урок по окружающему миру в 3 классе по теме:"Какие предметы окружали людей в старину".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Черкашина Ирина Богдановна

Создание условий для знакомства с русской крестьянской избой и старинными предметами быта русского человека в разные эпохи, 
 развитие умений работать со справочной литературой, развитие способностей анализировать и делать выводы, 
 привитие уважения к образу жизни русского народа в стародавние времена, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_po_teme.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме:

"Какие предметы окружали русских людей".

УМК "Начальная школа XXI века".

3-й класс

Цели:

– создание условий для знакомства с русской крестьянской избой и старинными предметами быта русского человека в разные эпохи, 
– развитие умений работать со справочной литературой, развитие способностей анализировать и делать выводы, 
– привитие уважения к образу жизни русского народа в стародавние времена.
Оборудование:  учебник “Окружающий мир” 3-й класс, толковые словари, каточки со словами из пословицы, компьютер, аудиозапись.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вам желаю доброго пути! 
На урок , чтоб было радостно идти! 
Приведет, конечно, добрый путь 
Непременно к доброму чему-нибудь!

2. Проверка домашнего задания.

Непременно к доброму, потому что мы на последних уроках окружающего мира мы говорим с вами о жизни людей на Руси.

– А с какой целью мы с вами знакомимся с жизнью наших предков? (Ответы детей.)
– Что вы готовили дома? 
– Как отдыхали наши предки? 
– Вспомните и назовите русские народные песни, игры. 

3. Целеполагание.

– Откройте и исследуйте страницу 51 учебника. Определите тему урока.

Тема: Какие предметы окружали русских людей?

– Поставьте цели на урок.

Цели: знакомство с жильем крестьянина и предметами быта.

Учитель: мы с вами сейчас живем в домах, благоустроенных квартирах. А раньше люди жили в избах. Вам знакомо слово изба? Найдите в толковом словаре понятие слова изба. (Дети находят и зачитывают понятие).

4. Изучение нового материала.

Собираясь строиться крестьянин сам рубил деревья поздней осенью или ранней весной, когда жизнь в дереве замирает. Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она то и дала название своей постройке “ИЗБА” . Слово “изба” произошло от древнего “ИСТЪБА”, “ИСТОПКА”.

“Скажи, какой у тебя дом, и я скажу где ты живешь”– гласит русская пословица. И в этом мы сейчас убедимся.

А) Работа в группах.

– Учебник с. 57 (каждая группа работает над одной иллюстрацией и рассказывает о жилище людей в разные эпохи от 8 до 19 века).

Подведение итога работы в группах.

Физкультминутка.

Звучит аудиозапись.

Беседа:

– Почему изба называлась курной? 
– Что значит изба топилась по черному? 
– Какую пользу приносил дым?

Дети выступают в роли экскурсоводов и рассказывают о русской печи, о красном угле, о сундуках.

Рассказ учителя о старинных предметах : прялке, рубель, ухваты, саднике, чугунах, гребнях, шкаф для одежды, буфет для посуды и др..

– Что интересного взяли для себя?

Вы должны найти карточки со словами пословицы и составляем эту пословицу. (“Догадлив крестьянин, на печи избу поставил”.)

– Объясните смысл этой пословицы.

Вывод:

– Что является основой русской избы? 
– Чем являлась печь для крестьянина? (Кормилица, защитница от холода, лекарь.) 
– Какие элементы (предметы) были обязательны в каждой русской избе? (Печь, красный угол,  большой прямоугольный стол, лавки, предметы посуды.)

Звучит музыка.

А сейчас я предлагаю вам перенестись в эпоху Московской Руси. Какие это века? (15–17 в.)

Работа с рубрикой “Картинная галерея” по учебнику на с.60

5. Итог урока

– К чему доброму привел сегодняшний урок? Что нового и интересного узнали? Какой вывод вы сделали для себя?

6. Рефлексия.

– Оцените свою работу на уроке. Что хотели бы узнать на следующем уроке?

7. Домашнее задание

Составить рассказ на тему “Моя изба” (представьте, что вы жители Древней Руси).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»

На уроке дается  первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс на тему:"Какие животные обитают на Земле". Программа Начальная школа 21 века.

Данный урок предназначен для обучающихся 2 класса.  Обучающиеся познакомятся с названиями групп животного мира: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся. К уроку прелагается учеб...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Какая бывает промышленность"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема:«Какая бывает промышленность»Цели деятельности учителя: формирование представления о различных отраслях промышленности и их характеристики....

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс по теме "Кто нас окружает?"

Занимательный материал по теме "Кто нас защищает?" 2 класс. Можно использовать как викторину на уроке...

Урок с использованием дистанционных технологий по окружающему миру 2 класс на тему «Какие бывают животные»

Способы взаимодействия (обмена информацией, выполненными заданиями, контроль) между учителем и обучающимся:Взаимодействия между «учителем» и «учеником» осущ...

Самостоятельная работа по окружающему миру "Какие предметы окружали людей в старину?"

По окружающему миру в 3 классе по УМК "21 век" есть очень интересная тема  -- "Какие предметы окружали людей в старину?".Детям всегда интересно, как жили люди раньше, во что о...