Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Степные просторы" в 4 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сухарева Елена Николаевна

На этапе изучения нового материала  используется  педагогическая технология - обучение в сотрудничестве или технология работы в малых группах. Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создать между учителем и учеником атмосферу сотрудничества и взаимодействия, вовремя восполнить пробелы в знаниях и умениях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, учит самоконтролю и взаимоконтролю и воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира «Степные просторы»

4 класс

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель и ожидаемый результат: сформировать представление об особенностях  природной зоны степи.

Цели урока:

Развивающие: создать условия для развития коммуникативных умений (умения устанавливать социальный контакт, умения общаться с членами команды, умения вести диалог и участвовать в обсуждении темы), навыков совместной деятельности (навыки распределения ролей в команде,  кооперации, ответственности за результаты своего труда),  развитие способности к самоанализу;

Формирующие: формирование способов и методов познания, применяемых в технологиях обучения в сотрудничестве;

Воспитательные: воспитание уверенности в собственных силах; толерантного отношение к человеку и природе; способности ответственно относиться к порученному заданию.

Оборудование:   учебник  О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» 4 класс, компьютер, экран, проектор, конверты с заданиями, песочные часы, раздаточный материал по теме,  клей, маркеры, листы бумаги формат А- 3, кроссворды по теме урока.

Задачи урока:

1.Актуализировать знания обучающихся о ранее изученных природных зонах России.

2.Сформировать потребность в изучении природной зоны степи.

3.Организовать работу в группах.

4.Показать зависимость климатических условий, растительного и животного мира  от тепла и влаги.

5.Охарактеризовать особенности труда и быта людей.

6.Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.

1.Орг. момент.

Создание эмоционального настроя.

-Ребята, вы обратили внимание, какой сегодня замечательный солнечный день и сколько  у нас на уроке гостей?

-Давайте  со всеми поздороваемся!

Здравствуй, солнце золотое (Поднимают руки вверх и опускают)

Здравствуй, небо голубое, (Поднимают руки вверх и опускают)

Здравствуй, Матушка, Земля! (Рисуем вверху руками круг)

Здравствуйте, уважаемые, учителя! (Повернуться к учителям и раскинуть руки в стороны)

- А теперь улыбнитесь мне и друг другу.

Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! Я желаю вам хорошего настроения и успехов на нашем уроке.

-Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. 

Вам придется работать группах. Давайте вспомним

Правила нашего учебного сотрудничества.

  1. Внимательно читать (слушать задание-инструкцию).
  2. Работать так, чтобы не мешать другим.
  3. Выслушивать мнение каждого члена группы (пары).
  4. Пользоваться дополнительной литературой.
  5. Соблюдать отведенное время.
  6. Распределить роли для работы.
  7. Презентовать выполненную работу.
  8. Соблюдать правило поднятой руки.

2.  Актуализация опорных знаний

– Мы уже знакомы с некоторыми природными зонами. Назовите их в том порядке, как они располагаются в направлении от севера к югу. Открываются на доске названия

Природные зоны России

Зона арктических пустынь

Зона тундры

Зона лесов

- У вас на столах лежат задания. Задача первых трех групп - отгадать по описанию природную зону и заполнить предложенные таблицы, характеризующие особенности природной зоны. Четвертой группе – воспользовавшись атласом, условно обозначить полезные ископаемые природных зон.

Название зоны:__________________________________________________

t воздуха

Осадки

Природные

Особенности

и

 явления

Особенности почвы и растений

Животные

Что дает человеку

(занятия людей)

зима

лето

зима

лето

Лето корот-

кое, холод-

ное. Зима

длинная.

Пол года -

полярный

день, пол года – ночь.

Мхи, ли-

шайники

поляр-ный мак.

Морж,

тюлень,

белый

медведь,

кит,

касатка.

Охота, рыболовство,

научные

исследования,

перевозка грузов на кораблях.

Короткое

прохладное

лето, много-

летняя

мерзлота.

Длинная

морозная

зима, много снега и сильные

метели.

Оленеводство,

охота,

рыболовство,

добыча полезных

ископаемых.

Лето тёплое,

зима короче, чем в тундре и мягче.

Охота, лесо-

заготовка,

земледелие,

животноводс-тво, добыча

полезных

ископаемых,

изготовление

товаров на фабриках и заводах.

 

Природная зона

Полезные ископаемые

Зона арктических пустынь

нет

Зона тундры

Нефть, газ, медная руда. Никель,

Зона лесов

Апатиты, бокситы, кам уголь, газ алмазы, золото, руды,

- Когда группа готова будет отвечать, поднимите руку.

Презентация ответов.

– Существует ли взаимосвязь между расположением природной зоны и ее климатом, растительным и животным  миром , деятельностью человека?  (Да, они приспосабливаются к условиям проживания в том или ином климате).

-Что ж мы с вами продолжаем наше мысленное путешествие с севера на юг России.

Посмотрите,  пожалуйста, на экран. (Видеоролик)

Скажите, вам знаком этот пейзаж? Вспомните свои поездки за город.  Сколько раз вы видели его за окном автомобиля или электропоезда по пути из Таганрога в Ростов - на -Дону? Бесконечный простор, виднеются лишь перелески, пересекающие безлесные пространства. Деревья растут в основном по берегам водоемов. Кое - где возвышаются невысокие холмы – курганы, поросшие низким кустарником. И вот от края и до края равнины колышется море травянистой растительности. Это природная зона, в которой мы с вами живем, называется зона степей.

Так о чем же пойдет речь на уроке? СЛАЙД

Мы узнаем с вами – что такое степь.

Ее географическое положение. Особенности климата. Какие растения и животные приспособились к жизни в степи. Чем занимаются жители степной зоны.

– Рассмотрим, где располагается  эта природная зона на карте России. (На юге.) Большие ли пространства России заняты ими? А где расположена  наша Ростовская область?  (На территории  степной зоны. )

5. Организация работы в группах сменного состава.                                       – Сейчас вы откроете ту страницу учебника, которая соответствует номеру, прикрепленному к вашим рубашкам.

  1. Стр.135 -136                                    3. – Стр. 139 – 140            5. – Стр. 143

  1. Стр. 137-138                                4. - Стр. 141

- Вы внимательно  ознакомитесь с   информацией.  3 минуты вам нужно ее запомнить так, чтобы вы могли поделиться этой информацией с другими. Открывайте учебники.

     (Учащиеся знакомятся с информацией. Тексты, раскрывающие тему урока,  раздроблены на части. В данном уроке выделено 5 частей. )

6. Обмен информацией в группах нового состава, составление плана сообщения.

       У: - Сейчас вы перейдете к столам с соответствующими номерами и расскажите друг другу то, о чем читали. Результатами  вашего обсуждения должен быть план, по которому вы, вернувшись  в свою группу, познакомите других ребят с информацией. На эту работу вам отводится 3-4 мин.

7. Смена ролевых исполнений учащихся на уроке.

       У: - Вы возвращаетесь на свои места. Представьте, что каждый из вас учитель.  Задача каждого из вас  в течение 1 мин  донести полученную информацию по плану, который вы составляли так, чтобы всем стало понятно, о чем вы хотите рассказать. Слушать нужно внимательно, потому что спросить я могу любого, только не того, кто владеет данной информацией. Хранителем времени становится тот, кто уже рассказал. (Обмен информацией)

8. Закрепление полученных знаний, .

       У: - Ну, что ж, ребята, а теперь проверим,  насколько хорошо у вас получилось донести информацию своим слушателям. Что же вы узнали интересного?

9 . Отчеты учащихся по проведенным самостоятельным исследованиям по теме: «Степные просторы»

 Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в изучаемой теме.

1. – Вспомните расположение степной зоны на карте России и подберите верные характеристики для описания данной природной зоны. 

Обратить внимание учащихся на то, что необходимо указать все верные высказывания. Данные занести в “Поисковую карточку”. Для работы необходимо иметь две шариковые ручки с пастой синего и зеленого цвета. Синей пастой заполнять ответы, зеленой исправлять ошибки во время проверки. Ответы заносятся в соответствующие графы в карточке.

Проверка ( по щелчку исчезают неверные высказывания)

Работа в группах.

На основе верных высказываний составить краткую характеристику степной зоны:

– объяснить преимущество травянистых растений

–особенности климата

На блиц-обсуждение дается 2 минуты, далее заслушивается краткое сообщение от представителя группы.

Вывод: Степь – обширное безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью.

Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, малоснежная теплая весна, засушливое лето, с горячими сухими ветрами – суховеями и пыльными бурями. Сухая осень.

Слайд  Продумать характеристику растительного мира степей, опираясь на предыдущие выводы. Занести варианты ответов в поисковую карточку.

Проверка (по щелчку)

Работа в группах:

На основе верных высказываний дать предположительное описание растений степной зоны: особенности растений данной зоны.

Опрос.

Слайд (по щелчку) Рассмотреть иллюстрации “Растительный мир степей”.

Слайд (по щелчку)

– Рассмотрите наиболее характерные виды корневых систем растений степной зоны.

Почему многие растения формируют луковицу? (Сохраняют питательные вещества)

– Почему такие травянистые растения как типчак имеют кучную плотную корневую систему?

Выслушиваются рассуждения учащихся.

Вывод: В степи преобладание травянистых растений. Они приспособлены к условиям засухи – имеют узкие или мелкие листья, корневая система хорошо развита, чаще расположена в верхнем очень плодородном слое почвы. Некоторые растения сформировали луковицу, в которой накапливаются питательные вещества. Кустарники и деревья крайне редки, т.к. для них недостаточно влаги.

Слайд  (по щелчку) раздел “Животный мир степной зоны”

Выберите верные высказывания.

Проверка (по щелчку)

Групповая работа:

Исходя из особенностей степной зоны, дать характеристику животному миру степей.

Выслушиваются высказывания представителей групп.

Слайды 16, 17 (по щелчку) Рассмотреть представителей животного мира степей.

Вывод: Из-за отсутствия высокой растительности в зоне степей преобладают низкорослые животные, в основном грызуны: хомяки, суслики, мыши полевки, питающиеся зерном. Живут они в норках, прячась от хищников: волков, лисиц, ласок, степных хорьков. Так как степи покрыты травянистыми растениями, в них обитает большое количество разнообразных насекомых.

10. Физминутка

А теперь, ребята, встать

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Слайд 18 (по щелчку). Проверочный тест.

Выписать варианты верных ответов, при необходимости перечислить несколько.

Проверка (по щелчку исчезают неверные высказывания)

Слайд 19 (по щелчку) “Влияние человека на степь”.

– Но в степь пришел человек. С его приходом все меняется, и степь изменилась. Как?

Работа в группах. Подготовка ответов с опорой на схему.

Ответы представителей групп.

Вывод: В наше время диких степей практически не осталось, все они распаханы. на территории бывших степей человек строит населенные пункты, распахивает поля, выращивает растения, пасет скот. Но очень важно уметь сохранить оставшиеся нетронутыми степи – их уникальный растительный и животный мир. Необходимо правильно вести сельское хозяйство, чтоб не допускать чрезмерной распашки земель, перевыпаса скота, браконьерства. Чтобы сохранить редких животных, запрещается охота на них. Создаются питомники, где выращивают дроф, сайгаков, куланов. В заповедниках участки целинных степей охраняются.

Слайд 20 (по щелчку)

– И Донские степи изменили свой облик. Они уже совсем не такие, какими их увидели первые поселенцы. Распаханы поля, на них колосится пшеница, спеет подсолнечник, пасется скот. Сейчас Дон – житница России. Сотни лет донские степи копили в себе плодородие и теперь щедро делятся им с людьми. К сожалению, добыча каменного угля на территории области уже прекращена.

Слайд 21 (по щелчку)

– И нам с вами нужно научиться беречь богатства нашей земли. Быть заботливыми хозяевами, чтоб не оскудевала почва, не исчезали растения и животные.

Слайд 22 (по щелчку)

Любите и берегите природу страны и родного края!

11.Рефлексия

Учиться оценивать свою работу на уроке

Все ли учебные задачи решены на уроке?

– Что нового вы узнали?

– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?

– Закончилось наше исследование степной зоны .

Оцените себя по критериям:

-я знаю особенности природной зоны степи;

- я знаю особенности природной зоны степи и могу объяснить причины;

-я знаю особенности природной зоны степи, могу объяснить причины и научить другого.

12. Домашнее задание. Узнайте, какие заповедники, заказники или питомники находятся на территории Ростовской области. Подготовьте о них сообщения.

Приложение

Поисковая карточка

Выпиши верные варианты ответов

1 . Общая характеристика степной зоны.

Ответы:_________________________________________________________________

2. Характеристика растительного мира степной зоны.

Ответы:_________________________________________________________________

3. Животный мир степной зоны.

Ответы:_________________________________________________________________

Проверочный тест

  1. Лето в степной зоне:

Ответ……………………

  1. Где накапливают питательные вещества некоторые степные растения:

Ответ …………………………………………

  1. Какие животные составляют самую многочисленную группу обитателей степи:

Ответ …………………………………………

  1. Причины, которые могут привести к гибели природы степей (выбери несколько):

Ответ …………………………………………

Оцени свою работу на уроке по критериям   

(выбери только один и отметь  +  )

-я знаю особенности природной зоны степи;

- я знаю особенности природной зоны степи и могу объяснить причины;

-я знаю особенности природной зоны степи, могу объяснить причины и научить другого;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4-ом классе "Природные зоны.Арктика"

Презентация составлена к уроку окружающего мира в четвёртом классе по теме «Суровая Арктика».Данный урок открывает изучение большой темы «Природные зоны России».Цели:Ввести понятие «природная зо...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 – м классе. Тема « Петр Великий».

                Урок был проведён в 4 классах. Подготовлен   с коллегой из параллельного класса. Мы стараемся работать, помогая друг другу.   ...

методическая разработка урока окружающего мира "Почва-кормилица" 3 класс, УМК "Гармония"

Разработка урока по теме "Почва - кормилица" с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование - презентация, учебник - тетрадь О.Т.Поглазовой "Окружающий мир"...

Методическая разработка урока Окружающего мира Николаевой Елены Рудольфовны Класс: 3 Тема: Экология. Агрессивная экологическая среда. Программа: «Школа России» Автор учебника: А. А. Плешаков

I. Основная часть1. Методическое обоснование темы.2. Методические рекомендации по проведению урока.3. План урока4.Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).5....