Маленькие герои блокадного Ленинграда
статья по окружающему миру (2 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17» г.Чебоксары

Тема конкурса:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Номинация: Военно – патриотическое воспитание.

Методическая разработка классного часа в 1-2 классе  

тема: «Маленькие герои Блокадного Ленинграда»

 Методическая разработка составлена

учителями МБОУ «СОШ№17» г.Чебоксары

Михайловой Оксаной Владимировной

                                                                 (учитель начальных классов),

Темновой Анной Евгеньевной

                                                                  (учитель начальных классов)

 

Чебоксары , 2014 год

Сценарий классного часа  в 1 классе на тему

«Маленькие герои блокадного Ленинграда».

Аннотация.

                Данная методическая разработка классного часа «Маленькие герои  блокадного Ленинграда» для учащихся 1-2 классов. Классный час посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действий в осажденном Ленинграде. Показать  все ужасы войны, незащищенность и трагизм детских жизней. Мероприятие сопровождается презентацией. Классный час приурочен к 70-й годовщине снятия блокады Ленинграда и очередной годовщине окончания войны.. Данная  работа раскрывает вопросы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, эмоционально-ценностного отношения к своей Родине. Методическая разработка полезна учителям  начальной школы.

Содержание:

Введение

  1. Основная часть:

  1. Цель мероприятия.
  2. Задачи мероприятия.
  3. Подготовка к мероприятию.
  4. Оборудование.
  5. Ход мероприятия.

  1. Заключение.

  1. Список использованных источников.

  1. Приложения.

Введение.  

               Тема классного часа выбрана не случайно. Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе отразились самые характерные черты той войны, победу в которой мы празднуем вновь и вновь.    27 января 2012 года вся страна отмечала  70-ю годовщину снятия блокады Ленинграда.

 

                   22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашисткой Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с кровавым, коварным, беспощадным врагом. На защиту Отечества встали не только взрослые, но и дети. 20 тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

                Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года : «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта».

                На защиту родного города поднялись все ее жители.  До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали взрослым, бегали, разбивали носы и коленки. Но пришел час,  и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что порою в это сложно поверить. Но это было и в истории  нашей страны и в судьбах ребят. Юным ленинградцам-детям блокадного города-пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города.

                Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противниками были смерть и её союзники: голод, холод, тьма, блокада, которая длилась 900 дней – это были бесконечные, долгие, страшные дни в которые погибло огромное количество людей.

               Дети войны! Дети блокадного Ленинграда! Какие  это страшные слова.  Понятия дети и война несовместимы!  27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда. Мы должны помнить какой ценой досталась нам  победа, не забывать о цене победы, переносить это все в наших детей.    

        Данная разработка несёт огромную воспитательную, патриотическую функцию: пробуждает  в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

  1. Основная часть:

  1. Цель: 

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

  1. Задачи: 
  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Аудитория : ученики 1-2 классов.

3. Подготовка к мероприятию: 

1.Чтение книг о блокаде Ленинграда;

  1. Выставка книг о блокаде Ленинграда;
  2. Конкурс рисунков «Война глазами детей».
  3. Классный час на тему «70 лет снятия блокады Ленинграда».
  4. Конкурс чтецов на военно-патриотическую тему.

.

  1. Оборудование:  компьютер,  проектор.

  1. Ход мероприятия.

Ведущий. ( слайд . Звучит  песня «Шёл ленинградский паренёк» ).

        Война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Дети войны! Дети блокадного Ленинграда! Какие  это страшные слова.

 Понятия дети и война несовместимы! Юным ленинградцам-детям блокадного города-пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Сегодня наш классный час посвящен маленьким героям блокадного Ленинграда.

      В 1941 году,  когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда. (слайд 2)

Стихи читают дети. (слайд 3)
1 ученик.

Убийство,  война и блокада..

 В тяжёлый для Родины час                 Максим З.

 Настигли детей Ленинграда –

 Обычных детей, вроде нас.

2 ученик.

 Настигли за партою в школе        Настя

 И отняли мать и отца.

 От голода, страха и боли

 Забились ребячьи сердца.

3  ученик.

 Они, ленинградские дети,             Софья А.

 Писали в своих дневниках

 О самой последней конфете,

 О ломящей боли в ногах,

О том, что на улицах трупы

 Повсюду лежат и гниют,

 О том, что кончаются крупы,

 И хлеба всё меньше дают.

4 ученик.

 Война их терпеть научила           Матвей  

 И сделала старше в сто раз.

 В героев она превратила

 Обычных детей, вроде нас.

 Ведущий. Ребята а вы знаете, что такое блокада? (ответы детей).

      Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.(слайд 4.)

       На защиту родного города поднялись все ее жители. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. (слайд 5)

   С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.(слайд 6)

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.(слайд 7)

     Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

(стих читает ученик.)

Шёл месяц май сорок второго.          Софья А.

 Бои, налёты и обстрелов шквал,

 а Митька под ступенькою порога

 нашёл конфету, кто-то потерял.

 Стоит и смотрит он на счастье,

 забыл и вкус, и даже цвет,

 Её бы съесть, но как же Настя?

 Сестрице ведь поменьше лет.

 Зажав конфету в кулаке, домой

 летел пацан к малой сестрёнке.         Степан.

 Вдвоём остались лютою зимой,

 пусть будет радость у девчонки.

 Вот поворот, ещё, а дальше прямо,

 туда, где был когда-то магазин...

 но вместо дома, груды камня, яма.

 В руке конфета. И один...Один...

 Шёл месяц май сорок второго.

 Бои, налёты и обстрелов шквал..

 Ведущий. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. ( Презентация . Слайды №  При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.(слайд 8,9)

Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов) (слайд10,11)  

      На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. По Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.(слайд 12,13,14)

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.( слайд15)

      13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано и советские войска освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Такого дня не видел Ленинград!     Кирилл
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.    Дима
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)

Ленинград  выстоял, несмотря ни на что, не сдался. Весь мир увидел, что дух  нашего народа сокрушить невозможно! Давайте же склоним головы перед мужественными ребятами , не дожившими до наших дней, и почтим их  светлую память минутой молчания.

      Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. И пусть каждый задаст себе вопрос «А я смог бы поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.

       В память детей блокадного Ленинграда были поставлены памятники по всей нашей стране (слайд 16,17,18).  Даже во время войны дети находили время для творчества. Посмотрите рисунки детей военного Ленинграда(слайд 19-26), песня о мире в исполнении детского хора «Не отбирайте солнце у детей.

III. Заключение.

              В  современное время не во всем мире,  к сожалению, существует  мир. Во многих уголках мира идёт война. Это – Сирия,  Ливия,  Афганистан, Судан, ЧАД, неспокойно в дружеской нам Украине. Война – это разруха, голод, потери, боль, слёзы, смерть. Самыми незащищенными в этих конфликтах являются – дети. Мы должны дать детям солнечное, мирное детство. Всей ценой мы, взрослые должны сохранить мир во всём. Если надо – его защитить. Чтобы никогда в истории человечества никогда не повторились все ужасы Великой Отечественной войны.

Помните!

Через века,

через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда, -

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны

Люди!

Покуда сердца

стучатся, -

помните!

Какою

ценою

завоевано счастье,

пожалуйста, -

помните!

IV. Список использованных источников.

1.Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр/авт.-сост. М.В. Видякин и др.- Волгоград: Учитель, 2005.-303с. День Победы Классный час Н.И.Еременко.

2.Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности Калининград, 1995

3.Колесникова И.А.., Бородько Н.М.,.Поляков С.Д, Селиванова Н.А. Воспитательная деятельность педагога М., Академия 2005.

4.Научно-методический журнал Классный руководитель для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. «Мы не должны забывать наших дедов» - сценарий праздника победы для школьников и ветеранов. Говоркян Л.С., педагог-организатор, школа № 21, г.Ереван.40. Лесняк, В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения / В.И.Лесняк // Педагогика. – 2006.- №5. – С.110-114.

5.Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И.Лутовинов //   педагогика. – 2006. - №5. – С.52-59.

6. Макарова, Б. Песни военных лет: [литературно-музыкальный вечер] / Б.Макарова // Воспитание школьника. -2005. -№1. –С.65-68.

7.Старкова, Т. Быть Человеком…: [классный час] / Т.Старкова // Воспитание школьников. – 2005.- №8. –С.26-29




Предварительный просмотр:

П Р И Р О Д А – Т В О Р Е Ц        В С Е Х     Т В О Р Ц О В.

С И Л А      П Р И Р О Д Ы
В Е Л И К А.

О Х Р А Н Я Т Ь     П Р И Р О Д У

–З Н А Ч И Т    О Х Р А Н Я Т Ь

Р О Д И Н У.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе тема

«Будь природе другом».

            Цели: обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережение (правила друзей природы); подготовить к проекту.

            Планируемые результаты: учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы из изученного материала; работать в группе.

           Оборудование: у учащихся – цветные карандаши или фломастеры, проектор, выставка книг, выставка работ учащихся, карточки  с заданиями  на парту, альбомные листы, плакаты с рисунками и экологическими правилами.

Х о д   у р о к а.

  1. Организационный момент. (1 минута.)

                          А сейчас проверь, дружок,

                          Ты готов начать урок?

                          Все ль на месте,

                          Все ль в порядке,

                          Ручка, книжка и тетрадка?

                          Все ли правильно сидят,

                          Все ль внимательно глядят?

                          Каждый хочет получать

                          Только лишь оценку «5».

  1. Актуализация знаний.  (3-5  минут.)

Учитель: Ребята я с вами хочу поиграть. Игра называется «Кто быстрее назовёт животное или растение ». (Слайд 1,2,3,4)

На слайдах появляются текст загадки, изображение животного или растения, ответ.

На лугу со всех сторон

Лёгкий – лёгкий,

Тонкий – тонкий,

Будто слышится мне звон.

                                    (Колокольчик.)

                        Он по – рабочему одет –

                        Удобно, просто, ловко.

                        На нём малиновый берет

                        И пёстрая спецовка.

                                            ( Дятел.)

              У занесённых снегом кочек,

              Под белой шапкой снеговой,

              Нашли мы маленький цветочек,

              Полузамёрзший, чуть живой.  

                                 (Подснежник.)

             Днём сидит он, как слепой

             А лишь вечер – на разбой.

                                 (Филин.)

            Природой бережно спелёнутый,

            Завёрнутый в зелёный лист,

            Растёт цветок в глуши нетронутой –

            Прохладен, хрупок и душист.

                            (Ландыш.)

             У меня ходули – не страшит болото:

            Лягушат найду я, вот моя забота.

                                    (Цапля)

           Меньше тигра, больше кошки,

           Над ушами – кисти – рожки,

           С виду кроток, но не верь:

           Страшен в гневе этот зверь.

                               (Рысь)

           Я, друзья, подземный житель,

           Землекоп я и строитель,

           Землю рою, рою, рою,

           Коридоры всюду строю,

           А потом построю дом

           И живу спокойно в нём.

                           (Крот)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, что объединяет все эти загадки о животных и растениях. (Ответы детей.) Все эти загадки о животных и растениях, занесённых в Красную книгу.

Проверка домашнего задания.

Учитель: Вашим домашним заданием было подготовить рассказ о животных и растениях занесённых в Красную Книгу. О каком редком растении или животном нашего края вы узнали? Какими источниками информации вы пользовались?  (Ответы детей.)

Выступление 3 учеников.

  1. Самоопределение к деятельности. Формирование цели урока и постановка учебной деятельности. (5  минут.) (Слайд 5)

Учитель:

Что такое, что случилось?

Отчего так получилось?

Гарью пахнет. Тишина.

Птичья песня не слышна.

Что произошло в лесу? ( Дети отвечают на вопрос).

(После ответа детей – звук лесного пожара.)

Учитель:

Муравьишка не ползёт,

Мышка здесь не прошмыгнёт,

Ничего кругом живого.

Целый день пылал огонь,

Уничтожил лесной дом.

Что же сделать, чтобы снова

Птицы пели и летали,

Бабочки в цветах порхали,

Чтоб природа ожила и умершей не была?

Если можешь, помоги, на вопрос ответ найди.

( Дети отвечают на вопрос.)

Учитель: Почему с лесом произошло такое? Что явилось причиной этого пожара? (Ответы детей). Как же нам уберечь природу от беды? Может это зависит от нас? Ребята хотите узнать, в чём причина? (Ответы детей.) А поможет нам в этом наш урок. Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. ( Об охране природы.)


– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы. (На слайде 6 открывается запись).


169,            4585397            956230!


Ключ к разгадке


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


,


 М 


 Б 


 Г 


 О 


 П 


 Р 


 У 


 Е 


 И 


 Д 


 Ь 

   

                      Будь природе другом!


Прочитайте тему урока на с.92 учебника. ( На слайде 7 название темы урока «Будь природе другом».)- А что в вашем понимании быть другом? (Ответы детей.) Не предавать, бережно относиться, защищать, если нужно, не обижать.

Какие учебные задачи поставим перед собой (Ответы детей.)

Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды, придумаем свои правила поведения в природе.

  1. Работа по теме урока. (30-35 минут.)

1) Работа по учебнику. Учитель: Всегда ли человек относится к природе как к другу? Что наносит вред природе? Рассмотрите рисунки на стр. 92 и сделайте вывод, как стать природе другом.

- Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? (Запрещающие знаки, предупреждающие, разрешающие).

 Охрана растений и животных – проблема государственная, а мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)

– При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки.(Ответы детей.) Какие? Экологические. А кто знает что такое экология? (Ответы детей). Эко- переводится как дом, логия- наука.(Слайд 8)

 Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. (С. 93 учебника.) Прочитай внимательно экологические правила.

Давайте прочитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти знаки. Дети читают вслух «Правила друзей природы». (Слайд 9)

 Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).

– Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)

– О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).

– Правильно. Это запрещающие знаки.

Физкультминутка. (1-2 минуты.)

Раз грибок, два грибок

По тропинке леший шёл,

На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.

(Приседания.)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (Потягивания — руки вверх.)

А потом назад прогнулся,

А потом вперёд прогнулся

И до пола дотянулся. (Наклоны вперёд и назад.)

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся за парты.)

Продолжение работы по теме урока.

2) Творческое задание.  (5-7 минут.)

– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке.

– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.

Каждой группе надо нарисовать свой экологический знак и придумать к нему правило. (5 минут.)

Обсуждение правил и выступление представителей от группы (2 минуты).

3) Недавно я услышала разговор двух мальчиков.   Как то летом, в один солнечный, тёплый день друзья отправились в лес. В лесу было прекрасно, пели птицы, цвели красивые и душистые цветы, кроны деревьев слегка шумели от лёгкого, тёплого ветерка. Ребята гуляли по лесу и наслаждались летним днём. И вот они вышли на поляну. Там они увидели маленьких ежат. Ребятам так захотелось поиграть с ежатами. Один из ребят взял одного ёжика и отнёс его домой. Он сделал ёжику домик, вычистил ему иголки, налил ему молока. А другой мальчик полюбовался  маленьким жителем леса и ушёл домой.

Так почему ребята произошла такая беда с лесом. ( Ответы детей.) Человек не соблюдал экологические правила. Нужно беречь природу, соблюдать правила личной экологической безопасности, предвидеть опасность и т.д. Что наносит вред природе?  (Слайд 10.)

Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животных, так как в природе все взаимосвязано.

Ребята так кого мы назовём другом природы.  (Ответы детей.) (Слайд 10.) Вы можете назвать себя другом природы.  (Ответы детей.)

Природа как израненная птица кричит, просит о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. Если ты взял что-то от Земли - отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, - только тогда Земля останется такой прекрасной как сейчас. Давайте же стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы. Мы должны всегда помнить слова М.Пришвина "Охранять природу - охранять Родину".

Ребята, я раздам вам правила друзей природы, которые вы всегда должны помнить. Прочитайте их.

Правила друзей природы.

Не разорять птичьи гнёзда.

Не рвать и бросать цветы.

Не ломать ветки деревьев и кустов.

Не ловить насекомых.

Не разводить костры в лесу.

Не брать лесных зверьков домой.

Не оставлять мусор в лесу и в водоёмах.

V. Рефлексия

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

 - Какие получили результаты?

 - Что нужно сделать ещё?

  - Где можно применить новые знания?

  -  А какие экологические правила соблюдаете вы?

  - Что бы ты рассказал своему другу, который не был сегодня на уроке?

  1. Подведение итогов урока.

Оценка группе

Поработали на «5»,

   А теперь всем отдыхать!

– Всем спасибо за хорошую работу!

Дополнительное задание- резервное время. 1. Самостоятельная работа. Каждая команда получает два конверта. На партах 2 конверта. В 1 - начало фразы, во 2 — ом - конец. Задание: соедини начало и конец фраз и ты получишь правила бережного отношения к природе. 1.Экономно относясь к продуктам… ты бережешь труд людей

2.Починив протекающий кран,……бережешь чистую воду

3.Охраняя растения,… …сберегаешь воду от загрязнения

4.Изучая природу,… …узнаешь, как её сберечь

5.Сортируя мусор,… …даешь возможность снова сделать полезные вещи.

1.  Ребята, как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? Докажите.

 2.Отчего загрязняется окружающая среда? Объясните.

 

3.Почему мы говорим, что “Природа в опасности!”? Объяснить.

4.Как вы понимаете пословицу “Судьба природы – наша судьба”? Объяснить.

1.  Ребята, как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? Докажите.

 2.Отчего загрязняется окружающая среда? Объясните.

3.Почему мы говорим, что “Природа в опасности!”? Объяснить.

4.Как вы понимаете пословицу “Судьба природы – наша судьба”? Объяснить.

1.  Ребята, как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? Докажите.

 2.Отчего загрязняется окружающая среда? Объясните.

 

3.Почему мы говорим, что “Природа в опасности!”? Объяснить.

 

4.Как вы понимаете пословицу “Судьба природы – наша судьба”? Объяснить.

Правила друзей природы. 

C:\Users\User\Desktop\п1.jpg

Не разорять птичьи гнёзда.

Не рвать и бросать цветы.

Не ломать ветки деревьев и кустов.

Не ловить насекомых.

Не разводить костры в лесу.

Не брать лесных зверьков домой.

Не оставлять мусор в лесу и в водоёмах.

Правила друзей природы.

C:\Users\User\Desktop\п1.jpg

Не разорять птичьи гнёзда.

Не рвать и бросать цветы.

Не ломать ветки деревьев и кустов.

Не ловить насекомых.

Не разводить костры в лесу.

Не брать лесных зверьков домой.

Не оставлять мусор в лесу и в водоёмах.

Правила друзей природы.

C:\Users\User\Desktop\п1.jpg

Не разорять птичьи гнёзда.

Не рвать и бросать цветы.

Не ломать ветки деревьев и кустов.

Не ловить насекомых.

Не разводить костры в лесу.

Не брать лесных зверьков домой.

Не оставлять мусор в лесу и в водоёмах.

– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы.


169,    4585397     956230!


Ключ к разгадке


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


,


 М 


 Б 


 Г 


 О 


 П 


 Р 


 У 


 Е 


 И 


 Д 


 Ь 

   

– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы.


169,    4585397     956230!


Ключ к разгадке


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


,


 М 


 Б 


 Г 


 О 


 П 


 Р 


 У 


 Е 


 И 


 Д 


 Ь 

– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы.


169,    4585397     956230!


Ключ к разгадке


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


,


 М 


 Б 


 Г 


 О 


 П 


 Р 


 У 


 Е 


 И 


 Д 


 Ь 



Предварительный просмотр:

1.  Ребята, как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? Докажите.

 2.Отчего загрязняется окружающая среда? Объясните.

 

3.Почему мы говорим, что “Природа в опасности!”? Объяснить.

4.Как вы понимаете пословицу “Судьба природы – наша судьба”? Объяснить.

1.  Ребята, как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? Докажите.

 2.Отчего загрязняется окружающая среда? Объясните.

3.Почему мы говорим, что “Природа в опасности!”? Объяснить.

4.Как вы понимаете пословицу “Судьба природы – наша судьба”? Объяснить.

1.  Ребята, как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? Докажите.

 2.Отчего загрязняется окружающая среда? Объясните.

 

3.Почему мы говорим, что “Природа в опасности!”? Объяснить.

 

4.Как вы понимаете пословицу “Судьба природы – наша судьба”? Объяснить.

Правила друзей природы. 

п1

Не разорять птичьи гнёзда.

Не рвать и бросать цветы.

Не ломать ветки деревьев и кустов.

Не ловить насекомых.

Не разводить костры в лесу.

Не брать лесных зверьков домой.

Не оставлять мусор в лесу и в водоёмах.

Правила друзей природы.

п1

Не разорять птичьи гнёзда.

Не рвать и бросать цветы.

Не ломать ветки деревьев и кустов.

Не ловить насекомых.

Не разводить костры в лесу.

Не брать лесных зверьков домой.

Не оставлять мусор в лесу и в водоёмах.

Правила друзей природы.

п1

Не разорять птичьи гнёзда.

Не рвать и бросать цветы.

Не ломать ветки деревьев и кустов.

Не ловить насекомых.

Не разводить костры в лесу.

Не брать лесных зверьков домой.

Не оставлять мусор в лесу и в водоёмах.

– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы.


169,    4585397     956230!


Ключ к разгадке


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


,


 М 


 Б 


 Г 


 О 


 П 


 Р 


 У 


 Е 


 И 


 Д 


 Ь 

   

– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы.


169,    4585397     956230!


Ключ к разгадке


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


,


 М 


 Б 


 Г 


 О 


 П 


 Р 


 У 


 Е 


 И 


 Д 


 Ь 

– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы.


169,    4585397     956230!


Ключ к разгадке


0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


,


 М 


 Б 


 Г 


 О 


 П 


 Р 


 У 


 Е 


 И 


 Д 


 Ь 



Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему «Психологическая комфортность на уроке»

11.01.2013 год.

Школу делает школой учитель.

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на то, чтоб урок шел как по нотам. Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило,  они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.

       Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится учителя творчества и качества обучения нам не дождаться.

От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.

Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции.

  • Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.

Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от55% до 80% информации.

Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их « открытию» на общение.

Личный контакт может устанавливаться различными способами:

вербально, визуально, тактильно.

Вербальный контакт осуществляется посредством слов.

Это может быть обращение к ученику по имени. (Согласитесь, что зачастую мы называем лишь фамилию ученика).

Визуальный – это контакт глаз.

Человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Неслучайно в начале урока учитель просит  детей подняться  для приветствия. В этот момент глаза примерно на одном уровне, что способствует визуальному общению.

Тактильный контакт производится через прикосновение и является наиболее тонким  видом коммуникации.

К этому виду связи в большей степени тяготеют дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также взрослые люди. Со звонком на перемену они стремятся как можно ближе подойти к любимому учителю, чтобы ощутить близость в результате непосредственного прикосновения к нему, дотронуться до его стола или вещей.

  • Вторая функция «соучастия».

Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.

Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минут, в течение которых у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психическое напряжение. Такая возможность появится только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повторится? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.

Для педагога услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.

  • Третья функция « возвышение» ребенка

В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной.

После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.

Школа, лишенная оптимизма, деградируют и в конечном итоге умирает. Преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не сможет научить их даже таблице умножения, так как пессимизм, рождающийся при этом, встает непреодолимой преградой на пути всякой деятельности. Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция « возвышает» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности.

Немало важное место в  создании психологического комфорта занимает оценка. Часто идя на урок,  ученик переживает о том, какую оценку он получит.

Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом.

Мы педагоги часто забывает о таком виде оценки как поощрение. Ведь давая оценку, в первую очередь, нужно поднять ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную реакцию коллектива. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на « пьедестале» своих достижений. Если это ребенку удастся сделать, то возможно ему самому не захочется спускаться вниз.

  Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее детерминанта психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя на  учащихся и на их отношение к нему.

Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику.

Помните и никогда не забывайте!!!

Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение

Самый приятный звук для  человека –  это его имя.

Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

Не сравнивайте успехи отдельных учащихся .

Если ребенка постоянно критикуют, он научится ненавидеть.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учиться ценить себя.

И в заключение своего выступления я бы хотела прочитать одну Притчу .

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках».

В наших руках уважаемые коллеги возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Успехов вам в этом деле. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие герои блокадного Ленинграда

Маленькие герои блокадного Ленинграда...

Внеклассное мероприятие «Железные люди» (герои – спортсмены в блокадном Ленинграде)»

Цель деятельности учителя: создание условий для самостоятельного осознания и осмысления новой информации по теме занятия в соответствии с индивидуальными особенностями учащихсяЦель деятельности учащих...

«Маленькие герои Блокадного Ленинграда»

Материал для учащихся 2 класса...

Классный час "Маленькие герои блокадного Ленинграда"

Классный час поможет пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных прои...

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)        При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...

Сценарий классного часа в 1 классе тема: «Маленькие герои Блокадного Ленинграда»

Данная методическая разработка классного часа «Маленькие герои блокадного Ленинграда» для учащихся 1 класса. Классный час посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действ...

Методическая разработка классного часа, тема «Маленькие герои Блокадного Ленинграда»

Данная методическая разработка классного часа «Маленькие герои блокадного Ленинграда» для учащихся 1 класса. Классный час посвящается проблеме детских судеб во время боевых, военных действ...