урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Чамрова Татьяна Васильевна

Т ема урока " Зона арктических пустынь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx39.05 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество

Чамрова  Татьяна Васильевна

Район

Павловский

Место работы

МБОУ СОШ № 7 г. Павлово

Должность

Учитель начальных классов

УМК

Перспектива

Тема урока

Зона  арктических пустынь

Тип урока

Урок  ознакомления с новым материалом

Цель урока:

1.Сформировать у уч-ся понятие зоны арктических пустынь “АРКТИКА”;

2.Воспитывать бережное отношение к природе

Планируемые результаты

Предметные результаты

- иметь представление  о понятии « зона арктических пустынь»

- находить и показывать на  физической карте и карте природных зон зону арктических пустынь

-характеризовать природные условия, флору и фауну этой зоны

-приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь

Метапредметные результаты

-формулировать  тему урока

-сопоставлять строение тела животного с условиями их жизни и питания

-выявлять признаки приспособленности  животных  к условиям жизни в зоне Арктики

- осуществлять  самопроверку по тексту учебника

- устанавливать причинно- следственные связи между прохождением Солнца  и природными условиями  зоны  арктических пустынь

-работать в группе

-узнавать по рисунку  учебника  животный мир зоны арктических пустынь

Личностные

-осознавать необходимость бережного отношения к флоре и фауне Арктики

Оборудова

ние:

у учителя:

-ноутбук , мультимедийный проектор, экран,

карта “Природные зоны России”,

карточки ,

презентация учителя,

у учащихся:

-гербарии мхов и лишайников,

-  карточки Фенологические наблюдения,

-учебник  и тетрадь Плешаков А.А. Новицкая М.Ю  Окружающий мир. Учебник для 4 класса В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

-раздаточный материал « модель – аппликация Природные зоны»

литература

  1. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. М. Просвещение 2012г.
  2. Сборник рабочих программ « Перспектива» М. Просвещение 2011г.
  3. Электронное приложение к учебнику
  4. Интернет – ресурсы

http://fotki.yandex.ru

http://www.youtube.com/watch?v=_qWKLobBmPA

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2 мин

 Здравствуйте, ребята.  Начинаем урок. Пожалуйста ,улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что на уроке вам будет интересно, и вы будете активно работать.

 Учащиеся настраиваются на позитивное начало урока.

Личностные УУД

- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

4 мин

Сегодня мы отправляемся в путешествие . определим погодные условия

 - Нам необходимо проложить маршрут путешествия .  Поработаем с картой. Сегодня капитаном будет  ( имя  )

- Почему  происходит смена природных зон?

Учащиеся работают с  феногологическими наблюдениями Составляют прогноз погоды на данный  день

Ученик работает по картеРабота по карте “Природные зоны России” 

– Природа России очень разнообразна. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон: зона арктических пустынь, зона тундры, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона пустынь.

Учащиеся анализируют , сравнивают положение Солнца  со сменой природных зон

-В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше

Познавательные УУД.

-уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

-умение слушать и понимать речь других

Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствуют формированию личностных УУД

3. Выявление места и причины затруднения.

3 мин

 В какую зону мы  сегодня отправимся?

    Я составила  синквейн

     Пустыня.

Холодная, ледяная

Морозит,  интересует,  увлекает

Безбрежное пространство

  Неизвестность.

- Что вам показалось интересным?

 Бывает ли пустыня ледяной?

Учащиеся  рассуждают, бывает ли пустыня ледяная, анализируют, делают вывод.

Фиксируют индивидуальное затруднение

Коммуникативные УУД

-уметь оформлять свои мысли в устной форме).

ПознавательныеУУД:

-общеучебные: структурирование знания;

-логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

4.Построение проекта выхода из затруднения 

5 мин

-Вы догадались, где  бывает ледяная пустыня? А за что её так называли?

Так какая будет сегодня тема урока.

Какую поставим цель?

– Знаете ли вы ,  какие острова и моря относятся к зоне арктических пустынь? Где это можно увидеть?

Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.

(Острова:Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.)

– Назовите и покажите на карте северные моря.

(Моря:Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море).

Что нас  может заинтересовать ?

( какие погодные условия в зоне арктических пустынь, какие растения и животные  есть в этой зоне,  как человек относится к Арктике.

 Выделяют тему  и цель урока.

Предполагают , что  будет изучаться на данном уроке.

Называют и показывают и называют острова и моря  зоны Арктики

 Учащиеся предполагают, что будет изучаться в теме урока.

Регулятивные УУД

- планирование своей деятельности

Познавательные УУД

- самостоятельное выделение  цели

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли

5.Реализация построенного проекта.

3 мин

 Где можно найти интересующую нас информацию?

 Как  мы будем работать?

Учащиеся предлагают найти информацию в учебнике, сети интернет  в книге Зелёные страницы, в атласе- определителе

  Предполагают работу в группах

Коммуникативные

УУД:

-планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

РегулятивныеУУД:

 - прогнозирование поиска информации

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

8 мин

Давайте  разделимся на группы

1 группа – найдите к тексте учебника   и расскажите по плану- какие  погодные условия в зоне арктических пустынь

2 группа

 Какие животные  могут нам встретится

 3 группа – Какие птицы встречаются в Арктике

4 группа

Какие растения прижились в Арктике

5 группа  Человек  и Арктика.

А помогут вам карточки  для изучения темы.

Учащиеся работают в группах. Обсуждают.  Задание. Читают текст учебника. Отвечают на вопросы по карточке.

Коммуникативные

УУД:

-сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации

Познавательные УУДобщеучебные: -поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение рассуждений, анализ, синтез.

РегулятивныеУУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера логической цепи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8 мин

Проверим работу наших групп. Проверим, что  хотели нам  рассказать  авторы учебника.

Учитель дополняет материал(Полярное сияние – это свечение частиц воздуха. На планете «Солнце»происходят различные вспышки, взрывы, из-за которых появляются частицы солнечного ветра. Каждая частица имеет свой цвет: зеленый, желтый и т.д. Лучше его видно в полярную ночь.)

-В 1976 году на острове Врангеля  был создан заповедник . Для гнездовья на остров прилетает большое количество птиц. Весной можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Остров- это единственное место, где гнездятся белые гуси.

-Как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в такой малонаселённой зоне?

- Какие это   проблемы?

-Раз существует проблема, может, есть и решение этой проблемы?

1 ученик от группы рассказывает  по своей карточке .

Другие  учащиеся могут дополнять ,оценивают ответ.

РегулятивныеУУД:-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные  УУД:

общеучебные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

8. Включение в систему знаний и повторение..

5 мин

Поработаем в тетради

- Найдите контурную карту с.  Каким цветом лучше закрасить эту зону.

 Мы внимательно слушали,  теперь из всего сказанного

составим цепь питания.

- Проверим себя  по электронному приложению к учебнику.

Учащиеся на контурной карте находят зону арктических пустынь, выделяют её цветом

 На основе полученной информации составляют цепи питания.

Отвечают на вопросы учебника

Познавтельные УУД

-моделирование

 Регулятивные УУД

-контроль и коррекция полученных знаний

9. Рефлексия учебной деятельности.

2 мин

-Какую мы поставили цель.  Мы её достигли. Где ещё можно  потренироваться.

- Все  группы хорошо поработали. Справились со своей задачей без ошибок, сумели выделить главное, поэтому вашу работу оценю на отлично.

-Мой синквейн получился  мрачный, попробуем составить  другой.

- Какое настроение у вас после этого урока?.

Я хочу , чтобы подумали дома и ответилиПочему белый медведь не может  питаться пингвинами.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.

Составляют коллективно новый синквейн.

Регулятивные УУД.

-оценивание  правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Приложение

Карточки  для работы в группах

1 группа  с. 78

А) Почему зону Арктики называют  царством снега и льда?

Б) Какова высота Солнца над горизонтом?

В) Чем покрыта поверхность островов?

 Г)  Какое природное явление  появляется в  полярную ночь?

Д) Как меняется температура в полярную ночь и полярным днём ?

Среди предложенных фотографий найти  почву арктических пустынь.

3 группа  с. 80

А) Какие птицы обитают в ледяной зоне?

Б) Что такое «птичьи базары»?

В)  Где птицы выводят своих птенцов?

Г) Чем питаются птицы Арктики?

Найдите среди предложенных  фотографий изображения птиц  зоны Арктики

2 группа  с.80-81

А) Какие животные обитают в арктической зоне?

Б)Чем они питаются?

В) Как приспособлены к таким суровым условиям?

Найдите среди предложенных  фотографий изображения зверей  зоны Арктики

 4 группа  с.80

А)Какие растения прижились в Арктике?

Б)  Чем удивляют эти растения?
В) Где растут эти растения?

Рассмотри гербарий и найти нужное растение

 5 группа   с.81

А) какова деятельность человека в  зоне Арктики?

Б) Что наблюдают полярники?

В)с. 110 Какая экологическая проблема  в зоне арктических пустынь.

водоросли

рачки

рыбы

птицы

водоросли

рачки

рыбы

тюлени

белые медведи

Анализ урока с точки зрения формирования УУД.

На уроке использовались методы  и приёмы , направленные на формирование УУД. Учащиеся работали в группах, применялась технология критического мышления при работе с информацией. Форма работы : фронтальные, индивидуальные, групповые

 В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

     Так личностные  УУД  формируются  во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется  при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей в Арктике.

    Познавательные  УУД  формируются в  работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, атласа-определителя и дополнительной литературой); при подготовке    выступлений по  карточкам ( использование знако-символических средств, схем решения);  при постановке проблемы, подведения итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

     Регулятивные УУД  формируются на этапах деления на группы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

        Коммуникативные УУД  - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах.

        На уроке проведена рефлексия учебной деятельности ,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

http://geographyofrussia.com/wp-content/uploads/2014/09/0004-004-Prirodnye-zony-Rossii-640x480.jpg

Слайд 3

Пустыня. Холодная, ледяная Морозит, интересует, увлекает Безбрежное пространство Неизвестность.

Слайд 5

Северное сияние http://www.youtube.com/watch?v=_qWKLobBmPA

Слайд 6

Всех обитателей Арктики кормит море. Водоросли и рачки – первое звено в пищевой цепочке ледяной зоны. Ими кормятся рыбы .

Слайд 8

тупик гагарка кайра

Слайд 10

Белый медведь, морж

Слайд 12

Цепи питания Водоросли- рыбы- птицы Рыбы- котики- белые медведи

Слайд 13

Арктика Красивая, оригинальная Озаряет, сияет, радует Загадочная зона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"

Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...