Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass.docx45.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Мотмосская средняя общеобразовательная школа

«Принято»

решением педагогического совета

Протокол от  17.06.2014 г №10

«Согласовано»

Зам. директора  по УР

 __________

____________________

«Утверждено»

Директор  школы:

 _______________

Приказ от 17.06.2014 г.№233

Рабочая программа

по окружающему миру

3 класс

на 2014 – 2015 учебный год

Разработала:

учитель начальных классов

О.В.Дулина

г. Выкса

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая    программа   учебного предмета  «Окружающий мир»   разработана:

- на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир», приведённой  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Окружающий мир: программа 1-4 классы/ Н.Ф.Виноградова. – М. – Вентана-Граф, 2013. – 184 с.)

            - в соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ Мотмосская СОШ.

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.

Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

— уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Земля — наш общий дом» (3 класс)

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс);

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.

Темы: «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс).

История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.

Темы: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс).

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков обобщения, уроков – экскурсий. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.

Основными формами текущего контроля   являются: устный опрос; тестовые задания; самостоятельные работы.

В конце учебного года проводится комплексная работа на межпредметной основе.

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов: 3 класс — 68 часов. Распределение часов по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить соотношение часов.

Количество проверочных работ:4

Количество практических работ:4

Количество экскурсий:6

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

 достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Содержание программы

3 класс (68 ч)

Земля — наш общий дом (7 ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Универсальные учебные действия:

ориентироваться в понятии «историческое время»;

различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;

характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

называть источники воды, характеризовать различные водоемы;

Человек изучает Землю (4 ч)

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия:

анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;

анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;

ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;

объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Царства природы  (26 ч)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения – царство природы. Распространение растений на Земле.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия:

характеризовать значение растений для жизни;

различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

проводить несложные опыты по размножению растений;

приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

объяснять отличия грибов от растений;

различать грибы съедобные от ядовитых.

характеризовать роль животных в природе;

приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

составлять описательный рассказ о животных разных классов;

составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;

ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Наша Родина: от Руси до России (11 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти

Универсальные учебные действия:

воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;

узнавать символы царской власти;

знать имя президента России;

называть даты образования Древней Руси.

Как люди жили в старину (12 ч)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Универсальные учебные действия:

составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;

описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;

воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

Как трудились люди в старину (7 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Универсальные учебные действия:

ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;

приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;

называть древние города, описывать их достопримечательности;

ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;

объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;

называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Планируемые результаты обучения

1. К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

— характеризовать условия жизни на Земле;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

 — описывать свойства воды (воздуха);

различать растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

объяснять отличия грибов от растений;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Календарно – тематическое планирование

Дата проведения

Раздел

программы, количество часов

Тема урока

Количество часов

Предметное

содержание

Характеристика деятельности учащихся

(формирование УУД)

план

факт

1

Земля – наш общий дом,

7 ч

Где и когда ты живёшь.

1

Где и когда ты живёшь.

Историческое время.

Солнечная система. Условия жизни на Земле

Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).

Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха

2-3

Солнечная система.

2

4-7

Условия жизни на Земле.

4

8-11

Человек изучает Землю,

 4 ч

Человек познаёт мир.

4

Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование

Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом

12

Царства природы, 27 ч

Бактерии.

1

Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений.

Растения и человек.

Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные.

Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.

Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные»

13-14

Грибы.

2

15

Растения культурные и дикорастущие.

1

16

Если бы на Земле не было растений.

1

17

Растения прекрасные, но опасные.

1

18-19

Разнообразие растений на Земле.

2

20-21

Как живёт растение.

2

22-24

Размножение растений.

3

25-26

Культурные растения в жизни человека.

2

27-28

Красная книга России.

2

29-30

Разнообразие мира животных.

2

31-32

Животные - живые существа (организмы)

2

33-34

Беспозвоночные животные.

2

35-36

Позвоночные животные.

2

37

Природные сообщества.

1

38

Почему люди приручили диких животных.

39

Наша Родина: от Руси до России, 11 ч

Как люди узнают о прошлом

1

Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена.

Различение названий российского государства в разные исторические времена.

Сюжетно-ролевые игры. Учебные диалоги. Работа с рубриками. Проектная деятельность. Совместная деятельность в группах.

40

Восточнославянские племена.

1

41-43

Первые русские князья.

3

44

Как Москва стала столицей.

1

45

Иван VI Грозный – первый русский царь.

1

46

Пётр I Великий.

1

47

Екатерина II Великая.

1

48

Последний российский император Николай II.

1

49

Советская Россия. СССР.

1

50

Как люди жили в старину, 12 ч

Из истории имён.

1

Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины

Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.). Учебные диалоги. Работа с рубриками учебника. Дифференцированные задания в рабочих тетрадях.

51-52

Какими людьми были славяне.

2

53-54

Скажи, какой у тебя дом…

2

55-57

По одёжке встречают

3

58

Русская трапеза.

1

59-60

Верования языческой Руси.

2

61

Принятие христианства на Руси.

1

62-63

Как трудились в старину, 7 ч

Что создавалось трудом крестьянина.

2

Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника

Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль»

64-65

Что создавалось трудом ремесленника.

2

66-67

Что создавалось трудом рабочего.

2

68

Открытия, которые совершил человек.

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1 . Литература

Для учителя:

1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы.Программа. – М.: Вентана-Граф, 2013.

      2.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 3-4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2010.

      3.Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Твоя Родина – Россия. – М.: Просвещение, 2006

      4.Журова Л.Е. Беседы с учителем.  Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.

      5.Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Для ученика:

    1. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 - х ч. /

Н. Ф. Виноградова,М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века)

   2. Окружающий мир: 1 класс: рабочая  тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н. Ф. Виноградова,  М.: Вентана-Граф, 2014.(Начальная школа XXI века).

Оборудование:

1.Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

      2.Учебные диски.

      3.Глобус

      4.Гербарий

      5. Модель циферблата

Таблицы:

  • Произведения изобразительного искусства.
  • Набор рисунков «Тела живой и неживой природы».
  • Физическая карта России.
  • Определение времени
  • Символы царской власти
  • Символы современной России
  • Портрет президента России
  • Текст гимна России

Перечень доступных и используемых ЭОР

Библиотека по географии. Географическая энциклопедия  http://www.geoman.ru 

География. Планета Земля  http://www.rgo.ru 

География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации  http://www.georus.by.ru 

География: сайт А.Е. Капустина  http://geo2000.nm.ru 

Коллекция "Исторические документы" Российского общеобразовательного портала  http://historydoc.edu.ru 

Отечественная история 70 лет битве под Москвой  http://pobeda.mosreg.ru 

Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев  http://www.1941_1945.ru 

Виртуальный музей декабристов  http://decemb.hobby.ru 

Герои страны: патриотический интернет проект  http://www.warheroes.ru 

Династия Романовых  http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html 

Интернет проект "1812 год"  http://www.museum.ru/museum/1812/ 

История России с древнейших времен до наших дней  http://clarino2.narod.ru/rus_history.htm

Ленинград. Блокада. Подвиг  http://blokada.otrok.ru 

Наша Победа. День за днем  http://www.9may.ru 

Образование Киевской Руси  http://oldru.narod.ru 

Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России  http://lants.tellur.ru/history/

Коллекция "Русская и зарубежная литература для школы" Российского общеобразовательного портала  http://litera.edu.ru 

BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки  http://www.bibliogid.ru 

Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия  http://www.foxdesign.ru/legend/ 

Русская виртуальная библиотека  http://www.rvb.ru 

Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации  http://www.gov.ru 

Президент России: официальный сайт  http://www.president.kremlin.ru 

Президент России — гражданам школьного возраста  http://www.uznay-prezidenta.ru/

Государственная Дума: официальный сайт  http://www.duma.gov.ru 

Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация  http://www.gks.ru

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений  http://www.philolog.ru/dahl/ 

Виртуальный каталог икон  http://www.wco.ru/icons/ 

Виртуальный музей живописи  http://www.museum-online.ru 

Виртуальный музей Лувр  http://louvre.historic.ru 

Государственная Третьяковская галерея  http://www.tretyakov.ru 

Государственный Русский музей  http://www.rusmuseum.ru 

Государственный Эрмитаж  http://www.hermitagemuseum.org

Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru/

Журнал ОБЖ    http://www.school-obz.org/

 Газета "Биология" и сайт для учителя "Я иду на урок биологии" http://bio.1september.ru 

FlorAnimal: портал о растениях и животных http://www.floranimal.ru 

Forest.ru: все о российских лесах http://www.forest.ru 

БиоДан — Тропинка в загадочный мир http://www.biodan.narod.ru 

Государственный Дарвиновский музей http://www.darwin.museum.ru 

Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия http://www.livt.net  

Занимательно о ботанике. Жизнь растений http://plant.geoman.ru 

Изучаем биологию http://learnbiology.narod.ru 

Мир животных http://animal.geoman.ru 

Редкие и исчезающие животные России  http://nature.air.ru/

Санкт Петербургская общественная организация содействия экологическому образованию  http://www.aseko.ru 

Экологическое образование детей и изучение природы России  http://www.ecosystema.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру «Начальная школа XXI века» 2 класс

Программа разработана на основе:- авторской программы  по окружающему миру под редакцией Н.Ф. Виноградовой и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная   школа XXI века»...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 21 века."

Источники:1. http://school32-blg.ucoz.ru/load/programmy/fgos/rabochaja_programma_po_okruzhajushhemu_miru/31-1-0-962. http://s08013.edu35.ru/2011-01-20-09-03-29/rabochie-programmy/245-rabochi...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа 21 века

Рабочая программа по окружающему миру  разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), требований к результатам ...

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру Начальная школа XXI века 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. Начальная школа 21 века

Рабочая   программа  по курсу « Окружающий мир » разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования, Конц...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 21 века"

В соответствии с требованиями Федерального государственного образователь­ного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса окружающего мир...