Мастерская по истории (окружающему миру), 4 класс (1–4)
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Куликова Юлия Игоревна

Мастерская по истории в 4-м классе знакомит детей с личностью Петра I, его вкладом в создание крепкого Российского государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_po_istorii_4_klass.docx151.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская по истории (окружающему миру), 4 класс (1–4), УМК «Школа России»

Автор: Куликова Юлия Игоревнаучитель начальных классов

Цель:

-формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах;

Задачи:

1) Развивающие

- развивать воображение учащихся, устную речь; 
- развивать умение обобщать и делать выводы;

2) Воспитательные

- воспитывать патриотизм; 
- воспитывать любовь к родному городу; 
- воспитывать любовь к истории;

3) Образовательные

- формировать представления у учащихся о жизни и личности Петра I;

Оборудование:

А) для учителя

Видеофильм о Петербурге, портрет Петра I, карточки на доску (Петр I Великий, Санкт-Петербург, лента времени, иллюстрации Адмиралтейства, Летнего сада, Домика Петра I, Петропавловской крепости, Медного всадника, карточки на столы с названиями этих архитектурных памятников).

Б) для учеников

Бумага для записей, альбомные листы, карточки с текстом о Петре I, учебник, карточки со стихами, конверты с заданиями и иллюстрациями, карта «Невское устье в 1703 году».

Ход урока

1) Орг. момент.

(приветствие).

2) Индуктор (включение в действие).

- Сегодня у нас мастерская по истории. Надеюсь, вам будет интересно и весело, каждый узнает для себя что-то новое, полезное.

- Что такое мастерская?

- Кто в ней работает?

(ответы детей)

- Будем мастерами, будем сами добывать знания. А начнём мы сегодняшнюю работу с просмотра видеофрагмента.

(просмотр фрагмента видеофильма о Петербурге)

3) Деконструкция.

- Вы, конечно, узнали город, о котором был фрагмент. Как он называется?

(ответы детей), (учитель вывешивает на доску карточку «Санкт-Петербург»).

- Возьмите маленькие листочки и запишите слова- ассоциации, которые пришли вам на ум при слове Санкт-Петербург (дети записывают свои ассоциации).

- Расскажите ребятам своей группы, какие ассоциации вы записали и обсудите в группе наиболее удачные, их можно подчеркнуть. (Обсуждение в группах).

- Запишите лучшие ассоциации своей группы на большом листе фломастерами, когда будете готовы, подойдите с листом ко мне.

(Дети выполняют задание и отдают лист с ассоциациями учителю. Учитель прикрепляет листы на доску. После того, как все группы справились с заданием, учитель читает слова ассоциации каждой группы, обводит одинаковые) - Посмотрите, что получилось: у всех из вас имя нашего города связано с ... (учитель называет объекты, которые записали дети).

4) Сообщение темы.

а) - Ребята, выстраивая ассоциативные ряды, вы все включили в них имя Петра I.

Вот о личности этого царя я и хочу с вами поговорить. (Портрет Петра I вывешивается на доску. Работа с портретом) 

http://festival.1september.ru/articles/503707/img1.jpghttp://festival.1september.ru/articles/503707/img2.jpg

- Тема нашего урока – Пётр I Великий. (Тема на доске).

- Русский народ любил давать прозвища своим правителям. Приведите примеры таких прозвищ. (Ответы детей)

- Как вы думаете, почему Петра I люди назвали Великим?

(ответы детей)

- Послушайте, как сказал о Петре I А.С. Пушкин в своей поэме « Медный всадник»:

« ... О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?.. »

- Как Пушкин называет Петра I?

- Кто такой властелин?

- Почему он говорит, что Пётр I « Россию поднял

на дыбы »? (ответы детей)

- Вот сегодня мы об этом и поговорим.

б) Рассказ учителя.

- Пётр I стал царём в 1682 году, когда ему было 10 лет.

- Посмотрите на ленту времени и скажите, в каком веке началось правление Петра I? (в 17 веке).

- у Петра I был брат Иван, которому было 16 лет. Иван был очень болезненным, а Пётр слишком юным для того, чтобы править страной. Поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но, по законам того времени, женщина не могла наследовать престол. Когда же Пётр повзрослел, он взял власть в свои руки. Каким человеком был Пётр I, что он сделал для России? На эти вопросы мы и постараемся сегодня ответить.

5) Реконструкция.

- А начнём мы с того, что попробуем узнать что-нибудь о детстве и юности Петра I.

- Перед вами на столах лежат карточки с текстом. У каждой группы они разные. Прочитайте каждый свой текст. (Дети читают текст) (Приложение 1)

- Прочитайте ещё раз и подчеркните главное в тексте.

(дети читают, выделяя опорные слова)

- Обменяйтесь мнениями в группе. Расскажите ребятам своей группы, что нового вы узнали о Петре I из текста. (Обмен мнениями в группе)

- Попробуйте озаглавить свой текст и запишите заголовок на листе.

(дети обсуждают варианты заголовков и выбирают лучший)

- Приготовьтесь рассказать всему классу то, о чём узнали из текста.

(Дети готовятся к пересказу. Когда группа готова, один человек от группы выходит, вывешивает на доске заголовок к тексту, и пересказывает текст. Учитель спрашивает у детей: - Что узнали о Петре I? Можно ли его за это назвать великим? Все варианты, предложенные детьми, записываются на доске.)

- Посмотрите, сколько всего мы уже узнали о Петре I. Он любил заниматься военным делом, был и плотником, и токарем, сам работал, и в то же время был русским царём. Можно ли назвать великим такого человека?

(ответы детей)

- Петра I называют царём-реформатором, царём-преобразователем. Как вы думаете, почему?

(ответы детей)

- Об этом вы сможете узнать из учебника на странице 95-96. Откройте учебники, прочитайте текст про себя и подчеркните, какие новшества ввёл Пётр I.

(чтение текста детьми)

- Что нового узнали?

- Какую реформу провёл Пётр I? Прочитай об этом в тексте.

- Какие ещё преобразования произошли при Петре I? Прочитай в тексте.

(всё, что дети называют дети, учитель записывает на доску).

6) Социализация.

- Посмотрите, сколько всего сделал для России Пётр I. Можно ли такого человека назвать великим? Докажи.

- Какое достижение было главным по вашему мнению?

(создание империи)

- В каком году это произошло? Посмотрите по ленте времени, в каком году это случилось?

- Мы уже узнали о Петре I достаточно много, и сейчас я попрошу вас взять маленькие листочки и записать на них ответы на 2 вопроса:

  1. Каким человеком был Пётр I по характеру?
  2. Почему его назвали великим?

(дети записывают)

- Кто хочет прочитать вслух то, что он записал. (2-3 человека читают, остальные вывешивают листочки на доску).

7) Динамическая пауза.

- Мы продолжим разговор о Петре I и его славных делах после небольшой паузы. Вы можете выйти из класса. (Дети выходят)

8) Реконструкция и социализация (2 часть).

- Итак, мы продолжаем. У каждой группы на столах лежат карточки со стихами. (Приложение 2)

Возьмите каждый одну карточку и прочитайте стихотворение.

(дети читают)

- Подумайте и озаглавьте свое стихотворение. Приготовьтесь прочитать его выразительно.

(дети читают отрывки ещё раз и озаглавливают)

- Прочитайте каждый свое стихотворение ребятам в группе и подумайте, что общего у всех этих стихов? Группа, которая будет готова, поднимет руку.

(каждая группа отвечает)

- Кто основал наш город? В каком году был основан наш город? Посмотрите на ленту времени и скажите, в каком веке это произошло?

- Как ещё назывался наш город?

(ответы детей)

- После первых военных побед Пётр I заложил на берегах Невы город, который назвал Санкт-Петербургом, что означает город Святого Петра.

- В честь кого был назван новый город? Что вы можете об этом рассказать?

(ответы детей)

- Город был назван на европейский манер. В отличие от Древней Москвы, Пётр I решил заложить европейскую столицу и самим названием подчеркнул, что город европейский. Днём рождения нашего города считается 16 мая 1703 года по старому стилю.

- Возьмите карту, которая лежит на столе. Что на ней изображено? Отметьте флажком место основания нашего города.

(дети работают с картой)

- На ваших столах лежат конверты. Возьмите каждый свой конверт, откройте и прочитайте текст, который там написан, рассмотрите иллюстрации к нему.

- Сейчас вы объединитесь в новые группы, в зависимости от того, какой архитектурный объект вам достался.

(Учитель расставляет на столы таблички: Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Летний сад, Домик Петра I, Медный всадник)

- Объединитесь в новые группы.

(дети объединяются в новые группы)

- Ребята, тексты у всех разные, расскажите или прочитайте ребятам в группе содержание своего текста. (Дети работают над отрывками) (Приложение 3)

- Попробуйте все вместе в своей группе составить рассказ для представления всему классу.

- Начать свой рассказ можно так: «Мы хотим рассказать о…» (дети готовятся)

(Представление рассказов. На доску вывешиваются иллюстрации Петропавловской крепости, Домика Петра I, Адмиралтейства, Летнего сада, Медного всадника.)  9) Рефлексия.

- Ребята, а закончить нашу мастерскую я хочу тем же эпиграфом, с которого начался наш урок. (Учитель читает эпиграф)
- Почему же Петра I называли Великим? Что он сделал для России?
- Наша мастерская завершена. Что вам понравилось?
- Что было особенно интересным?
- В какой момент было трудно?
- Что вы чувствовали во время работы?
- Напишите об этом на листочках и отдайте мне. (Дети пишут, учитель даёт устную оценку работы детей)

10) Домашнее задание.

- Напишите сочинение о том, каким человеком был Пётр I. Кто хочет, может попробовать нарисовать портрет царя.

11) Орг. конец.

Приложение 1.

Петр был любознательным, одарённым и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным интересом обучался военной премудрости. С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла военная игра. Из своих сверстников

юный царь образовывал" потешные" полки. В 1686 году в числе "потешных" солдат оказался и сын конюха А. Д. Меньшиков, будущий ближайший друг Петра. На реке Яузе была построена "потешная крепость" Плесбург - там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке. Со временем потеха превратил ась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приёмов боя, "потешные полки" - в грозную силу и военную опору юного царя. С них началась новая регулярная русская армия.

Сколько себя помнил царь Пётр - его всегда интересовали корабли.

Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки,

его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Пётр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик ( маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Пётр постигал премудрости новой потехи. Стояла жара, ветра не было. Пётр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Наконец, однажды вечером удалось поймать ветер. Много времени прошло, пока царь освоил все премудрости парусной науки. Потом и строить корабли научился. Рано понял Пётр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители. 20 октября 1696 года Боярская дума вынесла решение: "Морским судам быть" Эту дату и считают днём рождения российского военно-морского флота. А "дедушка русского флота" - неказистый ботик, на котором юный царь учился парусной науке, жив и по сей день и хранится в музее.

Пётр любил говорить: "Я царь, а у меня мозоли на руках". Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела.

Вставал он очень рано, до рассвета, и в 3 - 4 часа утра уже присутствовал на совете министров. Обсудив со свойственной ему быстротой множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой судов, а нередко и сам брался за топор. ведь корабельное дело он знал до тонкостей. Потом, зайдя, домой, занимался токарным делом, которое очень любил. За свою жизнь Пётр освоил 14 ремёсел. В 11 часов Пётр садился обедать. За столом долго не засиживался, обед состоял из немногих простых блюд. После обеда царь короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли. Вечером Пётр обычно навещал друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать. «Делу - время, потехе – час».

Приложение 2.

Каналы - скованы гранитом

Струятся, уходя под землю

Их щукам не рябить сердитым,

В их рукавах туманы дремлют.

По вечерам в их водах чистых

Свершает город омовенье,

И на подвесках серебристых

В них звёзд и окон отраженье.

                                     (В. Луке)

о дивный град! О чудо света!

Тебя волшебник созидал ...

И силой творческой мгновенье,

Болотный кряж окаменел,

Воздвигся град,- и, в удивлении,

Свет чудо новое узрел.

( В. Романовский)

Мы очень любим город свой.

Сияет солнце над Невой

 Или дожди стучат в окно

 Его мы любим всё равно.

 Мы в этом городе живем.

И он растёт,

И мы растём.

( М. Борисова)

 

 Где волны злые Финского залива

 Спешат Неву поворотить назад,

 Врываются в неё и суетливо

 Гранитный берег пеной бороздят

 Как исполин, вознёсся этот город,

 Годами здесь трудились мастера.

 Уже ль другого не было простора,

 Где б завершён был замысел Петра?

(А. Кутатели)

 Люблю тебя, Петра творенье,

 Люблю твой строгий, стройный вид,

 Невы державное теченье,

 Береговой её гранит…

(А. С. Пушкин)

Приложение 3.

Адмиралтейство.

Кто не знает кораблик, украшающий башню Адмиралтейства! с петровских времён здесь сооружали корабли для русского флота. Отсюда и название здания - Адмиралтейство, то есть крупная судостроительная верфь (верфь - место, где строят суда). Много десятилетий строились в Адмиралтействе быстроходные фрегаты и корветы, парусно-вёсельные галеры и линейные корабли, имевшие три мачты и до 120 пушек. Большое внимание уделялось не только вооружению кораблей, но и их внешнему виду. Адмиралтейство стало колыбелью русского флота. Верфь непрерывно росла и расширялась.

Победы на море сделали Россию владычицей Балтики, а Адмиралтейство стало морским центром Петербурга и всей России. На территории Адмиралтейства располагались склады и мастерские. С петровских времён верфь была окружена каналами и земляными валами. То есть фактически была крепостью. Но пушки Адмиралтейства ни разу не стреляли по противнику. Со временем земляные укрепления Адмиралтейства стали мешать растущему городу, и крепостные валы были срыты. А позднее и саму верфь перевели из центра города. Неоднократно перестраивалось здание Адмиралтейства. В разное время в здании Адмиралтейства располагалось Военное министерство, Главный штаб флота, военно-морское училище. Удивительно, что при всех перестройках сохранялась башня Адмиралтейства и её шпиль с флюгером-корабликом.

Игла Адмиралтейства видна издалека. Прежде всего, можно увидеть этот золоченый шпиль, а затем его подножие, со всех сторон окружённое колоннами. И, наконец, - основание башни с аркой. Но, только приблизившись к башне, ты видишь, что она сама - часть громадного здания, уходящего своим фасадом далеко вправо и влево. И чтобы увидеть и узнать его целиком, надо пройти вдоль длиннейших стен. Особую торжественность придаёт зданию скульптура, выполненная лучшими русскими мастерами. Это изображения античных героев, богов, статуи, изображающие четыре стихии - Огонь, Воздух, Воду, Землю, времена года, ветры и центральный рельеф - «Заведение флота в России". Это здание - одно из самых красивых и знаменитых в городе является морским символом Петербурга.

Домик Петра Первого.

У нас в городе сохранился "ровесник города". Это деревянный домик Петра. Его срубили для царя в мае 1703 года. Построили дом за 3 дня. Домик стоял прямо на земле, без фундамента, он был сделан из деревянных брусьев и разрисован под кирпич, а крыша - под черепицу. Петру так понравилась эта идея, что он приказал и другие деревянные дома расписывать под кирпич.

Дверь сделали высотой 1 м 82 см, а рост царя был 2 м 4 см, поэтому, для того, чтобы зайти внутрь, царю приходилось сильно нагибаться. Впрочем, царь любил, чтобы в обиходе у него всё было небольшим, хотя сам был такого огромного роста. На крыше домика установили мортирку (пушечку) с двумя ядрами по бокам. сделали это, чтобы порадовать царя, ведь он был капитаном бомбардирской роты Преображенского полка (артиллеристом). В доме не было даже печки, но это не смущало Петра, ведь он привык к походным условиям.

Внутри домика сейчас всё так же, как могло быть при жизни Петра: столовая, кабинет - спальня, простые вещи, без которых нельзя обойтись. Кое-что из вещей сделано самим царём, есть вещи, которыми он пользовался. Ровесника города берегут. Сначала над

домиком поставили навес. Потом спрятали Домик под кирпичный футляр.


Летний сад.

Первый сад нашего города - его ровесник, живая душа нашего Петербурга. Захотел царь Пётр завести такой сад, в котором будут и фонтаны, и оранжереи с удивительными растениями, и разнообразные постройки, и многие другие диковины ... Замечательно гулять в Летнем саду! И хорошо, когда есть рядом человек, у которого можно спросить, что это за прелестные статуи теряются в зелени листвы, почему они выглядят именно так, что означают их имена, какие истории связаны с ними и многое другое.

Летний сад - волшебный мир легенд и сказок, необычайных историй. Чудеса в этом уголке города начинаются с нарядного входа, прекрасного вида, открывающегося перед гостем. Сад красив всегда, в любую погоду, в любое время года. Наш сад никогда не бывает заброшен и пуст, это любимое место прогулок петербуржцев. Путешествуя по Летнему саду, обязательно постойте у памятника Ивану Андреевичу Крылову. Автор этого замечательного памятника - скульптор П. Клодт. При Петре в саду было много фонтанов. И река по соседству была названа Фонтанкой, потому что она питала фонтаны водой. А теперь давайте подойдём к Лебяжьей канавке. Сейчас лебедей на ней нет, но раньше были. Лебеди и сегодня живут в Летнем саду, только плавают они в пруду, на противоположном от Невы конце сада.

Удивительно красив и спокоен Летний сад. Гуляя по его прекрасным аллеям, кажется, что нет и не может быть места для грустного настроения. Но вот мы с вами вышли на Школьную аллею, интересно, почему она так называется? В горькое время для нашей страны, во время войны, наш город оказался в блокаде, со всех сторон его окружили фашисты. Они хотели, чтобы все жители города умерли от голода и холода. Но мужественные ленинградцы не сдавались. Каждый кусочек земли в нашем городе, где что-то могло вырасти, превращали в огороды. Вот и в Летнем саду вместо нынешних цветов на клумбах выращивали овощи ... Чаще всего этим занимались женщины и дети - школьники. Эта аллея так названа как дань памяти о том тяжелом времени и стойкости ленинградцев.

Медный всадник.

Памятник Петру Первому на Сенатской площади носит поэтическое название "Медный всадник" и является символом Санкт - Петербурга.

Он вызывает восхищение у всех, кто видит его. На огромной серой скале вздыбился конь, на коне восседает властный всадник. Статуя всадника олицетворяет рост могущества России. Правая рука императора простёрта вперёд к невским водным просторам. Гордо вскинута его голова. Он преодолел все трудности, чтобы вывести Россию на гребень славы. Конь топчет змею, которая олицетворяет врага.

Подножие скульптуры - гранитная глыба. Её назвали "Гром - камень". Гигантский камень обрабатывали 2 года. Для его доставки в Петербург придумали специальную платформу. С помощью этой платформы глыбу доставили к берегу Финского залива, где погрузили на баржу и доставили в Санкт - Петербург. Медный всадник хранит память о лучших чертах основателя Санкт - Петербурга. Царь изображён победителем, поэтому на его голове лавровый венок.

Таким увидел Петра создатель памятника - скульптор Этьен Морис Фальконе. Он приехал в Россию специально для создания этого памятника по приглашению императрицы Екатерины Второй. Помогала ему ученица Мари Анн Колло. Памятник был торжественно открыт 7 августа 1782 года. Надпись на пьедестале на русском и латинском языках гласит: " Петру Первому - Екатерина Вторая"

Петропавловская крепость.

Крепость на Заячьем острове была заложена 16 (27) мая 1703 года. Эта дата вошла в историю нашего города как дата его рождения. Возводилась крепость по плану, составленному Петром Первым при участии французского инженера Жозефа Гаспара Ламбера. 16 мая состоялась торжественная закладка новой крепости. В основании крепости были заложены мощи святого покровителя России апостола Андрея Первозванного.

Слегка удлинённая с востока на запад, крепость получила форму неправильного шестиугольника с шестью выступающими угловыми укреплениями - бастионами, которые между собой соединились стенами - куртинами. Строительство крепости шло "с крайним поспешанием". На её сооружении вскоре работало уже более 20 тысяч человек, которых присылали по указам Петра из различных губерний страны. Основную массу строителей составляли крестьяне.

Землекопы, плотники и другие рабочие трудились от зари до зари, и за свой каторжный труд получали ничтожную плату - 1 рубль в месяц. Жили они в шалашах, в землянках, а то и под открытым небом. Работал на строительстве и сам царь. Берега Заячьего острова были укреплены. На этом основании возводились земляные бастионы и стены крепости. Наплавной мост соединил строящуюся крепость с Берёзовым (ныне Петроградским) островом. К осени 1703 года крепость была возведена из земли и дерева. С 1706 года под руководством архитектора Д. Трезини начались работы по строительству каменной крепости. Полностью строительство крепости было завершено к 1740 году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская по окружающему миру 1 класс

урок по теме "Где зимуют птицы?"...

презентация по окружающему миру (3 класс) "История театра и кино"

Весь мир - театр, а люди в нем актеры. Театр - самый древний вид искусства.История развития кино.P.S. Для восстановления презентации скачать все части...

Конспект урока ознакомления с окружающим миром. 4 класс. Тема: Страницы истории 20-х – 30-х годов.

В данном материале представлен примерный конспект урока окружающего мира по учебникам А. Плешакова....

Разработка урока окружающего мира 3 класс История России программа 2100. Тема: Повторение и закрепление изученного материала в конце года.

Тема:  «Повторение и закрепление  изученного материала в конце года.»    Приёмы: На стадии вызова – вопросы по ключевым словам ....

Тест по окружающему миру 4 класс по разделу: Страницы истории России. Современная Россия.

Данная разработка предусматривет проверку знаний по разделу:Страницы истории России. Современная Россия. УМК "Школа России" Плешаков А.А....

Введение в историю – Эпохи всемирной истории. Урок окружающего мира 4 класс. Автор Денисова Н.С.

Введение в историю – Эпохи всемирной истории Актуальность. Детям сложно осваивать исторический материал в начальной школе. Это обусловлено возрастными особенностями – интересно то, чт...