яблоки,  в  которых,  как  говорила  мама,  много витаминов. Все, что просила кушать мама, он не любил. И часто  думал:

 « Почему  нужно много есть овощей и фруктов?», «Что  такое  витамины?»

- Ребята, как  вы  думаете,  о  чем  сегодня  пойдет  речь  на  уроке? (об  овощах  и  фруктах)

Постановка  проблемы:

-На какой вопрос  мы  должны  будем ответить ? (Почему  нужно  много  есть  овощей  и  фруктов? Что  такое  витамины?)

-Попробуйте  ответить  на  этот  вопрос  сейчас.

-На уроке мы многое узнаем и ответим на вопрос, который задал Цыпленок:  «Почему нужно  есть  много  овощей  и  фруктов?» .

Слайд 4.

-Итак, рано утром цыпленок решил убежать из дома и попробовать жить, как ему захочется. Вышел из своего домика и побежал.

Отвечают  на  

вопросы.

Слушают  сказку и по  ходу  сказки  выполняют  все  задания.

Высказывают  свои  предположения.

Формулируют  

проблему  урока.

Коммуникативные  УУД

-учатся формулировать собственное мнение;

-учатся учитывать разные мнения

Коммуникативные  УУД

 -слушать и понимать речь  учителя

Предметные  УУД

(литературное  чтение)

Регулятивные  УУД

учатся  высказывать  свое  предположение;                  

Познавательные  общеучебные УУД

-учатся самостоятельно формулировать проблему урока;

Регулятивные  УУД

- определять и формулировать цель учебной деятельности на уроке с помощью учителя.

1.Отгадывание  загадок.

2.Практическая  работа  

а) на  интерактивной  доске 

б) работа  по  учебнику  

3.Работа  по

  учебнику.

Слайд 5.

Бежал, бежал и очутился на красивой полянке и увидел там необычной красоты бабочек.

-Дорогие  бабочки, можно  я  буду  жить с  вами?- спросил  Цыпленок.

-Хорошо!- сказали  бабочки.- Но  сначала  ты  должен  выполнить  наши  задания.

-Ребята,  поможем  Цыпленку выполнить  задания  бабочек?

-Вспомним  правила  отгадывания  загадок:

-загадку  дослушать  до  конца;

-отгадывают  все,  но  отвечает  тот,  кто  первым  поднял  руку;

-подсказывать  не  разрешается;

Слайд 6- 13. загадки

1)Я  длинный  и  зеленый,

   Вкусен  я  соленый,

   Вкусен  и  сырой.

   Кто  же  я  такой? (огурец)

2)Как  на  нашей  грядке

Выросли  загадки-

Сочные  да  крупные,

Вот  такие  круглые

Летом  зеленеют,

К  осени  краснеют.  (помидоры)

3)И  зелен,  и  густ

Вырос  куст

Покопай  немножко,

Под кустом…(картошка)

4)Что  за  скрип? Что  за  хруст?

Это  что  ещё  за  куст?

 Как  же  быть  без  хруста?

 Если  я …(капуста)

5)Круглое, румяное,

Я  расту  на  ветке;

Любят  меня  взрослые

И  маленькие  детки. (яблоко)

6)Желтый,  а  не  солнце

Кислый, но  не  клюква

Всем  полезен  он,

Называется …(лимон)

7)Этот  фрукт  на  вкус  хорош 

И  на  лампочку  похож.(груша)

8)Отгадайте  ребус:

АНА

  С      (ананас)

Слайд14

-Ребята ,  помогите  цыпленку  расположить  правильно  овощи  и  фрукты .

а)  стр. 54

-Рассмотрите  рисунки  .Отметьте  овощи  зелеными  фишками,  а  фрукты- красными.

б)  самопроверка.

-Найдите  правильные  ответы  на  стр.89.

-Кто  правильно  расположил  все  фишки? Кто  ошибся? Какой  овощ  или  фрукт  вы  определили  неправильно? (Ответы  детей)

в).проверка  работы  на  доске

-Ребята,  а  как  вы  отличаете  овощи  от  фруктов?

(овощи  растут  в  огороде,  а  фрукты  на  деревьях,  овощи несладкие,  а  фрукты  сладкие-кроме  лимона)
- Молодцы, помогли  мы  Цыпленку. Бабочки очень довольны ответами.

-  Цыпленок, оставайся  жить с нами, наш дом зеленая лужайка, а крыша – голубое небо.

- Нет, не пойду к вам жить. Ваш дом летом солнышко жарит, а осенью дождик заливает! - сказал Цыпленок и отправился дальше.

Слайд 15.

Шел, шел и пришел к болоту, на котором жила веселая лягушка.

- Милая лягушка, пусти меня в свой домик жить! – говорит Цыпленок.

- Я тебя пущу, если ты поможешь мне и моим друзьям, которых зовут  ВИТАМИНЫ.

- Я согласен! Но что такое ВИТАМИНЫ, и как я могу им помочь?

-Ребята, а  вы  знаете, что такое витамины?

Слово вита – означает жизнь. Недостаток в пище витаминов – это губительно для вашего молодого организма, потому что он только ещё растёт и развивается. Для этого нужно постоянно принимать в пищу овощи и фрукты. А также они могут вылечить нас от разных болезней. Для нормальной жизни человека нужно около 20 витаминов.                                     - В  каких  именно? – спросил  Цыпленок.                                           - Они тебе сейчас все расскажут про себя.

Слайд  16.

Лук и чеснок с давних пор славились своими лечебными свойствами. В этих овощах большое количество витамина С. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле, ангине. Кашица лука и чеснока помогает при насморке. Оба эти растения служат нам и пищей, и лекарством

Слайд 17.

В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а так же положительно действует на зрение.

Слайд 18

Столовая свекла принадлежит к числу самых полезных овощей. В ней много аскорбиновой кислоты (витамина С) и витамина В. Если мы хотим сохранить в свекле больше витаминов, то ее надо есть сырую.

Слайд  19.

Помидоры. Сначала они служили для украшения клумб и подоконников. Затем его стали выращивать как лекарственное растение, и только потом он поселился на огородах и его стали употреблять в пищу. В помидорах содержатся витамины С и В.

Слайд  20.

Редис в быту мы часто называем редиской. Это один из первых свежих овощей, появляющихся на нашем столе после долгой зимы.. В редисе содержится большое количество аскорбиновой кислоты, витамин В.

Слайд 21.

Яблоки — самый ценный фрукт из наших отечественных плодов. Среди фруктов это, можно сказать, наш хлеб насущный. Свежие яблоки у нас не переводятся почти целый год. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями.

Слайд  22.

После яблок груши у нас самые распространенные фрукты.        Древние медики использовали грушевый сок для утоления жажды у больных с повышенной температурой тела. Грушевым соком и отваром лечили расстройство желудка. В грушах много витаминов В и С.

Слайд 23.

 Лимон богат аскорбиновой кислотой, то есть витамином С, который повышает сопротивляемость организма к инфекционным болезням, особенно простудам,поэтому врачи рекомендуют лимон как профилактическое средство от гриппа.

Вот некоторые  овощи  и  фрукты  коротко  рассказали   о  себе.

- Ну, теперь давайте   познакомимся  с  ними  поближе.

-Посмотрите, в зеленой  одежде  нас  встречает  витамин  А,  в  синей  одежде - витамин В,  в  красной - витамин  С.

-Что  в  руках  у  друзей-витаминов? (корзинки  с  овощами  и  фруктами)

Работа  в  группах.

(Класс  делится  на   группы. Предварительно нужно  вспомнить  правила  работы  в  группе.  После  подготовки  заслушиваются  выступления  всех  групп.)

-Прочитайте  про  витамины  на  стр.54-55  и  ответьте   на  вопросы  по  плану

(см. приложение)

1.В  каких  овощах  и  фруктах  содержится  витамин.

2.Для  чего  нужен  этот  витамин?

Слайд  24

-А  почему  у  них  разные  овощи  и  фрукты?(в  разных  овощах  содержатся  разные  витамины)

Слайд  25

- Запомнил, Цыпленок, что такое витамины и в каких овощах и фруктах они находятся?- спросила лягушка

- Да! Я все понял.

-А  вы,  ребята,  поняли?

 Вывод: Для чего человеку нужны витамины?

  ( Чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы; чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться и плакать по пустякам; чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни.)

- Вот и хорошо, вся работа сделана. – сказала  веселая  лягушка.- Можно  и  отдохнуть.

Повторяют  правила  отгадывания  загадок.

Отгадывают  загадки.

Пока  один  учащийся  располагает овощи  и  фрукты  под  табличками  на  интерактивной  доске,  остальные  выполняют  практическую  работу  в  учебнике.

Высказывают свои предположения,  делают  вывод.

Отвечают  на  вопрос.

Слушают  учителя.  

Работают  в группах.

Обучающиеся  отвечают  на    вопрос  №1  и  зачитывают слова  витаминов  из  учебника.

Делают  вывод.

Коммуникативные  УУД

-умение  слушать;

-договариваться о правилах общения и следовать им.

Предметные  УУД

(литературное  чтение)

Познавательные логические  УУД

-находить  отгадки  к  загадкам , опираясь  на  существенные  признаки  предмета;

Познавательные  

логические УУД

-различать  овощи  и  фрукты: группировать  их  на  основе  существенных  признаков  с  использо-ванием цветных  фишек;

- осуществляют самоконтроль и самооценку результатов действий

Познавательные  

логические УУД

-учатся  анализировать, обобщать;

- учатся строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

Коммуникативные  УУД. --сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение;  Познавательные  общеучебные УУД       -отличать новое от уже известного ;

Коммуникативные  УУД  слушать  и  понимать  речь  учителя;

Познавательные

учебные УУД.

-учатся  выделять необходимую  информацию из прослушанного текста;  отличать новое  от  уже  известного;        

Познавательные

общеучебные УУД 

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные  УУД

-работать  в  группе: находить  в  учебнике  информацию  о  витаминах;  

Регулятивные  УУД

-учатся  работать  по  предложенному  плану;

Познавательные

общеучебные   УУД

перерабатывать  полученную    информацию:  делать  выводы  в  результате  работы  всего  класса

V.Физкультурная минутка.                                  

Игра «Овощи и фрукты».                                      

- Если я называю овощи – приседаем, если фрукты – тянемся на носочках вверх.                 

 Груша,  яблоко,  картофель,  огурец,  помидор, редис,  ананас,  лук,  виноград,  лимон,  репа, чеснок, мандарин.

Выполняют  физические упражнения,  закрепляют  знания  различать  овощи  и  фрукты.

Коммуникативные УУД

-согласованность действий с партнерами

VI.Закрепление  изученного  материала.

1.Практическая  работа  в  рабочей  тетради .

2.Игра  «Угадай  овощ  или  фрукт».

- Теперь можешь оставаться у меня жить в домике. Мой домик- это лист кувшинки, посреди болота.   - Нет, не хочу я у тебя оставаться, я ведь и плавать- то не умею! – сказал Цыпленок и пошел дальше.                                                                     Слайд 26                                                                                   … Шел он шел и вдруг увидел паучка!                

   - Добрый Паучок, пусти меня жить в свой домик!  - Выполнишь мое задание, вот тогда и впущу.        

- Я согласен! Только ты скажи, что нужно сделать?                                                              а)№1 (с. 36) работа  в  парах                                    -Рассмотрите  рисунки.  Назовите  овощи  и  фрукты,  которые  выращивают  в  нашей  местности. Попробуйте  найти  их  на  рисунке  и закрасьте  кружки  зелёным  карандашом  .  Красным  карандашом  отметьте  те,  что  привозят  из  жарких  стран.                                        Проверка.                                                                  

б) №3 (с.37)    индивидуальная  работа                                                                     -Рассмотрите  рисунки. Какие  фрукты  и  овощи  на  них  изображены? Раскрасьте  рисунки  и  нарисуйте  еще  один  овощ  или  фрукт  такого  же  цвета.                                                       Проверка.                                                                     -Какие  фрукты  или  овощи  вы  нарисовали  в  каждый  столбик?      

(Ученик  с  закрытыми  глазами  берет  муляж  овоща  или  фрукта  и  угадывает,  что  это.)

-  Молодцы, ребята!  Помогли Цыпленку.  Оставайся, Цыпленок, у меня, мой домик прелестная паутинка,- сказал  Паучок                      

 - Нет, мне не нравится, твой домик, да и очень он высоко находится, лучше я пойду дальше.                                                                                        И Цыпленок побрел дальше. Устал  Цыпленок  и  решил  отдохнуть.                                                  

    -Давайте  и  мы  отдохнем.                        

Слушают  сказку.

Работают  в  парах,  закрашивают   кружки зеленым  и  красным карандашом .

Раскрашивают  и  рисуют   овощи  и  фрукты.

Угадывают   овощ  или  фрукт.

Предметные  УУД

(литературное  чтение)

Коммуникативные  УУД

-работать  в  парах;

формулировать  собственное  мнение,   договариваться  и  приходить  к  общему  решению  в  совместной  деятельности;

Личностные  УУД

отличать  верно  выполненное  задание  от  неверного;

Познавательные  

общеучебные УУД

-учатся  ориентироваться  в тетради;

Познавательные  

логические  УУД

- учатся  анализировать используя свой жизненный

опыт;

VII.Физминутка  для  глаз.

Смотрят  электронную  физминутку  для  глаз

Коммуникативные  УУД

-учатся  слушать

Предметные  УУД

(музыка)

VIII.Закрепление. (продолжение)

Работа  на  интерактивной  доске.

IX.Подведение  итогов урока.

X.Рефлексия.

Слайд27                                                                                             Вдруг около пенька Цыпленок  услышал шорох и остановился. Перед ним  лежал колючий комочек и фыркал.                                                                       - Ты кто? – спросил Цыпленок.                              - Я- Ежик!                                                                  - Пусти меня жить к себе?!                                         - Если поможешь  мне , тогда и оставайся- ответил Еж.                                                             И ежик попросил  Цыпленка  помочь  ему сварить  борщ  и  сладкий  компот.

-Поможем,  ребята?

Слайд 28   Разложить  овощи  и  фрукты.

(остальные  работают  в  тетради  с.37 №2)

- Молодец, Цыпленок, оставайся у меня жить, я живу вот под этим пеньком, – сказал Ежик

- Нет, Ежик, у тебя там темно и, наверное, очень сыро, я лучше пойду дальше.  И пошел. Шел Цыпленок по лесу, по полянкам и не заметил, как наступил вечер.

Решил птенчик домой пойти . Он так соскучился по своим родным, и побежал к своей маме.

- Моя дорогая и любимая мамочка, прости, пожалуйста, меня. Я больше никогда не буду уходить из дома. Буду всегда кушать все овощи и фрукты, которыми ты меня кормишь. Я все узнал и запомнил.

И цыпленок  сразу  побежал  в  огород  за  морковкой.  

Слайд  29  .Выкопал  её,  но  тут  появилась…

Злючка  Грязючка.

-Чему  она так  обрадовалась? (она  любит  грязь,  а  морковь  грязная)

Но зря Злючка-Грязючка  сюда прибежала. Цыпленок  знает очень важное правило. Как вы думаете, какое?

Слайд 30.

Ребята! Не забывайте перед едой хорошо мыть овощи и фрукты!

-А  сейчас  вернемся  к  учебной  задаче   урока.

- Вы  научились  различать  овощи  и  фрукты?

-Где  их  выращивают? (Овощи-в  огороде,  фрукты  -в  саду.)

-Что  такое  витамины? (Вещества, необходимые  для  здоровья)

-  Почему  надо много есть овощей и фруктов?(В  них  много  витаминов  и  полезных  веществ)

-Что  надо  сделать  ,прежде  чем  есть  овощи  и  фрукты? (вымыть)

-Сегодня у нас появились новые   друзья-помощники - фрукты и овощи. Они  настолько полезные ,что  про них даже пословицы и поговорки придумали!                                             Слайды 32- 35  пословицы                                          «Чеснок  да  лук  от  семи  недуг»                 «Яблоки  ешь  по  утрам- не  будешь  ходить  к  докторам»                                                              «Если  будешь  есть  морковку-будешь  бегать  стометровку»                                                           «Овощи  и  фрукты- самые  витаминные  продукты!»                                                                   - Молодцы! Мы помогли Цыпленку и сами узнали очень много нужного и полезного!            -Оцените  свои  достижения  на  уроке .  

-Кому  было интересно  на  уроке  и  все  понятно-сорвите  красное  яблоко  с  дерева, а  кому  было  не  все  понятно – желтое  яблоко.            

 Слайд36                                                                         

 -До новых встреч! Слушайтесь всегда своих мам и кушайте фрукты и овощи!- сказал всем на прощание Цыпленок  и  подарил  нам  такие  строки:                                                                  (читает  подготовленный  ученик)                       

   -Чтоб здоровым, сильным быть,                            

  Надо овощи любить                                          

 Все, без исключения,                                              

  В этом нет сомнения.                                              

   В каждом польза есть и вкус,                                  

  И решить я не берусь:                                          

   Кто из них вкуснее,                                            

    Кто из них нужнее?!                                                

Ешьте больше овощей –                              

 Будете вы здоровей!

На  интерактивной  доске  обучающиеся

раскладывают  «овощи»  -в  кастрюлю,          «фрукты»-  в  банку.

Остальные  работают в  тетради.

Отвечают  на вопросы,  подводят  итог.

Читают  наизусть подготовленные  ученики.

На  интерактивной  доске  дети   «срывают»  яблоки

Подготовленный  ученик  читает  наизусть .

Познавательные  

логические УУД

учатся  анализировать используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные  УУД

-оценивать правильность поведения в быту;  

Личностные УУД

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила ;

Коммуникативные  УУД

-оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Познавательные

учебные  УУД

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Предметные  УУД

(литературное  чтение)

Личностные  УУД

-способность

самостоятельно  адекватно  оценивать  свою  работу  на  уроке

Коммуникативные УУД

- умение  слушать  и

  понимать  других;