Занятие кружка Я - исследователь. Наблюдения и эксперименты
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Полозова Ирина Анатольевна

Занятие создаёт условия для формирования умений наблюдать и экспериментировать. 

Дети, наблюдая за перьями птиц приходят к выводу, что перья птиц разные по форме, размеру и цвету; они прочные и упругие, потому что бородочки сцеплены крючочками; перья сохраняют тепло. Экспериментируя, устанавливают, что перья птиц лёгкие; перья не намокают в воде; перья позволяют птицам парить в воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_issledovatel._nablyudaem_eksperimentiruem.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Губкина Белгородской области

Занятие кружка «Я – исследователь» (2-й год обучения)

Тема занятия:

«Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»

Подготовила и провела

Полозова Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

2014

Цели:

  • создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка младшего школьного возраста средствами физического эксперимента;
  • развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы;
  • развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
  • создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Оборудование:

  • лупы;
  • перья;
  •  стаканы с водой;
  • ножницы;
  • презентация «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов».

Ход занятия

  1. Орг.момент.

- Мы дети вежливы и развиты, говорим гостям мы: «Здравствуйте!»

  1. Введение в тему занятия.

- Тема нашего занятия спрятана в загадке.

Вёрст не считала,

 По дорогам не ездила,

 А за морем бывала.

 Воробьи, стрижи, пингвины,

 Снегири, грачи, павлины,

 Попугаи и синицы:

 Одним словом это - ... Птицы

Слайд2

(Раздаются звуки) Слайд3

- Кто же это может быть? Давайте посмотрим. Ой, да это же голубка. У неё в клюве письмо. Прочтём его.

«Дорогие ребята! Я живу на территории вашего школьного двора, сажусь на фонарь и смотрю через окно, чем вы занимаетесь на уроках и на занятиях кружка. Мне очень нравится слушать ваши ответы. Расскажите, что вы знаете о птицах, и почему птицы летают».

- Сегодня мы продолжим своё исследование по теме «Птицы», будем: наблюдать, экспериментировать, устанавливать связи, обнаруживать причины, делать выводы.

  1. Актуализация знаний

- Для начала вспомним, по какому плану ведёт своё исследование учёный? Какие методы он использует? Расположите условные обозначения в порядке их следования.

  • Подумать самостоятельно.
  • Посмотреть в книгах.
  • Спросить у другого человека.
  • Посмотреть по телевизору.
  • Получить информацию у компьютера.
  • Понаблюдать.
  • Провести эксперимент
  • Связаться со специалистом.

- Выполнив работу по первым пяти пунктам нашего плана, мы получили информацию о птицах. Что мы уже знаем о птицах?

(Дети сообщают, что они узнали о птицах)

  1. Физкультминутка Слайд 4

- А кто из вас мечтал научиться летать как птица?

- Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем! Что мы сидим?

 - Не выходит? Как вы думаете, почему?

Д.:- Мы люди, а люди не летают как птицы, т.к. у них нет крыльев.

  1. Подготовка и проведение наблюдения.

Слайд 5- Оказывается, крылья – это видоизменённые передние конечности. Птицы – это единственные животные, тело которых покрыто перьями, поэтому их называют пернатыми.

- Какие  вопросы по теме исследования мы могли бы задать?

  • Так почему же птицы летают?
  • Зачем птице перья?
  • Все ли перья одинаковые?
  • Как устроено птичье перо?

- Можем ли мы получить ответы на нашем занятии?

Д.: - Можем, потому что у нас есть перья. Мы можем за ними понаблюдать и провести эксперименты.Слайд6.

- С чего мы начнём наше наблюдение?

Д.: - Рассмотрим пёрышки.

- Рассмотрите перья, сравните их по форме, размеру, цвету. Одинаковы ли они?

Д: - Они разные по форме, цвету, размеру.

- Сделаем запись в рабочих листах исследователя.

- Что общего у всех перьев?

Д: - Есть стержень и волоски.

- Они называются бородки.

- Чтобы получить больше информации, мы должны воспользоваться приборами для наблюдения. Какими приборами мы воспользуемся, чтобы провести наблюдение? (Лупой или микроскопом).

- Рассмотрите строение пера через лупу.Что вы увидели?

Д.: - От стержня отходят бородки, а от бородок отходят веточки.

- От центрального стержня отходят бородки, от бородок в свою очередь отходят бородочки, как хвоинки на еловой лапе. Давайте возьмём наши пёрышки и попробуем разъединить бородочки пальцами. Что вы заметили?

Д: - Они соединены друг с другом.

- Как вы думаете, почему?

Д: - Они соединены крючочками.

- Сравните свои наблюдения с рисунком.Слайд 7.Что увидели на рисунке?

Д: - Бородочки не хотели разъединяться потому, что на них есть крючочки, как на застёжке молнии.  Слайд8.  Вот почему перья такие прочные и упругие.

- Давайте сделаем запись в наших рабочих листах. Слайд 9.

Свойства пера.

Перья прочные и упругие.

  1. Эксперимент. Слайд 10.

- Проведём эксперимент. Разъедините ещё раз бородочки, а теперь проведите между пальчиками. Что увидели?

Д: - Бородочки соединились. Слайд 11

- Так и птица поправляет бородочки, проводя клювом по перьям, чтобы крючочки соединились, застегнулись в замок.

- Не всегда бородки перьев сцеплены между собой. Так, например, не имеют крючков бородки пуховых перьев или бородки в самой нижней части пера — это пуховая часть. Пух  удерживает у кожи слой воздуха. Для чего это нужно?

Д: - Воздух плохо проводит тепло, поэтому птица, взъерошив свои пёрышки, создаёт между перьями воздушные прослойки, которые плохо сохраняют тепло.

- А теперь для эксперимента нам потребуются ножницы. Ножницы - инструмент, требующий внимания и осторожности. Что мы должны знать при работе с ножницами? (Дети сообщают правила ТБ при работе с ножницами)

- Возьмите ножницы, отрежьте кончик стержня.

-Рассмотрите срез. На что он похож?

Д: - На пустую трубочку.

- В этой полой трубочке есть воздух, значит пёрышко - лёгкое. Встаньте, положите пёрышко на ладонь и слегка подуйте. Что случилось?

Д: - Оно полетело, значит оно лёгкое. Запишем в наших рабочих листах.

Слайд 12.

Птичьи перья лёгкие.

- Благодаря своим крыльям, расправив их, птицы парят в воздухе, как этот лист. (Демонстрация листа бумаги, парящего в воздухе).

- Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли оно?

Д.: -Нет. Вода скатилась капельками.

-  Кто знает почему?

- Птицы при чистке смазывают свои перья жиром. От этого они становятся водонепроницаемыми. Поэтому и говорят: «Как с гуся вода». А вот у курицы такой смазки нет, и её перья в воде намокают. Не зря в народе говорят: «Мокрая, как курица».

  1. Подведение итогов.

- Подведём итог по результатам наших наблюдений и экспериментов. Слайд13

Мы провели наблюдения и увидели, что:

  • перья птиц разные по форме, размеру и цвету;
  • они прочные и упругие, потому что бородочки сцеплены крючочками;
  • перья сохраняют тепло.

Слайд 14

Мы провели эксперимент и установили, что:

  • перья птиц лёгкие;
  • перья не намокают в воде.
  • перья позволяют птицам парить в воздухе.

- Приближается зима, как вы думаете, что для птиц страшнее голод или холод? Как мы можем им помочь?

-  Какие птицы зимуют в наших краях?

- Где мы можем найти информацию, чем накормить птичек зимой?Воспользуйтесь условными обозначениям. (Подумать самостоятельно, спросить у других людей, посмотреть телепередачу, узнать в сети Интернет).

- А можем ли мы по этому вопросу провести наблюдения и эксперименты?

Д.: - Да, зимой, развесив кормушки, мы можем наблюдать и экспериментировать.

- Пока по этому вопросу соберём информацию. Вы получили листы с изображением птиц, узнайте, чем питается птица, которая изображена на вашем листике.(Свиристель, синица, голубь, воробей, ворона, галка, снегирь)

  1. Рефлексия.

Слайд 15

- Прислушайтесь,  как красиво звучат голоса птиц! Положите голову на парту, закройте глаза и послушайте. Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия. Я – исследователь».

- Продолжайте наблюдать за птицами, используя  имеющиеся знания. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: «Мир – прекрасен!»  

Спасибо! Вы – молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знайкины посиделки" занятие кружка "Почемучка" (исследователи)

Цель: развивать познавательную активность детей в игровой форме, познакомить с этапами, формами и методами научного исследования. ...

Занятие кружка "Я - исследователь" по теме "Почему болят зубы"

Занятие по внеурочной деятельности  с использованием   методики исследовательской деятельности А. И.Савенкова....

Занятие кружка Я - исследователь. Экспресс-исследование "Какие коллекции собирают люди"

На занятии создаются условия для формирование исследовательских умений у младших школьников, определеяется самобытность каждого ребёнка через раскрытие его увлечений,  через знакомств детей с увл...

Занятие кружка "Я-исследователь"

Тема занятия. Проведение самостоятельных исследований...

Занятие кружка "Я - исследователь" по теме:"Учимся сравнивать: какая шерсть у зверей"

То, что во главу угла в новых федеральных стандартах ставится умение ребенка добывать самостоятельно информацию и использовать ее на практике, известно всем. Как этого добиться? Исследовательская твор...