Рабочая программа для 1 класса по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Егорова Ирина Владимировна

В учебном материале представлена рабочая программа для 1 класса на 2014-2015 учебный год, составленная в соответствии с требованиями ФГОС. В программе прилагается календарно-тематическое планирование с указанием видов деятельности обучающихся на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_1_klass.docx114.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №87

Рассмотрена   на заседании МО                                                                                                                             Утверждена

 протокол №                                                                                                                                                              Приказ по школе №

 от _________________2014г.                                                                                                                                 от «__» ______________ 2014г.                

                                                                                                                                                                                                                                                                   

Окружающий мир

рабочая программа для 1 класса  

на 2014/2015 учебный год                                                                                                                                              (УМК «Начальная школа XXI века», автор Н.Ф. Виноградова)

                                                                                                                      Составитель: Егорова И.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования ФГОС НОО №373 от 6 октября 2009г., требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, содержания общего образования, примерной программы по окружающему миру и авторской программы по окружающему миру Н.Ф. Виноградовой.  2012 г. УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 №189.   Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

  1. Общая характеристика учебного предмета:

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Задачи предмета:

•        воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,

•        формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

•        развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,

•        осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание предмета охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

В основе построения предмета лежат следующие принципы:

1.        Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

2.        Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

3.        Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

4.        Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.

5.        Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6.        Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

  •  Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.
  • Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.
  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.
  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.
  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, культура, просвещение в нашей стране.
  1. Описание места учебного предмета в учебном плане:

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе выделяется по 66 ч.

(2 ч в неделю, 33 учебные недели). В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 №189 в сентябре и октябре (1 четверть) проходит адаптационный период, при котором 4-е уроки по расписанию проходят во внеурочной форме. Темы каждого блока будут перемежаться.

  1. Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета «Окружающий мир»:

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

  1. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

        Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

  1. Планируемые результаты обучения обучающихся к концу 1 класса:

называть:

  •  свое полное имя, полный домашний адрес, свою страну, ее столицу, свой город и его достопримечательности;
  •  основные правила здорового образа жизни;
  •  основные помещения школы и их месторасположение;
  •  основные условия благоприятной жизни растений и животных;
  •  профессии, связанные со строительством, с/х, промышленностью;
  •  основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов)
  •  улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
  •  основные достопримечательности родного города и столицы России;

различать:

  •  основные нравственно – этические понятия (трудолюбие – лень, послушание – непослушание, сочувствие – равнодушие);
  •  определять время по часам;
  •  знаки дорожного движения и сигналы светофора; необходимые для безопасности;
  •  времена года;
  • особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
  • понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
  • различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
  • животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
  • произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  •  выполнять режим своего дня;
  •  определять время по часам с точностью до часа;
  •  оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
  •  выполнения правил поведения в опасных для жизни ситуациях;
  •  ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами убирать учебное место после занятий;
  •  выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сеять черенки;
  • составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения
  1. Содержание учебного предмета:

Содержание предмета примерной программы ФГОС

Содержание   предмета по окружающему миру авторской программы Н.Ф. Виноградовой

Этот удивительный мир (1час)

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком.

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Родная природа (29 часов)

Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные, их разнообразие.

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектов природы). Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой), Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода), Уход за комнатными растениями. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).  Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Твоё здоровье (6 часов)

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная система, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств зрения, слуха, обоняния и др. Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим дня. Культура поведения за столом. Будем развивать силу, ловкость и быстроту. Физическая культура. Правила закаливания.  Какая пища полезна. Как правильно питаться. Полезный завтрак. Витамины для нашего организма. Продукты на ужин. Культура поведения за столом.

Мы и вещи (9 часов)

Общество — люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек — член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек —

создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд.  Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность свестника и свою, радоваться успехам друзей. Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи. Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи. Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.).  Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

Ты первоклассник (2 часа)

Ты – первоклассник. Кого называют друзьями. Увлечения детей, игры. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство. Что такое режим дня и зачем он нужен?

Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Знакомство со школой: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность. Определение времени по часам как условие правильной организации труда и отдыха. Понятия – антонимы: «организованный – неорганизованный». Режим дня первоклассника. ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть. Дорожные знаки. Светофор. Дорожные знаки. Домашний адрес.

Родная страна (19 часов)

 Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время? Театр, музеи, концерты, загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтение книг и рассказывание любимых сказок – часть досуга. Хозяйственный труд в семье. Домашние дела. Характерные особенности разных населенных пунктов: город, село (общее различное). Наш населенный пункт – часть нашей страны России. Наша страна – Россия, Российская Федерация. Москва – столица РФ. Символика России: гимн, флаг, герб.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках. Разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентировка по карте: значение цвета, определение по символам (знакам) представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны. Россия – страна многонациональная.  Особенности народа: язык, искусство-обычаи. Как можно встретить праздник «День защитника Отечества», праздник «8 Марта» в семье, как проявить внимание к родным и близким.

Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учётом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей). Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела

Формы организации учебных занятий

Всего часов

Экскурсии

Практические работы

Проект

Педагогическая диагностика

1

Этот удивительный мир

1

2

Ты-первоклассник

2

1

3

Твоё здоровье

6

2

4

Мы и вещи

9

3

1

1

5

Родная природа

29

8

7

1

6

Родная страна

19

1

1

1

ИТОГО

66

13

11

1

2

                                                                                 КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (66 ЧАСОВ)

Тема урока

Часы

Характеристика деятельности учащихся

Дата

проведения

Этот удивительный мир (1 час)

1

Этот удивительный мир. Предметы и объекты окружающего мира. Отличия среди объектов природы и объектов, созданных человеком   Урок – игра. Ад. п.

1

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью; ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради. Понимать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»; нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров. Рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.  Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

 Раздел: «Ты — первоклассник» (2 часа)

2

Ты — первоклассник. Давай познакомимся. Описательный рассказ о себе. Экскурсия по школе: «Мир школы».  Ад. п.

1

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям). Выделять и формулировать познавательную цель;  знакомиться с одноклассниками, рассказывать о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется); составлять описательный рассказ по картинкам; использовать условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе; использовать общие приемы решения задач; определять время по часам как условие правильной организации труда и отдыха; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; знать и объяснять понятия «друг», «дружба»; уметь оценивать поступки людей. Проявляют ценностное отношение; осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; оценивают эмоционально-эстетические впечатления от знакомства с новым коллективом, одноклассниками, отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира; принимают образ «хорошего ученика»; осознают значение учебной деятельности; проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

3

Ты — первоклассник. Школьная жизнь. Правила поведения и культура общения (урок-игра). Ад. п.

1

Раздел: «Родная природа» (3 часа)

4

Родная природа. Сентябрь - первый месяц осени.  Взаимосвязь явлений природы и объектов живой природы Экскурсия в парк: «Сезонные изменения в природе». Ад. п.

1

Формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы; отвечать на вопросы по теме наблюдения; определять понятия «неживая природа», «листопад», «золотая осень»; выполнять классификацию овощей и фруктов, усвоить то, что овощи и фрукты кладовая витаминов; определять последовательность времен года; установить зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Сравнивать внешний вид разных деревьев и растений. Работать с иллюстративным материалом. Сравнивать свои наблюдения с пейзажами на фото. Сравнивать и различать грибы и различные растения. Классифицировать объекты по разным признакам. Работать с таблицей и текстом учебника.

5

Родная природа. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов. Классификация овощей и фруктов.  Практическая работа №1: «Разнообразие растений». Ад. п.

1

6

Родная природа. Грибы съедобные и ядовитые. Сравнительный анализ (урок-игра). Ад. п.

1

Раздел: «Родная страна» (2 часа)

7

Родная страна. Семья. Взаимоотношения и традиции в семье (урок-игра). Ад. п.  

1

Объяснять понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов свое отношение к каждому из членов своей семьи; оценивать свое отношение с каждым членом своей семьи с помощью понятий: «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.  Уметь рассказывать по картинке о своей семье, о труде и о семейных обязанностях. Работать с текстом стихотворения. Принимать участие в играх, в обсуждении текста.

8

Родная страна. Семейные обязанности. Семейный досуг. Ролевая игра: «Любимые занятия».  Ад. п.

1

Раздел: «Мы и вещи» (2 часа)

9

Мы и вещи. Как из зерна получилась булка. Труд хлебороба.   Экскурсия на хлебозавод. Ад. п.

1

Знакомиться с трудом хлебороба, с тем, как растения кормят человека; называть хлебобулочные изделия, из чего их делают; знать о пользе хлеба, его ценности; строить рассуждения; приводить примеры домашних животных; формировать представления о местах обитания домашних животных и их питании; классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее». Называть профессии, связанные с сельским хозяйством, хлебобулочные изделия. Обсудить поговорку. Описывать натуральные объекты.  Уметь решать проблемную ситуацию.

10

Мы и вещи. Человек и домашние животные. Классификация животных по признаку «дикое – домашнее». Урок – игра. Ад. п.

1

Раздел: «Родная природа» (2 часа)

11

Родная природа. Сезонные изменения осенью в октябре. Природные явления. Экскурсия в парк: «Явления в природе». Ад. п.

1

Уточнять и расширять представления о диких животных; объяснять понятия: «оседлые птицы», «перелетные птицы»; знакомиться с естественнонаучными понятиями: «тело», «вещество», «состояние воды», «раствор»; определять свойства воды опытным путем; выделять особенности хвойных деревьев, находить отличия хвойных деревьев от лиственных; объяснять понятие «вечнозеленые деревья»; знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса. Называть особенности октября. Различать природные явления. Уметь выделять характерные особенности разных явлений природы. На экскурсии наблюдать за изменениями в природе.

12

Родная природа. Птицы осенью.  Понятия: «оседлые птицы», «перелетные птицы» (урок-игра). Ад. п.  

1

Раздел: «Родная страна» (2 часа)

13

Родная страна. Город, в котором мы живём. Различия города и села. Игра «Моя дорога из дома в школу». Ад. п.

1

Использовать речь для регуляции своего действия; контролировать свою речь, ее четкость и правильность; принимать и сохранять учебную задачу.

Называть различия города, села; особенности построек, дорог; правила, чтобы по дороге в школу не попасть в беду; знаки дорожного движения.  Уметь работать с иллюстративным материалов учебника. Уметь различать знаки дорожного движения и светофора; выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуаций.

14

Родная страна. Правила дорожного движения. Дорожные знаки. Экскурсия в отдел полиции: «Знаки дорожного движения». Ад. п. 

1

Раздел: «Мы и вещи» (2 часа)

15

Мы и вещи.  Вещи, которые нас окружают. Классификация предметов по заданному признаку.

1

Уточнять и обогащать представления о различных профессиях, о людях, чей труд важен для каждого человека; выделять сходства и различия разных видов транспорта (воздушный, водный, наземный, пассажирский, личный); различать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового. Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку. Уметь классифицировать предметы по заданному признаку. Принимать участие в игре.

16

Мы и вещи.  Профессии людей, значение их труда для общества. Экскурсия в школьные мастерские: «Кто работает ночью».

1

Раздел: «Твоё здоровье» (4 часа)

17

" Твоё здоровье. Твои помощники –

органы чувств. Роль органов чувств  в жизни человека. Практическая работа №2: «Работа» органов чувств».

1

Иметь представление об органах чувств, их роли в жизни человека; обсуждать правила закаливания, осознавать, что занятия спортом тоже закаляют человека; уточнять, от чего зависит настроение человека, рассматривать, каким бывает настроение, характеризовать виды настроения (радостное, веселое, грустное, печальное). Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; предлагать помощь в сотрудничестве. Уметь угадывать предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету. Уточнить понятие: аккуратный - неаккуратный, чистоплотный – нечистоплотный. Работать с текстом и заданием учебника. Уметь соблюдать режим дня; правильно организовывать свой труд и отдых. Принимать участие в игре- соревновании.

18

Твоё здоровье. Правила гигиены. Для чего человеку необходимо их соблюдать.

1

19

Твоё здоровье. Режим дня. Представление о времени. Практическая работа №3: «Определение времени по часам».

1

20

Твоё здоровье. Урок-игра  в спортивном зале. Физическое здоровье человека.

1

Раздел: «Родная природа» (4 часа)

21

Родная природа. Ноябрь — зиме родной брат. Характеристика предзимья.  Экскурсия в парк: «Поздняя осень».

1

Знакомиться с народными приметами, с изменениями, которые происходят в разные времена года; распределять зверей на группы по способу питания (насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные); знакомиться с животными уголка природы, объяснять, что уголок природы – место обитания диких животных; составлять описательный рассказ; работать с таблицей. Называть особенности ноября, какие произошли изменения в природе. Давать характеристику предзимья. Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Уметь классифицировать птиц по признаку «перелетные - зимующие», знать их отличительные особенности. Работать с дневником наблюдений. Обсуждать прочитанный рассказ. Строить понятные для партнера высказывания; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; допускать существование различных точек зрения; вступать в диалог с учителем, одноклассниками; ставить вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам.

22

Родная природа. Животные и их классификация. Жизнь диких животных поздней осенью.

1

23

Родная природа. Характерные особенности зверей. Млекопитающие.

1

24

Родная природа. Разнообразие птиц. Классификация  птиц по признаку «перелетные - зимующие». Практическая работа №4: «Изготовление кормушек».

1

Раздел: «Родная страна» (2 часа)

25

Родная страна. Город-село.  Характерные особенности разных населенных пунктов.

1

Называть особенности разных населенных пунктов. Составить рассказ по образцу.

26

Родная страна. Здания разных функциональных значений. Вывески.

1

Описывать здания разных функциональных значений.  Узнавать здание по вывеске. Работать с иллюстративным материалам учебника.

Раздел: «Мы и вещи» (2 часа)

27

Мы и вещи. Значение труда людей, и его польза для человека и общества. Экскурсия в библиотеку: «Зачем люди трудятся».

1

Наблюдать за общественными событиями и труда людей родного города (села). Характеризовать профессии людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Описывать натуральные объекты. Составлять описательный рассказ. Анализировать рассказ. 

28

Мы и вещи. Труд людей различных профессий.

1

Раздел: «Родная природа» (2 часа)

29

Родная природа. Декабрь-первый месяц зимы. Природа зимой. Экскурсия в парк: «Сезонные изменения в начале зимы».

1

Объяснять понятия: «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель».  Называть сезонные изменения в начале зимы. Составлять описательный рассказ.

30

Родная природа. Вода-вещество.  Лабораторная работа №1: «Свойства воды».  Практическая работа №5: «Состояние воды в природе».

1

Называть свойства воды и различные её состояния; понятия: тело, вещество. Уметь проводить опыты с водой. Работать с учебником и тетрадью.

Раздел: «Родная страна» (3 часа)

31

Родная страна. Правила дружбы. Кого называют друзьями. Диагностическая работа №1: «Родная природа нашей страны» (приложение 11)

1

Уметь различать основные нравственно этические понятия. Уметь рассказывать о своем друге. Рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.  Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения. Называть правила поведения в гостях. Выбирать подарок. Писать письмо другу. Рассказывать новогоднюю историю от выбранной роли.

 

32

Родная страна. Правила поведения в гостях.

1

33

Родная страна. Культура отдыха. Праздник: «Новый Год».

1

Раздел: «Родная природа» (4 часа)

34

Родная природа. Сезонные изменения в природе в январе. Экскурсия в парк: «Погода в январе».

Практическая работа №6: «Измерение глубины снежного покрова».

1

Называть виды деревьев родного края, сезонные изменения в природе. Делать вывод по итогам наблюдений за природой. Работать с иллюстративным материалом. Различать хвойные деревья. Работать с гербарием и текстом учебника. Называть основных представителей животного мира ближайшего окружения; основные условия благополучной жизни животных и птиц. Различать животных и птиц по видам. Знакомиться с народными приметами, с изменениями, которые происходят в разные времена года; распределять зверей на группы по способу питания (насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные); знакомиться с животными уголка природы, объяснять, что уголок природы – место обитания диких животных.

35

Родная природа. Внешний вид и особенности хвойных деревьев.

Практическая работа №7: «Определение по силуэтам, плодам, семенам лиственных и хвойных деревьев».

1

36

Родная природа. Жизнь птиц зимой.

1

37

Родная природа. Птичьи голоса, поведение, приспособление к среде обитания.

1

Раздел: «Родная страна» (5 часов)

38

Родная страна. Наша страна – Россия. Москва – столица РФ.

1

Иметь представление о семье в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности; иметь представление о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу России и мира; осознавать важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим на конкретных примерах; помогать по дому старшим; знакомиться с разнообразием и богатствами природы России – леса, реки, горы; уметь ориентироваться по карте: называть значения символов (знаков); рассматривать представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны; уточнять названия нашей страны (Россия, Российская Федерация). Рассматривать достопримечательности Москвы – столицы РФ; знакомиться с символами России (флаг, гимн, герб). Составлять рассказ о нашей Родине.

39

Родная страна. Государственная символика.

1

40

Родная страна. Разнообразие и богатство природы России. Практическая работа №8: «Работа по карте».

1

41

Родная страна. Леса России: тайга, лиственный лес.

1

42

Родная страна. Народы России. Традиции.

1

Раздел: «Родная природа» (5 часов)

43

" Родная природа. Февраль – месяц метелей и вьюг. Погода в феврале.

1

Знакомиться с народными приметами, с изменениями, которые происходят в разные времена года. Называть особенности февраля. Участвовать в игре.

44

Родная природа. Хищные, растительноядные животные.

1

Называть отличия в питании и передвижении зверей разных видов.

45

Родная природа. Насекомоядные, всеядные животные. Рассказ-описание: «Как звери передвигаются».

1

Делать вывод по итогам наблюдений за природой. Работать с иллюстративным материалом. Сочинять рассказ. Работать с иллюстративным материалом.

46

Родная природа. Уголок природы. Животные уголка природы.

1

Знакомиться с уголком природы, как правильно ухаживать за животными уголка природы. Работать с учебником.

47

Родная природа. Растения уголка природы. Практическая работа №9: «Уход за комнатными растениями».

1

Знакомиться с правилами выращиваний растений из черенка, листа, семени, луковицы, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

Раздел: «Родная страна» (4 часа)

48

" Родная страна. Мы – граждане России. Права и обязанности граждан.

1

Знакомиться с гражданскими правами и обязанностями. Участвовать в обсуждении стихотворения.

49

Родная страна. Правила поведения. Урок – игра: «Правила поведения человека в различных ситуациях».

1

Знакомиться с правилами разговора по телефону. Вспомнить правило дружбы.  Обсуждать воображаемые ситуации.

50

Родная страна. Государственные праздники. 23 февраля — День защитника Отечества.

1

Использовать речь для регуляции своего действия; контролировать свою речь, ее четкость и правильность; принимать и сохранять учебную задачу.

Называть государственные праздники.

51

Родная страна. Государственные праздники. 8 марта – праздник всех женщин

1

Раздел: «Родная природа» (2 часа)

52

" Родная природа. Март- капельник. Характеристика месяца. Экскурсия в парк: «Изменения в жизни природы ранней весной».

1

Называть сезонные изменения в жизни природы ранней весной. Основные характерные черты марта.  Делать вывод по итогам наблюдений за природой. Работать с иллюстративным материалом. Сочинять рассказ. Работать с иллюстративным материалом.

53

Родная природа. Жизнь птиц весной. Сравнительный анализ строения птиц.

1

Знакомиться с жизнью птиц весной. Узнавать птиц по описанию. Обсуждение текста.

Раздел: «Твоё здоровье» (2 часа)

54

" Твоё здоровье. Здоровая и вредная пища. Гигиена питания.

1

Называть какая пища полезна и как правильно питаться.  Анализировать воображаемые ситуации. Работать коллективом.

55

Твоё здоровье. Закаливание. Необходимость закаливания.

1

Называть, как правильно организовывать свой день; что закаливание полезно для организма. Работать с иллюстративным материалом. Участвовать в игре.

Раздел: «Родная природа» (2 часа)

56

"Родная природа. Звуки весны: апрель – водолей. Сезонные изменения в природе. Экскурсия на водоём: «Ледоход».

1

Называть сезонные изменения; условия благополучной жизни растений и животных. Объяснять взаимосвязь и взаимозависимость растений и животных.

57

Родная природа. Жизнь насекомых весной.

1

Называть, когда появляются насекомые после зимнего покоя; их разнообразие, уметь их описывать. Работать с текстом учебника.

Раздел: «Мы и вещи» (2 часа)

58

"Мы и вещи. Весенние работы людей. Практическая работа №10: «Огород на окне».

1

Называть какие работы начинаются весной. Рассказывать о весенних работах людей на полях, в садах, парках и огородах.

59

Мы и вещи. Виды транспорта. Классификация видов транспорта.

1

Называть сходство и различие разных видов транспорта: воздушный, водный, наземный; пассажирский, личный; электрический и работающий на бензине (керосине); грузовой, легковой.  Называть виды транспортных средств и профессии людей, которые трудятся на этом транспорте. Различать разные виды транспорта – воздушный, водный, наземный; пассажирский, личный; электрический и работающий на бензине (керосине); грузовой, легковой.

Раздел: «Родная страна» (1 час)

60

Родная страна. День космонавтики. Освоение человеком космоса.

1

Называть первого космонавта, первую женщину-космонавта, первый спутник Земли. Участвовать в беседе. 

Раздел: «Родная природа» (3 часа)

61

" Родная природа. Май весну завершает. Экскурсия в парк: «Изменения в природе в конце весны».

1

Называть основные признаки мая. Различать и называть явления природы; работать по картинкам; участвовать в беседе.

62

Родная природа. Жизнь земноводных

весной. Проект «Жизнь животных» (определение темы, формы выполнения проекта).

1

Называть общие черты и различия земноводных; жизнь и развитие лягушки. Сравнивать лягушку и жабу. Рассматривать и обсуждать схемы.

63

Родная природа. Животное - живое существо. Условия жизни. Проект (обсуждение и коррекция выполнения).

1

Называть отличительные признаки живого и неживого. Составлять плакат.

Раздел: «Мы и вещи» (1 час)

64

Мы и вещи. Ты пешеход. Диагностическая работа №2: «Мир, который тебя окружает». (приложение 12)

1

Называть правила поведения в опасных ситуациях; телефоны экстренных служб. Различать знаки дорожного движения.

Раздел: «Родная природа» (2 часа)

65

Родная природа. Влияние человека на природу. Охрана природы.   Защита проекта.

1

Заканчивать предложение. Работать с иллюстративным материалом.

66

Родная природа. Скоро лето. Обобщение пройденного материала за год.         

1

Называть основные признаки лета. Различать и называть явления природы; работать по картинкам; участвовать в беседе.

  1. Оценка достижений учащихся:

На основе «Положение о системе оценивания, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся на ступени начального общего образования в условиях перехода на ФГОС» в муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 87 г. Ярославля   утвержденном на заседании педагогического совета школы (протокол № 6 от 05.11.2010 г.) и приказом по школе   №   327/183 от   08.11 2010 г. установлены виды и количество работ в 1 классе:

Условные обозначения (красным цветом обозначены административные работы)

к- каникулы

д-  диагностические работы

вк-  входной контроль

кдг-  контрольный диктант с грамматическим заданием

сп- списывание текста

ком - комплексная работа

т- тестовая работа

к/и- контрольное изложение

кр-  контрольная работа по предмету

В- выставка

ТЧ –  проверка техники чтения

Пр –практическая работа

В 1 классе проводится педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников              разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Автор: Н.Ф. Виноградова.

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

  • определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
  •  выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
  • установить уровень овладения учебной деятельностью;
  • оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала.

Источники информации для оценивания:        

  • деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
  • статистические данные;
  • работы учащихся;
  • результаты тестирования.

Методы оценивания:

  • наблюдение,
  • открытый ответ,
  • краткий  ответ,
  • выбор ответа,
  • самооценка.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.
  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (печатная продукция)

1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

3. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы: методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

2. Технические средства обучения

Классная магнитная доска.

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Интерактивная доска.

МФУ (сканер, принтер, копир).

3. Наглядные пособия

Таблицы («Времена года.», «Дикие животные», «Домашние животные»).

Наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство», «Профессии».

Фотографии и иллюстрации.

Наборы географических и исторических карт.

Таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума.

Комплект учебного пособия сообщества «Поле», «Водоём», «Приусадебный участок», «Луг», «Лес» (рулонный магнитный пластиковый плакат и карточки).

4. Экранно-звуковые пособия

Электронное учебное пособие «Начальная школа Кирилла и Мефодия», ООО «Кирилл и Мефодий», 2010 г.

Электронный образовательный ресурс «Окружающий мир» 1 класс, М., «Вентана - Граф» 2014 г.

Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM).

Электронный образовательный ресурс DOS

Комплект лабораторного оборудования "Воздух и атмосферное давление".

Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение»

Комплект лабораторного оборудования «Мосты и что делает их устойчивыми» (равновесие).

Комплект лабораторного оборудования для проведения практических работ «Весовые измерения».

Комплект лабораторного оборудования для проведения практических работ «Давление жидкостей. Схема водопровода».

Комплект лабораторного оборудования для проведения практических работ «Фильтрация воды».

Комплект лабораторного оборудования для проведения практических работ «Свет и тень».

Комплект лабораторного оборудования для проведения практических работ «Для проращивания растений».

Комплект лабораторного оборудования для проведения практических работ «Наблюдение за погодой».

Комплект оборудования для проведения опытов.

  1. Интернет-ресурсы

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru

Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

6. Игры и игрушки

Лото «Растительный мир».

Лото «Животный мир».

Настольная игра «Правила дорожного движения».

Карточки «Дорожные знаки»

7. Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Список литературы:

  1. Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России 2009г.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России.
  3. Примерные программы, созданные на основе федерального государственного стандарта общего образования.
  4. УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.  Виноградовой, 2014 г.
  5. Электронные интерактивные приложения по УМК «Начальная школа XXI века».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа 21 века"

Рабочая программа 1 класса по окружающему миру  УМК "Школа 21 века"...

Рабочая программа 3а класса по окружающему миру.

Рабочая программа выполнена по требованиям ФГОС....

Рабочая программа 4 класса по окружающему миру УМК "Школа XXI века"

Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по окружающему миру составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требо...

Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа XXI века"

Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требова...

Рабочая программа 3 класс по окружающему миру "Гармония"

Рабочая программа 3 класс по окружающему миру "Гармония"...

Рабочая программа 4 класс по окружающему миру

Данная рабочая программа по предмету «Математика» в 4  классе составлена на основе примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Рабочая программа 2 класс по окружающему миру

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования...