"Разнообразие животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ткаченко Людмила Леонидовна

Разработка урока на тему "Разнообразие животных" . На уроке используется познавательный материал о группах животных, подобраны загадки о животных. Также на уроке используется тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_raznoobrazie_zhivotnykh.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Разнообразие животных»

Цель: познакомить учащихся с разнообразием животного мира

Задачи урока:

- обобщить  знания  о  классификациях  животных и об их групповых признаках;

- развивать мышление, учить сравнивать, обобщать;

-  воспитывать бережное отношение к природе, всему живому, умение чувствовать и беречь окружающий мир.

Планируемые результаты:

- предметные: дети научатся группировать объекты по их признакам, называть группы животных по их характерным признакам;

- метапредметные: узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков ; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; выразительно читать и пересказывать текст; слушать и понимать речь  других, вступать в беседу на уроке;

- личностные: демонстрировать навыки культурного поведения при общении.

Оборудование:

-учебник «Окружающий мир». 3 кл., автор Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, М, Астрель, 2013 г.;

-  интерактивная доска;

-  мультимедийный проектор;

-  презентация по теме «Разнообразие животных»

-  документ-камера;

-  раздаточный материал

Тип урока: обобщение

1.Организационный момент.

Загадки о животных.

 Кто в лесу огромней всех?                Некрасивый он, пожалуй,

 Кто богатый носит мех?            Вместо носа – шланг пожарный.

 Кто в берлоге до весны          Уши – вроде опахал,

 Днем и ночью видит сны?         Ростом с башню отмахал.

Кто-то в сумке носит спички,        Две антенны на макушке,

Кто-то важные вещички.        А сама сидит в избушке,

Кто-то книжки и игру.        На себе её везёт,

А детишек -…        По соломинке ползёт.

 Сквозь летние сумерки парка

 По краю искусственных вод,

 Красавица птица-дикарка,

 Как белое диво плывёт.

 -О ком были загадки? (О животных).

-К какому царству относятся животные? (Царство зверей)

Постановка темы урока:

Тема нашего урока: «Разнообразие животных»

2. Проверка домашнего задания.

Чтение докладов о животных.

3. Обобщение

_Кого вы представляете себе, когда слышите слово «животные»? (ответы детей)

_Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет. Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих, летающих, плавающих. Всех не перечислишь.

-Как называется наука, изучающая животных? (Зоология).

-Учёные – зоологи делят животных на большое количество групп. Давайте вспомним их.

Выступления детей.

-Насекомые – беспозвоночные животные. Это самая многочисленная группа животных на Земле. Тело насекомых имеет лёгкий, но прочный покров и имеет много насечек на теле, отсюда  название группы. Все насекомые имеют шесть ног. У насекомых хорошо развиты мускулы, так как им приходится много двигаться., кроме того, они обладают большой физической силой. Так, муравей может передвигать груз, который больше массы его тела в 50 раз. Скорость полёта насекомых невелика, но зато они очень выносливы и могут пролететь огромные расстояния.

Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. От других позвоночных их отличает умение летать. Птицы обитают повсюду. Много их в лесу. Там они находят благоприятные условия для строительства гнёзд, кормления своих птенцов, защиты от врагов.

Пресмыкающиеся или рептилии – это позвоночные животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем. Дышат они только лёгкими, размножаются на суше яйцами. К этой группе относятся змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы.

Рыбы –позвоночные животные, обитающие в воде. Двигаться в воде гораздо труднее, чем в воздухе, поэтому тело у большинства рыб обтекаемой формы и покрыто скользкой чешуёй. Дышат рыбы жабрами. С помощью плавников эти животные передвигаются, поворачиваются в разные стороны, поднимаются и опускаются в воде.

Земноводные. Само название – «земноводные» говорит о том, что они живут и на земле и в воде. Кожа их тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому земноводные не отходят далеко от воды. Все земноводные – хищники. К ним относятся  лягушки, саламандры, жабы и тритоны.

Все звери – млекопитающие. И мелкие, например: ёж, землеройка, крот, и крупные, например: бегемот, лошадь, рождают живых детёнышей и вскармливают их молоком. Температура тела у млекопитающих остаётся постоянной и в жару, и в холодную погоду. У всех млекопитающих развитый мозг.

Викторина.

Назови животное и группу, к которой он принадлежит.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять.

Все умеем мы считать.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

4. Повторение

- А теперь давайте вспомним, кто чем питается. На какие группы делятся животные по типу питания?

На доске: «Растительноядные», «Хищные», «Всеядные»

Распредели животных  по типу питания.(орёл, олень, черепаха, кенгуру, рысь…) У доски работает  3 ученика.

-Попробуем составить цепи питания. Первое звено в цепи – это растение, затем растительноядное животное, затем хищник.

Дуб – мышь – лиса.

Дуб – кабан – волк.

-Как приспособлены хищники к добыванию пищи?

-Как приспособлены животные защищаться от хищников?

-Что стало бы на Земле, если бы исчезли хищники? (Не стало бы растений, их бы съели травоядные животные).

Проверка учеников, работающих у доски.

5. Тест.

1.Как называется наука, изучающая животных?

а) ботаника

б) зоология

в) астрономия

2.Животные – это…

а) птицы, рыбы, насековые, ящерицы, черепахи,лягушки, черви

б) птицы, звери, насекомые,рыбы, змеи, лягушки, грибы, бактерии

в) птицы, звери, насекомые, грибы, микробы,ящерицы

3.Назови животных, которые относятся к рыбам.

а) кит

б)бегемот

в) морской огурец

4.Какие животные относятся к растительноядным?

а) коровы, бегемоты, жирафы

б) волки, лисы, кабаны

в) лоси, тюлени, киты

5.Какая их цепей питания указана правильно?

а) сосна – дятел – жук-короед

б) слизни – мышь- змеи – орлы

в) рожь – мышь – змеи – орлы

Самопроверка теста.

-К нам поступили жалобы от животных. Догадайтесь от кого.

Жалоба 1.

-Ох, не любят меня люди. Голос мой им, видите ли не нравится. И глаза у меня, говорят, большие и некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Ведь если бы не я, сидеть бы им без хлеба.

СОВА. Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова за лето уничтожает до 1000 мышей, которые способны уничтожить тонну зерна.

Жалоба 2.

- Сама знаю, что не красавица. И некоторые при встрече со мной шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят, или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.

ЖАБА. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей огород.

Жалоба 3.

- Я живу на Севере. Питаюсь рыбой, а люди уничтожают меня из – за моей красивой шкуры. Берегите нас, ведь нас осталось так мало!

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ.

_ Вот такие жалобы животных внесены в Красную книгу природы. Эти, а также: тигр, лебедь, соболь, журавль и  еще многие исчезающие виды животных просят помощи у человека. Но охранять и оберегать нужно и тех животных, которые живут рядом с нами. Какие правила охраны природы вы можете назвать? (Ответы детей)

6. Итог урока. Домашнее задание.

Послушайте стихотворение.

- Все – все на свете , на свете нужны!

И мошки не меньше нужны , чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки.

У мышки без кошке не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А, если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно ошибкой окажется!

Нарисовать любимое животное и рассказать о нем.