Рабочая программа 2-го класса УМК "Школа России" Окружающий мир
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Родина Жанна Николаевна

Разработка рабочей программы 2-го класса Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._pr._po_okr._mir.doc332 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, составленной на основании  авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (М.: Просвещение, 2011г.)

(Сборник  рабочих  программ «Школа России».  1-4 классы.  М.: Просвещение ,  2011г.)

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Общая характеристика предмета

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся , к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Место предмета в учебном плане

  • Согласно базисному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч. Из них во  2 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели ).
  •  Количество проверочных работ – 6
  • Количество экскурсий – 3
  • Количество практических работ – 6
  • Количество проектов - 6

         

  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

•Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

•Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм

•Наука как часть культуры, отражающая человеческое   стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

•Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка  и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

•Человечество как многообразие народов, культур, религий.

•Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

•Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой  родине, в осознанном желании служить Отечеству.

•Социальная солидарность как признание свободы личной  и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям

•Гражданственность как личная сопричастность идеям

правового государства, гражданского общества, свободы со        вести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

•Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению, и жизнеспособности российского общества.

•Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

•Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

•Здоровый образ жизни в единстве составляющих здоровье физическое, психическое, духовно и социально- нравственное.

•Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому  себе и окружающим людям.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

Уобучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе, понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
  • установка на безопасный, здоровый образ на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;                                          
  •  бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовных ценностей

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения , проектные задания с помощью взрослых  составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
  • приводить примеры народов России;
  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;
  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  • оценивать отношение людей к окружающему миру;
  • различать объекты и явления неживой и живой природы;
  • находить связи в природе, между природой и человеком;
  • проводить наблюдения и ставить опыты;
  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;
  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей  узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
  • различать виды транспорта;
  • приводить примеры учреждений культуры и образования;
  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
  • приводить примеры семейных традиций;
  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
  • ориентироваться на местности разными способами;
  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;
  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны

Содержание учебного предмета.

Раздел «Где мы живём?» (4 ч)

Родная страна

Знакомство с целями и задачами раздела   и  урока.   Имя  родной  страны — Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональная страна. Государственный язык

  Город и село

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село). Проект «Родной город (село)». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы  

 Природа и рукотворный мир

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Раздел «Природа» (20 ч)

Неживая и живая природа

Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой

Явления природы

Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха,   воды,  тела  человека.  Термометр — прибор для измерения температуры. Виды термометров

Что такое погода

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и   научные предсказания погоды

В гости к осени (экскурсия)

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе

В гости к осени (урок)

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь

Звёздное небо

Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак

Заглянем в кладовые земли

Горные породы и минералы. Гранит и его состав

Про воздух и про воду (2 ч)

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека.

Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных  и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека

Какие бывают растения

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека

Какие бывают животные

Многообразие животных. Насекомые, рыбы,  птицы,  звери,  земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни

Невидимые нити

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей

Дикорастущие и культурные растения

Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях

Дикие и домашние животные

Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных

Комнатные растения

Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями

Животные живого уголка

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека

Про кошек и собак

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев

Красная книга

Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и живот-

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение  заданий,  обсуждение способов и сроков работы

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной опенки своих достижений

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

Что такое экономика

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги

Из чего что сделано

Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей

Как построить дом

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения

Какой бывает транспорт

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта

Культура и образование

Учреждения  культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа , лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России — Кунсткамер

Все профессии важны. Проект «Профессии»

Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

В гости к зиме (экскурсия)

Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе

В гости к зиме (урок)

Зимние явления в неживой и живой природе

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Презентация проектов «Родной город (село)».  «Красная  книга,  или Возьмём под защиту», «Профессии»

Представление результатов  проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Раздел «Здоровье и безопасность» ( 9 часов)

Строение тела человека

Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа

Если хочешь быть здоров

Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами

Берегись автомобиля!

Правила безопасного  поведения  на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы)

Школа пешехода

Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС)

Домашние опасности

Правила безопасного поведения в быту

Пожар

Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону

На воде и в лесу

Правила безопасного  поведения  на  воде и в лесу

Опасные незнакомцы

Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных  Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Раздел «Общение » (7 ч)

Наша дружная семья                                                                                                                                                Знакомство с целями и задачами раз- дела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты Взаимоотношений в семье

Проект «Родословная»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

В школе

Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы

 Правила вежливости

Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте

Ты и твои друзья

Правила поведения в гостях

Мы — зрители и пассажиры

Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Раздел «Путешествие» ( 18 ч)

   Посмотри вокруг                                                                                                            

Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли

Ориентирование на местности

Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам.    Компас — прибор    для определения сторон горизонта.  Как пользоваться компасом

Формы земной поверхности

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор Водные богатства

Водные богатства нашей планеты : океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря

В гости к весне (экскурсия)

Наблюдения над весенними явлениями природы

В гости к весне (урок)

Весенние явления в неживой и живой природе

Россия на карте

Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте

Проект «Города России»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение  заданий,  обсуждение способов и сроков работы

Путешествие по Москве

Москва — столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы                                                            

  Московский Кремль

Московский Кремль — символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади                             Город на Неве

Санкт-Петербург — северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания

Путешествие по Оке 1

Старинные русские города, расположенные на реке Оке: Орёл, Калуга, Таруса,  Серпухов,  Пущино,  Коломна, Рязань,  Муром,  Нижний  Новгород. Приокско-Террасный заповедник

Путешествие по планете

Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте

Путешествие по материкам

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия

Учебно- тематическое планирование

№п\п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе на:

Уроки

Практические  работы

Экскурсии

Проекты

1.

Где мы живём

4

3

1

2.

 Природа

 20

14

4

1

1

3

Жизнь города и села

10

9

1

1

4.

Здоровье и безопасность

9

1

5.

Общение

 7

6

1

6.

Путешествия

18

14

1

1

2

                                                          Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела( темы), тема урока

Кол-

во ча-

сов

        Дата                                                            

           Характеристика

    деятельности учащихся

План.

Факт.

Раздел «Где мы живём?» (4 ч)

1

Родная страна.

1

3.09

-понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

  - различать государственные символы России (герб, флаг, гимн),

-отличать  герб и флаг России от гербов и флагов других стран;

- исполнять гимн  Российской Федерации;

  -анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны;

 приводить примеры народов России;

различать национальные языки и государственный язык России;

 обсуждать, почему народы России называют братскими;

- работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов;

 - формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

2

Город и село. Проект «Родное село»

1

5.09

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;

- работать в паре: находить изображения города и села,

 обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и  коррекцию; рассказывать о своем городе (селе) по плану;

- работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры от сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ;

- рассказывать о своем доме по плану;

- формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

3

Природа и рукотворный мир.

1

10.09

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  

- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

- работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира,

 обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради;

- работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру,

 рассказывать о своем отношении к окружающему;

- обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;

- формулировать выводы из изученного материала.

4

Проверим себя и оценим свои достижения. Тестирование  по разделу «Где мы живём?»

1

12.09

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

ПРИРОДА 20 Ч

ПРИРОДА 20 Ч

5

Неживая и живая природа

1

17.09

-  понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;  классифицировать объекты природы по существенным признакам;

различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию;

 приводить примеры объектов живой и неживой природы;

 заполнять таблицу в рабочих тетрадях; работать в паре:

 анализировать существенные признаки живых существ,

 обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; устанавливать связи между живой и неживой природой; формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

6

Явления природы.

Практическая работа

 знакомство с устройством термометра

1

19.09

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 работать в паре: различать объекты и явления природы,

 рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о  природных явлениях;

 приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям;

 рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;

практическая работа: знакомиться с устройством термометра,

 проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;

 формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

7

Что такое погода

1

24.09

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

 характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

 приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.);

работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;  сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

 формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

работать со взрослыми:

 вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»;

использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки;

 составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи.

8

Экскурсия «В гости к осени»

1

26.09

- понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить;

 наблюдать изменения в неживой и живой природе,

 устанавливать взаимозависимость между ними;

 определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц еще можно наблюдать в природе);

оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

9

В гости к осени.

Осенние явления в живой и неживой природе

1

1.10

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе,

 выступать с сообщениями по изученному материалу;

 рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

 сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии;

 прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе;

 дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека;

 работать со взрослыми: вести наблюдения в природе,

подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»; формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

10

Звёздное небо

1

3.10

- понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

 находить на рисунке знакомые созвездия; сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий;

 моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

 знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку; работать со взрослыми: наблюдать звездное небо,

 находить на нем изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем;

 находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;

 формулировать выводы из изученного материала.

11

Заглянем в кладовые земли.

Практическая работа

исследование с помощью лупы состава  гранита

1

8.10

- понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

 -практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

- различать горные породы и минералы;

- работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов,

готовить краткие сообщения о них;

- читать и обсуждать отрывок из книги А.Е.Ферсмана  («Моя коллекция»);

- формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

12

Про воздух и про воду

Значение воздуха для растений

1

10.10

- понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

- рассказывать о значении воздуха  и воды для растений, животных и человека; работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

 описывать эстетическое воздействие созерцания неба  и водных просторов на человека;

наблюдать небо за окном и рассказывать о нем, пользуясь освоенными средствами выразительности;

 работать со взрослыми

: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае;

 наблюдать небо,  водные пейзажи, описать свои впечатления;

 готовить фоторассказы о красоте неба и воды;

 формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

13

Про воздух и про воду

Вода, её распространение в природе

1

1510

14

Какие бывают растения

1

17.10

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

устанавливать по схеме различия между группами растений;

 работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

 приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

 определять растения с помощью атласа-определителя;

 оценивать эстетическое воздействие растений на человека;

 работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений;

формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

15

Какие бывают животные

1

22.10

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре:

 соотносить группы животных и их существенные признаки;

- работать в группе: знакомиться с разнообразием животных,

 находить в рассказах новую информацию о них,

 выступать с сообщениями;

- сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зеленые страницы»,

 выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;

 - формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

16

Невидимые нити

1

24.10

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;

- работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи;

 выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

- читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете»,

 делать вывод о необходимости бережного отношения к природе  и сохранения природных связей;

 - формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

17

Дикорастущие и культурные растения

1

29.10

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений;

 классифицировать культурные растения по определенным признакам;

- находить новую информацию в текстах о растениях,

 обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;

- сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

18

Дикие и домашние животные

1

31.10

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сравнивать и различать диких и домашних животных,

 обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- работать в группе:

 приводить примеры диких и домашних животных,

 моделировать  значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе ними;

- находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»;

- сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

19

Комнатные растения

Практическая работа: освоение приёмов ухода за комнатными растениями

1

12.11

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- узнавать комнатные растения на рисунках осуществлять самопроверку;

- работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса

 находить в атласе-определителе информацию о них;

- оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;

- практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией.

- формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

20

Животные живого уголка

Практическая работа освоение приёмов ухода за животными живого уголка 

1

14.11

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними в своем доме;

- работать в паре:

 определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения;

- рассказывать о своем отношении к животным живого уголка,

объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

- практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями;

характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;

- формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

21

Про кошек и собак

1

19.11

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем;

 - приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя;

- обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;

- работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий

 составлять словесный  портрет своего питомца,

 извлекать из дополнительной литературы нужную информацию,

 составлять общий план рассказа о домашнем питомце);

- формулировать выводы из изученного материала

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

22

Красная книга

1

21.11

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре:

 выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;

- работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге;

 составлять общий план рассказа о редком растении и животном;

 рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;

- работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу;

 подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

23

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

1

26.11

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе,

 рассказывать о них;

- знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил;

 предлагать аналогичные правила, рисовать  условные знаки к ним;

- читать и обсуждать рассказ Ю.Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»;

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы,

 оценивать свои достижения на уроке.  В ходе выполнения проекта дети учатся:

распределять обязанности по выполнению проекта;

 извлекать информацию из различных источников; готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации)

 составлять  собственную Красную книгу; презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;

 оценивать свои достижения в выполнении проекта.

24

Проверим себя и оценим свои достижения. Тестирование  по разделу «Природа»

1

28.11

Жизнь города и села  9 часов

Жизнь города и села  9 часов

25

Что такое экономика

1

3.12

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

 работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом;

 извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения;

читать предложенный текст,

 находить в нем ответы на поставленные вопросы,

 формулировать собственные вопросы к тексту,

оценивать ответы одноклассников;

определять по фотографии деньги разных стран; работать со взрослыми:

 находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение;

формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

26

Из чего что сделано

1

5.12

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; классифицировать предметы по характеру материала,

 обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;  работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки,

 моделировать их, 

составлять рассказ,

 приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий;

- формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

27

Как построить дом

1

10.12

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов; работать в паре:

 сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;

 узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы,

 объяснять их назначение, проводить самопроверку,

 рассказывать о строительных объектах в своем городе (селе);

читать текст учебника,

 находить названные в нем машины на рисунке,

рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту,

 оценивать ответы одноклассников; формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

28

Какой бывает транспорт

1

12.12

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации,

анализировать схемы и

выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида);

 узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова,

 соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова,

 обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию;

 запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03;

работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников,

 составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

29

Культура и образование

1

17.12

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 различать учреждения культуры и образования;

узнавать их по фотографиям,

- приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе  в своем регионе;

извлекать из текста учебника нужную информацию,

 предлагать вопросы к тексту,

 отвечать на вопросы одноклассников; обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;

работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору);

формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

30

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1

19.12

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;

работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях;

обсуждать  роль людей различных профессий в нашей жизни; читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий;

- формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся: распределить обязанности по подготовке проекта

интервьюировать респондентов об особенностях их профессий;

подбирать фотографии из семейных архивов;

составлять рассказы о профессиях, собирать материал в «Большую книгу профессий».

презентовать работы;

оценивать результаты выполнения проекта.

31

Экскурсия «В гости к зиме»

1

24.12

- понимать учебную задачу экскурсии и стремиться ее выполнить;

 наблюдать над зимними погодными явлениями;

 обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;

 исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

 определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»;

 распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

наблюдать поведение зимующих птиц; формулировать выводы по материалу экскурсии;

оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии.

32

В гости к зиме. Зимние явления в живой и неживой природе»

1

26.12

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведенными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы;

 работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»;

 работать со взрослыми: вести наблюдения в природе,

 фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»;

 подкармливать зимующих птиц; формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

33

Проверим себя и оценим свои достижения. Тестирование  по разделу «Жизнь города и села»

1

14.01

- выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность – неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

34

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

1

16.01

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

  - обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Здоровье и безопасность  9 часов

Здоровье и безопасность  9 часов

35

Строение тела человека

1

21.01

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека;

моделировать внутреннее строение тела человека;

 работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста,

 оценивать ответы одноклассников;

формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

36

Если хочешь быть здоров…

1

23.01

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 рассказывать о своем режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника;

обсуждать сбалансированное питание школьника;

 работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку;

 формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены,

 выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными;

демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами;

формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

37

Берегись автомобиля!

1

28.01

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 анализировать представленную на рисунке дорожную ситуацию,

 выбирать из предложенных подходящий дорожный знак ,

объяснять свое решение;

работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков,

 обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию;

-выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу;

 моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку;

оценивать свои достижения на уроке.

38

Школа пешехода Практическая работа соблюдение изученных правил безопасности

1

30.01

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

- практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

- формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

39

Домашние опасности

1

4.02

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

- работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков,

 узнавать («расшифровывать»)  правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике;

- формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

40

Пожар

1

6.02

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; характеризовать пожароопасные предметы (раскаленные предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь);

запомнить правила предупреждения пожара;

 моделировать вызов пожарной охраны  по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС;

работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;

читать и обсуждать рассказ «Горит костер» в книге «Великан на поляне»;

работать со взрослыми:

находить в Интернете информацию о работе пожарных,

 готовить сообщение;

 формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

41

На воде и в лесу

1

11.02

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

- запомнить правила поведения во время купания;

- работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы,

 обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию;

- находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»);

- определять с помощью атласа- определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку;

- формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

42

Опасные незнакомцы

1

13.02

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать, потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника);

 предлагать и обсуждать варианты  поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами;

- моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС;

- работать в группе: по материалам учебника

осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных,

моделировать их в ходе ролевых игр;

- работать со взрослыми:

 обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии  с рассказами в учебнике;

- формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

43

Проверим себя и оценим свои достижения. Тестирование  по разделу «Здоровье и безопасность»

1

18.02

- выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность – неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Общение -7 часов

Общение -7 часов

44

Наша дружная семья

1

20.02

- понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

- формулировать понятие «культура общения»;

- обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

- моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов;  

- формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

45

Проект «Родословная»

1

25.02

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;

- отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате);

- составлять родословное древо семьи;

- презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;

- оценивать свои достижения.

46

В школе

1

27.02

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать о своем школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

- обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

- формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

- оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах;

- моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах;

- формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

47

Правила вежливости

1

4.03

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

- формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

- моделировать ситуации общения в различных ситуациях;

- формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

48

Ты и твои друзья

1

6.03

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

- обсуждать  проблему подарка в день рождения друга;

- обсуждать  правила поведения за столом;

- моделировать правила поведения за столом (практическая работа);

- формулировать правила этикета в гостях;

- формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

49

Мы – зрители и пассажиры

1

11.03

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая;

- обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника;

- формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

50

Проверим себя и оценим свои достижения. Тестирование  по разделу «Общение»

1

13.03

- выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность – неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Путешествие 18 ч

Путешествие 18 ч

51

Посмотри вокруг

1

18.03

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- анализировать иллюстрации учебника, показывающие линию горизонта;

- освоить названия основных и промежуточных сторон горизонта;

- моделировать  стороны горизонта;

- сопоставлять вид Земли с самолета (аэрофотосъемка) с видом Земли из космоса, показывающим шарообразность Земли;

- актуализация знаний о форме Земли и глобусе как модели земного шара;

- формулировать вывод о форме Земли;

- формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

52

Ориентирование на местности

1

20.03

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- моделировать ориентирование в городе (селе) по рисунку учебника;

- рассказывать, что является ориентированием в своем городе (селе) по дороге в школу;

.

53

Компас –прибор для определения сторон горизонта Практическая работа. знакомство с устройством компаса и правилами его работы.

1

1.04

- знакомиться с устройством компаса, научиться находить по компасу направление на север в ходе практической работы;

- знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по густоте веток деревьев и камнях, по таянию снега на склонах оврага и т.д.;

- формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

54

Формы земной поверхности

1

3.04

. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм рельефа;

- анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе (физической карте);

- сопоставлять признаки и составные части холма и горы, выявлять общее и отличия;

- рассказывать о рельефе местности своего региона;

 - обсуждать эстетическое воздействие гор на человека по рассказу Н.И.Сладкова;

- формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

55

Водные богатства

1

8.04

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать водоемы естественного  и искусственного происхождения; определять водоемы по описанию;

- работать в паре: анализировать схему частей реки,

 рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

- обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К.Д.Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям);

 - работать со взрослыми:

 готовить фоторассказ на тему «Красота моря»;

- формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

56

Экскурсия «В гости к весне»

1

10.04

. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением первоцветов, появлением первых птиц и т.д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека; оценивать свои достижения на экскурсии.

57

В гости к весне. Весенние явления в живой и неживой природе.

1

15.04

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- опираясь на наблюдения во время экскурсии,

 характеризовать весенние явления в неживой природе;

 определять с помощью атласа-определителя «От земли до неба» весенние первоцветы;

обсуждать материалы книги «Зелёные страницы» о первоцветах;

 определять с помощью атласа-определителя насекомых, перелетных птиц, появляющихся весной; характеризовать взаимосвязь весенних явлений в неживой и живой природе, моделировать эти взаимосвязи в виде схем;

заполнять «Научный дневник», отмечая весенние явления в природе;

 составлять фотоальбом весенних пейзажей .

формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

58

Россия на карте

1

17.04

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте стороны горизонта, границы России;

- соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России; анализировать цветовое выражение рельефа России на физической карте; находить на физической карте России условные значки и соотносить их со значениями значков, данных в учебнике; учиться правильно

показывать объекты, работая у настенной карты;

- формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

59

Проект «Города России»

1

22.04

. В ходе работы над проектом дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта; в дополнительной литературе и Интернете

  находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

 составлять презентацию своего исследования, снабдив ее фотографиями (открытками, слайдами);

презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе);

оценивать достижения свои и товарищей; оформлять стенд «Города России».

60

Путешествие по Москве

1

24.04

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с их местоположением на плане города; рассказывать о достопримечательностях Москвы посвоим впечатлениям или фотографиям;

 отличать герб Москвы от гербов других городов;

 формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

61

Московский Кремль

1

29.04

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

опознавать достопримечательности Кремля и

 соотносить их с местоположением на плане Кремля;

- сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинках А.Васнецова;

рассказывать о памятниках Кремля и Красной площади по своим впечатлениям или по фотографиям в учебнике и рабочей тетради;

 извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Кремля и Красной площади и готовить о них сообщения по предложенному плану.

формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

62

Город на Неве

1

1.05

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с их местоположением на карте города;

 рассказывать о достопримечательностях Санкт-Петербурга по своим впечатлениям или по фотографиям учебника и рабочей тетради;

 отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов, сходных с ним;  обсуждать рассказ «Петропавловская крепость»;

 составлять план статьи об истории Медного всадника в виде вопросов к одноклассникам;

подготовить рассказы о достопримечательностях Санкт-Петербурга, используя дополнительную литературу.

формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

63

Путешествие по планете

1

6.05

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 различать на глобусе и карте изображения материков и океанов; соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с их местоположением на карте мира;

 формулировать выводы из изученного материала,

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

64

Путешествие по материкам

1

8.05

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 находить положение континентов на карте мира;

 характеризовать особенности каждого из континентов соотносить иллюстрации учебника с текстом;

 опознавать континент по словесному описанию; пользуясь дополнительной литературой,

 подготовить сообщение об Антарктиде.

формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

65

Страны мира. Проект «Страны мира»

1

13.05

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

находить территорию России на политической карте мира и усвоить ее цветовое обозначение;

соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран (Франции, США, Китая, Индии, Японии, Венгрии) с местоположением этих стран на политической карте и цветовым обозначением;

находить на политической карте определенные страны (Канада, Бразилия, Ангола);

приводить примеры стран, расположенных на разных континентах, пользуясь политической картой мира; пользуясь дополнительной литературой, определять, какой стране принадлежат флаги стран,

формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: распределить обязанности по выполнению проекта;

 подготовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах;

 подобрать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды).

презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций;

 оценивать свои достижения в выполнении проекта.  

66

Впереди лето

1

15.05

 - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

определять цветущие летом травы, насекомых и животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; обсуждать материалы книги «Великан на поляне» («Разговор в лесу»);

приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

 рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;   -за лето подготовить фоторассказы «Красота лета», «Красота животных».

формулировать выводы из изученного материала,

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

67

Проверим себя и оценим свои достижения. Тестирование  по разделу «Путешествия»

1

20.05

- выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность  неправильность предложенных ответов;

   формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

1

22.05

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

                            Всего: 68 часов

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

материально-техническое  обеспечение образовательного процесса

№ п./п.

    Содержание

Класс

    Автор

   Название  

 Издательство

Год издания

Библиотечный фонд

  1.

Сборник рабочих программ УМК «Школа России»1-4 классы

  2

 А.А.Плешаков

 

Комплекая программа

М.:Просвещение

 2011 г.

   2.

Программа

  1-4

Р.Р.Хайрутди

  нов

Физическая культура Рабочие программы по учебнику В.И.Ляха

«Учитель»

 2012 г.

  3.

Учебник

1 - 4

В.И.Лях

Физическая культура

М.:Просвещение

 2011 г.

4.

Методическая литература

Н.И.Дереклеева

«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы»,

Москва «Вако»

2007г.

5.

Методическая литература

 А.Ю.Патрикеев

«Подвижные игры 1-4 классы»,

Москва,«Вако»

2009г.

6.

Методическая литература

Г.П.Попова

«Дружить со спортом и игрой»,

Волгоград «Учитель»

2008г.

Печатные пособия и материальное обеспечение

7. таблицы стандартов физического развития и физической подготовки.

8.плакаты методические

9.портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения.

10.Перекладина гимнастическая

11. Стенка  гимнастическая

12. Скамейка гимнастическая

13. Мячи :набивные, малые( теннисные, мягкие), баскетбольные

14. Палки  гимнастические

15. Скакалки детские

16. Маты  гимнастические

17. Кегли, обручи

18. Канат

19. Лыжи, палки для лыж

20. Кольца пластмассовые разного размера;

21. Планка и стойка для прыжков в высоту

22. рулетка измерительная (10 м, 50 м)

23. Щиты с баскетбольными кольцами

24. Сетка волейбольная

25. Футбольные ворота

Информационные средства

26. Ресурсы интернета:

27.Видеофильмы, соответствующие тематике программы по физической культуре.

28.Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по физической культуре.

Технические средства обучения

29.  Музыкальный центр

30.  Магнитная доска.

31.  МФУ

32.   Ноутбук

33.  Проектор

34.  Экспозиционный экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...