Урок окружающего мира "Когда изобрели велосипед?" 1 класс "Школа России"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Лукина Ирина Геннадьевна

Урок проведен в рамках конкурса "Учитель года - 2015".  Представлена технологическая карта и презентация к уроку. Видео для физкультминутки можно будет найти в моих видео

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.doc104.5 КБ
Файл k_uroku.pptx2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России».

Учитель: Лукина Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов МКОУ «Алнерская основная школа»

Тема: Когда изобрели велосипед?  

Тип: изучение нового материала.

Цели

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Познакомить с историей развития и разнообразием современных велосипедов;

Научить приемам запоминания с опорой на наглядность и ассоциации;

Уточнение знаний об устройстве велосипеда.

Обогащать словарный запас обучающихся новыми словами;

Развивать произвольное внимание;

Развивать память, речь, познавательный интерес.

Развивать навыки безопасной езды на велосипеде;

Осуществлять связь с жизненным опытом детей

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные

Личностные:

- научатся сравнивать старинные и современные велосипеды;

- рассказывать об устройстве велосипеда;

- обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

- знать правила безопасной езды на велосипеде;
- выдвигать предположения и доказывать их;

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- работать в паре, группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;

- определять место на ленте времени

Регулятивные:

Ориентироваться в учебнике, словаре и рабочей тетради;

Принимать и сохранять учебную задачу;

оценивать результат своих действий;

высказывать свои предположения;

сравнивать выполнение своего задания с эталоном;

давать эмоцинальную оценку деятельности на уроке

Познавательные:

определять сходство и различие объектов; определять части предмета

получать информацию из текста и рисунка в учебнике, справочнике;

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

ориентироваться в учебнике, в словаре;

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

работать индивидуально, в парах и группах;

оформлять свою мысль в устной речи;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе.

- уважение к мнению других;

- мотивация учебной деятельности;

- самоопредение;

- проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир;

- овладеть начальными навыками адаптации в мире;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная

Методы обучения

Частично-поисковый, практический, интерактивный, деятельностный, объяснительно-иллюстративный

Оборудование

Интерактивная доска, нетбуки, презентация

Лента времени, магниты, бумага, цветные карандаши, карточки с изображением велосипедов, сигнальные карточки (винтики разных цветов), толковый словарь (3 шт), учебник «Окружающий мир» часть 2, автор А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, памятка езды на велосипеде.

Карта урока:

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

1.Организационный этап

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Всё проверили? Садитесь!

И с усердием трудитесь!

Проверяют готовность к уроку

Л – развитие познавательного иснтереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе адекватное отношение к школе.

2. Актуализация опорных знаний

- Сегодня на занятии мы совершим путешествие на машине времени, а помогут нам в этом знаменитые Фиксики. Но, для того, чтобы её запустить, мы должны ответить на вопросы Дедуса:

Когда появилась одежда?

Как люди одевались в прошлом?

Какие виды одежды для разных случаев вы знаете?

Чем одежда древних людей отличается от одежды современных людей?

Что вы узнали об одежде?  

-Молодцы! А теперь посмотрите на доску. Здесь находится лента времени. Её нам сделал Профессор Чудаков. Закрепите на ней свои рисунки.

 Сначала группа, которая подготовила одежду из прошлого. Где расположим рисунки: справа или слева от настоящего? Теперь группа с одеждой из настоящего.

И, наконец, мода будущего! Спасибо всем!

Одежда появилась в глубокой древности, еще у первобытных людей.

В прошлом люди одевались в шкуры животных.

Я знаю деловую одежду, спортивную, рабочую, одежду для дома.

Одежда древних людей была сделана из шкур животных. Одежда современных людей сшита из ткани.

Одежда появилась в глубокой древности, еще у первобытных людей. Они одевались в шкуры животных. Для каждого случая – своя одежда. Одежда бывает деловая, спортивная, рабочая, одежда для дома.

Распределяют свои рисунки на ленте времени

Л - формирование интереса к учению;

К – планирование учебного сотрудничества

П – умение выделять нужную информацию; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

П - умение делать выводы на основе обобщения знаний

П - умение выделять необходимую информацию для решения поставленной задачи, сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки

Предм. – работа с лентой времени

3. Самоопределение к деятельности

- Вы доказали, что можете воспользоваться машиной времени.

- Сегодня на уроке мы тоже будем отвечать на вопрос «Когда?». А о чём пойдёт речь, мы узнаем, когда отгадаем загадку, которую прислали нам Симка и Нолик (Слайд 1):

«У него два колеса,

И седло на раме,

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами»

- Что  же это? (Щелчок)

- У нас есть слова «когда» и «велосипед». (Слайд 2) Какое же слово нужно вставить, чтобы получился вопрос? (Детям предлагаются слова: появился, сделали, изобрели..) (Щелчок)

- В этом вопросе нам поможет разобраться толковый словарь С.И.Ожегова. У каждой группы есть такой словарь. Откроем его на закладке и прочитаем  объяснение значения слов. Выберите одного представителя от группы, который будет читать вслух. Читает 1 группа. Подходит ли данное слово?

2 группа.

3 группа.

Подходит слово «изобрели». (Щелчок)

На слайде высвечивается вопрос «Когда изобрели велосипед?»

- Что мы должны сегодня узнать?

Прочитайте в учебнике. Давайте составим кластер. (Слайд 3)

История

Устройство

Велосипед

Применение

Безопасность

Велосипед

Учащиеся предлагают выбранное слово и объясняют свой выбор

Работают в группе. Находят и читают статью в словаре, определяют, подходит ли оно.

Выдвигают предположения

Читают задачи в учебнике, коллективно составляют кластер

Л – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

П – осуществление поиска информации из собственного опыта, словаря

К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение объяснять смысл слова

П - умение пользоваться словарем, вычитывать информацию, данную в явном виде.

Пред. - умение работать в группе,

К - выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам, принимать мнение других

П - умение пользоваться учебником, вычитывать информацию, данную в явном виде.

4. Актуализация  знаний на этапе усвоения нового материала.

- Дедус как-то похвастал, что умеет ездить на «бегунке», «костотрясе», «пауке» и велосипеде. Сколько механизмов освоил Дедус? (Слайд 4) Что вам необходимо знать, чтобы ответить на вопрос?

- Нам надо узнать историю изобретения велосипеда. А поможет нам, конечно же Дедус!

- Итак, мы отправимся путешествовать во времени. Как выдумаете, в каком времени мы побываем?

Отсчет времени. (Щелчок)

- Чтобы наше путешествие было интересным, я приглашаю сюда… (ФИ учеников с докладами+Просмотр презентации «Когда изобрели велосипед?»  (Слайды 5-7)

- Сколько механизмов освоил Дедус?

- Найдите у себя на партах изображения старинных велосипедов и разместите их на ленте времени. (Слайд 8)

- А теперь Фиксики предлагают отдохнуть. Они придумали для вас физкультминутку. Представим, что мы едем на велосипеде. (Слайд 9)

Мчат колеса по дороге,
Над дорогой мчатся ноги.
Это еду я бегом.
Это я бегу верхом!
Я и сидя бегу,
И встаю на бегу,
И колеса кручу,
И качу,
Куда хочу!

- Как вы думаете, какая часть велосипеда самая главная?

- Из каких ещё деталей состоит велосипед?

- Папус очень любит разбираться в механизмах и в этом ему помагает Нолик. Давайте покажем им, как вы знаете устройство велосипеда.

Разбейтесь на пары. Кому не хватило пары? Выходите к доске. Откройте нетбуки. Подберите подписи к деталям велосипеда. Выполняем работу по очереди.

- Давайте посмотрим, как выполнил работу Нолик. Сравните свои работы. (Слайд 10)

- Скажите, а современные велосипеды отличаются от старинных? Можете назвать чем?

- Правильно. После изобретения, велосипед менялся. Давайте посмотрим, что приготовила нам Симка.

- В зависимости от назначения и особенностей конструкции велосипеда делятся на: дорожные, спортивные, подростковые, детские, специальные.

(Слайд 11) Дорожные велосипеды имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль. Вы видели такой велосипед?

(Слайд 12) Спортивные велосипеды имеют облегченную конструкцию, сделаны из специальной стали, у них низко опущен руль, есть переключатель скоростей и ручные тормоза. А такой велосипед вы видели?

(Слайд 13) Разновидностью спортивного велосипеда является тандем – двухместный двухколесный велосипед. Он может развивать скорость до 70 км/ч. А этот велосипед вам знаком?

- Ребята, а у вас есть велосипед? К какому виду он может относиться? Правильно, ваш велосипед – подростковый. (Слайд 14)

- А на каком велосипеде вы начинали кататься? Опишите его. Такой велосипед называется детским. (Слайд 15)

(Слайд 16) Специальные велосипеды – это цирковые, грузовые, велоколяски. (Слайд 17) А ещё есть водные велосипеды.

- Фиксики приготовили для вас сюрприз – это веселая физкультминутка. Повторяйте движения за мной. (Слайд 18 - Помогатор)

- В каком времени мы сейчас находимся?

- Возьмите рисунки с изображением современных велосипедов и разместите их на ленте времени.

- А теперь пришло время отправиться в будущее. (Слайд 19)

- И вот задание от Профессора Чудакова: помогите ему придумать велосипед будущего. Возьмите чистый лист и цветные карандаши и пофантазируйте. Но есть одно условие – эту работу нужно сделать быстро. Нам нельзя долго находиться в будущем, чтобы его не изменить.

- Посовещайтесь в группе и скажите, чем будут отличаться велосипеды будущего.

- Разместите свои велосипеды на ленте времни

- Молодцы, ребята! А теперь вернемся в настоящее и попробуем ответить на вопрос ДимДимыча: (Слайд 20) Для чего современному человеку велосипед? (Прием «Мозговой штурм») обсудите ответы на этот вопрос в группах и дайте свои ответы.

- Оказывается велосипед очень нужная и полезная вещь. Это самый экологичный вид транспорта. А ещё велосипед укрепляет наше здоровье. Мася и Папус считают, что любая вещь должна быть безопасной. Вы знаете правила безопасного использования велосипеда?

- Откройте учебник на с.23 и прочитайте.

- Какие правила нужно соблюдать при езде на велосипеде? Раздать памятки.

Высказывают предположения

Высказывают предположения

Знакомство с историей изобретения велосипеда.  Выделение нужной информации для ответа на вопрос: Сколько механизмов освоил Дедус?

Ответы детей.

Находят рисунки и размещают на ленте времени

Повторяют движения

Предположения детей.

Работают с учебником.

Предположения детей

Работа в парах. По одному представителю от группы выходят к доске и выполняют задание

Сравнение выполнения задания с оригиналом.

Ответы детей на основе полученных знаний и личного опыта

Смотрят презентацию и слушают рассказ учителя.

Ответы детей в зависимости от личного опыта.

Выполняют физминутку.

Предположения учащихся

Находят рисунки с современными велосипедами и размещают их на ленте времени

Создают рисунки велосипеда будущего.

Предположения детей

Размещают рисунки на ленте времени

Работа в группах

Высказывание предположений

Ответы детей

Работают с учебником

Обобщают прочитанное

П - определять сходство и различие объектов; получать информацию из текста и рисунка;

Пред. - выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; определять место на ленте времени

К - оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других;

Р – осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, оценивать правильность выполнения действий на основе адекватной ретроспективной оценки.

Пред. - рассказывать об устройстве велосипеда; выдвигать предположения и доказывать их;

Р - ориентироваться в учебнике; высказывать свои предположения; сравнивать выполнение своего задания с эталоном;

К - работать в парах; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе.

П - определять части предмета; получать информацию из текста и рисунка в учебнике

 

Р – осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, оценивать правильность выполнения действий на основе адекватной ретроспективной оценки.

5. Актуализация знаний на этапе закрепления

- Фиксики предлагают вам сыграть в игру «Верю – не верю». (Слайд 21) У вас на столах лежат таблицы, возьмите их. Не забудьте взять ручку. В табличке записаны номера с 1-го по 8-ой. Я буду читать вопросы, а вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак + , если верите, или – если не верите. (Щелчок 2 раза)

Вопросы:

Верите ли вы, что

  1. ….., первый велосипед изобрели 10 лет назад (-)
  2. ….., он был деревянный (+)
  3. ….., у велосипеда не было педалей (+)
  4. ….., самокат, паук, костотряс – это всё название разные виды транспорта (-)
  5. ….., есть велосипед с одним колесом (+)
  6. ….., есть двухместные велосипеды (+)
  7. ….., для велосипедистов не существует правил езды (-)
  8. ….., на велосипеде по улице можно ездить с 14 лет (-)

- Проверьте (Щелчок)

- Выполнение заданий в рабочей тетради

С.18 №3 (Самооценка.) дополнительно, если позволит время.

Работа в парах с таблицей

Выполняют задание и оценивают себя

Р -  прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала;

Л – понимать значение знаний для человека и принимать его.

6. Рефлексия

- Давайте вспомним какие задачи мы поставили на этот  урок. (Чтение задач урока с. 22, если не вспомнят)

- Вернемся к нашему кластеру. Все ли поставленные задачи были решены? (Слайд 22)

- Фиксикам очень интересно, как вы себя оцените, поэтому воспользуйтесь их гаечками: (Слайд 23)

Зелёный винтик – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой;

Желтый винтик – в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен;

Красный винтик – допущено много ошибок, работой не доволен.

- Посмотрите, на что похожи наши гайки? (На светофор Щелчок).  К чему же нам надо стремиться? (К зеленому цвету – выполнять работу без ошибок и быть довольным своей работой. А ещё – выполнять правила дорожного движения)

- Поднимите руку те, кому сегодня было интересно.

- А теперь поднимут руку те, кто узнал что-то новое.

- Кому сегодня было трудно? В чем? - Какими знаниями вы поделитесь с родителями, друзьями?

- Вам понравился урок?

- Вы сегодня поработали очень хорошо! Фиксики и я говорим вам СПАСИБО! (Слайд 24)

Ответы детей

Сравнивают кластер со своей работой на уроке

Оценивают свою работу на уроке

Р - оценивать результат своих действий; давать эмоцинальную оценку деятельности на уроке

П - делать выводы в результате совместной работы всего класса.

7. Актуализация субъективных знаний

Рекомендации для занятий дома

- Ребята, если у вас есть велосипед, нарисуйте его или сфотографируйте и наклейте фотографию в рабочую тетрадь с. 17 задание №2. С.23 учебника (вывод)

- вырезать из приложения детали велосипеда и собрать его.

Дополнительные задания

В жизни человека бывают разные ситуации и надо уметь находить правильные решения, оказавшись в них. Мудрая Черепаха прислала вам задания:

№ 1. Вы катаетесь на велосипеде и увидели старого друга. Он стоит на другой стороне улицы, радостно машет рукой и кричит: “Езжай скорее сюда, будем кататься в моём дворе!” Ваши действия?

№ 2. Вы катаетесь на велосипеде. К вам подходит ваша одноклассница и просит: “Покатай меня, пожалуйста!” Ваши действия?

№ 3. Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать своё мастерство и убрал руки с руля, снял ноги с педалей. Чем закончится такая езда?

– Какой можно сделать вывод?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир

Слайд 2

У него два колеса, И седло на раме, Две педали есть внизу, Крутят их ногами

Слайд 3

Когда в елосипед? появился изобрели с делали

Слайд 4

Велосипед Устройство История Безопасность Применение

Слайд 5

0 1 2 3

Слайд 6

«Бегунок»

Слайд 7

« Костотряс »

Слайд 8

«Паук»

Слайд 9

Лента времени

Слайд 10

Физкультминутка

Слайд 11

ШИНА РУЛЬ СПИЦА ПЕДАЛЬ РАМА ОБОД СЕДЛО БАГАЖНИК Детали велосипеда

Слайд 12

ДОРОЖНЫЙ ВЕЛОСИПЕД

Слайд 13

СПОРТИВНЫЙ ВЕЛОСИПЕД

Слайд 14

ТАНДЕМ – ДВУХМЕСТНЫЙ ВЕЛОСИПЕД

Слайд 15

ПОДРОСТКОВЫЙ ВЕЛОСИПЕД

Слайд 16

ДЕТСКИЕ ВЕЛОСИПЕДЫ

Слайд 17

Специальные велосипеды

Слайд 18

Водный велосипед

Слайд 19

Физкультминутка

Слайд 20

Велосипед будущего

Слайд 21

Для чего современному человеку велосипед?

Слайд 22

«Верю – не верю» 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 23

Велосипед Устройство История Безопасность Применение

Слайд 24

Зелёный винтик – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой; Желтый винтик – в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен; Красный винтик – допущено много ошибок, работой не доволен.

Слайд 25

СПАСИБО за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Конспект урока окружающего мира Тема "Золотое кольцо России (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: закрепление  представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....

Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о городах «Золотого кольца», знакомство с их достопримечательностями. Планируемые результаты Предметные:  знать города золотого...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о городах золотого кольца России; формирование бережного отношения к истории России. Планируемые результаты Предметные:  знать все города входящие в...